ФОТОГАЛЕРЕЯ ВИДЕО АУДИО БИБЛИОТЕКА
Rus Eng

Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

На защите нацменьшинств

Обзор механизмов отстаивания прав нацменьшинств как неотъемлемой части прав человека

На защите нацменьшинств

Редакция ФЛНКА предлагает вниманию читателей серию статей, посвященных правам национальных меньшинств и инструментам, существующим для их защиты на международном уровне. 

Эта тематика, к сожалению, очень близка и хорошо знакома многим этносам, в том числе, лезгинскому народу, который, не по своей воле оказавшись разделенным по обе стороны российско-азербайджанской границы, перешел в разряд нацменьшинств, чьи права не раз ущемлялись с момента распада СССР. Нам приходится отстаивать свои права, прибегая к единственным мирным и эффективным инструментам: используя правовые механизмы, опираясь на права, закрепленные в международных документах, участвуя в профильных международных организациях с целью заявить миру о существовании у лезгинского народа серьезных проблем. ФЛНКА, поэтому, входит в FUEN и ОНН, а также тесно сотрудничает с ОБСЕ, ООН, Европарламентом и Советом Европы. 

Так какие именно документы регулируют права человека и права нацменьшинств на мировом уровне или на уровне Европы? Какие организации занимаются активным рассмотрением нарушений и пытаются бороться с ними? На эти, и некоторые другие вопросы мы постараемся ответить в наиболее систематизированном порядке в первом материале обзорной серии статей, посвященной проблемам национальных меньшинств. Мы постараемся обрисовать и сформировать понимание у читателей, от чего именно отступают некоторые государства и иные нарушители прав, и как с этим бороться. 

Регулирование на общемировом уровне

Основные права человека являются «естественными», что отражается в их универсальном и неотъемлемом характере. Они присущи каждому человеку, независимо от системы права, религии, правительства и других факторов. Это позитивное право, принадлежность к которому обуславливается самим фактом рождения физического лица. В идеале, правительства всех стран должны быть в состоянии защищать и уважать эти права и обеспечивать их соблюдение.

С этой целью в 1948 году в рамках ООН была принята Всеобщая декларация прав человека в попытке интегрировать права человека в систему международного права. Этот документ был первым, содержащим глобальное определение прав, которыми обладают все люди. 

Декларация предваряла принятие и подписание ряда иных международных  конвенций, пактов, деклараций и других договоров, которые продолжили развитие идеи. Большинство из них являются документами Организации Объединенных Наций. Однако существуют и другие институты, закрепляющие подобное законодательство, а также неправительственные общественные организации, единственной целью которых является защита прав человека, прав меньшинств  и т.п.  В декларации прописаны также некоторые универсальные права: право на жизнь, свободу, образование, на собственность и на культурные права. Декларация существует для защиты этих прав в тех странах, которые ее подписали, и содействует выявлению нарушений прав граждан в таких государствах. 

Такие права, как свобода вероисповедания, свобода выражения мнений, право на культурное и политическое участие и право на равенство для всех людей без исключения, обусловливают гарантирование равных гражданских прав представителям меньшинств. Текст  защищает их от дискриминации со стороны государственной власти, защищает интересы, которые члены общин меньшинств разделяют с членами большинства.

Элеонора Рузвельт с испанской версией декларации прав человека.

В отличие от Всеобщей декларации, Международный пакт о гражданских и политических правах, который вступил в силу в 1976 году, непосредственно и прямо относится к меньшинствам. К примеру, одной из наиважнейших статей является 27-я, в которой закреплено, что «в тех странах, где существуют этнические, религиозные и языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к таким меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком.» Этим же пактом предусмотрены создание и деятельность Комитета по правам человека, который по сей день играет немаловажную роль в предупреждении и урегулировании нарушений интересов физических лиц. 

Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах 1966 года предусмотрены право на труд, право на самоопределение народов, право каждого человека на образование и другие. Вместе с пактом 1976 года он составляет Международный билль о правах человека. 

Из самого названия Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам 1992 года очевидно, насколько узким является ее предмет регулирования. Каждое положение документа направлено на обеспечение равноправия больших и малых наций, на защиту прав лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам. Данная декларация была принята Генассамблеей ООН, основываясь на ту самую 27ю статью пакта 1976 года. 

Некоторые положения, предусмотренные текстом данной Декларации

Государства должны принимать соответствующие меры к тому, чтобы там, где это осуществимо, лица, принадлежащие к меньшинствам, имели надлежащие возможности для изучения своего родного языка или обучения на своем родном языке. Лица, принадлежащие к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, имеют право пользоваться достояниями своей культуры, исповедовать свою религию и отправлять религиозные обряды, а также использовать свой язык в частной жизни и публично, свободно и без вмешательства или дискриминации в какой бы то ни было форме; имеют право активно участвовать в принятии на национальном и, где это необходимо, региональном уровне решений, касающихся того меньшинства, к которому они принадлежат, или тех регионов, в которых они проживают, в порядке, не противоречащем национальному законодательству; также предусмотрено право создавать свои собственные ассоциации и обеспечивать их функционирование. Государства должны охранять на их соответствующих территориях существование и самобытность национальных или этнических, культурных, религиозных и языковых меньшинств и поощряют создание условий для развития этой самобытности.

В рамках ООН обеспечением соблюдения вышеперечисленных договоров по правам человека занимаются такие органы как: 
  • Управление Верховного комиссара ООН по правам человека, который поддерживает правозащитные компоненты миротворческих миссий в ряде стран, и имеет много  региональных отделений и центров;
  • Комитет по правам человека (входит в ряд договорных органов, таких как Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет по защите прав трудящихся-мигрантов, Комитет по экономическим, социальным и культурным правам и др. В РФ в нем можно обжаловать лишь те нарушения прав человека, которые произошли после того, как Российская Федерация приняла на себя обязательство соблюдать Пакт о гражданских и политических правах — с 1 октября 1991 года);
  • Совет по правам человека (​​​​​​​​​межправительственный уставной орган системы ООН, в состав которого входят 47 государств, ответственных за поощрение и защиту всех прав человека по всему миру; заменил Комиссию по правам человека);
  • Совет безопасности ООН;
  • Третий комитет Генеральной Ассамблеи ООН
  • Постоянный форум Организации Объединенных Наций по вопросам коренных народов — консультативный орган Экономического и Социального Совета, который наделен полномочиями для обсуждения проблем коренных народов, в том числе права человека. 
Регулирование в Европе

Помимо регулирования прав человека и меньшинств в частности в рамках ООН, не менее эффективной является деятельность организаций на уровне Европы. Для начала рассмотрим нормативные документы, в которых закреплены соответствующие интересы и права.

Стоит различать инструменты Европейского Союза и инструменты Европы в целом.

В рамках первого основным документом является Хартия Европейского Союза по правам человека. Права каждого человека в ЕС устанавливались в разное время и в разных формах. По этой причине ЕС решил прояснить ситуацию и включить их все в единый документ, который обновлялся в свете изменений в обществе, социального прогресса и научно-технических разработок.

Он закрепляет все права, содержащиеся в прецедентом праве Суда ЕС, права и свободы, предусмотренные в Европейской конвенции о правах человека и другие права и принципы, вытекающие из общих конституционных традиций стран ЕС и других международных документов. В Хартии прав человека излагается ряд индивидуальных прав и свобод. Статья 21 напрямую запрещает дискриминацию на основе принадлежности к национальному меньшинству. 

Минус данной Хартии заключается в том, что ее действие распространяется лишь на государства-члены ЕС. Однако существует Европейская Конвенция по правам человека Совета Европы, чье действие распространяется на все страны, ее подписавшие, вне зависимости от членства в ЕС. 

На защите нацменьшинств

Зал заседаний Совета Европы в Страсбурге

Эта Конвенция является, возможно, самым важным региональным документом по правам человека в Европе, однако она не закрепляет весь спектр прав меньшинств напрямую. Ее текст носит исключительно индивидуалистический характер, и в основном посвящен защите гражданских и политических прав. В тот период, когда оно вступило в силу, права меньшинств не были частью послевоенного видения будущей Европы. Конвенция была разработана в свете зверств военного времени как инструмент, который защищал бы интересы, связанные с гражданскими и политическими правами от грубой реализации коллективной политической власти. Единственное исключение — гарантия равенства, которая относится к принадлежности к меньшинствам, но Конвенция закрепляет право человека как представителя меньшинства, определенного языком, религией или национальной принадлежностью, не подвергаться дискриминации. В этом и заключается индивидуализированный характер регулирования. 

Тот факт, что текст Конвенции о правах человека прямо не закрепляет права меньшинств, не означает, что она вовсе не предусматривает их защиты. Некоторые, если не все гражданские и политические права, такие как свобода религии, выражения мнений, ассоциаций, а также право на семейную жизнь, гарантию равенства и право на свободные выборы, способны в полной мере быть гарантами защиты различных интересов меньшинства. Многочисленные решения Европейского суда по правам человека — основного судебного органа, ответственного за толкование конвенции, — демонстрируют взаимосвязь определенных гражданских и политических прав и интересов, связанных со статусом меньшинства. Такие интересы заслуживают защиты из-за их универсальной ценности.

Практика ЕСПЧ в связи со статьей 14 Конвенции (о гарантии равенства и запрете дискриминации) позволяет ему определить, как обеспечивать защиту меньшинств в соответствии с особыми обстоятельствами общин меньшинств в том или ином государстве. Но прецедентное право складывается, опять же, из жалоб отдельных граждан или группы граждан по определенному нарушению. 

Другими договорами, играющими роль в защите прав человека являются такие, как Европейская конвенция о гражданстве и Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств. В последней прописаны все тот же запрет дискриминации, запрет политики ассимиляции, условия для сохранения культуры и самобытности, свобода собраний, ассоциаций, слова и религии, свобода использования языка меньшинства, интеграция в области образования, право создавать частные учебные заведения меньшинств, изучать язык меньшинства и другие положения. Хотя Рамочная конвенция не единственный инструмент, разработанный в рамках СЕ для защиты национальных меньшинств, она, безусловно, является наиболее исчерпывающим документом в данной области. Это первый многосторонний правовой документ, имеющий обязательную силу и посвященный защите национальных меньшинств в целом. Оба договора, как и ЕКПЧ, являются документами, созданными в рамках Совета Европы.

Кроме вышеперечисленных документов действуют также Европейская социальная хартия и ряд специальных конвенций, посвященных защите отдельных прав личности: Европейская хартия региональных языков, Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, Европейская конвенция об осуществлении прав ребенка и другие.

На защите нацменьшинств

ЕСПЧ

Совет Европы не является единственной организацией, занимающейся правами человека и нацменьшинств в частности в Европе. Существует ОБСЕ — Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, которая является крупнейшей в мире региональной организацией, занимающейся вопросами безопасности. В нее входят не только страны Европы, но также страны Северной Америки и Центральной Азии. 

Уважение прав человека и основных свобод является ключевым принципом во всеобъемлющей концепции безопасности ОБСЕ. ОБСЕ следит за положением в области прав человека в своих 57 государствах-участниках, каждое из которых признало, что права человека являются неотъемлемыми для всех людей и должны быть гарантированы законом. Таким образом, укрепление и содействие защите прав человека в регионе ОБСЕ лежит в основе работы организации.

Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) предоставляет государствам-участникам консультации и поддерживает отдельных лиц и гражданское общество с целенаправленным обучением и образованием. БДИПЧ охватывает широкий круг вопросов, начиная от основных свобод религии или убеждений, передвижения, собраний и ассоциаций, до представления информации об использовании смертной казни, контрольных испытаний и предотвращения пыток и других форм жестокого обращения.

Верховный комиссар ОБСЕ по делам национальных меньшинств (ВКНМ) принимает участие в ситуации, если, по его мнению, существует напряженность в отношении национальных меньшинств, которая может перерасти в конфликт. Большая часть повседневной работы заключается в выявлении и устранении причин этнической напряженности и конфликтов.

В соответствии с основополагающими документами, регулирующими деятельность ОБСЕ, государства обязаны гарантировать равные возможности для всех, касаемо участия в экономической, социальной, культурной и политической жизни общества. Защита прав национальных меньшинств также должна рассматриваться как функция эффективного управления и способ содействия интеграции. Адекватное решение межэтнических вопросов отвечает интересам государств и большинства, а не только меньшинства. 

В 1949 году примечателен образованием Совета Европы. Однако, в этом же году был основан Союз Европейских национальных меньшинств — FUEN. Это европейская конфедерация автохтонных (или коренных) национальных меньшинств/народностей в Европе. FUEN насчитывает около 90 организаций-членов в целом. FUEN представляет интересы европейских национальных меньшинств на региональном, национальном и, главное, на европейском уровне. При этом он сотрудничает с Европейским Союзом, Советом Европы, ОБСЕ и ООН, а также другими организациями, представляющими интересы европейских меньшинств. FUEN имеет консультативный статус при ООН. 

Другим объединением, работающим в схожем направлении, является Организация наций и народов, не имеющих представительства. ОНН — это демократическая организация, представляющая права народов в международной и национальной среде. Ее членами являются коренные народы, оккупированные народы, меньшинства и независимые государства или территории, которые объединились для защиты своих прав, сохранения окружающей их среды и поиска ненасильственных решений конфликтов, которые их затрагивают. ОНН обеспечивает созданный международный форум для устремлений стран-членов и помогает им в эффективном участии на международном уровне. Члены учредили и по-прежнему управляют организацией, которая следует пяти принципам, лежащим в основе Устава ОНН:
  • отказ от насилия;
  • права человека;
  • самоопределение и демократия;
  • защита окружающей среды;
  • толерантность.
В данной статье мы лишь вкратце рассмотрели основные инструменты защиты прав человека. Но этого должно быть достаточно, чтобы понять, где зафиксированы те права и свободы, которые нарушаются на постоянной основе по всему миру, уже на протяжении многих лет. Единственный способ бороться с систематической несправедливостью — использовать те организации, те нормативные акты и договоры, которые предусматривают самим своим существованием надежду на изменение ситуации к лучшему. 

Камилла Н.

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Возможно Вам будут интересны:

ФЛНКА на конгрессе FUEN

ФЛНКА защищает лезгинский в Брюсселе

Конференция в Европарламенте: "Двойные стандарты и ущемление прав меньшинс ...

Новый сезон ФЛНКА в Европарламенте

ФЛНКА выдвигается в Тироль

Комментарии (1)
Комментарий #1, дата: 07 ноября 2017 15:31

Эта все на словах или на бумаге а самом деле в жизны по другому как последный УБЫХ уйдем или исчезним с этой земли.Страшно становится что лезгины тоже....... что нужны чтобы остатся на этой земле на вечно с своим родном языком??? Кто напишет? Какие действие? Чтобы был эта книга как коран библия талмуд? Чтобы радикально изменилась что связанной с родным лезгинским языком     


Цитировать