ФОТОГАЛЕРЕЯ ВИДЕО АУДИО БИБЛИОТЕКА
Rus Eng

Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Упор на свои силы, умения и знания

Эдуард Уразаев о восприятии дагестанцами работы команды Васильева

Постабдулатиповский период Дагестана ознаменовался значительным массивом перемен, кадровых перестановок и громких арестов в регионе. Вместе с тем нельзя не отметить громадный объем работы, выполняемый врио главы республики Владимира Васильева и его командой.
 
Не секрет, что их приход в Дагестан явился личной инициативой президента России Владимира Путина, отреагировавшего на тотальную усталость республики от правления команды Рамазана Абдулатипова и Абдусамада Гамидова. Однако очевидно, что преобразования на этом не закончатся. Предстоит еще много работы.
 
Редакция ФЛНКА предлагает вашему вниманию интервью с известным политологом, журналистом-обозревателем Эдуардом Уразаевым, в котором он дает оценку наиболее знаменательным событиям в жизни республики последнего времени.
 
Дагестан Владимира Васильева продолжает строиться. Как проходит этот процесс, насколько успешно? Какие проблемы возникают или могут возникнуть?
 
Можно сказать, что Дагестан Васильева строится, но с натяжкой. Уж очень медленно корректируется структура органов исполнительной власти и формируется Правительство Дагестана. Лишь 11 членов кабинета министров назначены, тогда как 13 работают в статусе временно исполняющих обязанности. Ещё 10 руководителей комитетов, служб и агенства тоже более 8 месяцев находятся в статусе врио. Даже в отношении тех министров, которые были назначены Рамазаном Абдулатиповым вопреки элементарным требованиям к квалификации и опыту работы в поручаемой сфере, решения не принимаются. Продолжаются уговоры активнее работать ради людей и среди глав городов и районов.
 
До недавнего времени можно было оправдать нерешительность Васильева нежеланием риска обострить ситуацию перед выборами Президента России, но сейчас это становится тормозом для развития в ряде отраслей и сфер жизни.
 
В то же время положительно оценивают дагестанцы начавшуюся борьбу с коррупцией, стремление навести порядок в работе органов власти и местного самоуправления, отказ от безудержной пропаганды успехов под руководством главы  республики, более реалистичные оценки ситуации и путей решения проблем.
 
Образно говоря, Васильев не стал ломать систему и дал сначала возможность команде чиновников исполнять установленные законодательством обязанности, попутно добившись, чтобы "долили масла" из федеральных источников в виде 4 млрд рублей на 2017 год и 8 млрд – на 2018-й.
 
Однако с января с помощью руководства страны и правоохранительных органов Васильев начал чистку рядов чиновников, но делал это выборочно и шаг за шагом. Одновременно идёт перестройка системы властных отношений, но, по сути, она ведётся сверху, путём смены руководителей как в структурах республиканской, так и федеральной власти регионального уровня. Такой подход отчасти верен, но его взаимодействие с независимыми институтами гражданского общества представляется недостаточным.
 
Основная проблема управления – привычки дагестанских чиновников мыслить и действовать в соответствии с прежними коррупционными правилами. К этому добавляется умение создавать видимость работы, большое число неквалифицированных лиц в органах власти и управления. Проблемами остаются высокие инвестиционные риски, недостаток средств в федеральном бюджете, отсутствие надёжных и объективных источников информации о ситуации.
 
Недавно глава республики сообщил, что чистки будут продолжены. Какие формы может приобрести данный процесс?
 
Тактика выборочных арестов и постепенность в принятии кадровых решений пока оправдывала себя и поэтому она вряд ли поменяется. Тем более в период начавшейся избирательной кампании по выборам главы Дагестана, которые завершатся 9 сентября голосованием депутатов Народного собрания РД. Возможно, что чистка начнётся и среди глав городов и районов.
 
Может ли республика занести себе в актив участие в ПМЭФ-2018?
 
На форуме Владимир Васильев, в отличие от Рамазана Абдулатипова, провёл серию встреч с руководителями банков и корпораций, которые самостоятельно могут оказать помощь экономике республики. И хотя было подписано только одно соглашение о намерениях (с авиастроительной корпорацией), тем не менее, очевидна попытка более предметного подхода. Поэтому пока участие делегации Дагестана в форуме можно отнести в актив условно.
 
Но в целом ПМЭФ-2018 для республик Северного Кавказа оказался неудачным, поскольку основное внимание организаторов было поглощено международной повесткой и поиском путей и механизмов оживления экономики страны.
 
Недавно в Дагестане снова актуализировался кумыкский вопрос. Как вы относитесь к идее создания Таркинского района? Правильный ли это способ для решения сложившихся этнотерриториальных разногласий?
 
В начале 90-х годов в Дагестане были созданы Кумторкалинский и Докузпаринский районы, но позже власти стали опасаться цепной реакции на созданные прецеденты. Ведь жители и многих других районов мечтали восстановить самоуправление в прежних границах и исторических территориях. Но сегодня это связано с пересечением интересов разных групп населения и чревато конфликтами. Поэтому власти по всей стране стараются сохранить всё как есть.
 
Кроме того, есть попытки федеральных властей больше внимания уделить интеграционнным процессам, чем поддержке экономического развития, языков и культур народов России. Тем более ими не поддерживается создание новых этнотерриториальных анклавов.
 
Но и абсолютное игнорирование требований граждан, связанных с ущемлением их прав и интересов со стороны государства в относительно недавнем прошлом, представляется несправедливым и неверным. На это накладываются современные проблемы нехватки школ, запущенных автодорог, изношенности водопроводных, электрических, газовых и канализационных сетей,отсутствия земель для индивидуального домостроения и ведения сельского хозяйства. Если не в качестве возврата или компенсации, то хотя бы в качестве создания благоприятных условий для проживания и работы местных жителей нужны шаги властей на региональном и федеральном уровне.
 
Должен отметить, что обращения активистов из пригородных посёлков Махачкалы не содержат этнических требований и носят общегражданский характер.
 
Продолжая данную тему, можно вспомнить аналогичную идею по созданию Белиджинского района. Насколько жизнеспособен данный проект?
 
Думаю, что идея Белиджинского района аналогично Таркинскому вызвана обидами на власти Дербентского района, которые, на их взгляд, действуют несправедливо и не уделяют группе сёл и посёлку должного внимания, используя при этом в интересах руководства местные ресурсы. И в этом случае республиканским властям, которые вряд ли согласятся с идеей создания  нового района, надо выступить в качестве мудрого арбитра и помощника в решении накопившихся проблем.
 
Одной из наиболее острых тем последних недель стал законопроект об отмене обязательного обучения в школах на родных языках. Каково ваше отношение к данной инициативе?
 
Претензии к проекту поправок в закон об образовании были обоснованы, что подтвердилось решением о его существенной переработке с учётом высказанных замечаний. Говорят о сближении позиций сторонников и противников на 90%, но, на мой взгляд, там много вопросов.
 
И надо начинать уточнения понятий языки народов РФ, национальные языки, государственные языки республик РФ,  родные языки, языки общения, воспитания, обучения и творчества, язык населения данной местности, языки малочисленных народов и этнических групп, язык образования, официальный язык, которые фигурируют в законе РФ "О языках народов РФ". Но сначала надо упорядочить понятия нация, национальность, народ, народность, которые используются то в значении полиэтнической общности, то в смысле гражданской нации, то в смысле этноса, этнической группы и субэтноса.

Далее надо снимать страхи тех, кто боится развития сепаратизма, который якобы начинается с изучения родных языков, истории и традиций этносов. Дело в том, что централизация и унификация в политической и финансово-экономической сферах в отношениях с регионами достигла максимума и никаких опасностей для федеральных властей со стороны регионов нет.
 
Однако теперь централизацию и унификацию хотят распространить и на сферы языка, образования и культуры. Что вызывает у многих непонимание и раздражение. И без того сложившийся баланс, не по праву, а по факту, был в пользу русского языка. На крики защитников родных языков о падении интереса к ним и уменьшении их использования во всех сферах, в том числе дома, мало кто обращал внимание.
 
Для выравнивания ситуации нужно не только сохранить обязательность и сложившиеся объемы обучения, но и направить дополнительные небольшие сравнительно деньги на стимулирование изучения языков из бюджетов всех уровней. Многие спорные вопросы можно снять, уточнив количество обязательных часов на родные языки для представителей разных этносов.
 
Если на формирование религиозной идентичности с помощью СМИ, организации воскресных и летних школ и лагерей, а также конкурсов, деньги нашлись, то почему наше государство не может найти их на аналогичные мероприятия для стимулирования изучения языков?
 
Изменились ли настроения и запросы жителей Дагестана в постабдулатиповский период? Наблюдаются ли новые тенденции?
 
Назначение Васильева большинством дагестанцев было воспринято положительно. Аресты высокопоставленных чиновников тоже оцениваются как очищение власти.
 
Облегчение от назойливой пропаганды личности Абдулатипова и избавление от давления его клана на бизнес и чиновников почувствовали многие. В условиях снижения давления со стороны властей люди стали проявлять больше инициативы и самостоятельности. Но запросы на улучшение социально-экономической ситуации, снижение уровня безработицы, повышения зарплат, улучшения социальной и инженерной инфраструктуры, снижение коррупции и повышение законности остаются прежними.
 
Новыми тенденциями можно считать переориентацию многих дагестанцев с расчётов на связи и деньги к расчёту на собственные силы, умения и знания.

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Возможно Вам будут интересны:

На примере защитников Самурского леса дагестанцы убедились, что можно защищ ...

На примере защитников Самурского леса дагестанцы убедились, что можно защищ ...

Снять недовольство Абдулатиповым

В Правительстве обсудили проект закона «О языках народов Дагестана»

«Гора языков»… государственных

Комментарии (0)