ФОТОГАЛЕРЕЯ ВИДЕО АУДИО БИБЛИОТЕКА
Rus Eng Az Lz

Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Закавказье в зоне турбулентности

Востоковед Саид Гафуров о тех вызовах, которые грозят РФ и странам бывшего Союза

Стремительное обрушение казавшихся прочными режимов на Ближнем Востоке, многолетняя кровопролитная война в Ираке и Сирии создали новые угрозы безопасности России и близлежащих стран. Об этих вызовах и новых возможностях мы беседуем с востоковедом Саидом Гафуровым.

Сегодня на наших глазах рушатся режимы на Ближнем Востоке. На Ваш взгляд, кто стоит за реализацией этого разрушительного сценария?

Я считаю, что основная причина, которая стоит за арабской весной, это слепое следование всех рухнувших арабских режимов рецептам так называемого "Вашингтонского обкома" в национальной экономике и внутренней политике.

То есть, попытка слепой реализации либеральных экономических реформ, которые в той или иной форме применялись во всех странах - и в Ливии, и  в Египте, и в Тунисе. Элементы этой политики применялись даже в Сирии.

То есть, либерализм и либеральная экономическая политика обернулись провалом в ближневосточном регионе и вызвали сильное недовольство масс и социальные протесты. Именно это и подорвало, как я считаю, все эти режимы на Ближнем Востоке.

Готовится ли подобный сценарий для постсоветского пространства? И какая страна может стать его жертвой в первую очередь?

На самом деле, подобные сценарии на постсоветском пространстве уже запущены. Их реализацию и те результаты, к которым они приводят, мы видели и в Киргизии, и в Украине. На постсоветском пространстве достаточно сил, готовых к слепому следованию рекомендациям из Вашингтона в экономике и политике.

Реализация подобных же сценариев возможна и в других странах постсоветского пространства, в том числе и у нас в России. Поскольку слепые поклонники и последователи вашингтонских деятелей есть и в нашей стране. Оттого попытки расшатать ситуацию в нашей стране исключать нельзя.

Насколько прочен союз России, Турции и Ирана, вставший на пути дальнейшего разрушения Ближнего Востока?

Он достаточно прочен, в том смысле, что все эти три страны заинтересованы в скорейшем завершении сирийского конфликта и примирении всех противоборствующих сторон. Вместе с тем, эта цель замирения Сирии достаточно ограничена. И при этом ее достижение не совсем зависит от этих трех стран.

То есть данный союз трех стран достаточно прочен для достижения этой конкретной задачи. Но в случае, если начнут происходить серьезные отклонения в сторону от намеченного в Сирии миротворческого курса, то этот союз очень ограничен в своем применении.

Так что мы настроены решительно довести начатое в Сирии до конца. Если же в этот процесс вмешаются или внешние силы, или достаточно влиятельные внутренние силы, то мы ничего не сможем сделать до конца, потому что решение сирийского кризиса находится в руках самих сирийцев.

Россия, Иран и Турция создают лишь внешние и частично внутренние условия для решения сирийского конфликта. А у самих наших трех стран нет этого решения, просто потому, что ключ от самого сирийского конфликта и всех сирийских проблем находится в руках самих сирийцев.

Может ли союз России, Турции, Ирана и Китая стать основой военного союза, который бросит вызов НАТО?

Теоретически может, но крайне маловероятно. Просто потому что существуют слишком острые расхождения во мнениях между Турцией и Ираном. Существует еще индийский фактор. То есть этот союз пока ограничен в возможностях и перспективах развития. Но теоретически все возможно, поскольку нет причин, которые этому помешают.

Тем не менее, такая перспектива выглядит слишком экзотически. То есть более вероятно, что все эти страны будут действовать в рамках уже существующих политических и экономических союзов, таких хотя бы, как ШОС. Оттого и Москва, скорее, будет развивать сотрудничество с этими странами в рамках ШОС.

Какую роль в новой конфигурации безопасности на постсоветском пространстве, которую Россия строит с Турцией и Ираном, суждено сыграть странам Закавказья - Азербайджану, Армении и Грузии?

На самом деле, достаточно очевидно, что всем странам Закавказья необходимо заканчивать с существующими конфликтами, от которых они реально устали. Все, кто мог что-то получить от армяно-азербайджанского конфликта или конфликта Грузии с ее бывшими автономиями, уже все получили, и большего уже получить невозможно.

Соответственно, нужно искать решение и армяно-азербайджанского конфликта, и конфликта Грузии с ее бывшими автономиями. Нужно начинать искать новые политические и международные форматы, которые позволят преодолеть замороженные конфликтные ситуации и сдвинуть процесс с мертвой точки.

И поэтому решение закавказских конфликтов, скорее всего, возможно именно с участием внешних крупных игроков, которые будут служить в определенной степени гарантией учета интересов каждой из сторон. Эти внешние силы должны принести мир Закавказью без лишнего кровопролития, потому что все народы региона устали от войн и мечтают о мире.

Фарида Санджах

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Возможно Вам будут интересны:

Денис Тюрин:«На Южном Кавказе все конфликты в той или иной степени были свя ...

Большой Кавказ в контексте кризиса в Сирии

Руслан Курбанов: Война в Сирии увеличивает число кавказцев, участвующих в в ...

Востоковед Григорий Косач о турбулентности арабского мира

МИД РФ: события на Ближнем Востоке могут отразиться на Кавказе

Комментарии (0)