Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Аваро-Кахетинская дорога Рутула

С чем связан интерес горцев района к Грузии?

 
На днях в Рутульском районе, как сообщают дагестанские СМИ, состоялся сход джамаата с руководством муниципалитетов. Алибек Алиев, начальник отдела по работе с органами местного самоуправления при главе Дагестана по поручению президента принял участие и выслушал вопросы граждан.

Среди прочих вопросов, волнующих жителей района, был озвучен и проект стратегического для Дагестана проекта – завершения строительства Аваро-Кахетинской дороги. Но обо все по порядку…

Детали встречи

Как сообщает РГВК «Дагестан», в общении с жителями района приняли также участие депутат Народного Собрания от района Фикрет Раджабов, представитель Минтруда и соцразвития, территориального управления и другие.
Встреча проходила на фоне пронизывающего мороза и мелкого мокрого снега. А в подобных суровых горных условиях люди сталкиваются с немалыми проблемами. С приходом же зимы, главной бедой для местных жителей отключение электричества.
 
«Единственная на весь горный магал подстанция не в силах обеспечить 15 аулов электричеством. Жители сталкиваются с постоянными отключениями. А отрезанные снегом труднодоступные населенные пункты, где до сих пор нет иных дорог, кроме тропинок, и вовсе неделями остаются без света. Проведенные еще в начале с70-х электролинии, едва держатся на уже подгнивших опорах», - сообщают журналисты.
 
Далее… Жителей села Муслах беспокоит отсутствие берегозащитных сооружений. Во время паводков река Самур может выйти из русла и затопить дорогу с частью села. Нехватка типовых школ, детских садов, спортзалов и других социальных объектов – одна из причин продолжающегося оттока молодежи из местных сел.
 
И наконец, ближе к теме статьи: рутульцы и цахуры, как потомственные животноводы свою продукцию раньше сбывали в соседнем Азербайджане. Но с распадом Союза, оторванными от традиционных рынков, оказались не только жители Рутульского района, но и приграничные Тляратинский, Цумадинский и Цунтинские районы.
 
И на данной встрече, как отмечает РГВК «Дагестан», горцы выразили свою большую надежду, которую они возлагают на строительство Аваро-Кахетинской кольцевой дороги и открытие упрощенного пункта пропуска в Диндидагском перевале.
 
Грейдеры с ГЛОНАСС и угроза Грузии
 
Тема реанимации Аваро-Кахетинской дороги не поднялась вдруг в Рутульском районе. Она начала регулярно озвучиваться в СМИ и в речах чиновников с назначением в Дагестан Рамазана Абдулатипова.
 
Еще в марте сего года СМИ сообщали, что в ближайшие годы дагестанский «Автодор» намерен добиться и строительства новой федеральной трассы. Аваро-Кахетинская дорога должна связать Россию с Грузией.
 
Ее начинали строить еще при государе Александре втором, но так и не закончили. Якобы и для данных целей «Автодор» собирается закупить 70 единиц спецтехники. Грейдеры, погрузчики, экскаваторы, грузовики... На спецтехнику, как утверждалось, установят систему ГЛОНАСС и будут через спутник контролировать график и маршрут работы.
Но и данная информация не создает всю полноту картины. Что интересно, еще шесть лет назад сообщалось, что данный проект поддержан, ни много ни мало – Владимиром Путиным.

Тогда, 4 февраля 2008 года неожиданно прибывший в Дагестан президент России Владимир Путин пообещал местным жителям, что дорога из Ботлихского и Цумадинского районов будет проложена не только к Махачкале, но и до границы с Грузией.
Тогда, как сообщают СМИ, планы Путина по завершению Аваро-Кахетинской дороги вызвали панику в Тбилиси. Поскольку начало 2008 года – было периодом напряженных отношений между Россией и Грузией.

И даже введение Россией облегченного режима для грузинских граждан воспринималось в Тбилиси, как угроза безопасности страны. И это на фоне того, данный проект подавался Россией именно как решение проблем, аварского населения Дагестана, поддерживающих традиционно близкие отношения с соотечественниками, проживающими в Кварельском районе Грузии.
 

 

 


Долгая история дальней дороги

Как пишут в СМИ, если подходить к вопросу с точки зрения актуальности строительства данной дороги стоит упомянуть, что впервые этот вопрос был поднят ещё 150 лет назад  в царский период.

«Правительству же нужно теперь, - говорится в архивном документе 1850-х гг. - позаботиться об устройстве дороги, которая связывала Дагестан с Тифлисскою губернией. Путь этот имеет помимо экономического, важное стратегическое значение».
«Пути сообщения Аварского округа и его центра Хунзаха с остальными частями Дагестана и с соседними областями делятся на почтовые и колесные дороги и вьючные тропы. Колесных путей сообщения очень мало: … 3) колесная, всё ещё разрабатываемая дорога аваро-кахетинская, соединяющая Дагестан с Кахетией», - пишет газета «Кавказ» за 1904 год.

 «А если бы проложить через перевал автомобильную дорогу, было бы прямое сообщение между Махачкалой и Тбилиси. Но такого сообщения нет, и приходится ездить в окружную, через Баку или Орджоникидзе. Да и много ли ездят? Дагестанец в Тбилиси или грузин в Махачкале – гость редкий. А ведь соседи, живут бок о бок», - писал Аркадий Гольдштейн уже в 1977 году.
Вопрос о завершении дороги поднимался и в начале 2000-х годов. «Еще одной новой трансграничной магистралью может стать соединяющая Дагестан и Грузию аваро-кахетинская дорога, в настоящее время являющаяся пешеходной…

…В контексте ее строительства также присутствует этнополитический фактор: наличие такой дороги позволило бы установить более тесные связи между проживающими по обе стороны границы народами Дагестана, в первую очередь аварцами», - отмечалось в документе «Безопасность и международное сотрудничество в поясе новых границ России».

Зачем рутульцам и цахурам Кахетия?

В данной всей истории самым интересным является вопрос – какой интерес жители Рутульского района могли проявить к дороге, могущей соединить районы Нагорного Дагестана с Грузией?

Вроде исторически рутульцы и цахуры были больше связаны со своими родственниками в землях за перевалом, которые впоследствии оказались частью Азербайджана. Однако почему то, репортаж РГВК «Дагестан» не зафиксировал интереса жителей Рутульского района к прокладке новых дорог через перевал в Азербайджан – для связи рутульцев и цахур Дагестана со своими родственниками и земляками по ту сторону перевала.
Только ли здесь дело в журналистском лукавстве, приписавшем рутульцам и цахурам интерес к далекой от них Аваро-Кахетинской дороге, которой они вряд ли будут пользоваться?

Дело, как нам представляется еще и в том, что наши земляки из районов Южного Дагестана проявляют меньше интереса к восстановлению прочных связей с той частью своих народов, которые остались в Азербайджане.
 
Как не проявляют должного интереса к данной теме и наши чиновники, депутаты и главы наших приграничных районов. А вот жители районов, населенных аварскими народами, не только проявляют интерес, но и пытаются сами своими силами сдвинуть их с мертвой точки.

Бросок одного горца на Грузию

Так, газета «Черновик» писала об интересном человеке – Магомеде Кебедове, который своими силами пытался достроить Аваро-Кахетинскую дорогу еще в начале 1990-х годов. То есть тогда, когда ни Москва, ни Махачкала к данному проекту не проявляли никакого интереса.
«Последний этап строительства данной автодороги связан с именем Магомеда Кебедова, бывшего директора Бежтинского комбината бытовых услуг, зарегистрировавшего в 1991 году кооператив «Строитель» с намерением воплотить в жизнь свою давнюю мечту — докончить Аваро-Кахетинскую дорогу.
 
К 1996 году на свои и взятые под кредит деньги Кебедов закончил дорогу, проложив 55 км автодороги, в т.ч. 36 км по территории Грузии. После строительства автодороги между Нагорным Дагестаном и Кахетией (восточной Грузией) активизировались торгово-экономические отношения, но в 1997 году после одной аварии пограничники закрыли дорогу.

Хотя Кебедов уже собирался асфальтировать автодорогу. Дабы урегулировать транспортные и людские потоки, 22 февраля 1997 года за подписью Виктора Черномырдина было принято постановление о создании на границе пункта пропуска.

Ещё через два месяца правительство Дагестана выделяет 500 млн. руб. на обустройство пункта пропуска на границе с Грузией. Но и его как не было — так и нет, а Магомед Кебедов, вложивший в строительство дороги все свои сбережения, до сих пор не может расплатиться с кредиторами…»
Но деньги – деньгами. Главное - чтобы у народа всегда сохранялись подобные сыны, способные дерзать ради лучшего будущего своего народа. И тогда, несмотря на все его личные трудности и неудачи, все равно найдется тот, кто подхватит его дело. Пусть и через десятки лет…

Фарида Санджах

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Жители Рутульского района на протяжении 2 месяцев испытывают проблемы с электричеством

Спасти Рутул через Тлярату

Руководитель МЧС республики с рабочим визитом посетил Ахтынский район

На строительство Аваро-Кахетинской дороги потратят около 30 млрд рублей

Проблемы жителей Рутульского района выслушал Алибек Алиев

Комментарии (19)
Комментарий #19, дата: 15 февраль 2014 13:41

Ребята, вас погубит национализм.. Как во времена невежества...так чем вы отличаетесь от русских нацистов? мне жалко вас, честно.


Комментарий #18, дата: 10 декабрь 2013 11:17

здесь кроется другое . само наличие чисто аваро -лезгинское   компактное проживание  является угрозой сушествования АР и вопрос встанет о переселении их в Россию ,если даже это  не один из основных причин прихода АРГ к власти .Если авары считают Самур,эти два селения переселения,границы чисто Лезги проблемы ошибаются и исподтишка травля Лезгин друг против друга тоже не пройдет .Любая форма сепаратизма в Лезги сообшестве должно пересекаться ....Из сказаного следует есть реальная угроза отделения ц1ахур и рутул .поэтому кто будет главой округа  Арчинец,Агъулви.Ц1ахурви ......Хайт1акьви  ..разницы нет он должен максимум принести пользы региону и объединять народы  На благо человека  На благо народа


Комментарий #17, дата: 09 декабрь 2013 18:02

Цитата: bozman
Джабар выиграл в чистую.Красава

Четко выступил! Поздравляю Джабара и ждем репортаж на сайте ФЛНКА. Вот еще одна идея, а что если майки с символикой ФЛНКА раздать футболистам ЛЕКИ?


Комментарий #16, дата: 09 декабрь 2013 18:00

Цитата: Tahar
Цитата: Лезгинец
Допустим, проложили великолепную дорогу из Ахты в Тлярату. Ну кто попрется жить в Тлярату, допустим, из Магарамкента? А вот совсем не исключаю, что в таком случае тляратинские, чародинские и цунтинские аварцы наводнят сельский Юждаг. А почему нет, если дорога будет великолепная?

Вот именно. Добавьте к этому обязательный в таком случае экспорт идей религиозно-политического экстремизма из завшивленных этой заразой цунтосии и цумадосии и задайтесь простым вопросом: нужны ли нам вообще какие-либо коммуникации, связывающие Юждаг (исторический Лезгистан) с центральным и северным Дагестаном? По моему глубокому убеждению, сейчас нам такие дороги не нужны. Более того, эти дороги принесут один вред народам Южного Дагестана. Вот только недалекие депутатишки, одержимые идейным зудом, никак не могут этого понять, ибо у них вместо головы совсем другой орган. Те выходцы из Юждага, кто ратует за дорогу, просто дурачат собственный народ, не ведующий, что пользу от дороги получат совсем другие. Лезгинским народам нужны другие коммуникации: 1) те, что связывают между собой разные регионы Юждага 2) коммуникации в сторону Закавказья.

 А осваивание бюджета? А может кто-то  хочет проводить или встретить натовцев в обход лезгин, зная что лезгины выступят против натовцев?))


Комментарий #15, дата: 09 декабрь 2013 17:57

Цитата: Гумбетовский
Да кому вы нахрен нужны чтоб еще к вам переселятся.

Спросите у кумыков)))


Комментарий #14, дата: 09 декабрь 2013 16:29

Цитата: Лезгинец
Допустим, проложили великолепную дорогу из Ахты в Тлярату. Ну кто попрется жить в Тлярату, допустим, из Магарамкента? А вот совсем не исключаю, что в таком случае тляратинские, чародинские и цунтинские аварцы наводнят сельский Юждаг. А почему нет, если дорога будет великолепная?

Вот именно. Добавьте к этому обязательный в таком случае экспорт идей религиозно-политического экстремизма из завшивленных этой заразой цунтосии и цумадосии и задайтесь простым вопросом: нужны ли нам вообще какие-либо коммуникации, связывающие Юждаг (исторический Лезгистан) с центральным и северным Дагестаном? По моему глубокому убеждению, сейчас нам такие дороги не нужны. Более того, эти дороги принесут один вред народам Южного Дагестана. Вот только недалекие депутатишки, одержимые идейным зудом, никак не могут этого понять, ибо у них вместо головы совсем другой орган. Те выходцы из Юждага, кто ратует за дорогу, просто дурачат собственный народ, не ведующий, что пользу от дороги получат совсем другие. Лезгинским народам нужны другие коммуникации: 1) те, что связывают между собой разные регионы Юждага 2) коммуникации в сторону Закавказья.


Комментарий #13, дата: 09 декабрь 2013 11:14

Цитата: Гумбетовский
Да кому вы нахрен нужны чтоб еще к вам переселятся.

К нам могут переселяться только человеки,такие как вы из породы горно степных ишаков одно место на минус,что бы переселялись к нам.Это вам не северные районы.

Ну тебя конкретно могу взять для себя,персональным ЛАМОМ для перетаски грузов.Плохо будешь вести себя,или как здесь из за кустов будешь "ЛЕ БЕ МЕкать,то тот хренЬя лично засуну тебе в зад!Если заинтересовался,то дай знать.


Комментарий #12, дата: 09 декабрь 2013 10:33

что нами сделано? Дпаринском.Ах-ском ....Мегь--ском районах. Отдали земли.травили на народ.отдали Самурский лес , выдали баку  всех кто искал зашиту, один даже додумался закрыт последний кран на рычал су которым народ ползовался.до сих пор при имени Къурбанова дрожат потомки К1ири Буба  . если придут аварцы, может быть мужчины пойдут вперед и станут во главе народа .                              Аллах что дает исползуйте с максимальной пользой для возрождения страны .И не забудьте !!! если хотим сохранит себя  оберегайте союз  авар и живите в этом союзе равных и не забывайте Россия наш дом.       Почему никто не думает о возрождении Самурского пехот. полка в Ахцегь с набором туда воинов с юждага и что бы они охраняли границу(Ц!ейи  Ахцегьрин Кьилиз). Если не вы то за вас будут делат другие  


Комментарий #11, дата: 09 декабрь 2013 00:09

Да кому вы нахрен нужны чтоб еще к вам переселятся.


Комментарий #10, дата: 08 декабрь 2013 23:50

Цитата: Лезгинец
Допустим, проложили великолепную дорогу из Ахты в Тлярату. Ну кто попрется жить в Тлярату, допустим, из Магарамкента? А вот совсем не исключаю, что в таком случае тляратинские, чародинские и цунтинские аварцы наводнят сельский Юждаг. А почему нет, если дорога будет великолепная?

 

Там уже некому наводнять.Все съехали давно,одни старики остались.Особенно в Чароде и Цунте и Цумаде.

Они сами наоборот наших приглашают.Вот моего брата с учениками приглашали тренироваться и жить в Согратль из Ахтов,потому что спортзал пустует,молодежи нет.





Назад 1 2 Вперед

Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия