ФОТОГАЛЕРЕЯ ВИДЕО АУДИО БИБЛИОТЕКА
Rus Eng

Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Масштабно, систематично, поэтапно

Милрад Фатуллаев о том, что и как необходимо сделать для преобразования Дербента

Редакция сайта ФЛНКА предлагает Вашему вниманию интервью с главным редактором РИА «Дербент» Милрадом Фатуллаевым, в котором он дает оценку первым 100 дням работы Хизри Абакарова в качестве мэра Дербента, заявленным новым руководством города планам и перспективам Южного Дагестана.
 
Как бы Вы оценили деятельность Хизри Абакарова на посту мэра Дербента?
 
Деятельность Хизри Абакарова за 100 дней, прошедшие с момента начала его правления в Дербенте, можно охарактеризовать как противоречивую и сложную, но все-таки нацеленную на комплексную и масштабную работу не только в пределах города, но и на близлежащих территориях.
 
На нем лежит огромный груз ответственности, поскольку он представляет не только себя, как руководителя города, довольно нового и неизвестного городу человека, не из местных. Но и потому, что он представляет Сулеймана Керимова, личность которого известна на всю страну и за ее пределами.
 
К деятельности нового мэра сегодня приковано большое внимание всего Дагестана, на кону стоит вопрос репутации и самого Абакарова, и Сулеймана Керимова, и их команды.
 
Они пришли в город с очень громкими заявлениями. Перед Абакаровым стоит задача не просто успешно реализовать какие-то отдельно взятые проекты, а реализовать комплекс мероприятий по превращению города в совершенно другую среду обитания, выполнить обещание по преобразованию Дербента в «умный город», сделать его примером как минимум для оставшихся девяти городов Дагестана.
 
К нему приковано большое внимание, и все ждут, что же будет дальше. Первые 100 дней его работы прошли в ручном режиме и в пожарном порядке. На данный момент Абакаров большей частью пытается успешно залатывать те проблемы, которые достались ему в наследство от предшественников.
 
Видно, как он мечется от детских садов, школ и различных госучреждений, решает вопросы ливневой канализации и затопления города, формирует команду, которая также сменяется, будучи, видимо, еще не до конца отработанной.
 
Одновременно с этим уже запущено несколько довольно долговременных проектов– подготовка генерального плана и подготовка сразу нескольких мастер-планов по развитию города. Все эти проекты, соображения и предложения в ближайшее время будут саккумулированы, изучены, проанализированы и по ним будет принята программа комплексного развития Дербента на основе генерального плана, над которым сегодня работают серьезные структуры.
 
 
Пока на данный момент, несмотря на 100 дней работы, говорить о каких-то серьезных, заметных для горожан изменениях преждевременно, поскольку накопилось слишком много нерешенных проблем, которые, как мне представляется, важно решать в комплексе.
 
Иначе получится как в известной юмореске, когда кладут асфальт, а через некоторое время оказывается, что там надо провести трубы и снова вскрывать этот асфальт для проведения инженерных работ. Чтобы этого не происходило сейчас идет процесс накопления знаний, изучения города, подготовки команд, подготовки проектов, планов, их последующего обсуждения с горожанами и общественниками.
 
К чести самого Абакарова нужно сказать, что он подключает к этому процессу и горожан, и политиков, и специалистов, и журналистов – всех, кто желает. Сам он довольно открыт для общения, активно ведет свою Instagram-страницу.
 
И весь этот процесс направлен на то, чтобы понять, насколько сложен этот город, накопить знания о нем, не совершить ошибок и подготовить серьезный документ, по которому предстоит очень серьезная работа. Эта работа будет поглощать довольно серьезные финансовые средства и интеллектуальные ресурсы, поскольку, безусловно, будут подключены различные специалисты из Питера и Москвы.
 
Определенные успехи, в частности, на уровне школ, детсадов, дорог и т.д. все-таки есть, однако серьезных структурных и инфраструктурных преобразований в городе пока что не происходит, поскольку такая задача, видимо, пока еще серьезно не стоит.
 
С другой стороны, стоит задача подготовиться к этим масштабным работам. Дербент, по сути, должен получить второе дыхание. Первое, как мы помним, было связано с инициативами прежнего главы города Имама Яралиева, который предложил принятие генерального плана в 2013 году. А также юбилейные мероприятия, приуроченные к 2000-летию Дербента, которые Яралиеву удалось отстоять и реализовать, несмотря на очень серьезные препятствия.
 
И сейчас миссия Хизри Абакарова может заключаться в том, чтобы придать дополнительный серьезный стимул развитию Дербента и открыть этому городу второе дыхание.
 
Отмечу, что город до сих пор живет и работает по генплану, утвержденному в 2013 году. Согласно этому документу, в городе нельзя строить здания выше 12 этажей, а тем временем на юге города продолжают выстраиваться огромные комплексы из 20 этажей.
 
Говоря о громких скандальных объектах, следует также напомнить и о т.н. «Башне семи легенд», которая нарушает историко-культурный ландшафт Дербента и является незаконной постройкой. Ее статус не определен, но она почему-то до сих пор не демонтирована. Этот объект является свидетельством преступного строительства, находясь на виду у всего города и возвышаясь над легендарной цитаделью Нарын-Кала.
 
Дербент обещают сделать «умным» городом. Что это может дать городу? Насколько вообще это реально?
 
Это часть большой федеральной программы, имеющей несколько отдаленную перспективу, поскольку подобного рода масштабную программу невозможно реализовать в короткие сроки. В рамках программы по цифровизации России в целом, имеются отдельные проекты по созданию т.н. «умных городов». Дербент имеет все перспективы для того, чтобы стать пионером по выстраиванию «умного города» в Дагестане.
 
Это позволит перевести все процессы в электронный вариант, в цифровой формат, когда город будет комфортным для проживания, когда процессы, связанные с получением, представлением и сбором информации будут автоматизированы, город обещает быть безопасным, так как будет оснащен практически полностью камерами видеофиксации и т.д.
 
Сложностей в том, чтобы реализовать этот проект фактически нет, необходима только политическая воля для подключения специалистов, организация процесса и финансовые средства. Все это у Абакарова на сегодняшний момент имеется. По финансам - это примерно около 5 млрд рублей налоговых отчислений Сулеймана Керимова в год, большая часть которых скорее всего останется в Дербенте, это дополнительные налоги за счет новых предприятий.
 
Поэтому с реализацией данного проекта никаких сложностей возникнуть не должно. Единственное, что пока мешает запустить данный процесс, это подготовка комплексной программы, она будет ориентировочно к середине текущего года. После нее начнутся масштабные процессы, в том числе и превращение Дербента в «умный город».
 
Власти заявили о строительстве здесь аэропорта и морского порта. Нужны ли они городу, какая в них целесообразность? Что можно сказать о логистическом хабе на границе с Азербайджаном?
 
Создание в Дербенте и его окрестностях логистического хаба мне кажется маловероятным, однако речь может идти о том, чтобы создать здесь крупный транспортный узел регионального масштаба, который будет включать в себя автомобильную дорогу, объездную дорогу (еще один серьезный масштабный проект), строительство порта и аэропорта. Все они должны быть друг с другом связаны.
 
Кроме того, речь идет о том, чтобы превратить Дербент в туристический центр не дагестанского, всероссийского масштаба. Учитывая древность города, с большой долей вероятности здесь будут реализованы различные культурные, научные проекты, связанные с дальнейшими археологическими и исследовательскими изысканиями.
 
Также предполагается строительство развитой туристической инфраструктуры и объектов. Город должен превратиться в благоустроенную территорию с хорошими дорогами, обновленными газовыми и электрическими сетями, решенным вопросом водоснабжения, водоотведения и т.д.
 
Очевидно, что в Дербенте будут строить туристический кластер общероссийского масштаба. Данные проекты в любом случае будут выведены на федеральный уровень, и в ближайшие 5-8 лет, судя по тому, какие программы сейчас обсуждает мэрия Абакарова, будут реализованы. Сложностей и проблем с этим пока не предвидится.
 
Способны ли инвестиции и внимание к Дербенту пробудить развитие всего Южного Дагестана?
 
Безусловно, эти инвестиции очень серьезно оживят Южный Дагестан, поскольку строительство порта и особенно аэропорта направлено на то, чтобы туристы имели возможность прилететь сразу в Дербент, а не добираться до кластера через Махачкалу, как это происходит сейчас.
 
Так как город и район будут маловаты для туристического кластера, имеющего свой аэропорт и порт, в него будут вовлечены различные крупные достопримечательности на территории всего Южного Дагестана, включая даже, например, самый высокогорный населенный пункт Европы - селение Куруш Докузпаринского района.
 
Безусловно приток этих туристов, строительство различных инфраструктурных туристических объектов приведут и к некоторому оживлению производства, сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности и туристического сервиса во всем Южном Дагестане.

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Возможно Вам будут интересны:

Дербент может стать центром экономического роста

Проваленное Абдулатиповым возрождение Дербента не спасут 50 миллионов из гр ...

Дагестан планирует построить под Дербентом аэропорт

ONKAVKAZ: Аэропорт Дербента распилят еще в Махачкале

Глава Дагестана отметил необходимость строительства аэропорта в Дербенте

Комментарии (0)