ФОТОГАЛЕРЕЯ ВИДЕО АУДИО БИБЛИОТЕКА
Rus Eng

Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Умеренный ислам для Дагестана

Равиль Гайнутдин и Владимир Васильев договорились о борьбе с радикализмом

Умеренный ислам для Дагестана

Равиль Гайнутдин и Владимир Васильев договорились о выстраивании в Дагестане идеологии умеренного ислама. Подразумевается, что инициатива будет реализовываться через курсы повышения квалификации для имамов и образовательные проекты для мусульман. Но насколько реально в наше время информационной свободы формировать сверху религиозные доктрины и идеологии?

Глава Совета муфтиев и ДУМ России Равиль Гайнутдин и врио главы Дагестана Владимир Васильев договорились о совместном выстраивании в республике идеологии умеренного ислама. Об этом сообщает ТАСС. Встреча произошла в московской Соборной мечети 4 декабря.

"Против идеологии только с оружием в руках бороться невозможно. Мы, мусульманское духовенство, анализируя и прошлое, и нынешнее состояние нашего религиозного сообщества, пришли к выводу, что необходимо начать выстраивать в республике Дагестан идеологию умеренного ислама", - сказал Равиль Гайнутдин.

Как отметил муфтий, в ближайшее время в Дагестане "будут организованы курсы повышения квалификации для имамов, а также образовательные программы для простых мусульман и научно-практические исламские конференции, причем с участием приглашенных богословов из арабских стран и юго-восточной Азии".

"Наши проповедники на местах должны просвещать своих верующих, которые приходят в мечеть с вопросами, выступать перед студентами, по радио и телевидению, объяснять правильное понимание ислама", - сказал Равиль Гайнутдин. Владимир Васильев подчеркнул "большую роль мусульманского духовенства в решении многих актуальных задач и проблем", а также подтвердил "намерения органов власти Дагестана взаимодействовать с мусульманскими религиозными объединениями".

Следует понимать, чем была вызвана обнаружившаяся в постсоветский период относительная радикализация дагестанской верующей молодежи. За годы государственного атеизма в республике, как и практически по всей стране, образовался вакуум общественно-религиозной жизни. После падения железного занавеса в вакуум устремились разного рода религиозные течения, среди них были и экстремистские, приобретшие некую популярность среди молодежи.

Но все же надо понимать, что Дагестан имеет длительную, более чем тысячелетнюю историю ислама. Ислама, который на самом деле призывает к соблюдению мира и общественного порядка, который выступает резко против раздоров и конфликтов (фитна). И несмотря на попытки советского государства убрать религию из сознания людей, столь длительная религиозная традиция не сошла на нет - в республике сохранились многие джамааты, сохранившие свою религиозную традицию. Во многом благодаря этому радикализация затронула умы лишь меньшинства среди молодежи.

Силовой фактор, связанный с Чеченской войной и проникновением терроризма на Кавказ, вызвал рост радикальных настроений и в Дагестане, когда действия оборотней в погонах провоцировал молодежь на своеобразный поиск справедливости, в результате которого многие молодые люди оказывались обманутыми вербовщиками.

Возникает много вопросов по поводу уместности выстраивания религиозных доктрин ислама таким образом. Следует отметить, что худшие времена радикализации молодежи уже позади. К этому привел опыт, сын ошибок трудных. То что происходило у нас в республике - уход молодежи в условный «лес» и Сирию – привело к трагедиям многих семей Дагестана. Другие молодые люди на примере своих обманутых земляков убедились, что в призывах радикальных псевдоимамов либо мало искренности, либо мало желания действительно вникнуть в смысл Корана и Сунны.

Помимо этого, вызывает сомнения, что в наше время спуском сверху какая-либо идеология может быть воспринятой обществом. Неоднозначно может быть воспринята такая мера и в самом Дагестане, в том числе среди духовных лиц. Подробнее об этом в своем комментарии с нами поделился политолог, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Руслан Курбанов:

Умеренный ислам для Дагестана

Руслан Курбанов
Встреча Равиля Гайнутдина и Владимира Васильева уже вызвала неоднозначную реакцию в Дагестане. В первую очередь, у сторонников Духовного управления мусульман Дагестана. Наверное, Васильев, слабо разбираясь в религиозных отношениях мусульманского сообщества России, думает, или ему так объяснили, что Равиль Гайнутдин является муфтием всей России, а муфтият Дагестана по церковной схеме входит в его подчинение по аналогии с РПЦ. Однако, реальность мусульманского сообщества иная. Духовное управление мусульман Дагестана не входит в структуру, которую возглавляет Равиль Гайнутдин. Более того, муфтият Дагестана претендует не только на автономность, но и на то, что это самая крупная региональная централизованная мусульманская организация. Такого количества мечетей, которое находится в подчинении муфтията Дагестана, нет ни в одном другом мусульманском региональном объединении. И в этом плане он может считаться, наверное, самой влиятельной централизованной региональной мусульманской религиозной организацией во всей России.

Муфтият Дагестана некоторое время назад вообще критически оценивал взгляды самого Равиля Гайнутдина. Очень спорно то, что понимают под умеренным исламом сам Равиль Гайнутдин и Владимир Васильев, а также те, кто писал эту новость.

Во-первых, дагестанский муфтият претендует на то, что версия ислама, которой они придерживаются, является самой что ни на есть традиционной и умеренной, и доказавшей свою лояльность российскому государству после краха Советского Союза, в том числе в борьбе с радикальными идеологиями и движениями на передовом крае. На самом деле дагестанский муфтият понес почти соизмеримые с силовыми структурами России потери в борьбе с радикализацией мусульманского сообщества. Количество имамов, заместителей муфтия, шейхов, убитых в Дагестане огромно. Поэтому у них возникает вопрос - что такое умеренный ислам, о продвижении которого было сказано.

Возможно, Гайнутдин имел в виду умеренный ислам в том понимании, в котором его преподносят в арабском мире - это ислам Аль-Васатыя, то есть срединный, умеренный. Эта концепция была детально разработана в Кувейте после атаки на Башни-близнецы в Нью-Йорке в 2001 году. Кувейт таким образом хотел показать США и остальному миру, что они непричастны к радикальным трактовкам ислама, и свою готовность спонсировать умеренный ислам. Но дело в том, что муфтият Дагестана разработчиков именно этой концепции также считает одним из направлений салафитского ислама, с которым у них большие разногласия.

Хотя эти различия намного сложнее и тоньше, но утрируя их можно представить следующим образом. Да, в России предпринималась попытка продвигать при поддержке кувейтской стороны концепцию умеренного ислама, и в этом огромную роль сыграли государственные структуры. Но из-за сопротивления в мусульманских регионах, таких, как республики Северного Кавказа и Поволжья, эта концепция умеренного ислама, на которую попытались сделать ставку, не прижилась. Зато устояли свои местные локальные традиции - дагестанский суфизм, вайнахский, татарская традиционная форма исповедания ислама, поэтому встреча Равиля Гайнутдина и Владимира Васильева оценивается достаточно противоречиво, и вызвала большой резонанс среди Дагестанского ДУМ.

Тем не менее, можно положительно оценивать инициативу врио главы РД В.Васильева, который осознает важность проблемы радикализации молодежи и ее возвращения к умеренному исламу.

Магомед Абдуллаев

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Возможно Вам будут интересны:

Совет муфтиев России просит сохранить древний мусульманский некрополь в Дер ...

Баринов: Интеграция мусульман Крыма позволит предотвратить радикализацию ис ...

Социальная доктрина российских мусульман подписана в Татарстане

Глава Совета муфтиев РФ направил письмо Аксенову о судьбе АТР

ФЛНКА поддержал усилия Совета муфтиев России по сохранению межнационального ...

Комментарии (1)
Комментарий #1, дата: 12 декабря 2017 02:50

Дагестанские муслимы религия признают поверхностно когда с ними встречаешься и разговор о релгия, то ясно становится они большенством не осознано верит и не понимает важности явно показуха,многие лижбо участвовать а в душе пустота а у многих до фанатизма грубый яростю и любовь бешнный а в глазах видно нул а в душе и сердце пустота.Вектор разитие муселманский религии в Даге хаотические и непонятные. А на молодёж основным северный части Дага представляет мутно(основной веруюший сектанты какие та) и даже до них не доходить смысль слов что написано свяш-ый книге коране, смотришь на них в мечетях становится стыдно.А южчасти Дага веруюших меньще ну основательно и с понятием(эта видно когда они даже намаз делаеть).Направить понятливых религизных людей осбенно молодых на учебы только РФ и тогда что та........    


Цитировать