ФОТОГАЛЕРЕЯ ВИДЕО АУДИО БИБЛИОТЕКА
Rus Eng

Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Перспективы Дербента обнадеживают

Эксперт о заявлениях по строительству порта и аэропорта в Южном Дагестане

Полномочный представитель Президента РФ в СКФО Александр Матовников в ходе визита в Дербент заявил о том, что федеральный центр связывает большие надежды с развитием города. Речь шла о превращении старейшего города страны в жемчужину Северного Кавказа. Высокий чиновник подчеркнул, что Дербент за 2 года должен стать историческим и культурным центром всего региона.
 
Пожалуй, главным же стало заявление полпреда Президента РФ о том, что в Дербенте вскоре появятся аэропорт и морской порт. Подробности совещания, проведенного под председательством Александра Матовникова и главы Дагестана Владимира Васильева читайте в отдельной статье ФЛНКА.
 
Редакция Лезгинской Автономии обратилась к известному экономисту, члену Общественного совета при Минэкономразвития Дагестана Халилу Халилову с тем, чтобы узнать перспективы развития Дербента и понять реалистичность заявлений высокопоставленных чиновников.
 
Предлагаем вашему вниманию небольшой фрагмент данной беседы.
 
Насколько реалистичны такие заявления Москвы? Имеется ли достаточный потенциал у города?
 
В стратегии развития российских морских портов в Каспийском бассейне, железнодорожных и автомобильных подходов к ним в период до 2030 года говорится о строительстве 2 новых (грузового и пассажирского) морских портов (терминалов) на территории Республики Дагестан, а также развитии дальних и ближних автомобильных и железнодорожных подходов к морским портам. Одновременно с созданием портовых мощностей представляется целесообразным создание на российских верфях современных судов и объектов морской техники.
 
В то же время на фоне активного развития мировой морской торговли в настоящее время потенциал сотрудничества в Каспийском регионе используется не в полной мере, объемы грузоперевозок через российские порты ежегодно снижаются.
 
Не на полную мощность работает Махачкалинский морской торговый порт. Причинами снижения объемов морской перевалки в дагестанском порту являются отсутствие современных портовых и логистических мощностей, соответствующих растущим требованиям потребителей, и критически слабая реализация в республике потенциала роста производства промышленной и агропромышленной продукции, который способен удовлетворить увеличивающиеся потребности Ирана, Индии и стран Персидского залива.
 
Для представления о объемах грузопотоков из Республики Дагестан на экспорт назову его объем за полгода 2018 года – 25,9 млн. долл. США, тогда как соседний Ставропольский край экспортирует продукцию на 554,6 млн. долл. за этот же период. То есть этот весь экспорт, не только на страны Каспийского бассейна.
 
Таким образом, мы видим, что без реализации мер стимулирования развития Каспийского региона, в том числе создание ряда промышленных кластеров в целях формирования грузопотоков под растущие потребности перспективных потребителей – Ирана, Индии, стран Персидского залива и Восточной Африки все эти проекты под «воздушные» объемов грузопотоков выглядит странным. Перспективы развития водного туризма выглядят очень пессимистичными, так как не созданы условия для развития этого вида туризма.
 
Создаются ли в Дагестане промышленные кластеры в целях формирования грузопотоков под растущие нужды указанных выше стран? Нет, не создаются.
 
Знаете, у наших соседей в свое время были солидные ФЦП развития своих регионов (Чеченская Республика, Республика Ингушетия) где были прописаны огромные федеральные средства на восстановление и развитие этих регионов. Но федеральный центр после многолетней блокады Республики Дагестан во время так называемой «чеченской войны» не только не восстановил, но и проигнорировал всякие усилия региональных чиновников на принятие такой же ФЦП по Дагестану.

То ли у руля Республики у нас были не те персоны, то ли Москве не настолько интересно было социально-экономическое развитие Дагестана в сравнении с Чечней и Ингушетией.

Взамен предполагаемому ФЦП «Развитие Дагестана» приняли ФЦП «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года, в котором финансирование нашей республики сравняли с республиками, где население в 8-9 раз ниже, чем в Дагестане. Да и сами объемы лимитов финансирования по программе такие мизерные, что говорить о каком-либо существенном влиянии этой ФЦП на развитие Дагестана не приходится.

На этом фоне вполне понятными выглядят усилия полпреда Президента РФ в СКФО отметиться в открывающейся в Дербенте перспективе развития города из предполагаемых доходов за счет НДФЛ Керимова и т.д. Инвестиций других нет, экономика региона стагнирует, позитивная повестка сжимается как шагреневая кожа – а властям как воздух нужна динамика развития, вот и поспешно влились в Дербентский проект развития, у которого пока нет ни утвержденного плана развития, ни программы, ни перспективного градостроительного проекта.
 
Какие перспективы у Дербента? Сможет ли он в короткие сроки стать настоящим туристическим центром? 
 
Перспективы у Дербента обнадеживающие. Не зря ведь этот город несколько тысячелетий был торговым центром между Европой и Азией. Эту важную историческую роль городу, несомненно, нужно вернуть, но для этого нужны огромные капиталовложения, которых пока нигде не видно, разве что только в Стратегии развития каспийских портов написано о развитии порта и соответствующей инфраструктуры в Дербенте.
 
Пока не приняты программные документы, не понятны, какие объемы федерального и республиканского участия будут в этих проектировках, а также на каких условиях будут привлечены частные инвестиции.
 
Одним словом, впереди огромная и рутинная работа по формированию программы развития города в рамках и федеральных стратегий и программ, а также в рамках уже разрабатываемых в республике своих целевых программ по развитию Дербента.
 
Конечно же, в короткие сроки Дербент никак не сможет стать туристическим центром. Это долгая и очень кропотливая работа, с участием населения и местной муниципальной власти. Это комплексная задача, в которую должны быть вовлечены ресурсы государства и четкие гарантии для инвесторов.
 
Есть ли альтернативные направления развития города?
 
Город одним туризмом богат не будет, если там не будут развиты большие проекты для развития международной торговли (международный торговый хаб), если не будут развиваться промышленные кластеры по специфике региональной экономики, если не будут развиты высокотехнологичные услуги для формирующейся новой экономической платформы города. Город прежде всего должен объединить в себе весь производственно-экономический потенциал Южного Дагестана, чтобы промышленность, переработка дала сопредельным территориям (районам) вокруг Дербента прочный импульс для долгосрочного успешного развития. Без этого туризм и портовое хозяйство города не смогут обеспечить должный уровень благосостояния всех дербентцев.

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Возможно Вам будут интересны:

Развитие портов Дагестана

Дагестан возвращается на море?

Новая дорога к Махачкалинскому порту в Дагестане появится в 2018 году

Шкура неубитого медведя. Махачкалинский морской торговый порт пока прочно с ...

Правительство РФ рассмотрит строительство морского порта в Дагестане

Комментарии (0)