ФОТОГАЛЕРЕЯ ВИДЕО АУДИО БИБЛИОТЕКА
Rus Eng Az Lz

Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Особое мнение

III Очередной Съезд ФЛНКА

Повестка дня III очередного Съезда ФЛНКА 

23 июня 2007 года.                         г.Москва

10.00 – открытие Съезда

  1. Избрание мандатной комиссии Съезда
  2. Информация председателя мандатной комиссии и утверждение протокола №1 и  №2 Мандатной комиссии
  3. Отчет Президента ФЛНКА А. П. Керимова «Об итогах работы ФЛНКА за отчетный период и предстоящие задачи»
  4. Утверждение доклада Президента ФЛНКА за отчетный период
  5. Отчет Председателя контрольно-ревизионной комиссии
  6. Избрание Президента ФЛНКА
  7. Избрание руководящих органов ФЛНКА:

      а) Избрание членов Совета ФЛНКА

      б) Избрание контрольно-ревизионной комиссии ФЛНКА

 

    8. Утверждение новой редакции Устава ФЛНКА

 

 

13.30   Кофе-брейк

  1. Принятие резолюции.
  2. Выступления делегатов, участников и гостей Съезда

 

15.30  Банкет для участников Съезда

Выступление Председателя мандатной комиссии

Уважаемые делегаты Съезда!

         Решением Cовета Федеральной лезгинской национально-культурной автономии (ФЛНКА) от 20 мая 2007 года был созван III очередной Съезд. Норма представительства на  III Съезде ФЛНКА 14 делегатов от каждой региональной национально – культурной автономии, являющихся членами ФЛНКА. Таким образом, на  III Съезд ФЛНКА прибыли все избранные делегаты. Выписки из протоколов конференций региональных национально – культурных автономий в части избрания делегатов  на  III Съезд ФЛНКА оформлены надлежащим образом и представлены мандатной комиссии.

         Из избранных на Съезд  делегатов прибыли, зарегистрировались в журнале регистраций делегатов и расписались в получении мандатов. Полномочия прибывших делегатов подтверждается. Кворум имеется. Съезд признается правомочным. Мандатная комиссия просит Съезд утвердить протоколы  мандатной комиссии.

Отчет Президента Федеральной лезгинской национально – культурной автономии А.П. Керимова на III Съезде
Уважаемые делегаты Съезда! Уважаемые гости!

 
          Лезгинский народ является одним из древнейших аборигенных народов игравший большую роль в политическом устройстве Закавказья и Северного Кавказа, в его экономическом, духовном и культурном развитии. Предками современных лезгин были народы, жившие на востоке Кавказа, в государстве Кавказская Албания, близкие друг к другу, как по языку, так и по культуре. За свою историю Албанское государство не раз подвергалось различным захватническим нашествиям римлян, персов. До VII в. нашей эры Кавказская Албания сумела сохранить свою целостность, несмотря на все попытки захватчиков. К VII в. относится завоевание Кавказской Албании арабами и распространение среди лезгиноязычных народов ислама. После арабского завоевания Албания была разделена на несколько административных единиц, в том числе и царство Лакс, население которого составляли вытесненные из равнинных областей лезгины и другие лезгиноязычные народы. XIII-XIV вв. отмечаются походами хазар, кыпчаков, монголов на лезгин. После татаро-монгольского нашествия в период XIV-XVIII вв. Кавказ не раз захватывался турками, персами. Так в результате подъема национально-освободительной борьбы лезгинских народов во главе с великим полководцем Хаджи-Даудом Мушкюрским была остановлена иранская экспансия и были разгромлены персидские захватчики во главе с иранским правителем Надир-шахом. В середине XVIII в. на территории расселения лезгиноязычных народов начали образовываться самостоятельные ханства, вольные общества. К концу XVIII в. почти все феодальные владетели осознали, что Россия по сравнению с Ираном и Турцией является более сильной и надежной опорой, и поэтому старались укрепить отношения с ней. С 1802 г. по 1804 г. многие ханства, в том числе и лезгинские, приняли русское подданство.
          В 60-е годы XIX в. произошли некоторые административные изменения. Самурский округ и Кюринское ханство вошли в состав Дагестанской области, а Кубинская провинция - в Бакинскую губернию. Ханства были ликвидированы, лезгины волей царских чиновников оказались разделенными между двумя губерниями, а затем и государствами. Это разделение сохраняется и по сей день.
          Два трагических момента для Российской государственности (1917 и 1991 г.г.) страшным образом сказались на судьбе лезгинского народа.
         В эпоху социализма, с рождением новых государств лезгины сначала разделились административными границами в пределах единого политического пространства СССР. С распадом СССР лезгины не по своей воле оказались в составе разных государств. Между южными и северными лезгинами установилась жесткая государственная граница. После распада СССР лезгинский народ попал под сильный прессинг с одной стороны вновь появившихся суверенных государств, а с другой стороны властно-экономических кланов. К сожалению, лезгинский народ не был готов к изменившейся политической системе, не смог сплотиться как единый этнос.
        Руководству Российской Федерации, Республики Дагестан и Азербайджанской республики не должна быть безразлична судьба лезгин, ибо от их благополучия во многом зависят взаимоотношения между нашими республиками и народами в целом. Руководству Республики Дагестан и Российской Федерации необходимо быть более последовательными и принципиальными в выполнении своих постановлений и решений по проблемам разделенного лезгинского народа и всего Южного Дагестана
        Лезгины были и остаются крупнейшим этносом Кавказа. Численность лезгин по неполным данным составляет более одного миллиона человек. Согласно переписи населения 2002 года на территории России проживает 411,5 тысячи лезгин. Общая численность лезгинских народов в России составляет 615,7 тыс. человек. В Азербайджане лезгины – второй по численности народ, по переписи 1999 года зафиксировано 178 тысяч. По данным экспертов в Азербайджанской республике проживает около 700 тысяч лезгин. Лезгины также проживают в Казахстане, Узбекистане, Киргизии, Туркмении и в других бывших республиках СССР.
        В настоящее время лезгинский народ состоит из 11 близкородственных народностей. Помимо лезгин в него входят также лезгиноязычные табасаранцы, рутульцы, агульцы, цахуры, удины, крызы, будухцы, арчинцы, хиналуги и хапуты.
        Лезгины и лезгиноязычные народы компактно проживают в десяти административных районах Дагестана: Агульском, Ахтынском, Дербентском, Докузпаринском, Курахском, Магарамкентском, Рутульском, Сулейман-Стальском, Табасаранском, Хивском, а также городах Махачкала, Каспийск, Дербент и Дагестанские огни.
         Общая площадь территории расселения лезгиноязычных народов составляет 34% всей территории Дагестана.
       В Азербайджанской Республике более 700 тысяч лезгин проживают в основном Кусарском, Кубинском, Хачмасском, Шемахинском, Исмаилинском, Кабалинском, Варташенском, Кахском, Закатальском и Белоканском районах, в городах Баку и Сумгаит.
      Многообразия национальных культур является условием существования общечеловеческой культуры. Каждая национальная культура является всеобщим достижением человечества, а уничтожение, какого либо народа или его культуры есть потеря для всего человечества в целом.

РАБОТА ФЛНКА ЗА ОТЧЕТНЫЙ ПЕРИОД

Уважаемые делегаты Съезда!

 

          Как вы знаете, ФЛНКА осуществляет свою деятельность в Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом « О национально – культурных автономиях», действующим законодательством РФ, своим Уставом, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
        Целями ФЛНКА является сохранение и развитие лезгин в России путем защиты их национально–культурных интересов, сохранение своей самобытности, родного языка, национальной культуры и образования на родном языке. Все эти вопросы должны решаться при взаимодействии ФЛНКА с заинтересованными государственными, общественными, коммерческими и некоммерческими организациями Российской Федерации и стран СНГ с целью решения задач национально–культурного развития лезгинского народа. Согласно Федеральному закону «О национально – культурных автономиях» и Уставу ФЛНКА имеет право готовить и вносить предложения в Государственную Думу, Администрацию Президента, Правительство РФ по решению национально–культурных проблем лезгин. На основе изложенного ФЛНКА содействует культурному объединению лезгинского народа, осуществляет консультации с федеральными органами исполнительной власти по проблемам лезгинского народа, участвует в подготовке нормативных и правовых актов, а также других решений, затрагивающих права и законные интересы лезгинского народа. 
          За отчетный период ФЛНКА удалось организовать поездку Депутатов Государственной Думы – членов комитета по делам национальностей в Республику Дагестан. Целью поездки являлось изучение актуальных этнополитических проблем лезгин и лезгиноязычных народов, компактно проживающих в данном регионе, и ознакомление социально–экономическим положением Южного Дагестана.
        В ходе поездки состоялись встречи с Председателем Народного Собрания Республики Дагестан (с нынешним Президентом М.Г. Алиевым), руководителями администрации районов Южного Дагестана и общественностью г. Дербента
           Также состоялась знакомство с ситуацией на Российско–Азербайджанской границе. В ходе встреч отмечалось, что в данном регионе накопилось много проблем. В Южном Дагестане за последние 15 лет не построено практически не одного промышленного предприятия, объектов здравоохранения, образования и дошкольных детских учреждений, финансируемых из бюджета.
            В целях решения основных проблем лезгин и лезгиноязычных народов Депутаты ГД считали целесообразным на федеральном уровне, разработать федеральную целевую программу «Лезгинские народы», где предусмотреть финансирование:
• агропромышленного сектора Южного Дагестана;
• программы по размещению вынужденных беженцев и переселенцев лезгинских семей в Дербентском районе, прибывающих из стран СНГ;
• объектов культурного и просветительского значения;
• программы по подготовке специалистов по филологии, истории, археологии, мифологии и культурному наследию лезгин и лезгиноязычных народов в системе образования РФ;
• А также поднять вопрос перед Правительством РФ об открытии консульства РФ в городе Кусары Азербайджанской Республики.

          Серьезную озабоченность депутатов вызвала ситуация на Российско – Азербайджанской границе в Магарамкентском районе РД. Людей заставляют переходить границу на коммерческой основе. Для перехода границы требуется от 4-х до 6-ти часов времени в условиях антисанитарии. Было отмечено, что в результате такого функционирования государственной границы страдает в первую очередь разделенный лезгинский народ, кроме того, у десятков тысяч граждан России пересекающих данную границу формируется негативное отношение к РФ. 
          По результатам поездки в Республику Дагестан депутаты Государственной Думы, представляющие комитет по делам национальностей, совместно с руководством ФЛНКА, подготовили расширенное Обращение по социально–экономическому положению лезгин и лезгиноязычных народов в Республике Дагестан и, за подписью председателя комитета по делам национальностей, направили на имя Президента РФ В. В. Путина, для принятия соответствующих мер. После изучения Обращения и приложенных к нему материалов Администрацией Президента были даны поручения Правительству РФ и Республики Дагестан принять соответствующие меры по улучшению ситуации в приграничных районах.
         ФЛНКА долгое время добивалась проведения в Государственной Думе Парламентских слушаний и круглого стола на темы: «Современные проблемы лезгин и лезгиноязычных народов, трансграничные связи и пути их решения» и «Современные проблемы разделенного лезгинского народа и пути их решения». С этой целью ФЛНКА обратилось к руководству ГД, Председателям комитетов по делам национальностей, по международным делам и комитету СНГ и связям с соотечественниками. 
         Однако в этом вопросе мы столкнулись с серьезными проблемами. Совет ГД дважды отклонил наше предложение. Причиной данных отклонений являлась позиция представителя Правительства РФ в Государственной Думе, который настаивал, чтобы мы убрали из текста названия слова «лезгины и лезгиноязычные народы». В результате долгих согласований с комитетами Государственной Думы мы пришли к мнению, что круглый стол нужно провести под названием «Национально–культурные особенности развития народов Южного Дагестана». После утверждения темы и даты проведения круглого стола Советом Государственной Думы, на двух заседаниях Совета ФЛНКА обсуждался вопрос подготовки круглого стола, определен круг лиц – докладчиков, содокладчиков, а также была сформирована рабочая группа. В рамках подготовки к круглому столу состоялась поездка руководства ФЛНКА в Дагестан, в ходе которой была проведена встреча с творческой интеллигенцией и журналистским коллективом редакции газеты «Лезги газет». Были проведены также встречи с ответственными должностными лицами Министерства национальностей РД и с некоторыми руководителями районов Южного Дагестана.
          11 декабря 2006 года в стенах Государственной Думы Комитетом по делам национальностей совместно с ФЛНКА был проведен «Круглый стол» на тему «Национально – культурные особенности развития народов Южного Дагестана». На заседании круглого стола приняли участие председатель Комитета по делам национальностей Е.Н Трофимов, депутаты ГД, председатель комиссии общественной палаты РФ, член корреспондент РАН В. Тишков, доктор социологических наук, заведующий сектором Кавказа Центра цивилизационных и региональных исследований РАН Энвер Кисриев, Директор института философии РАН, академик Абдусалам Гусейнов, заведующий сектором истории Арабских стран института Востоковедения РАН Аликбер Аликберов, представители Правительства РФ и Федеральных министерств, государственные и общественные деятели Москвы, Дагестана, Ярославля, Тюмени, Красноярска, Рязани, Краснодара и других регионов России, а также представители азербайджанской, еврейской, немецкой, татарской и других федеральных национально–культурных автономий.
          Участники обсуждения в итоговом документе «круглого стола» обратили внимание Правительства РФ и руководства Республики Дагестан в целях устойчивого развития районов Южного Дагестана осуществление целого ряда проектов и мероприятий политического, социально-экономического и этнокультурного характера, а именно оказание содействия в организации массового строительства социально - доступного жилья и создания рабочих мест, строительство современных спортивно – оздоровительных комплексов и объектов здравоохранения, в создании условий для лезгин желающих вернуться на историческую родину и т.д.
           В этой связи Совет ФЛНКА с обеспокоенностью воспринял выступление на круглом столе первого заместителя министра по национальной политике, внешним связям и информации Республики Дагестан Зикрулы Ильясова. В своем выступлении Ильясов подчеркнул: (цитирую его слова) «Дагестан по плотности своей не позволяет открыть двери для всех соотечественников, так что, к данному вопросу надо подходить очень осторожно». Что это означает? Выходит, что это есть официальное мнение руководство Дагестана. Лезгины из стран СНГ (Азербайджан, Туркмения, Казахстан, Узбекистан, Киргизия и Украина) не имеют права вернуться на свою историческую родину – Южный Дагестан. Они в лучшем случае могут вернуться в Ногайские степи, Дальний Восток или в Сибирские регионы РФ.
           В преддверие визита Президента РД Алиева М.Г. в мае месяце в Азербайджанскую Республику в Министерстве по национальной политике, внешним связям и информации Республики Дагестан прошло специальное совещание, посвященное предстоящей поездке. Выступивший на совещании заместитель Министра господин Ильясов порекомендовал президенту РД при встрече с руководством Азербайджана поднять вопрос о защите интересов азербайджанской диаспоры проживающей в городе Дербент, о необходимости открыть консульство Республики Азербайджана в г. Дербенте. Почему-то господин Ильясов, который был участником «круглого стола» в Государственной Думе, проигнорировал рекомендацию участников «круглого стола», и посчитал не нужным открыть консульство Российской Федерации в г. Кусары Азербайджанской Республики, для защиты интересов лезгинского населения Азербайджана.
         В итоговом документе круглого стола внимание Правительства РФ также было обращено на необходимость разработки комплексной программы социально–экономического развития Южного Дагестана, обратить особое внимание на этнокультурное многообразие региона, при этом учесть потребность районов Южного Дагестана, относящийся к группе регионов с низким уровнем социально – экономического развития. 
        Рекомендации круглого стола для принятия соответствующих мер направлены в Правительство РФ, Президенту и Правительству РД, в 10 федеральных министерств (из некоторых министерств получены ответы – министерство транспорта и Минсельхоза). Материалы круглого стола изданы ФЛНКА отдельной брошюрой.

Уважаемые делегаты Съезда!

          За отчетный период было проведено 20 заседаний Совета ФЛНКА и 16 заседаний Президиума Совета ФЛНКА. На заседаниях Совета ФЛНКА были утверждены план работы текущего года, обсуждались различные вопросы: проведение памятных дат, издание газеты «Лезгинские известия», проведение национального праздника лезгинского народа «Яран Сувар». ФЛНКА организовывала и провела праздничные концерты, посвященные национальному празднику лезгинского народа «Яран Сувар». Праздничные концерты проходили в Академии Государственной службы при Президенте РФ, Государственном Кремлевском дворце, в концертном зале гостиничного комплекса «Космос». На данных мероприятиях участвовали лучшие лезгинские музыкальные коллективы Дагестана и Азербайджанской Республики. В эту работу были привлечены лучшие представители музыкальной общественности.
          Показательным был праздничный концерт в Государственном Кремлевском Дворце с участием лезгинской диаспоры Москвы и Московской области проведенный в 2005 году в год 60-летия Победы в Великой Отечественной Войне, куда были приглашены гости представители всех народов Кавказа и России, а ветеранам были вручены памятные подарки. На концерте кроме представителей лезгинских музыкальных коллективов принимали участие творческие коллективы народов Кавказа и звезды Российской эстрады. Яран-сувар в Государственном Кремлевском Дворце посетили более 5-и тысячи наших соотечественников. Добрая традиция празднования Яран-Сувар в Москве заложенная ФЛНКА имело свое продолжение и в этом году. Праздничный концерт, посвященный Яран-Сувар в этом году прошел в гостиничном комплексе «Космос» на котором также принимали участие творческие коллективы народов Дагестана. 
           Все названные мероприятия были проведены благодаря нашим землякам, представителям среднего и малого бизнеса, многие из которых учувствуют на данном Съезде. Руководство ФЛНКА еще раз выражает благодарность представителям бизнеса за оказываемую поддержку и тесное сотрудничество.
           Уважаемые делегаты и гости Съезда!
         События, связанные с расстрелом участников мирной акции в апреле 2006 года в Докузпаринском районе РД также стали предметом обсуждения внеочередного заседания Совета ФЛНКА. На Совете было принято решение направить в Докузпаринский район представителя ФЛНКА вместе с корреспондентом газеты «Лезгинские известия», которые на месте ознакомились со сложившейся ситуацией, провели встречи с пострадавшими в ходе разгона мирной акции. На основании показаний участников митинга и просмотренной видеозаписи с места событий Советом ФЛНКА было принято Обращение на имя Министра внутренних дел, с просьбой разобраться в сложившейся ситуации и привлечь виновных к ответственности. Данные события в полном объеме были освещены в газете «Лезгинские известия».
         В связи с Докузпаринскими событиями 28 апреля 2006 года в Москве состоялась встреча руководства ФЛНКА с Президентом Республики Дагестан Алиевым Муху Гимбатовичем. Пользуясь, случаем, руководство ФЛНКА еще раз поздравили Муху Гимбатовича с избранием на высокую и ответственную должность – Президентом Республики Дагестан и пожелали ему успехов в нелегкой, но благородной деятельности на благо России и народов Дагестана. Затем делегация ФЛНКА высказала Президенту РД свою озабоченность ухудшением политической ситуации в Южном Дагестане в связи с событиями в Докузпаринском районе и высказала свою позицию, которая заключалась в крайне негативной оценке действий правоохранительных органов разогнавших участников мирной акции в такой жесткой форме. В ходе встречи нам удалось убедить Президента РД М.Г.Алиева об освобождении более 60-ти жителей Докузпаринского района, незаконно задержанных органами внутренних дел РД.  
         Далее делегация ФЛНКА с Президентом Дагестана обсуждали вопросы социально-экономического развития Дагестана в целом и в частности Южного Дагестана. В ходе встречи была достигнута договоренность о дальнейшем сотрудничестве.
      Как было упомянуто выше, ФЛНКА имеет свое печатное издание, общероссийскую независимую общественно-политическую газету «Лезгинские известия». Газета зарегистрирована в Министерстве по делам печати и средств массовой коммуникации. Газета «Лезгинские известия» освещает события и факты общественно-политической жизни РФ, пропагандирует историческое и культурное наследие лезгинского народа. К сожалению, за прошедший период издание газеты носила нерегулярный характер в связи с финансовыми проблемами, с которыми столкнулась ФЛНКА в своей деятельности. Но с марта 2006 года издание газеты носит постоянный характер и мы убеждены что впредь ситуация при которой издание сворачивалась, не повторится. Более того, ФЛНКА проведена большая работа по организации подписки газеты. В мае 2006 года был подписан договор с агентством «Роспечать», газете присвоены индексы, как на полугодовую, так и на годовую подписку, причем отдельно на юридических и физических лиц. Это дает возможность каждому желающему подписать газету в любом почтовом отделении на территории России. По данным агентства «Роспечать» по состоянию на 20 июня 2007 года газета имеет более 2-х тысяч постоянных подписчиков. Кроме того, подписан договор с агентством «Роспечать» по Республике Дагестан на розничную реализацию и распространение газеты «Лезгинские известия». Работа по организации подписки газеты будет продолжаться и уверен, «Лезгинские известия» займут достойное место в числе печатных изданий, из которых черпают информацию наши соотечественники. Я бы хотел особо отметить работу Красноярской и Тюменской ЛНКА. Благодаря их работе газета «Лезгинские известия» имеет в г.Тюмени 300, а в Красноярске около 250 подписчиков. Я призываю делегатов и участников Съезда внести свою лепту в дело популяризации нашей газеты.

Уважаемые делегаты Съезда!

          За отчетный период ФЛНКА была участником более 20-и всероссийских совещаний, круглых столов, научных конференций и парламентских слушаний. Из их числа можно выделить:
- парламентские слушания в Совете Федерации ФС РФ «О совершенствовании концепции государственной национальной политики РФ»;
- парламентские слушания в ГД РФ «Об основах государственной национальной политики РФ»;
- научная конференция в Министерстве регионального развития РФ «Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств: основные проблемы и перспективы ратификации»;
- круглый стол «Этническая преступность – миф или реальность». Внесенные ФЛНКА предложения легли в основу принятых рекомендаций по итогам вышеперечисленных мероприятий.
          В июне 2006 года состоялась встреча руководства ФЛНКА в посольстве Азербайджанской республики в Москве. Во время встречи было подчеркнуто, что одним из основных направлений деятельности ФЛНКА является укрепление культурных связей между лезгинами и азербайджанцами, которые веками живут вместе. После установления государственной границы между РФ и АР лезгины по обеим сторонам испытывают определенные трудности в общении друг с другом. Одной из задач ФЛНКА является развитие «народной дипломатии». В ходе встречи была достигнута договоренность поездки руководства ФЛНКА в АР. Однако, несмотря на достигнутые договоренности, данная поездка по неизвестным нам причинам не состоялась. Надеемся, что поездка все-таки в скором будущем состоится.
           Законодательство РФ в сфере национальной политики, основа которого была заложена в 90-е годы, не в полной мере отражает современные потребности многонационального общества. Затягивается принятие базового Федерального закона, устанавливавшего основные принципы государственной национальной политики. Отсутствие в законодательстве РФ гарантий государственной поддержки национально-культурных автономий за счет федерального бюджета не способствует их развитию и участию в гармонизацию национальных отношений. В повышение роли общественных институтов со стороны государства требуется создание необходимых правовых и организационных условий. Следует отметить недостаточную скоординированность действий органов государственности власти в сфере национальной политики, иногда создает серьезные препятствия в работе национально-культурных автономий. Так, к примеру, не смотря на поручения Правительства РФ и распоряжения собственника – Минимущества РФ, о выделении офисного помещения ФЛНКА для полноценного функционирования, отдельные чиновники до сих пор препятствуют передаче здания ФЛНКА для проведения капитального ремонта и использования под офис. Как вам известно, такая ситуация продолжается не первый год. За это время ФЛНКА с целью защиты своих прав участвовала в более чем 19-и судебных заседаниях. ФЛНКА вынуждена была даже провести пикет на Славянской площади г. Москвы против действий некоторых высокопоставленных чиновников Росимущества. После положительных судебных решений в настоящее время ФЛНКА в отведенный по закону срок подготовила проектно-сметную документацию по ремонту и реконструкции здания. Собственник (Росимущество) утвердил представленные ФЛНКА документы. Однако балансодержатель упорно не согласовывает утвержденные собственником ремонтные работы. В этой связи Росимущество назначило комплексную проверку балансодержателя. В целях разрешения данного вопроса у меня были встречи с руководством Росавиакосмоса и заместителем полномочного представителя Президента РФ в Центральном Федеральном Округе. Для решения данного вопроса и обсуждения предстоящего Съезда ФЛНКА 09 июня 2007г. состоялась встреча с Министром регионального развития РФ В.А.Яковлевым. Уверен, что ситуация сложившаяся вокруг офисного здания скоро разрешится положительно.

Уважаемые делегаты!

 

          Конечно, нельзя сказать, что нам удалось осуществить все запланированные и намеченные за отчетный период программы и мероприятия. И на то есть объективные и субъективные причины.
         И в этом отношении в рамках реализации концепций государственной национальной политики Российской Федерации государственная поддержка национально – культурных автономий за счет средств федерального бюджета способствовало бы реализацию наших программ.

          Для решении проблем разделенного лезгинского народа, нам необходимо уйти от мелких, незначительных обид и интриг, а сплотиться как единый этнос и совместно решать наши насущные проблемы. Я всех вас призываю к этому.

           Благодарю всех делегатов за внимание. Желаю вам успехов в вашей деятельности! 

Резолюция III Съезда Федеральной лезгинской национально – культурной автономии 

23 июня 2007 года г. Москва

          На III Съезде Федеральной лезгинской национально - культурной автономии (ФЛНКА) приняли участие представители лезгинской общественности регионов РФ, депутаты Государственной Думы, представители федеральных органов исполнительной власти, представители национально - культурных объединений России, научных кругов и средств массовой информации.

        Возникшая в 1991 году после распада СССР и образования новых независимых государств, в том числе Азербайджанской Республики, проблема разделенности лезгинского народа является одной из сложнейших национальных проблем нашей страны, влияющих и могущих влиять еще продолжительное время на политическую стабильность и межнациональное согласие в Дагестане и на южных рубежах России. Сложное переплетение исторических, этнических, национальных, территориальных и морально-этических аспектов, с одной стороны, и необходимость соблюдения общепринятых норм международного права в отстаивании стратегических интересов вновь образовавшихся государств, признанных мировым сообществом в качестве равноправных субъектов международного права, не способствуют быстрому и взаимоприемлемому для всех сторон решению данной нестандартной проблемы.
        Обсудив актуальные вопросы этнокультурного развития лезгинского народа, участники III Съезда ФЛНКА отмечают, что в Российской Федерации создана развитая правовая база национальной политики. Действуют нормы, обеспечивающие равноправие и самоопределение народов. Приняты важнейшие законодательные акты, устанавливающие основополагающие гарантии и права коренных малочисленных народов, национальных меньшинств, защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей. Предусмотрено право на создание национально - культурной автономии.
       Вместе с тем, делегаты Съезда отмечают необходимость совершенствования законодательства в этой сфере национальной политики и создания ее прочной финансовой основы.
          Отсутствие в законодательстве Российской Федерации гарантий государственной поддержки национально - культурных объединений за счет средств федерального бюджета не способствует их развитию и участию в гармонизации национальных отношений. Для повышения роли общественных институтов со стороны государства требуется создание необходимых правовых и организационных условий, в том числе принятие соответствующих законодательных актов и организация проведения на постоянной основе этнологической экспертизы деятельности государственных и общественных организаций, публикаций средств массовой информации. Следует отметить недостаточную скоординированность действий органов государственной власти в сфере национальной политики, наличие различных, не всегда согласованных подходов к терминологии и основным принципам правового регулирования национальной политики. Требуется консолидация условий всех ветвей и уровней государственной власти в вопросах совершенствования законодательного регулирования национальной политики, а также участие в этом процессе институтов гражданского общества и научных кругов. Участники Съезда отметили, что проблемы государственной национальной политики носят комплексный характер, имея не только гуманитарное измерение, но и являясь частью проблем национальной безопасности РФ. Государственной власти оказать поддержку в реализации проектов направленных на этнокультурное развития народов РФ, поощрять проекты в том числе в социальной сфере, направленной на формирование принципов толерантности, воспитания патриотизма, гражданской ответственности, профилактику экстремизма и различных форм нетерпимости, социокультурную адаптацию иммигрантов, развития культуры межнационального общения и межрелигиозного диалога.
          Объективно оценивая ведущую роль государства в реализации национальной политики, участники Съезда осознают, что без активного диалога власти и общества, без активной деятельности НКА, политических партии, неправительственных организаций, средств массовой информации, общественных институтов - задача достижения гражданского мира в стране не выполнима.
      Участники Съезда считают необходимым разработать государственную программу поддержки российских соотечественников зарубежом и инициатива добровольного переселения соотечественников из стран СНГ в Российскую Федерацию на постоянное местожительство.
            Главным лейтмотивом Съезда стала объединение усилий для сохранения межнационального мира в нашей стране и приумножение национального культурного многообразия, которое является уникальным историческим наследием Российского общества и государства.
       Участники Съезда считают, что сохранение этнического, конфессионального и культурного многообразия, межнационального мира и согласия, обеспечение бережного отношения к национально - культурной самобытности народов России являются важными стратегическими задачами государства и общества. Их выполнение - это гарантия благополучия будущих поколений, фактор стабильного социально - экономического развития страны, согласие в обществе и укреплении позиции России в мире.

…………………………


          Учитывая реальное положение дел в сфере сохранения и развития культуры и языка лезгин, а также решения проблем социально-экономического и политического характера, III Съезд Федеральной лезгинской национально-культурной автономии

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Обсудив актуальные вопросы этнокультурного развития лезгинского народа, участники III Съезда ФЛНКА отмечают, что в Российской Федерации создана развитая правовая база национальной политики. Действуют нормы, обеспечивающие равноправие и самоопределение народов. Приняты важнейшие законодательные акты, устанавливающие основополагающие гарантии и права коренных малочисленных народов, национальных меньшинств, защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей. Предусмотрено право на создание национально – культурной автономии.
2. Обратиться Председателю Правительства РФ с просьбой поддержать рекомендации «круглого стола» состоявшегося по инициативе ФЛНКА 11 декабря 2006 года в Комитете Государственной Думы по делам национальностей, посвященный актуальным проблемам Южного Дагестана;

3. Обратиться к Президенту Российской Федерации с предложением о заключении международного договора между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой «О правах лезгинского и аварского народов» (Постановление Государственной Думы от 04 июня 1997г. №1465-II ГД).

4. Делегаты Съезда отмечают необходимость совершенствования законодательства в сфере национальной политики и создания ее прочной финансовой основы.

5. Участники Съезда считают необходимым разработать государственную программу поддержки российских соотечественников за рубежом и инициатива добровольного переселения соотечественников из стран СНГ в Российскую Федерацию на постоянное местожительство. 
6. Для повышения роли общественных институтов со стороны государства требуется создание необходимых правовых и организационных условий, в том числе принятие соответствующих законодательных актов и организацие проведения на постоянной основе этнологической экспертизы деятельности государственных и общественных организаций, публикаций средств массовой информации.

7. Делегаты Съезда отмечают необходимость совершенствования законодательства в сфере национальной политики и создания ее прочной финансовой основы. Отсутствие в законодательстве Российской Федерации гарантий государственной поддержки национально – культурных объединений за счет средств федерального бюджета не способствует их развитию и участию в гармонизации национальных отношений.

          Главным лейтмотивом Съезда стала объединение усилий для сохранения межнационального мира в нашей стране и приумножение национального культурного многообразие, которое является уникальным историческим наследием Российского общества и государства. 
      Участники Съезда считают, что сохранение этнического, конфессионального и культурного многообразия, межнационального мира и согласия, обеспечение бережного отношения к национально - культурной самобытности народов России являются важными стратегическими задачами государства и общества. Их выполнение – это гарантия благополучия будущих поколений, фактор стабильного социально – экономического развития страны, согласие в обществе и укреплению позиции России в мире.  
         Учитывая реальное положение дел в сфере сохранения и развития культуры и языка лезгин, в целях решения социально-экономического и политического характера, делегаты III Съезда Федеральной лезгинской национально-культурной автономии решили:

Одобрить и поддержать рекомендации «круглого стола» состоявшегося по инициативе ФЛНКА 11 декабря 2006 года в Комитете Государственной Думы по делам национальностей, посвященный проблемам Южного Дагестана.

         Вопросы сохранения и развития языка и культуры лезгин в условиях глобализации приобретают актуальность ещё и по причине разделённости этого народа. Это порождает дополнительные вопросы этнического единства и трансграничных связей.  
         Крайне важно понимать и справедливо оценивать славное историческое прошлое лезгинского народа, его достижения в культуре, вклад в российскую и мировую культуру.
      Создание исчерпывающей картины, отражающей реальное положение лезгинского народа, проблемы сохранения этнокультурной самобытности могут повлиять на процесс принятия конструктивных законодательных решений, связанных с этнокультурными, образовательными и этнополитическими проблемами лезгин. 

Говоря о проблемах лезгинского народа, необходимо иметь в виду и лезгин, проживающих на территории Азербайджанской Республики.

         Большие надежды лезгинский народ возлагая на Постановление Правительства РФ от 12 октября 1995 года №1000 “О неотложных мерах по стабилизации социально-политической ситуации и экономического положения в южных приграничных районах РФ в пределах РД”. Но, к большому сожалению, пока мероприятия, предусмотренные этим постановлением, остаются на бумаге. На 1-е января 1999г., через 4 года после принятия постановления, из всех средств, предусмотренных на эти цели, выделены лишь 10-12%. Надежды жителей южных районов на газификацию, водоснабжение, благоустроенные дороги пока остаются несбыточной мечтой.

         Несмотря на всю сложность проблемы разделенности лезгинского народа, комплекса вопросов по Южному Дагестану, руководством РД в тесном взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, со всеми заинтересованными сторонами проводилась и проводится значительная работа по поиску путей решения этих проблем и принятию необходимых мер по стабилизации обстановки на юге Дагестана.
     Однако периодически возникающие волнения в южных приграничных районах Дагестана, свидетельствуют о недостаточности принимаемых мер. Руководству Республики Дагестан и Российской Федерации необходимо быть более последовательными и принципиальными в выполнении своих постановлений и решений по проблемам разделенного лезгинского народа и всего Южного Дагестана.

 

 

Фотоальбом: III очередной Съезд ФЛНКА