ФОТОГАЛЕРЕЯ ВИДЕО АУДИО БИБЛИОТЕКА
Rus Eng

Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Как нам обустроить Дагестан

А.Керимов: Госсовет давал чувство причастности к управлению республикой всем народам

 

Для многонациональной республики Дагестан, в которой испокон веков проживают десятки коренных народов, вопрос справедливой представленности всех ее этносов во власти и при формировании кадрового корпуса всегда был актуальным.

В период советской власти, когда всей страной, как и отдельными республиками, управляла партийная номенклатура, в Дагестане присутствовало негласное национальное квотирование.

Этот принцип сохранился и в постсоветское время, принимая различные формы, когда за наиболее крупными народами «закреплялись» (опять-таки негласно) определенные должности.

Но первой и пока последней попыткой придать национальному квотированию некую институциональную форму и создать руководящий орган с представленностью всех народов было создание Государственного Совета Дагестана.

Это было очень своевременное и удачное решение дагестанских элит, учитывающее рост национального самосознания на всем постсоветском пространстве и необходимость сохранения стабильности внутри республики, которой невозможно добиться, если какой-то из народов чувствует себя ущемленным в правах.

Госсовет представлял из себя уникальный коллективный руководящий орган, состоящий из представителей 14 так называемых титульных народов РД. В состав Госсовета РД не могло входить более одного представителя одной национальности.

По конституции 1994 года руководитель Госсовета избирался его членами из своего состава. Основным законом Дагестана предусматривалось, что на переходный период (1994 - 1996 гг.) срок полномочий главы республики составлял 2 года. При этом крайне важно было то, что представитель одной и той же национальности не мог быть избран Председателем Государственного Совета два срока подряд, то есть гарантировалась сменяемость представителей наиболее крупных этносов на посту главы Дагестана. Позже, учитывая множество причин, ограничения были сняты, а сроки удлинены. Это стало серьезной ошибкой дагестанской элиты.

Аналогов Госсовета на просторах бывшего СССР не существует, это и понятно – Дагестан, как я уже отмечал, уникальный регион, требующий особого, специального подхода.

Госсовет позволял серьезно снизить градус нестабильности в дагестанском обществе, привести национальные элиты к общественному консенсусу и сохранять целостность системы управления.

Каждый из представленных в Госсовете народов чувствовал свою причастность к управлению республикой, к ее политической жизни и выстраиванию путей дальнейшего развития.

На мой взгляд, опыт Госсовета в Дагестане был достаточно удачным, несмотря на то, что в полной мере реализовать его потенциал не удалось. Во второй половине 2000-х годов республика полностью отказалась от коллегиального органа управления, а опыт, накопленный в предыдущие годы, был фактически забыт и не востребован.

Между тем, я наряду с очень многими представителями общественности и экспертного сообщества убежден, что элементы коллегиального управления необходимы Дагестану, и полностью отказываться от наследия Госсовета не стоит.

Безусловно, вернуть систему управления в том виде, какой она была в середине 90-х, вряд ли представляется возможным. Но не использовать накопленный уникальный опыт мы просто не имеем права, ведь наша цель – чтобы все народы Дагестана в равной степени чувствовали его своим общим домом.

На мой взгляд, воссоздание коллегиального органа управления может сочетаться с наличием института главы региона. Механизмов здесь может быть множество, и детальная их проработка – дело политиков и юристов.

Я уверен, что Дагестан как уникальный регион имеет право на особый подход в плане внутреннего политического устройства – естественно, в рамках конституции и правового поля РФ.

Конечно, Государственный Совет не был идеальным органам управления и имел свои недостатки, особенно в плане претворения в жизнь самой идеи коллегиального правления.

Госсовет не смог добиться равенства всех народов внутри РД. Более того, за его рамками остались представители большого количества народов, которые не оказались среди «титульных». Также выглядела не до конца налаженной и понятной система формирования этого органа.

Учитывая сказанное выше, считаю важным сформулировать несколько общих тезисов о том, какие элементы необходимы политической системе Дагестана для того, чтобы все его народы были причастны к судьбе республики:

- Политическим элитам и общественным силам Дагестана необходимо рассмотреть возможность создания коллегиального представительного органа, в который каждый народ будет избирать своего представителя раз в определенный срок (название не
имеет значения). Также важно задуматься над механизмом отзыва своего представителя до конца срока его полномочий в случае, если он оказался недостойным данного места.

- Необходимо актуализировать рассмотрение и принятие закона о коренных народах и языках Республики Дагестан с четким и полным перечнем всех национальностей, исторически проживающих на данной территории.

- Дагестан не может полностью отказаться от принципа национального квотирования при определении кандидатур на управляющие должности республики, так как несправедливое распределение кадровых рычагов негативно сказывается как на восприятии населения, так и затем на принимаемых решениях. Элементы нацквотирования в РД должны присутствовать, ведь невозможно говорить о том, что профессионалы и хорошие управленцы есть только среди представителей определенных народов. Дагестанцы обучаются в рамках одной образовательной системы, их профессиональные качества формируются в соответствии с общими запросами – поэтому представители каждого народа имеют право на пропорциональную представленность во властных структурах РД.

- Необходимо повышать роль общественных институтов в Республике Дагестан. На этой земле исторически, еще до всяких революций в Европе, были сформированы принципы горской демократии и общественного самоуправления. Вольные сельские общества, их союзы, органы коллегиального принятия решений в виде советов старейшин и т.д. – все это элементы дагестанской ментальности и идентичности, которые должны найти свое проявление в формате общественно – государственного взаимодействия.

 

Ариф Керимов

.

.

Возможно Вам будут интересны:

В чьих руках Дагестан?

Вернется ли Дагестан в правовое поле?

Госсовет: десять лет спустя

«Вся власть народам»

Константин Казенин: Система этнического баланса в Дагестане изжита

Комментарии (6)
Комментарий #6, дата: 11 мая 2018 00:12

В Дагестане нет и не был интернационализм и даже ближаюший время не будет,а дружба былие когда та, при наших пра-прадедов она сломано как зеркало, ну его восстановишь ни каком способом. Во время перестройки а так же мутные времена прогресс шёл хаотически а так же религия(одни фанаты) Нет и не был ведомой или ведуший нации(из начально при советов были и тянули Лезгины ну им не дали, а жал)не которые нац хотели ну нет и был у них руководящий навыки работали не себя и сейчас продолжает.2020г.перепис все народы(кореных 42) равноправия и госсовет а в голове совета Русский из Дага прокурор Русский. Религию(всех републик сев кавказа а так же Чечня)если хотите сохранить в состав РФ подогнат как Поволжье. Не ставит на рук должности авар-дарги-лак-кумук(ограничить пока) а других. ЕСЛИ ТАК.......А современем будет благородный,честный, порядочный ДАГЕСТАН!  

   


Цитировать          
Комментарий #5, дата: 10 мая 2018 17:49

Цитата: Gatagvi
Почти тридцать лет постсоветской деградации по всем направлениям социально-экономического развития в республике.
Не должно быть в республике никаких национальных квот по определенным должностям, если не хотим и дальше оставаться на задворках страны.
Только профессионализм и только степень набожности должны определять должностных лиц.
И если говорить о Госсовете и его главе, то первыми в списке очередности из так называемых 14 титульных народов должны быть представители самых малых этносов, это единственный способ заново научиться уважать друг друга, к подлинному интернационализму в самом лучшем смысле этого слова.

Кореных не 14-ат а 41-ин..... Если узконит статус анди-дидой-карата-ботли-гунзиб и других,то надо узаконит кайтаг-кубачи-урахи-чираг-муирин-санжи-цудахар и другие. Западные ученые языковеди и другие знають что 42(минус Удин) языка. Может нужно Дагестану объявить языковой референдум с или отдельно перепись 2019 году для ясности  


Цитировать          
Комментарий #4, дата: 10 мая 2018 17:19

Уваж. ФЛНКА вы всех сил работайте благо общество и действуйте на зашиты Лезгин... А в ЮТУБЕ какой то Казим-Казимич такой же тролль Саламон обливает вас грязью..... как это понять?    


Цитировать          
Комментарий #3, дата: 08 мая 2018 22:40

в Даг огнях Вообще не  проводят пресс конфиренции  никакого вниманип со стороны Флнкк не вижу в сторону Города ! а ведь здесь нас Около 30% по неофицальным данным 


Цитировать          
Комментарий #2, дата: 06 мая 2018 20:12

Почти тридцать лет постсоветской деградации по всем направлениям социально-экономического развития в республике.

Не должно быть в республике никаких национальных квот по определенным должностям, если не хотим и дальше оставаться на задворках страны.

Только профессионализм и только степень набожности должны определять должностных лиц.

И если говорить о Госсовете и его главе, то первыми в списке очередности из так называемых 14 титульных народов должны быть представители самых малых этносов, это единственный способ заново научиться уважать друг друга, к подлинному интернационализму в самом лучшем смысле этого слова.


Цитировать          
Комментарий #1, дата: 05 мая 2018 08:21

Уважаемой ФЛНКА  когда в городе ДАГОГНЯХ восстоновите численность Лезгин а так же нет депутатов согласно по численности, город позабыт позоброшен...... Что? Где нет Лезгина там нет движение и прогресса? 


Цитировать