ФОТОГАЛЕРЕЯ ВИДЕО АУДИО БИБЛИОТЕКА
Rus Eng

Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Наконец, вспомнили

Древний народ с богатой культурой на периферии политики Дагестана

В одном из своих многочисленных интервью, которое раздавал глава Дагестана Рамазан Абдулатипов перед юбилеем Дербента, он обронил очень знаковую фразу. Она прозвучала в ответ на вопрос журналиста «Российской газеты».

«Есть в Дагестане какая-то идея, которая объединяла жителей республики?», - спросил Абдулатипова журналист. На что тот ответил: «Такой идеей, например, стало 90-летие Расула Гамзатова». 

То есть, фактически национальной идеей Дагестана был озвучен юбилей одного, пусть и самого значимого поэта республики, да еще и к которому не столь однозначно относятся некоторые дагестанцы.

А факт мирного сосуществования полусотни дагестанских народов на протяжении многих веков почему-то не удостоился внимания главы республики в качестве объединяющей всех жителей Дагестана идеи.

«Великая милость» рутульскому народу

При этом, на фоне регулярных обвинений со стороны общественников, представляющих разные народы республики, в этнической дискриминации этих народов, Абдулатипов объявил, что он учитывает в своей политике национальные и религиозные моменты. 

«Недавно рутульца назначил министром строительства, и так получилось, что впервые в истории Дагестана рутулец стал министром. Но сначала нашел его как профессионала, а потом выяснилось, что он рутулец», - отметил он. 

«Оттого что рутулец стал министром, все рутульцы не получат какие-то особенные блага, но это символические моменты, и их надо соблюдать. Это один из элементов согласия, уважения, если хотите», - добавил Абдулатипов.

Неужели за все годы существования государственной власти Дагестана в рамках советского, а потом российского государств, рутульский народ не дал республике ни одного талантливого управленца, ученого или государственного мужа?

Скорее наоборот. История рутульского народа настолько глубока и богата, что ею по праву должен гордиться весь Дагестан. Однако, большинство жителей республики не сможет назвать и трех фактов или значимых имен из истории рутульской истории. 

Это является очередным доказательством того, какой политической дискриминации подвергаются, начиная с середины 20 века, все народы Южного Дагестана, когда они были искусственно разделены для ослабления их политического веса.

Именно с этого периода политическая власть в Дагестане концентрируется только в руках представителей только 3 крупнейших народов республики – аварцев, даргинцев и кумыков. 

А представители иных народов, чья численность была искусственно занижена дроблением, а также продолжает занижаться периодическими фальсификациями при переписях населения, остаются не у дел.

Оттого и самые талантливые и одаренные представители этих народов оказываются абсолютно невостребованными в родной республике. А назначение первого министра за более чем столетний период подается, как великая милость властей по отношению к этому народу.

Истинная численность и глубина истории

При этом, рутульцы являются седьмым по численности коренным народом Дагестана. По переписи 2010 года рутульцев насчитывается около 35 тысяч человек, однако это сильно заниженная цифра их общей численности.

Так как около 30 тысяч рутульцев, проживающих в Азербайджане, указывают азербайджанцами, а рутульцев старшего поколения и хновских рутульцев – лезгинами. Фактически рутульцев около 80 тысяч.

Рутульцы наряду с другими народами Южного Дагестана вышли на мировую арену намного раньше, нежели многие народы современной Европы и даже сам русский народ, являющийся титульным в России.
Так, рутульцы, одними из первых, как и другие народы Кавказской Албании, приняли христианство. По одной из версий христианство было принято Кавказской Албанией в 313 году нашей эры. Хотя сейчас обсуждаются и другие даты, тем не менее, относящиеся к 4 веку.

Для сравнения – Киевская Русь приняла христианство в 988 году во время княжения Владимира, Рим - в период от 323 до 337 года, когда им правил император Константин Великий, основавший Константинополь.

По некоторым источникам, рутулы начали принимать христианство с 37 года нашей эры, в 70 году святой Елисей (Ериш) построил церковь в рутульском селении Киш, ныне находящемся в Азербайджане.
Интеллектуальная элита рутулов

Издревле с принятием ислама в каждом рутульском селении были ученые, писавшие научные трактаты, выезжавшие учиться и имевшие своих учеников. К самым известным из них относили 
·         шейха Навриза из Рутула, 
·         Исмаила-Эфенди Шиназского, основавшего в Шиназе в ХVII веке университет, где изучали философию, логику, математику, астрономию, медицину, 
·         его сына и ученого Саида-Эфенди, 
·         Кюр-Раджаба, великого ашуга-устада средневекового Востока, 
·         Хасмухаммада Ширвани (Шинази),
·         Малла Тураба, 
·         Махмуда из Шиназа, 
·         Мазый-гага, 
·         Исмаил-бабу, 
·         Шихай-бабу, 
·         Хаджи Ибрам-бабу из Хнюха, 
·         Мухаммад-Расула Муслахи
·         Мухаммад Челеби, шейх, муфтий Шеки и Ширвана, один из активных сподвижников Шамиля.

Стоит отметить значение Исмаила-Эфенди для истории рутульского народа, поскольку именно с него, как считают ученые, начинается современная история науки рутулов. Он был астрономом, философом, риториком, физиком и поэтом.

Также он был основателем  средневекового университета в Шиназе в XVII-XVIII веках, о нем писали Али Каяев и Гасан Алкадари. Его сын Саид-Эфенди – поэт, философ, математик, к которому, как и к его отцу, ездили учиться со всего Ближнего Востока.

Все перечисленные выше имена – лишь те, которые сохранились в памяти народа, но таких ученых было множество еще со времен Кавказской Албании. Ученые передавали свои знания только избранным ученикам, которые должны были с разрешения учителя взять нового ученика. 

Это не было массовым учением, посвящались только избранные, которые выбирались учителем учителя. Ученые анализировали способности души и разума человека, духовные способности в синтезе с религией. 

Исмаил-Эфенди построил в Шиназе первую обсерваторию для наблюдения за небом, изобрел инструменты и предмет типа телескопа, с помощью которого изучал звезды и их движение. 

Известный ученый Али Каяев писал, что Исмаил-Эфенди был первым астрономом в Дагестане, он учил по написанной им книге «Хуласат ал-Хисаб». К нему приезжали учиться и из других стран. 

Учениками Исмаила-Эфенди были Зейд-Ислам Курклинский и Магарам-Эфенди Ахтынский. Исмаил-Эфенди написал несколько книг по астрономии и богословию. Умер он в 1798 году. 

Современные деятели

Кроме того, на современном этапе рутульцы выдвинули из своей среди большое количество ярких сыновей, отметившихся и на поле государственной службы. Причем не только в России, но и во многих других странах.

Среди них, кроме упомянутого Рамазаном Абдулатиповым министра Ибрагима Казибекова стоит назвать такие имена, как:
·         Гасрет Алиев – участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза; 
·         Владимир Ашурбеков – депутат Народного Собрания РД; 
·         Ибрам Гарунов – член Верховного суда РД; 
·         Челеби Султанов - генерал-майор ВВС России;
·         Ибрахим Шинаси - старший – крупный военачальник Турции; 
·         Ибрахим Шинаси Эфенди – известный в Турции писатель, поэт, публицист, политический деятель; 
·         Шамиль Дагестани – генеральный директор комплекса стадионов Дамаска в Сирии;
·         Талеб Дагестани – главнокомандующий пограничными войсками Сирии, адъютант президента Сирии; 
·         Казем Дагестани – философ, социолог, доктор наук по социологии, в 1940-1942 гг. – начальник канцелярии премьер-министра, затем канцелярии президента Сирии;
·         Закарья Дагестани – заместитель начальника тюрьмы Дамаска, тайно освобождавший сирийских патриотов во время французской оккупации Сирии; 
·         Бильбиль Ризванов – тренер молодежной сборной Турции по вольной борьбе; 
·         Эльфаат Эдельби – известная в Сирии писательница.
И как на фоне этого списка имен, являющегося гордостью не только рутульского народа, но и всего Северного Кавказа, России и Ближнего Востока, можно подавать как великое достижение национальной политики назначение первого рутульца на министерский пост в Дагестане?

Фарида Санджах

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Возможно Вам будут интересны:

Почему Рамазан Абдулатипов снял мэра накануне юбилея города

От Багдада до Цахура

Музей Гасан-Эфенди Алкадарского становится все популярнее

Татарские внуки лезгинского шейха

Лезгинский «холокост» и две модели развития народа

Комментарии (2)
Комментарий #2, дата: 05 июня 2018 22:30

quote=GORETC]Рутульцы это жители села Рутул[/quote]

Рутульцы, это жители всех рутульских сёл.

По твоей логике цахурцы это жители села Цахур, а хиналугцы жители села Хиналуг?


Цитировать          
Комментарий #1, дата: 29 декабря 2015 04:37
Рутульцы это жители села Рутул

Цитировать