ФОТОГАЛЕРЕЯ ВИДЕО АУДИО БИБЛИОТЕКА
Rus Eng Az Lz

Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Природа политического кризиса в РД

О причинах деградации социальных и гражданских институтов в Дагестане

Природа политического кризиса в РД

Разгон митинга перед зданием Правительства Республики Дагестан

После распада Советской державы на евразийском пространстве образовалось большое количество молодых, суверенных государств, в большинстве из которых за довольно короткий срок установились авторитарные политические системы различной степени жесткости.

Процесс формирования новой политической системы в России проходил в более острой форме, чем на всем постсоветском пространстве. Она унаследовала большую часть территории и многонациональный состав населения СССР.

Крах великой державы повлек за собой политический, экономический и идеологический кризис. А переход от командно-административной формы к рыночной экономике повлек за собой глобальные изменения во всех областях деятельности общества, но острее всего это ощущалось в политической сфере.

Как грибы после дождя по всей стране начали плодиться десятки партии, движений, групп, лидеры которых не брезгали никакими лозунгами и призывами ради укрепления своего политического веса.

Еще острее кризис политической системы ощущался в регионах, где вместе с управленческим хаосом наблюдался резкий рост социальных проблем, в частности, высокий уровень безработицы, повышение криминогенности, бедность, низкая рождаемость, проституция и т.д.

Республика Дагестан после распада советской империи оказалась на периферии политической жизни страны. Регион, испытывающий глубочайший политический, экономический, духовный кризис, оказался неспособным выработать иммунитет от распространявшегося повсеместного хаоса.

Попирая закон, традиции, обычаи и нормы человеческого существования, многие вчерашние идейные члены коммунистической партии, маргиналы, криминальные авторитеты, а также новоявленные религиозные фанатики стали олицетворять политическую власть в новейшей истории Дагестана.

Отмечу, что современная правящая элита Дагестана была вскормлена и взращена в последние два десятилетия советской державы, политическая и идеологическая система которой уже в начале семидесятых трещала по швам.

А образовавшиеся трещины в идеологическом и политическом поле советского государства создали вакуум, который стал наполняться различными паразитирующими идеями, которые привели в итоге к настоящей трагедии великой страны и десятков миллионов человеческих судеб.

С 90-х по 2000-е годы, несмотря на специфику Дагестана, выраженную, в частности, в многонациональном составе населения, появлении общин с различными внутриконфессиональными взглядами, политические события в регионе не сильно отличались от общефедеральных процессов.

Так, в первые годы существования демократического Дагестана, представители многих народов выдвинулись на роль лидеров этнического либо республиканского масштаба.
 
Соответственно при достаточно напряженной общественно-политической обстановке, разрастающейся в регионе социальной дестабилизации, новоявленным политическим авторитетам необходимо было обезопасить себя и укрепить свое влияние.

Мобилизуя человеческие ресурсы под национальными или религиозными лозунгами (а в каждом районе тому или иному лидеру предпочтения чаще всего отдавались по этническому признаку), мирный регион превратился в полыхающее поле криминальных разборок.

Влияние криминального мира на политические процессы в Дагестане неминуемо росло. Тем самым, основной формой диалога между различными политическими группами во власти был не закон, а уголовные «понятия» и игра мускулами.

Сформировавшиеся семейно-клановые группировки, получив признание от не успевшей окрепнуть федеральной власти на контроль того или иного сектора в республике, превратили регион в арену ожесточенных войн кланов за крупные финансовые активы.

Полученным карт-бланшем на доступ к деньгам, власти и иным ресурсам новоявленная чиновничья братия воспользовалась с умом. Делили «добычу» на части, где каждый участник процесса получал свою «долю», тем самым был сформирован принцип круговой поруки, где «один за всех и все за одного», который и по сей день зачастую является «билетом» во властные структуры Дагестана.

За эти годы жители Дагестана пережили множество кровавых событий, в частности, убийства, взрывы, устранение политических и бизнес-конкурентов, нападения террористических группировок и другие серьезные насильственные действия.

По мнению большинства экспертов, первые десятилетия новейшей истории Дагестана подорвали сложившийся уклад жизни горцев и деформировали сознание подрастающей молодежи.

В последующем харизматичные лидеры, которые выдвинулись на передние роли в клановых группировках, стали региональными политическими тяжеловесами, определяющими политическую повестку в регионе (отчасти так было и в советское время, когда многие из них были включены в систему партийной номенклатуры).

Следует отметить, что многие политические лидеры, которые играли роль первой скрипки до второй половины нулевых, обладали широким кругозором, высокой эрудированностью, компетентностью, отличались высоким уровнем трудоспособности. В частности, в полной мере так можно сказать о Магомедали Магомедове, возглавлявшем Государственный совет РД с 1994 по 2006 год.

После окончания второй чеченской компании и усиления влияния федеральной власти в Дагестане, действующие в определенной степени в автономном режиме местные авторитетные лидеры постепенно отходят от силовой манеры политического управления на местах и постепенно интегрируются в единую вертикаль политической власти.

Но тяжелое наследие прошлых лет наложило свой отпечаток на формы и методы управления в Дагестане, который продолжает носить жестко административный и, особенно в последние годы, авторитарный характер.

В середине нулевых впервые в дагестанской истории происходит смена политической власти, которая немного изменила политический расклад сил и вектор интересов клановых группировок во власти.

По старой традиции, перестав петь дифирамбы одному руководителю, республиканские чиновники начали превозносить нового назначенца. С середины нулевых и по наши дни сменилось несколько руководителей Дагестана, но политическая картина остается прежней, а количество социальных потрясений и кровавых конфликтов только увеличивается.

Несмотря на долгие годы политических реформ, в ходе которых большей части нашей страны удалось преодолеть тяжелое наследие 90-х, воспитать не одно поколение наших граждан, которые уже и не помнят страшные и трагические этапы вчерашнего прошлого, Дагестан все еще находится в поисках «лучшего пути».

Некоторые аналитики говорят о том, что за последние годы криминогенность и активность экстремистского бандподполья в РД уменьшилась. Но не следует забывать, что заслуга республиканских властей в этом минимальна. Да и последние атаки на полицейские посты с жертвами среди сотрудников правоохранительных органов говорят об обратном.

Природа политического кризиса в РД

По всем остальным показателям регион является одним из самых слаборазвитых в стране,  прежде всего в социально-экономическом секторе, который включает в себя первичные институты развития региона.

Из-за огромных масштабов коррупции, ненасытной бюрократической машины, проглатывающей республиканский бюджет, к которым еще прибавляется ежедневная борьба местных управленцев за «хлебные» места, начать что-то системно менять крайне трудно.

И для многих остается неясным, почему в цивилизованный век в демократическом обществе, в правовом государстве возможно такое отношение к своему народу, как, в частности, в ситуации с «самурским вопросом».

В ряду основных бед региона следует также упомянуть низкий уровень профессиональной подготовки управленческого аппарата. Причина этого на поверхности - профспособности оцениваются не по умению, а по родству.

Парадоксом является то, что именно этот путь выработал практику, при котором на передний план выбиваются лучшие из худших во всех сферах деятельности.

Тем самым власть замкнулась на себе, что позволяет ей беспрепятственно обогащаться из бюджета за счет простого населения, которое мечется как бисер в стакане в надежде прокормить себя.

Разумеется, при таком положении вещей, когда регион все еще не преодолел тяжело наследие прошлых лет, которое уже повсеместно кануло в лета, тяжело ожидать положительной динамики экономического и социального развития.

А ведь для того, чтобы сделать шаг вперед, нужно лишь захотеть, то есть проявить жесткую политическую волю. Все уже придумано, стоит лишь перенести используемую во многих регионах и странах практику в Дагестан, - конечно же, с учетом некоторых местных особенностей.

Молодые кадры с прекрасным, качественным и престижным образованием должны получить повсеместную поддержку, привлекаться к работе во всех сферах жизнедеятельности общества. Их неиссякаемый источник энергии и профессиональные качества будут одним из локомотивов, которые смогут вывести регион из бездны.

Их новаторские идеи, современный подход и амбиции не должны встречать повсеместного отпора из-за страха не выдержать конкуренции, а должны поощряться.

Только таким образом, обновив кадровый управленческий состав, изменив принципы и методы работы политической системы, наладив диалог с народом, можно будет смело заявить, что духовные, культурные, моральные ориентиры политической элиты Дагестана совпадают с интересами всех народов и слоев населения, проживающих на этой удивительной земле.

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Возможно Вам будут интересны:

«Властный треугольник» Дагестана - правовая сегрегация остальных народов

Секрет политической устойчивости многонационального Дагестана

Завтрашний Дагестан

Лейла Алиева: ''Постсоветские лидеры - не просвещенные монархи, у тех был ...

Общественная палата России обсудит религиозно-политический конфликт в Дагес ...

Комментарии (0)