Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Юждагу – новые таможни

На южной границе открываются новые терминалы

Многим жителям Дагестана и Азербайджана хорошо знакома проблема пересечения государственной границы между двумя странами - это и задержки при проверках, и расцвет коррупции, и в целом нарушение прав человека.

Для решения одной из проблем перехода границы власти инициировали открытие новых таможенных терминалов на территории Магарамкентского района Дагестана.

Новые пункты пропуска призваны снизить нагрузку с существующих, и тем самым ускорить прохождение таможенного контроля. Комментировать данную инициативу согласился директор Центра культурно-исторического наследия народов Южного Дагестана Сардар Агаларов.

На Ваш взгляд, какова социальная польза от открытия новых терминалов на государственной границе между Россией и Азербайджаном?

Раз установлены государственные границы, и проходят они по территории Магарамкентского района, я думаю, что строительство нового терминала даёт более широкие возможности для удобства перемещения грузов. И открытие нового терминала, во-первых, создаст новые рабочие места. Во-вторых, увеличивается налоговая база, будут поступления в районные и республиканский бюджеты, в том числе, оттуда же будут отчисления в районный бюджет. Я это только приветствую. Было бы ещё лучше, если построили бы таможенный терминал и на железной дороге, в районе Яламы и Самура на границе. Это снимет нагрузку с Махачкалы, которая и так перегружена. Чрезмерная централизация застопоривает движение в центре и негативно сказывается на развитии окраин. Большегрузный транспорт растамаживается в городах. Это забивает дорогу и мешает движению городского транспорта.

Также открытие таможенных терминалов непосредственно на границе создаст удобства для самих водителей, а также для тех, кто занимается бизнесом. Я вижу только положительные моменты в открытии новых терминалов.

Скажется ли это положительно на контактировании двух частей лезгинского народа?

Нет, я думаю, что уже сам факт существования границы, разделяющей лезгинский народ на его же территории, стоит стеной преткновения между нами. И это всё больше удаляет одну часть лезгин от другой. Потому что два государства, два разных языка, два разных законодательства негативно влияют на лезгинское сообщество и нацию. 

А почему, по Вашему, строительство новых таможенных терминалов ведётся в Магарамкентском районе в котором и так существует несколько пунктов пропуска, а не в высокогорных Рутульском или Докузпаринском районах, также граничащих с Азербайджаном, но не имеющих пропускных пунктов на границе?

У меня тоже были эти мысли. Существует одно очень удобное и востребованное место для открытия таможенного терминала – это село Гарах, ныне Магарамкентского района. Ранее это село относилось к Докузпаринскому району, однако после раздела территории Докузпары между Ахтынским и Магарамкентским районами, оно было включено в состав последнего. Так вот, это село по ровной территории имеет выход к Кусарскому району Азербайджанской Республики. Это, кстати, был исторический путь, связывавший самурских лезгин с кубинскими. Открытие на этом участке таможни положительно отозвалось бы на экономическом развитии региона. Помимо рабочих мест – это и возникновение новых торгово-экономических связей между двумя разделёнными частями лезгинского народа. Естественно, в некоторой степени это снизило бы остроту существующей проблемы.

К тому же, многие жители Докузпаринского района имеют родственников в Кусарском районе, в Баку. Так сложилось исторически, что многие лезгины трудились на нефтепромыслах в Баку. В принципе, лезгины подняли экономику тогдашнего Азербайджана.

Таможенный терминал Тагиркент-Казмаляр новый 

Я думаю, можно было бы открыть терминал в Рутульском районе, пробить оттуда дорогу в Закаталы, это оживило бы и Рутульский и Ахтынский район, придало бы новый импульс к развитию всей Самурской долины, дало бы возможность открывать совместные предприятия, это заняло бы население по обе стороны границы. В этих районах тоже немалое количество населения. Наш народ трудолюбивый, но он вынужден заниматься сельским хозяйством примитивными средствами. Отсутствие рынков сбыта, к тому же, и эту деятельность делает нерентабельной. В наше время, когда молодёжь покидает горы в поисках работы, создание новых рабочих мест вопрос очень и очень актуальный, и тут надо рассматривать все варианты решения проблемы.

А сейчас в этой местности нет никаких таможенных терминалов. В итоге, чтобы цахурам, рутульцам или аварцам попасть из Дагестана в Закатальский район, приходится ехать в Магарамкентский район, оттуда в Баку, чтобы огибнуть массив Большого Кавказа, и затем следовать на северо-запад в Закаталы. В итоге, чтобы преодолеть какие-то 30-50 километров, жителям этих краёв приходится совершать круг длиной свыше 800 километров! Эту проблему нужно срочно как-то решить. Ведь по обе стороны границы живут родственники, одни и те же народы. Теряется связь цахуров, живущих здесь с живущими по ту сторону границы, та же ситуация с аварцами и рутульцами. Также теряется связь с лезгинами кабалинской стороны. Одно это обстоятельство наличия государственных границ и отсутствия таможенных пунктов разрывает многовековые историко-культурные и экономические связи.

 Очереди при пересечении дагестано-азербайджанской границе

Я был в Исмаиллах, например, общаюсь с людьми, я же вижу происходящие там процессы. Идёт ассимиляция коренных народов страны, не выпускаются учебники на языках этих народов, нет телепередач на этих языках. Идёт строительство – маленькая страна, маленькое население, большой поток нефтедолларов, их надо осваивать. Конечно, руководство Азербайджана развивает инфраструктуру. Но в чьих руках это находится? Возьмём к примеру Кабалинский район. Большинство населения этого района составляют лезгины, но власть сосредоточена в руках малого количества азербайджанцев. Люди живут на своей земле, а к плодам этой земли не имеют доступа. Потому и происходят волнения в этом регионе. Если бы правительство адекватно, своевременно реагировало на эти явления, ведь люди не от хорошей жизни выходят на протест, значит их поставили в такие условия местные мафиозные структуры. Уже невмоготу просто, на собственной земле происходит такой беспредел. Это вызовет напряжённость в самой политической среде Азербайджана. Если эти земли исторически принадлежат этим народам, нельзя их насильно ассимилировать. В Дагестане, к примеру, все народы представлены и в экономической жизни региона, и в культурной, а в Азербайджане монополия одних только азербайджанцев. При этом они стараются показать всему миру, что они светская страна, и что у них нормальные законы.

 

Пешеходный сегмент МАПП, с. Ново-Филя

Возвращаясь к теме нашей беседы, как Вы думаете, почему было принято решение открыть таможенные терминалы именно в Магарамкентском районе?

В Магарамкентском районе в этом отношении развитая инфраструктура, уже существуют дорожные пути, ничего не надо прокладывать, в отличие от горных районов. Поэтому было принято решение строить таможенные терминалы именно здесь. Ну и близость к столице Махачкале тоже. Всё-таки тут проходит и федеральная трасса. Тут уже существует проблема перегрузки существующих терминалов, тормозящая пропускную способность границы.

Опять-таки, нельзя сказать, что у руководства республики нет желания развивать инфраструктуру и в горных районах .Надо понимать, что у Дагестана на 70-80% дотируемая экономика, и развивать тут всё подряд не получится. Сейчас, с приходом к власти Рамазана Абдулатипова уже происходят положительные сдвиги.

 Таможенный терминал Яраг Казмаляр. Пешеходный сегмент

У любого государства должна быть развитая, разветвлённая сеть автомобильной дороги на пограничных участках с сопредельными государствами.

А если конкретизировать по поводу строящегося терминала, то он возводится в селении Новый Гапцах Магарамкентского района, это всего 4 километра непосредственно от государственный границы с Азербайджаном.

 Таможенный терминал Яраг Казмаляр. Строительство пешеходного сегмента

Ильяс Букаров

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

На российско-азербайджанской границе запустили новый пограничный терминал

Новые таможенные терминалы снизят транспортную нагрузку Дербента и Махачкалы

Мамедов: власти Азербайджана планируют начать демаркацию границы с Россией

Таможни Азербайджана и Ирана вводят систему «единого окна»

К концу года на российско-азербайджанской границе построят новые таможенные терминалы

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия