Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Чем огорчают школы Юждага

Проблемы системы образования в наше время

В постсоветские годы Дагестан охватил стихийный процесс деградации многих сфер жизни общества. Надо признать, что в этом плане дагестанские реалии органично вписываются в общероссийскую картину жизни общества. К большому сожалению, такая фундаментальная сфера, как образование – тоже не стало исключением.

Состояние дел в этом направлении весьма плачевно. Помимо того что упал уровень преподавания в школах, дисциплина учеников в общеобразовательных учреждениях также мало способствует налаживанию учебного процесса. Все тяжелее становится нашим школьникам, поступив в российские вузы, держаться на одном уровне с однокурсниками.

А ведь были времена, когда Дагестан показывал очень хорошие результаты в сфере образования. Говоря о народном образовании у горцев, известный российский кавказовед П. Услар в начале XX века писал: «Если об образовании народном судить по соразмерности числа школ с массою народонаселения, то дагестанские горцы в этом отношении опередили даже многие просвещенные европейские нации».

В советский период образование в Дагестане развивалось бурными темпами, горцы проявляли живой энтузиазм в получении качественного образования, имели личную заинтересованность в этом, поскольку наличие знаний гарантировало человеку определенные перспективы.

В наше время школьное образование деградировало настолько, что ученики перестали учиться, объясняя это тем, что все равно на экзаменах родителям придется изрядно раскошелиться, независимо оттого, с каким усердием ребенок грыз гранит науки. Но помимо этого, есть и другие проблемы, негативным образом сказавшиеся на системе образования.

Едва ли надо доказывать, насколько важна роль настроения учителя в педагогической деятельности. Известно, что педагогический труд - это труд души, требующий от человека неиссякаемого заряда оптимизма и бодрости.

Доброе настроение помогает педагогу поддерживать веру в грядущие успехи в нелегком деле формирования личностного характера, бороться с неудачами и сомнениями, видеть и развивать добрые ростки личности каждого ученика, даже «безнадежного».

Хорошее настроение - незаменимый «катализатор» педагогического процесса и верный спутник в повседневных творческих исканиях. Что же влияет на настроение педагога? Чтобы выяснить это, я обратилась к некоторым учителям нашей школы с просьбой ответить на два вопроса: Что их чаще всего радует в школе? Что огорчает? Приведем некоторые отрывки из ответа почетного работника образования Азизбега Шихмагомедова.

- Душа школы - это учитель. Общения с детьми, быть для них кем-то, заставлять их «шевелить мозгами», для меня и есть радость. Конечно, приятно, когда получаешь отдачу от своего труда, учишь их тому, что они должны знать, слышишь их осмысленные ответы на уроках.

- А вот некоторые отрывки из ответа Энвера Эрзиманова, учителя истории, получившего президентский грант.

- Среди факторов, огорчающих учителей в школе, неуспеваемость учащихся и самая болевая точка сегодня в наших школах - это нежелание ребят учиться. Учителей это больше всего беспокоит.

Не нужно лицемерить, заявляя, что настоящий учитель не станет жаловаться на своих учащихся. Ведь сегодня уже каждому ясно, что нежелание детей учиться - не столь педагогическая, сколь социальная проблема.

Причина этого кроется, в первую очередь, в деформации общественных отношений в последние десятилетия, из-за чего престиж образования в стране упал небывало низко. Сейчас мало кто из молодых людей связывает свое будущее благополучие с хорошей учебой.

Разве в этом виновата школа? Нет. Разумеется, высокий уровень учебно-воспитательного процесса, в какой-то мере позволяет преодолеть безразличие учащихся к знаниям. но какой ценой это удается! Для этого нужно высочайшее педагогическое мастерство.

Да, нежелание учащихся учиться - это боль и слезы сегодняшней школы. Оно сильно мешает учителю, часто отбивает у него желание совершенствовать свое мастерство. Но пока можно бороться с этой бедой лишь одним путем - путем повышения качества педагогического процесса. Образованные, талантливые люди должны иметь хорошие условия жизни.

А пока еще мы далеки от этого. Чаще приходится видеть другое: чем выше образовательный уровень молодого специалиста, тем ниже его зарплата. Учителю сильно мешает расти информационный голод - нехватка научно- методической литературы. Он часто не имеет ясного представления о том, что значит работать по-новому.

Мы много говорим об опыте новаторов, но секреты их успехов достаточно глубоко не раскрываем. Тут многое зависит и от руководителей школы, и от активности, инициативы самих учителей. Как известно, под лежачий камень вода не течет. Словом, создание творческой атмосферы в школах требует усиления педагогической пропаганды, облегчения доступа к источникам профессиональных знаний. Это проблема сегодня одна из главных.

Умганат Сулейманова

Анализ показывает, что в учебно-воспитательной деятельности чаще всего радуют или огорчают учителей три взаимосвязанных аспекта общения с детьми: наличие взаимопонимания, отношение детей к учению, технология обучения и воспитания. Многие учителя выбирают педагогическую профессию из-за любви к детям.

Кроме того, авторитет учителя в коллективе, его самооценка, честь и гордость труженика образования находятся в зависимости от результативности его работы, от отношения учащихся к учебе. Как и любой другой работник, учитель болеет за успех своей деятельности. Думается, оттого что такова природа любого человеческого характера. Как говорит Азизбег Шихмагомедов: «Ведь душа школы - это учитель».

Нельзя сделать в одночасье переворот в характерах и привычках сотен тысяч педагогов. «Сила привычки миллионов - самая страшная сила»,- как говорили классики. Вот почему школа во все времена обновлялась медленно. Поэтому всем, кто собирается реформировать школу, надо запастись терпением и еще раз терпением, готовиться к длительной, настойчивой работе.

Умганат Сулейманова, представитель ФЛНКА в Табасаранском районе

.

Региональное представительство ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Дагестан теряет мудрость предков

Общественность КЧР против отмены преподавания в школах истории и культуры народов Северного Кавказа

Хивские школы через судьбу учителя

Филиал грозненского вуза в Дербенте лишен лицензии

Нацпроект

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия