ФОТОГАЛЕРЕЯ ВИДЕО АУДИО БИБЛИОТЕКА
Rus Eng Az Lz

Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Юждаг отстаёт по многим показателям

Член Общественной палаты РД Вагаб Казибеков о ситуации на юге республики

Социально-экономическая ситуация в районах Южного Дагестана, проблематика «самурского конфликта», вопрос разделенности народов региона, растущее число КТО, - это и много другое стало темой встречи члена Совета ФЛНКА Руслана Гереева с членом Общественной палаты Республики Дагестан Вагабом Казибековым.
 
Предлагаем вашему вниманию фрагмент этой беседы.
 
Вагаб Гаджиевич, Вы один из тех общественно-политических деятелей, которые поднимают вопросы необходимости развития приграничных территорий Южного Дагестана. Какие меры нужно принять, чтобы экономически оживить регион?
 
Располагая достаточным производственным, экономическим и ресурсным потенциалом, благоприятной климатической и природной средой, южная часть республики является зоной с низким уровнем экономического и социального развития.

Кроме того, с приобретением статуса приграничной территории возникли и новые проблемы: изменение специализации производства и структуры народного хозяйства, разрыв культурных и хозяйственных связей и товарообмена, миграция населения и защита местного рынка, вопросы охраны и безопасности границ. И эти условия требуют проведения экономических реформ с учетом специфики во всех направлениях общегосударственной политики.

Районы Южного Дагестана по многим показателям, характеризующим уровень социально-экономического развития, значительно уступают среднереспубликанским показателям. К сожалению, характерной особенностью этого региона является систематическое отставание в социально-экономическом развитии от среднереспубликанских показателей и хроническое недофинансирование капитальных вложений. Особенно отстает социальная сфера.

Ранее проводимая инвестиционная политика, низкий уровень развития инфраструктуры, большой уровень безработицы, нерациональное размещение производительных сил, увеличение числа беженцев требуют принятия принципиально новых экономических, политических и административных мер в решении накопившихся проблем.

Согласно официальным данным (перепись 2002-2010гг.) только лезгин работоспособного населения выехало за пределы Дагестана более 42%, и это не считая представителей других народов региона.

Согласно той же переписи распределение на душу населения бюджетных средств составляет в среднем от 5 до 10 тысяч рублей.
 
В развитии промышленного потенциала предпочтение следует отдать эффективному использованию собственных природных ресурсов, расширению малых форм производства по первичной переработке сельхозсырья.
 
Главными направлениями экономической политики здесь необходимо считать: оптимальное размещение производственных объектов по населенным пунктам как один из факторов, снижающих безработицу; дальнейшее развитие растениеводства, мясомолочного животноводства, овощеводства и рыбоводства; рациональное использование земельных ресурсов.
 
Важным направлением развития экономики Южного Дагестана является вовлечение в народнохозяйственный оборот минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов. Здесь большое внимание необходимо уделить внедрению новых систем, сооружению гидроэлектростанций на речной сети, широкому вовлечению возобновляемых источников энергии (солнца, ветра, геотермальных вод и др.).
 
Использованию местного сырья для производства строительных материалов. Важной и перспективной отраслью экономики южного региона является гидроэнергетика, с эффективным использованием горных участков рек (например, потенциальная мощность реки Самур оценивается в 1021,7 тыс. квт.).
 
Сложной остается проблема рационального использования воды Самура. 
 
Так называемое «Тысячное» Постановление Правительства Российской Федерации этот уникальный шанс для развития южного региона не был реализован, что является сегодня причиной беспокойств и волнений жителей, проживающих у реки Самур на Южных границах России. Это крупнейший экономический, политический и социальный документ, где четко расписаны все направления ускоренного развития Южного Дагестана не как просто части Дагестана, а как важнейшего стратегического форпоста Российской Федерации.
 
Если условно разделить Дагестан на северную, центральную, южную части, то юг - это совершенно уникальный и потенциально перспективный регион. Юждаг - преимущественно аграрный регион, условия для развития агропромышленного производства имеются: Ахтынский, Белиджинский, Касумхюрский, Герейхановский, Магарамхюрский, Самурский консервные заводы; Корчагский, Куланстальский винзаводы; есть сырзаводы, заводы минеральных вод.
 
Все эти плодоперерабатывающие производства необходимо постепенно приводить в движение и производить на них конкурентоспособную продукцию. Нужно установить очередность развития этих производств, находить способы привлечения капитала.
 
Ныне существует много таких способов в виде различных займов, вкладов, инвестиций ООН, Мирового банка реконструкции и развития или Европейского банка реконструкции и развития и т.д. Деньги найдутся, лишь бы регион был политически стабильным и экономически привлекательным.
 
Одновременно встает и такая немаловажная проблема, как профессиональный кадровый потенциал. К примеру, на местах есть рабочая сила, есть перерабатывающие точки, но нет профессиональных квалифицированных кадров.
 
Необходимо внедрять новые технологии, развивать животноводство, уделять более заинтересованное внимание фермерским хозяйствам.
 
Подумать, как развить населенный пункт «Приморское», где наличествуют в совокупности все благоприятные факторы: Самурский лес, берег Каспия, дельта реки Самур. Реконструировать Ахтынские бани, использовать лечебные возможности источников «Кпул-ятар», «Гьажид йад» и др. Увязать все это, а также святые места «Эренлер», тропы Шалбуздага, Куруш, Чепер, Дербент с туристическими маршрутами.
 
Волей судьбы народы Южного Дагестана оказались по обе стороны реки Самур. Народ нуждается в экономических, культурных, хозяйственных связях. В таком общении нуждаются лезгины, азербайджанцы, аварцы, рутулы, цахуры и другие народы. Создание на севере Азербайджана и на юге Дагестана единой культурно-экономической зоны, где решались бы вопросы приграничного сотрудничества, все хозяйственно-бытовые, экономические и культурные потребности населения, - это веление времени. Выгода от этого и для Азербайджана, и для России огромная.
 
В плане безопасности Южный Дагестан всегда был опорой государства, как вы объясните нарастающее количество контртеррористических операций в Южном Дагестане?
 
Необоснованно. Имеет место внешний фактор (Сирия, Азербайджан и др.) и местный (социально-экономический аспект). Это прежде всего протестные настроения молодёжи, несправедливость в обществе, разобщённость религиозных исламских направлений и слабая пропагандистская работа с молодёжью на местах. 
 
Вагаб Гаджиевич, не могу обойти проблему Самурского водораздела и сохранения уникального и единственного в России реликтового леса в Самуре. Как решить вопрос водообеспечения Дербента, не затрагивая Самурскую зону?
 
Вопросы сохранения Самурского леса и обеспечение города Дербент водой я бы разделил. Эти два момента не должны быть взаимосвязаны. Сохранение и восстановление Самурского леса - тема не вчерашнего дня.
 
Решение проблемы Самурского леса чётко прописано и даны поручения в постановлении Правительства Российской Федерации от 12 октября 1995 года №1000 пункт 5 и 9, которые к сожалению не реализованы в полной мере, как и некоторые другие его пункты.
 
17 августа 2016 г в самом эпицентре противостояния, селе Самур, состоялся очередной сход жителей, собравший около двух тысяч человек,в котором и я участвовал и выступил. С 2012 года это как минимум шестая крупная акция протеста населения.
 
Необходимые меры по решению этого вопроса были обсуждены на площадке Общественной Палаты РД с привлечением всех заинтересованных сторон. Общественная палата рекомендовала провести федеральную экологическую экспертизу проектной документации.
 
Но вообще-то ровно этого требует закон – для любой хозяйственной деятельности. Удивительно, что власти продавливают проект, угрожающий федеральному заказнику, без проведения такой экспертизы. Ссылаются, что это федеральные деньги и надо завершить строительство водовода.
 
После неоднократных обращений населения во все инстанции по этим проблемам ,глава республики Р. Абдулатипов дал поручение ОП РД разобраться и внести предложения, что и было сделано 20 февраля 2014 года (эти рекомендации есть в ОП и в правительстве РД).
 
Самур посетили российские экологи: председатель «Российского союза гидрогеологов» (Росгидрогео), эксперт ООН Юрий Богомолов, председатель Совета Межрегиональной социально-экологической общественной организации «Зеленая Лига» Сергей Симак и другие. По итогам выдали заключение, что проведение буровых работ несет экологическую угрозу и может привести к природной катастрофе.
 
Город Дербент, как и другие города Дагестана, недостаточно обеспечен качественной питьевой водой. Это проблема в компетенции Муниципалитета города Дербент и Правительства РД.
 
Под самим городом есть пресноводное озеро, откуда можно брать питьевую воду для нужд горожан, и другие альтернативные источники. Сегодня в городе эксплуатируется 63 скважины, 14 зарегистрированных недропользователей и 2-2,5 тыс. стихийно пробуренных частными лицами скважин.
 
Сегодня нерационально и не по-хозяйски используется питьевая вода в городе Дербент. Только в верхней части города расположены и работают более тридцати автомоек, моек ковров и паласов. Старые, изношенные трубы и оборудование в системе водоснабжения. Питьевой водой поливаются приусадебные участки. По большей части отсутствуют счётчики учёта расхода воды, а это реальные доходы города и стимулы для рационального использования питьевой воды. 
 
Вы являетесь последовательным борцом за права малых народов, сторонником продвижения их интересов, а также озвучивания их проблем на общероссийских и международных площадках. Какие шаги в этом направлении следует предпринять в первую очередь?
 
Единый перечень утверждён во исполнение Федерального Закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ, согласно которому, учитывая уникальность этнического состава населения Дагестана по числу проживающих на его территории народов, Государственный Совет Республики Дагестан определяет количественные и иные особенности его коренных малочисленных народов, а также устанавливает перечень этих народов с последующим включением его в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации.
 
Однако народы Дагестана в Единый перечень не включены, так как утверждённый Госсоветом Дагестана в 2000 году перечень коренных малочисленных народов Дагестана официально не включает арчинцев и андо-цезские народы (андийцы, ахвахцы, багулалы, бежтинцы, ботлихцы, гинухцы, годоберинцы, гунзибцы, каратинцы, тиндинцы, хваршины, цезы (дидойцы), чамалинцы), которые выделяются переписями населения в составе аварцев, а также кайтагцев и кубачинцев — в составе даргинцев. Нонсенс - дагестанские малые народы не представлены в федеральном реестре малых народов России. Закон не принят в Дагестане. О чём ещё говорить?
 
В последнее время всё чаще говорят об укрупнении муниципальных районов в Дагестане, - как вы относитесь к этой идее? 
 
Положительно, если это затрагивает муниципалитеты, в которых язык общения один (учитывая диалекты), но резко отрицательно, если разные языки общения. Также важно учитывать административно-географическое положение и площадь муниципального образования.
 
Вагаб Гаджиевич, благодарю Вас за интересное интервью. От имени Федеральной лезгинской национально-культурной автономии желаю Вам крепкого здоровья и успехов на Вашем профессиональном поприще.

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Возможно Вам будут интересны:

Присамурье: с надеждой на будущее

Президент ФЛНКА А.Керимов и член ОП РД В.Казибеков провели онлайн-встречу п ...

Мнение полпреда

Г.К.Сафаралиев: «Самурский лес – важная часть нашего самосознания!» (Депута ...

Жители Самурской зоны Дагестана выступают против строительства водовода на ...

Комментарии (5)
Комментарий #5, дата: 24 ноября 2016 14:17

Чему мы удевляемся, если Юждаг уже многие последние годы у руководства Дагестана в роли не родного дитя у злой мачехи. Наглядно это видно по распределенным   республиканским бюджетам за прошедшие годы. С послевоенных лет, когда Дагестаном "рулили" руководители только с "северных альянсов" строительство объектов экономики, социально-бытовых, культурных и прочих снизилось до минимума. Можно привести десятки примеров  этих перекосов, хотя бы вот эту:  в северном Дагестане построено более десятка ГЭС, а в Юждаге -1 (в Рутульском р-не)! Между прочим налоги (определенный %) эти ГЭС и другие предприятия,  платят также в местный бюджет, что согласитесь не плохо для развития. И последнее:  по прежнему я остаюсь на старых позициях и убеждена,  что для Дагестана необходимо коллегиальное управление!!! В этом случае не порядочный и безсовестный глава Дагестана не сможет тянуть "одеяло" (бюджет и прочие инвестиции) на себя!!! Горький опыт целевого инвестирования малого бизнеса в РД в последнее время ещё раз доказало, что АРГ и его команда не заслуживают доверия. Дела и слова к сожалению, у наших хакимов сильно расходяться, и не видно просвета для простых людей в их проблемах и заботах.


Цитировать          
Комментарий #4, дата: 16 ноября 2016 22:49

Цитата: керим
идея в принципе хорошая и актуальна по сей день. Нужно воплощать старый-добрый закон по южДагу, который как верно было отмчено не реализовывался в полной мере. Территории если и укреплять, то тут 2 варианта. Большую часть хивского передать в один общий большой табасаранский р-н, а также вернуть ахтынские земли р-н усухчая, также в один бшльшой р-н. Ну и пора конечно поставить точку в самурском узле...
       Из состава Хивского будут выведены все ЛЕЗГИНСКИЕ НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ И ЗЕМЕЛЬНЫЕ УГОДЬЯ.Что станется с другой частю района-знают другие,нас это не должно волновать. Так должны поступить  и с ЛЕЗГИНСКОЙ ПОЛОВИНОЙ Дербентского района. 


Цитировать          
Комментарий #3, дата: 16 ноября 2016 03:22

идея в принципе хорошая и актуальна по сей день. Нужно воплощать старый-добрый закон по южДагу, который как верно было отмчено не реализовывался в полной мере. Территории если и укреплять, то тут 2 варианта. Большую часть хивского передать в один общий большой табасаранский р-н, а также вернуть ахтынские земли р-н усухчая, также в один бшльшой р-н. Ну и пора конечно поставить точку в самурском узле...


Цитировать          
Комментарий #2, дата: 14 ноября 2016 20:19

 На конец та от родственников слышим!!! Очень полезный для будищий ясный разоблачительный интервью  сагьрай михетви!      


Цитировать          
Комментарий #1, дата: 14 ноября 2016 18:12

Ув.В.Казибеков! Спасибо за,исключительно,содержательное интервью. Послушаешь умного человека,патриота-на душе легче становиться. Я во всем с вами согласен,но убежден-все эти позитивные планы-прожекты не реализуемы,будучи в составе дагестана.Я имею ввиду только ЛЕЗГИН.не посягал и не посягаю на права наших соседей принять решения сообразно своим интересам. Пока у ЛЕЗГИН не будет ЛЕЗГИНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ОЧАГА-ЛЕЗГИСТАНА,никакого позитива в жизни ЛЕЗГИН не наступит.Это-АКСИОМА. Это результат нашего отрицательного опыта длительного,совместного проживания с другими этносами. Мне очень понравилась ваша идея о том,что укрупнять необходимо районы,где население разговаривает на одном языке.Дабы они смогли сохранить язык,традиции присущие данному этносу.Что же касается,например,АГУЛОВ,то здесь нужно создать-АГУЛЬСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ РАЙОН,по типу Ногайского нац района в Карачаево-Черкесии. Россия-страна многонацональная и у русских достаточно опыта национального строительства,главное желание и совпадение наших пожеланий с интересами государства. Удачи вам и вашим близким.


Цитировать