Гейдару здесь не место
Насколько правомерно переименование улицы
Переименование улицы Советской в Дербенте в улицу Гейдара Алиева и последующий разгон санкционированного митинга помимо того, что сгенерировали широкий общественный резонанс, еще и вызвали у многих в Дагестане сомнения в том, насколько это является юридически правомерным.
Должны ли были проводиться общественные слушания, либо соцопросы, не превысили ли депутаты городского собрания свои полномочия данным решением, либо не нарушили ли процедурные правила при переименовании улицы, и имела ли право полиция разгонять митинг – об этом нам поведал правозащитник Низами Фетуллаев.
В середине этого месяца в Дербенте одна из центральных улиц была переименована в улицу Гейдара Алиева. Как с юридической точки зрения должны проводиться такие решения, которые касаются всех жителей города? Должны ли проводиться широкие общественные слушания с вовлечением всех горожан.
Общественные слушания должны были обязательно проводиться. При решении таких вопросов обязательно должно учитываться общественное мнение. Скажу даже больше – именно на основе общественного мнения должны приниматься такие решения. Это помимо каких-то морально-этических норм. Я говорю именно с юридической стороны вопроса.
Либо власть сама инициирует и проводит опрос, либо, ссылаясь на жалобы, заявления граждан, поднимает вопрос о присвоении улице имени какого-то общественного или политического деятеля. Просто так сама власть взять и переименовать не имеет права. Власть в данном случае выступает в качестве «фиксатора», призванного посредством своих административных ресурсов официально закрепить желания, требования населения.
Учитывая, что у Дербента особый статус древнейшего города России, с находящимися под защитой ЮНЕСКО историко-культурными памятниками мирового значения, могут ли власти навязывать городу столь непопулярные у местного населения решения?
Вообще, власти не должны ничего навязывать населению. Власти должны сверять свои действия с нуждами и требованиями народа. Таково призвание государства, тут, я думаю, комментарии излишне. Естественно, законодательство может быть несовершенным, в нем могут находиться лазейки, используемые опытными чиновниками для продвижения своих интересов, если говорить обобщенно, а не только рассматривая данную проблематику.
Особо остро обстоит вопрос именования улиц. Названия улиц, парков – это есть важнейшая часть духовной культуры горожан.
Известно, что решение о переименовании не является спонтанным. Оно готовилось в течение двух лет. За эти два года было ли организовано хоть какое-то подобие общественных слушаний, обсуждений? Какие юридические последствия могут быть у этого решения?
Нет, общество не проявляло активности в этом вопросе, никаких слушаний не было. Вообще, многие восприняли эти слухи, как далекие от реальности, даже потенциальной. Учитывая низкую гражданскую сознательность населения, эти слухи особого интереса у населения не вызвали. Да и в кругу интеллигенции этот вопрос не обсуждался на серьезном уровне. Но свершилось то, что свершилось.
Тут, кстати, уместно отметить случай, произошедший в Дербенте два года назад. Тогда улица Коммунаров была переименована в улицу Курбанова, в честь представителя одного из влиятельных кланов Дербентского района, занимавшего высокие должности на муниципальном уровне. Спрашивается, какое значение он имеет для Дербента?
Когда именовали улицу в честь Курбанова, люди разных национальностей, в том числе и азербайджанцы, собирали подписи жителей против переименования улицы в честь Курбанова, хотя он сам тоже азербайджанец. Тут дело не в национальном вопросе, отнюдь. В Дербенте все народы живут мирно, дружно. Думаю, в случае с Алиевым будет то же самое. Азербайджанцы Дербента тоже не считают его каким-то важным для города общественным или политическим деятелем.
Может ли инициативная группа граждан оспорить это решение в суде?
В законодательстве существует такое положение. В пользу общественных интересов могут выступать только те организации и должностные лица, которым закон это позволяет, то есть в предусмотренных законом случаях. Это называется защита прав и интересов неопределенного круга лиц. К примеру, я, как гражданин, не могу выступать от имени общества, жителей населенного пункта и заявлять, что переименование улицы не отвечает интересам общества и требовать изменить её название. Такое право имеет, к примеру, общество защиты прав потребителей. У них прямо по уставу написано «защита прав и интересов неопределенного круга лиц». Подразумевая под этим все население Дербента, например. Они это могут делать сами от себя, заявить, что переименование улицы не отвечало их интересам. Хоть пять, десять, пятьдесят человек.
Но при этом суд не сможет принудить администрацию города сменить название улицы, потому как они выражают лишь интересы своего общества, а не всего населения города.
Более реалистичен другой вариант – если инициативная группа граждан соберет подписи, направит их в администрацию, обжалует ее решение о переименовании, сославшись на неправомерность совершенного действия, не учитывавшего их интересы. В этом плане суд может принять во внимание, что не было учтено мнение местных жителей, и сможет вынести заключение о том, чтобы вернуть название.
На Ваш взгляд, насколько юридически правомерным являются действия властей при разгоне митинга?
Организаторам митинга, любому гражданину неважно кто подписался под санкцией. Мы не проверяем и не контролируем кто их подписываем. Кто должен подписывать санкцию – сугубо компетенция Администрации города, гражданина эти детали совершенно не касаются.
Там в Администрации должны решить, кто компетентен выдавать санкцию. А кто его подписал, как подписал – не касается гражданина. Гражданину важно лишь то, что бумага пришла оттуда, из Администрации, и все на этом.
Люди не имеют ни права, ни возможности проверить эти бумаги.
В таком случае встает вопрос – а правомочны ли были требования полиции, когда они затребовали подпись главы города?
Нет, организатор митинга за это никакой ответственности не несет. Кто бы ни давал бумаги полиции, эта бумага выдана Администрацией города, значит, все претензии полиции должны были адресоваться туда, в Администрацию, но никак к организаторам митинга, которые со своей стороны выполнили абсолютно все возложенные на них законодательством обязательства.
Полиция должна была в данной ситуации сама разобраться с этой ситуацией, обратиться в Администрацию и решить проблему.
Что бы Вы могли посоветовать организаторам и активистам митинга предпринять в сложившейся ситуации?
Естественно, надо подать в суд. Полиция грубо нарушила конституционное право граждан России на свободу слова и свободу собраний, гарантом которых является Президент РФ. Такими незаконными действиями представители власти, в том числе «силовой» власти компрометируют гаранта Конституции, раз покушаются на гарантируемые им права граждан.
Почему митинг вообще разгонялся, если у организаторов имелось разрешение? Если разрешение было фиктивным, то почему ответственность за это понесли митингующие, а не тот кто выдал санкцию?
Ильяс Букаров
Корреспондентский корпус ФЛНКА
Возможно Вам будут интересны:
«Дербент – южный форпост России!»
В Дербенте состоится митинг против переименования улицы в честь Гейдара Алиева