Аваро-Кахетинская дорога Рутула
С чем связан интерес горцев района к Грузии?
На днях в Рутульском районе, как сообщают дагестанские
СМИ, состоялся сход джамаата с руководством муниципалитетов. Алибек Алиев, начальник отдела
по работе с органами местного самоуправления при главе Дагестана по поручению президента принял
участие и выслушал вопросы граждан.
Среди прочих вопросов, волнующих жителей района, был
озвучен и проект стратегического для Дагестана проекта – завершения
строительства Аваро-Кахетинской дороги. Но обо все по порядку…
Детали встречи
Встреча проходила на фоне пронизывающего мороза и мелкого мокрого снега. А в подобных суровых горных условиях люди сталкиваются с немалыми проблемами. С приходом же зимы, главной бедой для местных жителей отключение электричества.
«Единственная на весь горный магал подстанция не в силах обеспечить 15 аулов электричеством. Жители сталкиваются с постоянными отключениями. А отрезанные снегом труднодоступные населенные пункты, где до сих пор нет иных дорог, кроме тропинок, и вовсе неделями остаются без света. Проведенные еще в начале с70-х электролинии, едва держатся на уже подгнивших опорах», - сообщают журналисты.
Далее… Жителей села Муслах беспокоит отсутствие берегозащитных сооружений. Во время паводков река Самур может выйти из русла и затопить дорогу с частью села. Нехватка типовых школ, детских садов, спортзалов и других социальных объектов – одна из причин продолжающегося оттока молодежи из местных сел.
И наконец, ближе к теме статьи: рутульцы и цахуры, как потомственные животноводы свою продукцию раньше сбывали в соседнем Азербайджане. Но с распадом Союза, оторванными от традиционных рынков, оказались не только жители Рутульского района, но и приграничные Тляратинский, Цумадинский и Цунтинские районы.
И на данной встрече, как отмечает РГВК «Дагестан», горцы выразили свою большую надежду, которую они возлагают на строительство Аваро-Кахетинской кольцевой дороги и открытие упрощенного пункта пропуска в Диндидагском перевале.
Грейдеры с ГЛОНАСС и угроза Грузии
Тема реанимации Аваро-Кахетинской дороги не поднялась вдруг в Рутульском районе. Она начала регулярно озвучиваться в СМИ и в речах чиновников с назначением в Дагестан Рамазана Абдулатипова.
Еще в марте сего года СМИ сообщали, что в ближайшие годы дагестанский «Автодор» намерен добиться и строительства новой федеральной трассы. Аваро-Кахетинская дорога должна связать Россию с Грузией.
Ее начинали строить еще при государе Александре втором, но так и не закончили. Якобы и для данных целей «Автодор» собирается закупить 70 единиц спецтехники. Грейдеры, погрузчики, экскаваторы, грузовики... На спецтехнику, как утверждалось, установят систему ГЛОНАСС и будут через спутник контролировать график и маршрут работы.
Но и данная информация не
создает всю полноту картины. Что интересно, еще шесть лет назад сообщалось, что
данный проект поддержан, ни много ни мало – Владимиром Путиным.
Тогда, как сообщают СМИ,
планы Путина по завершению Аваро-Кахетинской дороги вызвали панику в Тбилиси.
Поскольку начало 2008 года – было периодом напряженных отношений между Россией
и Грузией.
И даже введение
Россией облегченного
режима для грузинских граждан воспринималось в Тбилиси, как угроза безопасности
страны. И это на фоне того, данный проект
подавался Россией именно как решение проблем, аварского населения Дагестана, поддерживающих
традиционно близкие отношения с соотечественниками, проживающими в Кварельском
районе Грузии.
Долгая история дальней дороги
Как пишут в СМИ, если подходить к вопросу с точки зрения актуальности
строительства данной дороги стоит упомянуть, что впервые этот вопрос был поднят
ещё 150 лет назад в царский период.
«Пути сообщения Аварского округа и его
центра Хунзаха с остальными частями Дагестана и с соседними областями делятся
на почтовые и колесные дороги и вьючные тропы. Колесных путей сообщения очень
мало: … 3) колесная, всё ещё разрабатываемая дорога аваро-кахетинская,
соединяющая Дагестан с Кахетией», - пишет газета «Кавказ» за 1904
год.
Вопрос о завершении дороги поднимался и
в начале 2000-х годов. «Еще одной новой трансграничной магистралью может стать
соединяющая Дагестан и Грузию аваро-кахетинская дорога, в настоящее время
являющаяся пешеходной…
…В контексте ее строительства также
присутствует этнополитический фактор: наличие такой дороги позволило бы
установить более тесные связи между проживающими по обе стороны границы
народами Дагестана, в первую очередь аварцами», - отмечалось в документе «Безопасность
и международное сотрудничество в поясе новых границ России».
Зачем рутульцам и цахурам Кахетия?
В данной всей истории самым интересным является вопрос – какой интерес
жители Рутульского района могли проявить к дороге, могущей соединить районы
Нагорного Дагестана с Грузией?
Только ли здесь дело в журналистском лукавстве, приписавшем рутульцам и
цахурам интерес к далекой от них Аваро-Кахетинской дороге, которой они вряд ли
будут пользоваться?
Дело, как нам представляется еще и в том, что наши земляки из районов Южного
Дагестана проявляют меньше интереса к восстановлению прочных связей с той
частью своих народов, которые остались в Азербайджане.
Как не проявляют должного интереса к данной теме и наши чиновники, депутаты
и главы наших приграничных районов. А вот жители районов, населенных аварскими
народами, не только проявляют интерес, но и пытаются сами своими силами
сдвинуть их с мертвой точки.
Бросок одного горца на Грузию
«Последний этап строительства данной автодороги связан с именем Магомеда
Кебедова, бывшего директора Бежтинского комбината бытовых услуг,
зарегистрировавшего в 1991 году кооператив «Строитель» с намерением воплотить в
жизнь свою давнюю мечту — докончить Аваро-Кахетинскую дорогу.
К 1996 году на свои и взятые под кредит деньги Кебедов закончил дорогу,
проложив 55 км автодороги, в т.ч. 36 км по территории Грузии. После
строительства автодороги между Нагорным Дагестаном и Кахетией (восточной
Грузией) активизировались торгово-экономические отношения, но в 1997 году после
одной аварии пограничники закрыли дорогу.
Хотя Кебедов уже собирался асфальтировать автодорогу. Дабы урегулировать
транспортные и людские потоки, 22 февраля 1997 года за подписью Виктора
Черномырдина было принято постановление о создании на границе пункта пропуска.
Но деньги – деньгами. Главное - чтобы у народа всегда сохранялись подобные сыны, способные дерзать ради лучшего будущего своего народа. И тогда, несмотря на все его личные трудности и неудачи, все равно найдется тот, кто подхватит его дело. Пусть и через десятки лет…
Фарида Санджах
Корреспондентский корпус ФЛНКА
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.