Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Храхубинцев все-таки продали за газ…

Так и не закончилась эпопея с жителями селения Храх-Уба и счастливого конца в ней не видно. Лживость и лицемерие властей всех уровней уже ничем нельзя оправдать. И уже становится понятно, что главной причиной такой политики государства является азербайджанский газ.

Выдавливание граждан России с территории своего родного села почти завершено. Уцелели лишь четыре дома, хозяева которых заняли наиболее принципиальную позицию. По сути, имеется лишь три возможности разрешить эту проблему, отстояв попранные права храхубинцев.

3 сентября 2010 года был подписан не только договор о госгранице между Азербайджаном и Россией, но и дополнительное соглашение между SOCAR (госнефтекомпания Азербайджана) и «Газпромом», предусматривающее увеличение закупок последним азербайджанского газа в 2011-2012 гг.

Поразительное «совпадение». Именно эти газовые взаимоотношения заставляли все время закрывать глаза на ситуацию с Храх-Убой и МИДу и Президенту РФ, которые, соревнуясь в красноречии, наперебой нахваливали «добрососедский» Азербайджан.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что власти нашей страны так в упор не видят явные нарушения прав человека и постоянно забывают о Конституции, целостности страны и незыблемом праве всех граждан на сохранение своего гражданства. Несмотря на заверения о том, что непростая ситуация с жителями Хра-Убы будет благополучно разрешена, ничего сделано не было.

С азербайджанской стороной, нарушившей все возможные рамки дозволенного в общении с гражданами другой страны, российские официальные лица вели себя крайне учтиво. Конечно, ведь «газовые дела» на этом не закончились. Продолжился рост закупок «Газпромом» газа из Азербайджана.

А 15 декабря прошлого года руководители газовых структур обоих государств Алексей Миллер и Ровнаг Абдуллаев приняли решение еще увеличить закупки азербайджанского газа «Газпромом» до 3 млрд куб. м в 2012 году. Какие уж тут российские граждане и территориальная целостность страны!

Какими чересчур жесткими не считали бы заголовки статей российских газет и интернет ресурсов о том, что российских граждан двух сел анклавов Храх-Убы и Урьян-Убы обменяли или даже продали в обмен на газ в итоге так и оказалось. Их продали цинично и бесцеремонно. И в наш информационный век, когда такого рода события никак не скрыть, предательство собственных граждан и отречение от их проблем выглядит особенно бесстыдно.

Многочисленные запросы жителей Храх-Убы и общественных структур с требованием подробно разъяснить то, каким образом их родное село перестало быть российским еще в советское время (точнее никогда им не было как заявляла российская сторона) в конце концов заставили МИД дать этот «подробный» ответ.

А что было делать? Надо же как-то отвечать на запрос депутата О.Л.Михеева. К очередной порции лживых (теперь уже можно воспринимать это только так и никак иначе) заверений о том, что «предстоящее переселение должно пройти в спокойной обстановке при финансовой и социальной поддержке храхубинцев», прилагался документ, на который до этого постоянно ссылались и российские и азербайджанские чиновники.

Они считали, что там однозначно утверждается принадлежность Храх-Убы и Урьян-Убы Азербайджану, а не России. Ознакомимся с ним. Это Постановление Совмина СССР от 28.05.1954 N 1023 «О закреплении за колхозами зимних пастбищ госфонда «Черные земли» и Кизлярские пастбища».

Основное содержание документа посвящено землям в Астраханской области, Ставропольском крае и Грозненской области, упомянутым в названии документа. Однако там имеются 8 и 9 пункты, касающиеся Азербайджана и Дагестана:

Пункт 8. В частичное изменение Постановления Совета Министров СССР от 20 мая 1950 г. N 2117 обязать Совет Министров Азербайджанской ССР отвести до 5 июня 1954 г. колхозам Дагестанской АССР сроком на 20 лет 50 тыс. гектаров зимних пастбищ на территории республики из земель, находившихся до 1950 года в долгосрочном пользовании колхозов Дагестанской АССР.

Пункт 9. Обязать Совет Министров Дагестанской АССР отвести до 5 июня 1954 г. колхозам Азербайджанской ССР сроком на 20 лет 50 тыс. гектаров летних пастбищ госфонда на территории Дагестанской АССР.

Постановление N 2117, которое подверглось частичному изменению, называется «О мерах по увеличению производства пшеницы и хлопка в колхозах и совхозах Азербайджанской ССР» и не касается селений Храх-Уба и Урьян-Уба.

Как становится понятно из текста Постановления N 1023 Дагестанская АССР и Азербайджанская ССР обмениваются на 20 лет землями, использующимися как зимние и летные пастбища. Это видимо было сделано с целью рационализации пастбищно-отгонного скотоводства и его развитии в обеих республиках.

Причем у Азербайджана таких пастбищ до этого не было. Но причем тут Храх-Уба и Урьян-Уба? Их земли не находились в долгосрочном пользовании, они принадлежали хозяйствам этих селений! Где вы видели кладбища, находящиеся на арендуемых землях?! Земли этих селений использовались в другом секторе сельского хозяйства, да и размеры их были невелики.

В общем очередная МИДовская «отписка» не выдерживает никакой критики. А ведь в письме их просили дать исчерпывающую информацию, подтвержденную документами со всеми приложениями. Так, чтобы доказать нерадивым храхубинцам изначальную принадлежность данных земель АзССР. Но как МИД мог предоставить необходимые документы, если таковых не существует в природе?!

Поэтому они в очередной раз напустили туман! Ну как тут не подумать о тридцати сребрениках? Разве укладывается в голове мысль, что доблестные российские чиновники задаром будут отстаивать интересы чужой страны, грубо попирая конституционные права своих граждан? Продали…

Но тут имеется еще один момент. Значение и финансовая емкость соглашений России с Азербайджаном столь велики, что можно было хоть и не полюбовно, но все-таки решить проблему анклавных сел. Неужели нельзя было перенести ратификацию договора на более поздний срок или, хотя бы, выделив необходимые средства, ускоренно переселить жителей этих сел на новое место?

Вместо этого храхубинцы, брошенные на произвол судьбы, а точнее на растерзание азербайджанским чиновникам, испытали лишения, унижения и полное разорение. За бесценок были проданы их дома, а своих земельных участков они попросту лишились. Как теперь им жить и обустраиваться?

Только четыре дома еще принадлежат храхубинцам, которые не могут даже попасть в них. Ведь все – от мала до велика, оказавшись по ту сторону границы, уже не могут вернуться обратно. Зато эту возможность получили те, кто свои дома продал. Такой вид давления на наших граждан МИД тоже совершенно не замечает.

В сложившейся ситуации у храхубинцев, как продавших свои дома, так и сохранивших, имеется три варианта для дальнейших действий. Первый – самый действенный. Для этого надо еще раз поднять проблему Хра-Убы перед Премьер-министром Владимиром Путиным, который обещал помочь в ее решении.

Но вертикаль власти не сработала, поручения главы Правительства не были выполнены. Сможет ли стерпеть такое неуважение к своей персоне второе лицо государства? Это и следует выяснить. Так как в противном случае можно будет утверждать, что государственная машина насквозь прогнила и следует искать иные пути.

В частности, обратиться в Конституционный суд России в связи с многочисленными нарушениями прав человека и других основополагающих принципов Конституции, в первую очередь, – целостности территории страны. Если и Конституционный суд «прогнется», то добро пожаловать в Европейский суд по правам человека.

Есть еще третий путь – устраивать массовые митинги. Если государство не считается и пускает по миру целое селение, то почему оно должно считаться с таким государством? И если принимаемых мер недостаточно, то надо их усилить и ужесточить, пока не обратят внимание.

Последний путь наиболее опасный, так как может дестабилизировать общество, которое впрочем и так уже устало терпеть свое бесправие и усиливающуюся дифференциацию между богатыми и бедными. С другой стороны проблеск гражданского сознания, сплачивающий большие массы недовольных и сочувствующих в разы ускорит решение любой проблемы и не позволит в дальнейшем игнорировать такую силу.

Аслан Лацави

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Мамедов: власти Азербайджана планируют начать демаркацию границы с Россией

Храх-Уба: квинтэссенция истории

Храх-Уба: квинтэссенция истории

В Азербайджане слова расходятся с делами

Обращение лезгинской общественности и жителей села Храх-Уба Б. В. Грызлову

Комментарии (15)
Комментарий #15, дата: 18 январь 2012 18:53
Doroqie xraxubinci katorie procitaet etoqo komentariyi, ewe ne vsyo poteryano. ne sidite slaja ruki.. vlasti daqestana doljni zawiwat vawi prava kakim ta obrazom... eto zaviset ot vas.. ne nado boyatsya..

Комментарий #14, дата: 16 январь 2012 16:53
Caxur с "акцентом" Capasha?.. Интересный симбиоз...

Комментарий #13, дата: 14 январь 2012 15:16
Цитата: Caxur
да я процитал всех материалов ФЛНК на этом теме. а эти материалы чего та изменил? Руководства ФЛНК состоится достаточна влиятельных людей для Дагестана и даже РФ.. которые просто не хотят чего та делат реально.. значит все это формальност..

Уже даже не знаю как вести полемику с таким субъектом. Если человек так слабо владеет русским языком, то зачем он участвует в дискуссии? Ведь не исключено, что он не все из написанного правильно понимает. Правда, закрадывается мысль, что вероятно сознательное коверкание текста. При всем при этом я все равно не понимаю, почему аббревиатура организации пишется неправильно. Где и в каком месте было указано ФЛНК? Если все материалы прочитаны, то как можно было так ошибиться?! Как получилось, что последняя буква А - автономия "исчезла" в аббревиатуре. Эта "описка" мне также представляется симптоматичной.
И еще несколько моментов. Если ведется дискуссия, то надо отвечать на все вопросы. Я не увидел какими должны быть реальные действия и вклад всезнающего политолога Caxurа в решение данной проблемы. Можно, конечно, напоследок спросить у Caxurа о каких именно влиятельных, но ничего не сделавших людях в ФЛНКА он говорит. Однако я предложил бы администрации сайта удалить данного субъекта, так как явно выраженный "неконструктивизм" и провокативность его сообщений очевидны.

Комментарий #12, дата: 12 январь 2012 17:52
да я процитал всех материалов ФЛНК на этом теме. а эти материалы чего та изменил? Руководства ФЛНК состоится достаточна влиятельных людей для Дагестана и даже РФ.. которые просто не хотят чего та делат реально.. значит все это формальност..

Комментарий #11, дата: 12 январь 2012 12:54
Цитата: Caxur
А что ФЛНК сделал за все это время для рещении этого проблемы? Я имею в веду реальную действиу.. может вы мне скажете уважаемые участники...


Ну... когда читаешь такое, то сразу возникает вопрос, откуда берется такая дремучесть? Столько материалов размещено на сайте ФЛНКА, в которых последовательно изложено развитие ситуации в анклавных селах и какие шаги на каждом этапе предпринимала ФЛНКА. И это все осталось незамеченным! Какая удивительная слепота! Поразительно!!! Кстати, а что такое "реальную действиу"? Может уважаемый Caxur объяснит всем нам, какими должны быть реальные действия со стороны общественной организации в такого рода вопросах? А заодно пусть скажет, что сделал он, как неравнодушный к этой проблеме человек. А если не сделал, то почему остался в стороне? Кстати, я тут заметил, что уважаемый Caxur называет селение Храх-Уба Храх-обой. Это случайность?

Комментарий #10, дата: 12 январь 2012 09:55
да друзя.... такие дела... потеряно и Храх-оба... наверно через 3-4 года это села останется в памяте истории.. А что ФЛНК сделал за все это время для рещении этого проблемы? Я имею в веду реальную действиу.. может вы мне скажете уважаемые участники...

Комментарий #9, дата: 10 январь 2012 19:58
ДА, ОБИДНО, КОГДА ЛЕЗГИНСКАЯ НАЦИЯ, МОЛОДЕЖЬ НЕ ИНТЕРЕСУЕТСЯ СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ НЕ БОРЕТСЯ ЗА СВОИ ПРАВА, ДА И ОРГАНИЗАТОРОВ НЕТ,ЧТОБЫ В ЮЖ. ДАГЕ И В АЗЕ-НЕ
ГДЕ ПРОЖИВАЮТ ЛЕЗГИНЫ, ВОЗРОДИТЬ , ИДЕЙНО ПРЕДАННЫХ ЛЕЗГИН, КАК ( КОМ. ПАРТИЯ ) СОЗДАВАЛОСЬ, СЕЙЧАС ВСЕ БОЛЬШЕ И БОЛЬШЕ СТАНОВИТСЯ ВАХАБИСТОВ ,
КАК ОНИ,АГИТИРУЮТ, ПОЧЕМУ ВАХАБИСТОВ СТАНОВИТЬСЯ БОЛЬШЕ? А ЛЕЗГИН КОТОРЫЕ ОБЯЗАНЫ БОРОТЬСЯ ЗА СВОИ ПРАВА НЕТ? ПОТОМУ ЧТО НИ ОДНА ОРГАНИЗАЦИЯ, ДВИЖЕНИЕ , НЕ ИНТЕРЕСУЕТСЯ , ИМ НЕТ НИКАКОГО ДЕЛА, КАК ЖИВУТ И КАК БУДУТ ЖИТЬ ЛЕЗГИНЫ , И ВООБЩЕ ОСТАНУТСЯ ЛИ НА ЗЕМЛЕ ЛЕЗГИЯР. НЕТ СПЛОЧЕНИЯ, ЕДИНСТВА -- НЕ БУДЕТ ДО ТЕХ ПОР,ПОКА ЛЕЗГИНСКИЕ ДВИЖЕНИЯ , ОРГАНИЗАЦИИ, НЕ ПОЙДУТ ПО СЕЛАМ , БУДУТ АГИТИРОВАТЬ, ПОДНИМАТЬ ДУХ ЛЕЗГИН, СВОБОДУ.
ЛЕЗГИЯР ПОСМОТРИТЕ ВОКРУГ , ЧТО ТВОРИТЬСЯ С НАМИ , НЕУЖЕЛИ НАМ БЕЗРАЗЛИЧНО ,
НАША С ВАМИ СУДЬБА, ЧТО НАС ЖДЕТ ВПЕРЕДИ, КЪАРАГЪ КВАЧЕЛ БУБАРИН ГАФ ХУЬДАЙ ЛЕЗГИЯР.ЗГ

Комментарий #8, дата: 10 январь 2012 15:21
Tahar,

Вы пишите в целом правильные вещи, но есть некоторые нюансы.

ФЛНКА действительна могла бы стать выразителем интересов лезгинского народа на федеральном уровне. И соглашусь с Вами в прошедшем году ФЛНКА была достаточно активна в этом направлении. Но это не значит, что она должна организовывать митинги в Дагестане.
Я не не "ношу" розовые очки. Я уверен, что у нас должны быть на местах организации способные собрать митинги, возможно координируя свои действия с ФЛНКА и другими организациями и общинами за пределами Дагестана. Уверен, что они получат мощную поддержку.
А то, что лезгины должны обрести свой общепризнанный национальный "мозговой центр", то в этом никаких сомнений. И ФЛНКА для этого подходит значительно больше, чем любая другая организация.

Комментарий #7, дата: 10 январь 2012 12:56
Ramazan,
Никакого движения "снизу" не будет и ждать это десятилетиями бессмысленно. А утверждающие обратное - идеалисты, не знакомые с суровой действительностью. Снимите, наконец, розовые очки. Одной из главных проблем лезгин является отсутствие волевого лидера-патриота. Впрочем, функции лидера может взять на себя организация, способная возглавить патриотическое движение. Другой организации, кроме ФЛНКА, которая могла бы стать выразителем интересов лезгинского народа на федеральном уровне, на сегодня попросту нет. Резкая активизация деятельности ФЛНКА в 2011 г. дает надежду на то, что лезгины обретут, наконец, общепризнанный национальный "мозговой центр".

Комментарий #6, дата: 09 январь 2012 11:49
Полностью согласен с Lgughuv.

В самом Дагестане лезгинское население должно организовывать многолюдные митинги и это должно быть движение снизу.




Назад 1 2 Вперед

Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия