Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Каспий умеет ждать

Нефтяной опыт Казахстана для Южного Дагестана

Каспий сегодня стал одним из главнейших мировых центров нефтедобычи. Это приводит к серьезным осложнениям в связи с определением доли каждого из пяти прибрежных государств. Об активности Москвы и Баку на каспийском направлении говорится много. О планах и видении Астаны известно меньше, хотя Казахстан активно включается в процесс.

Богатство Каспия и Казахстан

Разведанные и потенциальные запасы нефти на Каспии, включая шельфово-прибрежные месторождения, оцениваются в пределах 28-30 миллиардов тонн, в том числе доказанные запасы казахстанской нефти — 4-6 миллиардов тонн. Более того, в последние годы рынок нефтеперевозок на Каспии активно растет и борьба за их будущие объемы ужесточается.

Основные игроки наращивают производственные мощности, вкладывая значительные средства в обновление танкерного флота и развитие портовой инфраструктуры. В частности, это выражается в строительстве новых морских судов, спроектированных непосредственно под объемы казахстанской нефти. Например, азербайджанская компания "Каспар", стремится покрыть весь объем транспортировки нефти по маршруту Актау – Баку.

Азербайджанская компания "Каспар"

«Каспийский рынок морских нефтеперевозок не похож на мировой – либеральный и действующий по рыночным принципам. Он больше напоминает рынки речных, внутренних перевозок, которые в большинстве стран являются закрытыми и защищенными от проникновения туда «посторонних», - отмечает в этой связи Сергей Смирнов в «Деловом Казахстане».

Тем не менее, казахский аналитический центр «Разумные решения» вполне разумно отмечает, что «интерес к Каспийскому региону не сводится к одним лишь углеводородам. Расположенное на стыке различных цивилизаций и подверженное влиянию неустойчивых соседних регионов Ближнего Востока, Южного Кавказа и Центральной Азии, Каспийское море, как представляется, имеет крайнюю важность для нового баланса сил в Евразии и, более широком смысле, для будущей схемы мирового порядка».

Что интересно, на Каспии последнее время активно начал развиваться даже туристический бизнес. Скромное, в сравнении с азербайджанским (где решили чуть ли не переплюнуть Дубай), строительство повел нефтеносный Казахстан. Согласно проекту «Кендерли» общей стоимостью 2,8 миллиарда долларов, планируется строительство 23 отелей, четырех тысяч вилл и коттеджей. Одновременно там могут отдохнуть, по плану, 22 тысячи человек.

Проект "Кендерли"

В целом ожидается ежегодный приток около полумиллиона туристов. Предусмотрены бизнес-центры и торговые центры, пяти-, четырех- и трехзвездочные отели, площадка для гольфа, пристань, пирс для судов, роскошные виллы и коттеджи. Обещают и фешенебельный суперотель, и юрточный городок, и ныряние в аквариумы с тюленями, и даже место для бездетных матерей.

Долго запрягал, но может быстро поехать

Долгое время Казахстан, имея на Каспии незамерзающий торговый порт, оставался без собственного флота и вообще не проявлял особенного внимания к морской теме. Почти весь каспийский нефтеналивной флот в наследство от СССР получил Азербайджан. Только в декабре 1998 года постановлением правительства было сформировано АО "Национальная морская судоходная компания "Казмортрансфлот". Именно с этой структурой связаны надежды Астаны на полноценный торговый флот.

Национальная морская судоходная компания "Казмортрансфлот"

Между тем, в общем объеме перевозок доля этого сектора в стране пока не превышает нескольких процентов. Казахи вынуждены пользоваться услугами соседей, арендуя и покупая суда, заказывая перевозки. Однако интенсивное освоение шельфа предопределяет ускоренное формирование национального танкерного, сухогрузного и вспомогательного флота, а также ввода в эксплуатацию объектов морской инфраструктуры для оперирования в акватории Каспия. Постоянно растущие объемы добычи нефти требуют увеличения и числа нефтеналивных судов.

На самом высоком уровне принята программа развития флота, вкладываются миллионы долларов, уже построено три танкера. Соответственно, у Астаны растет политический интерес к Каспию. И этот интерес будет только увеличиваться. Со временем Казахстан, который долго запрягал, может очень даже быстро поехать…

Принципы казахстанской политики на Каспии

Как пишет Владимир Месамед из Института Ближнего Востока, для Казахстана каспийский фактор приобрел несомненную важность в свете больших запасов нефти. Его позиция основывается на легитимном праве осваивать минеральные и биологические запасы Каспия и экономических выгодах транзита через свою территорию добываемых там энергоносителей.

Именно Казахстан первым представил еще в 1994 г. проект Конвенции о правовом статусе Каспия.

Схема деления Каспийского моря на секторы

«Казахстан выступает за раздел дна и недр Каспийского моря на национальные секторы по принципу срединной линии, а также за установление прибрежных и рыболовных зон согласованной ширины.

Прибрежные зоны, по аналогии с территориальным морем, по морскому праву будут являться суверенной государственной территорией, - утверждает Булат Сарсенбаев, заместитель директора Международно-правового департамента Министерства иностранных дел Республики Казахстан. - Казахстан является сторонником поэтапного подхода к определению правового статуса Каспия. Казахстан и Россия первыми достигли взаимопонимания и договоренности по вопросам освоения ресурсов дна».

В силу этого обстоятельства Астану не может не беспокоить никак не складывающийся консенсус по проблеме правового режима Каспия, из-за чего постоянно выкристаллизовываются своеобразные мини-блоки.

Схема казахстанского сектора Каспийского моря

В решении проблемы правового режима Каспия Казахстан исходит исключительно из приоритетов национальной безопасности, принимая в расчет, что все вопросы нефте- и газоразработок на Каспии и в его регионе могут серьезно осложнить отношения между странами бассейна. Вместе с тем, несмотря на продолжающуюся неурегулированность вопроса о статусе Каспия, Казахстан еще в декабре 1996 г. принял решение о развертывании в одностороннем порядке масштабной нефтедобычи в этом регионе.

Также в связи с практически тупиковым состоянием пятисторонних переговоров по определению статуса Каспия, Казахстан и Иран прилагают в последние годы много усилий для проведения двусторонних консультаций с целью выработки согласованных подходов по отношению к Конвенции о правовом статусе Каспия.

Казахская буровая установка

Параллельно обсуждаются и такие вопросы, как создание зоны доверия и стабильности в каспийском регионе, возможности разработки отдельного политического документа – Пакта о стабильности на Каспии в контексте необходимости совместных действий всех каспийских стран в борьбе с терроризмом, наркобизнесом и другими угрозами миру и безопасности региона. Казахстан очень активен в этих всех инициативах.

Проекты Казахстана на Каспии

В настоящее время Каспийский Трубопроводный Консорциум является единственным полностью завершенным казахстанским проектом и его единственным магистральным маршрутом с выходом на мировые рынки.

Баку-Тбилиси-Джейхан считается одним из самых важных маршрутов транспортировки для казахстанской нефти.

Схема трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан

Завершено строительство трубопровода в Китай. Этот проект может соединить трубопроводные системы Казахстана, России и Китая, и стать прочным основанием для взаимовыгодного партнерства этих стран на более широком пространстве евразийского региона. Данный проект вскоре охватит западный регион Казахстана, соединив таким образом Китай с бассейном Каспия. Помимо значительных экономических выгод, проект позволяет Казахстану вести более гибкую экспортную политику, независимо от внешнего влияния, и уравновешивать различные интересы в регионе.

Рассматриваются также и другие экспортные маршруты, включая южное направление (Казахстан-Туркменистан-Иран).

Лезгинская «золотая акция»

На сегодняшний день карта трубопроводной системы Каспийского региона обрела ясные очертания, и, таким образом, геополитическое и геоэкономическое соревнование за право прокладки различных транспортных коридоров переходит в борьбу между глобальными и региональными державами и транзитными государствами за потоки каспийской нефти.

Это открывает большие возможности экономического роста для Юждага, который при серьезном подходе мог бы стать каспийским торговым и транспортным центром. В любом случае обойти Юждаг при любых раскладах на Каспии не удастся. Вопрос в том, кто будет выгодополучателем.

Азербайджанская буровая установка

Лезгины – основное население Юждага, будучи коренным народом на общекаспийском пространстве, тем не менее, потенциально могли бы оказывать серьезное влияние на процессы, протекающие вокруг нас, но пока без нашего особого участия. В наших руках та самая «золотая акция», которая в итоге часто и решает судьбу проекта или даже целой кампании.

Нам не хватает единства и четкого осознания своих интересов. Но опыт Казахстана подсказывает, что опускать руки не стоит. Каспий умеет ждать. Ведь это наше море, оно поможет нам.

Салих Ибрагимов

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Долгая дорога в каспийских дюнах

«Сэм» и «Дракон» у Каспия

Добыча нефти в Дагестане составляет 200 тысяч тонн в год, газа – менее 500 млн кубометров

Азербайджанская нефть вернулась в Россию

Перспективы нефтедобывающей отрасли Дагестана

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия