ФОТОГАЛЕРЕЯ ВИДЕО АУДИО БИБЛИОТЕКА
Rus Eng

Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Однобокий взгляд на Дербент

Древнейший город России вновь стал объектом журналистских провокаций

На фоне масштабного празднования 2000-летия Дербента к старейшему городу неизменно привлечено повышенное внимание СМИ и блогосферы всего Кавказа и России. Позитивное на первый взгляд дело, к сожалению, неоднократно становилось инструментом по перевиранию истории и современности древнего Дербента.
 
Так, в июле на сайте "Это Кавказ", являющемся спецпроектом издания ТАСС, появилась статья под названием "Дербентский народ", в которой жизнь столицы Южного Дагестана и его жителей показана крайне односторонним образом, что справедливо вызвало возмущение у многих читателей статьи.
 
Все дело в том, что автор этой заметки Владимир Севриновский при поездке в многонациональный и многоконфессиональный Дербент и собственно при написании самого материала по ее итогом опирался на представителей не всех этнических групп.

Важно подчеркнуть, что, согласно Википедии, Владимир Севриновский, будучи писателем, поэтом, журналистом и экономистом, является автором множества путевых заметок, опытным игроком в спортивный вариант «Что? Где? Когда?», капитаном одной из наиболее титулованных команд в спортивной версии игры «Ксеп».
 
Т.е. автор человек далеко неглупый, напротив, образованный и очень эрудированный, а это значит, что ему должна была быть известна история Дербента, а также его этнические и конфессиональные особенности, в крайнем случае при планировании поездки в Дербент он обязательно должен был предварительно со всем этим ознакомиться. Однако при прочтении заметки складывается мнение, что написана она человеком далеким от реалий Дербента.
 
И вообще после прочтения данной статьи остается странное послевкусие.
 
Но давайте разбираться в мелочах...
 
Первое, что бросается в глаза - попытка автора всячески обособить Дербент от остального Дагестана. Для этого он, в частности, цитирует местного краеведа Гусейн-Балу Гусейнова, упомянувшего термин "дербентский народ".
 
Этот одиозный "знаток" Дербента уже не первый раз оказывается в самом эпицентре межэтнических скандалов, основанных на неподкрепленных историческими фактами попытках усилить тюркский этнический элемент в прошлом и настоящем древнейшего города России.
 
В качестве примера приведем выдержку из текста Севриновского, этот фрагмент, судя по структуре статьи, является передачей слов Гусейнова. "Древний Рим и Монгольская империя, хазары и персы, Россия и Азербайджан — государства вокруг меняются, а Дербент стоит как прежде, сочетая их в себе, но оставаясь собой".
 
Да, нельзя не согласиться с тем, что Дербент выстоял перед столькими испытаниями и несмотря ни на что развивается. Однако внимание привлекает список стран-захватчиков города: среди оных почему-то оказался Азербайджан, в состав которого он никогда не входил. Более того, Россия косвенно показана в роли страны, которая в будущем может потерять Дербент.
 
Второе. В своей статье Севриновский преподнес все так, будто бы в Дербенте живут только азербайджанцы. Странным образом раскрывается этническое происхождение встречаемых ему жителей города: "Возле покрытого странной лепниной входа в дом восседала на крошечной табуретке огромная темноликая азербайджанка"; "Группа студентов медресе зазывает Фархада (Фархат Алиев, работник Джума мечети, - прим. ред. ФЛНКА), и разговорчивый азербайджанец ненадолго отвлекается"; "... рассказывает толстый азербайджанец, потягивая кофе...".
 
В разделе, где речь идет о магалах, автор рассказывает еще про мастера-барабанщика Демира и голубятнике Ниязе, также азербайджанцах по национальности.
 
А вот перечисление национальностей Дербента: "Все мы — евреи, армяне, азербайджанцы, русские — прежде всего дербентцы". Однако и здесь не может не вызывать удивление отсутствие коренных жителей города - горских народов Южного Дагестана (лезгин, табасаран и др), предки которых собственно и построили этот славный город.
 
Также автор статьи довольно подробно рассказал о православной и иудейской общинах Дербента, уделив каждой из них по целому разделу своей статьи (отметим, что ни один коренной народ Дербента таким вниманием Сервиновского удостоен не был).
 
Тут же, кстати, приводятся слова отдельных представителей общины о жизни евреев в Дербенте. На этом месте следует остановиться отдельно.
 
В данном разделе Севриновский рассказал о горцах, которые, по мнению туриста-эрудита, спустились с гор и прогнали евреев из Дербента. "В девяностые годы спустившиеся с гор банды почти выжили их из Дербента. Они не были антисемитами, просто грабили тех, кто при деньгах. Евреи паковали чемоданы и уезжали с обжитых мест — в Москву, Нью-Йорк, на Землю обетованную. Дербентцы стараются забыть о лихой эпохе", - вот как этот момент раскрыл Севриновский.
 
При этом совершенно непонятно, что это за банды, которые спускались с гор в Дербент, чтобы грабить богатых евреев. Где факты, упоминания в прессе? Если речь идет о 90-х годах, то нужно сравнить уровень эмиграции евреев из города начиная с 60-70-х годов, когда им было позволено свободно уехать в Израиль. Однако автор этого не делает, поскольку обвинения настолько же абсурдны, насколько и скандальны. 

Еще в шуточной повести, рассказанной автору представителем еврейской общины Дербента, рассказывается о даргинце, купившем дом у еврея, эмигрировавшего в Израиль. В конце рассказа жадный, недалекий горец (именно так он представлен в рассказе) оказывается ни с чем.
 
Вообще, подача этнической ситуации и раскрытие особенностей межнациональных отношений в городе Севриновским сделана так, чтобы минимизировать роль коренных жителей Дербента как в его истории, так и в современной жизни. Более того, автор всячески пытается выставить горцев в плохом свете, наделяя их негативными качествами.
 
Анализируя все происходящие вокруг Дербента и его юбилея скандальные события на информационно-пропагандистском поле, складывается вполне отчетливый рисунок, создаваемый твердой рукой провокаторов, основная цель которых - дестабилизировать ситуацию в Дербенте и преподнести его историю и современность в искаженном виде. Так, в создании данного материала активно участвовали "славно известные" Гусейн-
Бала Гусейнов и Фархат Алиев, которые вместе с директором музея "Нарын-Кала" Али Ибрагимовым стали соавторами скандального документального фильма о Дербенте «Джума-мечеть. На перекрестке цивилизаций», снятого и показанного популярным познавательным телеканалом «Моя Планета». В нем, напомним, кавказские албанцы названы тюрками, а Джума мечеть - бывшим "тюркским христианским храмом". Тут же уместно вспомнить ряд "странных" документальных фильмов о Дербенте и Дербентском районе на канале "Мир".

Масштабная спланированная акция по тюркизации Дербента, проводимая заинтересованными лицами посредством СМИ, блогеров и ТВ с каждым днем набирает обороты. Видя безнаказанность своих действий, авторы подобных провокационных материалов впредь только увеличат интенсивность своей работы. Также вызывает большие опасения качество информации о Дербенте, зачитываемой туристам, посещающим Нарын-Калу и другие достопримечательности старейшего города России.


В завершение. Очень жаль, что соучастниками подобных псевдонаучных провокаций с каждым годом становится все большее число федеральных СМИ, известные телеканалы и блогеры. Важно понимать, что несмотря на то, что особой научной значимости данные материалы не имеют, охвата аудитории этих информационных ресурсов бывает достаточно для того, чтобы искаженная информация о Дербенте получила широкое распространение.


Надеемся, что редакции ведущих СМИ России будут более внимательны при создании своего контента, будут тщательнее подходить к подбору экспертов в вопросах, требующих особой деликатности. Также важно подчеркнуть, что выше упомянутые Гусейн-Бала Гусейнов, Фархат Алиев и Али Ибрагимов не являются монополистами на дербентском рынке экспертов-краеведов.  Федеральная лезгинская национально-культурная автономия призывает историков, этнографов, религиоведов и т.д. из числа представителей всех национальностей, проживающих в Дербенте, правдиво освещать историю и современность древнейшего города страны, не имея никаких этнических предпочтений и прочих мотивов.


Уважительное и справедливое отношение, честность и прозрачность между соседними народами являются залогом мира и согласия на славной дербентской земле.

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Возможно Вам будут интересны:

В Дербенте зарегистрирована Лезгинская НКА

Haqqin.az: Азербайджанцы победили армянскую церковь в Дербенте

В Дербенте началась процедура сдачи документов в кадровую службу городской ...

Международный фестиваль песни прошел в Дербенте

В Дербенте в рамках подготовки к 2000-летию города пройдет фестиваль

Комментарии (4)
Комментарий #4, дата: 17 августа 2016 15:58

ФЛНКА не должен призывать а действовать сам в этом направлении.В особенности используя те же методы что и недруги.


Цитировать          
Комментарий #3, дата: 17 августа 2016 11:34

Тысячилетия  все  империалисты и прочие  колонизаторы действовали  по  одному принципу: разделяй  и властвуй


Цитировать          
Комментарий #2, дата: 17 августа 2016 02:50

Новый Вячеслав Старадубец то же хочет по морде за этногрфические ошибки из за не грамотности, явно статья под заказ и позазывает неуважение к другим демонстративно испулзует подлые методы свойственно......     


Цитировать          
Комментарий #1, дата: 16 августа 2016 13:27

Фактор Тюрка из подяжка фальшь выдают за действительность Статья по заказу и для наивных


Цитировать