Азербайджанский «Мир»?
Как международная телекомпания «пудрит мозги» зрителям
Созданная в 1992 году совместными усилиями руководства постсоветских государств международная вещательная компания «Мир» в настоящий момент осуществляет круглосуточное вещание в 10 странах СНГ (кроме Туркмении) с охватом аудитории свыше 60 миллионов человек. Телеканал широко используется операторами эфирного и кабельного вещания. Таким образом, телекомпания «Мир», помимо прочего, представляет собой серьезный инструмент по воздействию на массового зрителя этих стран.
Этим уже активно пользуется Азербайджанская Республика, представляя на всеобщее обозрение новости и передачи выхолощенного содержания, в которых не оказывается места лезгинам, аварцам, талышам и многим другим коренным народам этой страны. Мало того, оказалось, что и Республика Дагестан предстает зрительской аудитории в сильно трансформированном виде, до неузнаваемости искажающий ее этнокультурный облик, в котором почему-то собственно дагестанские народы заменяются фильмами об азербайджанцах. Все эти моменты мы подробно рассмотрим в цикле статей о передачах телеканала «Мир».
В Программе «Путеводитель», выходящей на телеканале «Мир», рассказывающей о таинственных и труднодоступных уголках Содружества: местных достопримечательностях, традициях и памятниках старины, гастрономических пристрастиях, вышло уже много передач, посвященных Азербайджанской Республике. В них, в том числе, были показаны северные районы АР, в которых проживают лезгины, аварцы, цахуры, удины и другие дагестаноязычные народы.
Для уроженцев этих мест или людей сведущих после просмотра сюжетов сразу становится понятно, что съемочные группы хорошо постарались над тем, чтобы скрыть пребывание на этих землях древних коренных народов. Рассмотрим и разберем несколько таких передач, чтобы показать, как была исковеркана история и этническая география данных регионов.
В самом начале фильма «Какие истории хранит древний город Кабала (в оригинале Габала – И.Р.)?» , рассказывающем о Кабалинском районе выдается ложная информация.
«Город разбит на месте древней Кабалы», – рассказывает автор передачи Нигяр Алиева. В дальнейшем она говорит о том, что город был перенесен на несколько километров. Но это совсем не так. Часть жителей исторической Кабалы, после его запустения стала проживать в образованном рядом с ним селении Чухур Кабала.
А современная Кабала – это бывший Куткашен (или Куткашин), который расположен на некотором отдалении от руин столицы Кавказской Албании. Данная путаница была создана специально для того, чтобы не упоминать неугодный для азербайджанского уха топоним, хотя в советское время Куткашен носил свое историческое название.
Но о том, что какие народы проживали в Кавказской Албании и на каких языках они между собой общались в фильме не сказано ни слова. Зато Нигяр Алиева не забыла отметить о связях Кавказской Албании с Ираном и Китаем.
Однако, об одном коренном народе этой земли в фильме отвели отдельный сюжет – было показано удинское селение Нидж и храм Святого Апостола Елисея. Чуть позже в сюжете появляются титры: «В Кавказской Албании проживало 26 племен, удины одно из них». Но не было сказано о том, что удины являются родственными лезгинам и другим народам, составляющим лезгинскую группу, также являющимися наследниками Кавказской Албании.
Правда, автор специального репортажа отметила, что Нидж называют островком толерантности и с удинами здесь соседствуют, азербайджанцы, лезгины, русские, украинцы, евреи. Но о том, что в самом Кабалинском районе и его центре – Кабале значительную часть населения (по сути, половину) составляют лезгины, она «забыла» упомянуть. Как не сказала и о целом ряде лезгинских селений района, а также о хапутлинцах (субэтнической группе крызов – одного из лезгинских народов), также живущих в Кабалинском районе.
Зато в репортаже не могли не прозвучать слова представителя администрации поселка Нидж Видади Махмудова (скорее всего азербайджанца по национальности) о том, что «благодаря высокой толерантности азербайджанского народа (т.е. спасибо, что не выгнали всех и не убили? – И.Р.) и государственной поддержке малочисленных этносов удины смогли сохранить свою национальную принадлежность».
Незнакомый с АР и конкретно с Кабалинским районом зритель из очищенного от лезгин репортажа сформирует неверное представление о районе, на что и рассчитывали его авторы.
В другой передаче о Кабалинском районе – «Туристическая столица Азербаджана», та же ведущая Нигяр Алиева и вовсе не обмолвилась ни единым словом о культурном разнообразии этого региона. Был показан сюжет о творческом коллективе «Гюлистан», исполнившим на азербайджанском языке какую-то песню на мотив лезгинской «Мулейли». Более того, экспонаты, которые использовали для своего театрализованного представления участницы ансамбля, обязательно должны создать у лезгин, которые его просмотрят стойкий эффект «дежа вю». Но сторонний зритель наблюдатель все эти декорации воспримет как часть азербайджанского этнического наследия.
Иера Рамазанова
Корреспондентский корпус ФЛНКА