Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Русско-лезгинское прошлое Дагогней

Как возник второй город в Юждаге и какие народы его создавали?

 

Дагестанские Огни совсем молодой город, ему в этом статусе не исполнилось  и четверти века. Зато в этом году он отметит вековой юбилей своего появления на карте Юждага. В 1914 году братья Малышевы – русские промышленники из Астрахани построили здесь стекольный завод, который работал на местном газе. Вокруг него и возник поселок Дагестанские Огни. Город имеет свою славную историю. Однако, современная этнополитическая ситуация привела к тому, что забываются особенности исторического прошлого Дагогней,  вклад тех этнических общин, которые в основном создавали и развивали этот город  до того, как он получил статус города в 1990 году. Одна из них – лезгинская община города все чаще  выражает недовольство сложившейся ситуацией, а также тем, что интересы ее представителей оказываются ущемлены.
 
 
В настоящее время согласно официальным данным и реальной ситуации самым крупным по численности народом в Дагогнях являются табасараны. Но их удельный вес, превысивший 46% по данным последней переписи, является  сильно преувеличенным. За ними следуют азербайджанцы с 23%, хотя их второе место является очень сомнительным. На третьем месте с 18% расположились лезгины, однако представители лезгинской общественности считают реальную численность и долю лезгин в Дагогнях сильно заниженной.
 

 

Если обратиться к первой всесоюзной переписи, то в 1926 году более половины населения тысячного поселка являлись русскими (27,6%) и лезгинами (25,6%). Именно эти два народа вплоть до 1989 года составляли от половины до почти трех четвертей дагогнинцев.

Этому есть причина, так как рабочий класс в национальных окраинах в большинстве случаев первоначально формировался за счет русского населения.
 
 
В то же время пролетариат активно пополнялся лезгинами, которые еще с конца 19 века гораздо активнее вовлекались в процессы урбанизации, поставляя на российский рынок труда самое большое количество отходников из числа дагестанцев. Неудивительно, что большинство рабочих – дагестанцев являлись этническими лезгинами. Именно лезгины и русские внесли основной вклад в появление и становление стекольного завода и сформировавшихся вокруг него  Дагестанских Огней.
 
 
Примечательным является факт, что в 1926 году третьим народом по доле населения в Дагогнях с 13,5% были аварцы. Однако в дальнейшем их численность и удельный вес  в городе были очень невелики.
 

 

Зато табасаран и агулов (они замыкают пятерку крупнейших народов в настоящее время) в 1926 году в Дагогнях не было зафиксировано вовсе, а в 1939 году в городе появились первые табасараны – 4 человека. Агулы впервые были зарегистрированы в 1970 году (6 человек).

В 1939 году удельный вес русских достигает максимального значения – 57% и после этого он быстро снижался, так как наблюдалась и абсолютная убыль численности русского населения Дагогней в связи с их отъездом из города.
 
 
Несмотря на то, что доля лезгин в населении города в 1939 году была минимальной из всех зарегистрированных – 15%, они увеличили на тот момент свою численность в 2,4 раза и занимали уверенное второе место, опережая более чем в полтора раза следующих за ними азербайджанцев.
 
 

В 1959 году лезгины приблизились по численности к русским, а в 1970 году уже опережали их 1,7 раза. Ненамного превысили численность русских и азербайджанцы, находящиеся с этого времени по данным переписей на втором месте.

Своего исторического максимума лезгины достигли в 1979 году – 38%. Находившихся на третьей позиции табасаран было 16,4%, они почти догнали азербайджанцев (18,5%).

 

 
 
Удивительные метаморфозы произошли в 1989 году. На фоне резкого взлета численности табасаран (в 3,3 раза) и азербайджанцев (2,4 раза) лезгин стало больше всего на 3,6%. Это привело к тому, что удельный вес табасаран вырос почти в два раза, а у лезгин он в два раза сократился.
 
 

С этого времени лидирующее положение в городе заняла табасаранская община, азербайджанцы остались на втором, а лезгины переместились на третье место.

Однако данные пертурбации закладывают зерно сомнения в том, что перепись 1989 года беспристрастно отражает национальный состав г. Дагестанские Огни.
 
 

Даже если предположить, что сверхвысокий прирост табасаран и азербайджанцев обусловлен объективными процессами (в которых еще нужно разобраться), то «топтание на месте» численности лезгин никак не может выглядеть убедительно.

Изменение этнического состава Дагогней с 2002 по 2010 года также свидетельствует о вмешательстве во время проведения переписей. Доля табарасаран снова резко выросла, а численность остальных четырех самых крупных общин города (азербайжанцев, лезгин, даргинцев и агулов) претерпела абсолютную убыль.

 

 
 

Даже если принимать во внимание тот факт, что в городе наблюдается недоучет жителей и его численность является заниженной, то почему это отразилось на всех народах кроме табасаран? Конечно, подобные несоответствия наблюдались и в других городах и районах. Но такие нерадивые действия отдельных чиновников влияют на межнациональные отношения.


Безусловно, что если продолжится такая практика приписок и искажений, выпячивающая одни народы и задвигающая в тень другие, которая сочетается с забвением исторического прошлого города, то это будет способствовать межнациональному напряжению в городе, признаки которого уже начинают проявляться.

Иера Рамазанова

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Власти Дагестана анонсировали перенос мусорной свалки от Дагогней в Дербентский район

Эксперты связали с выборами изъятие документов в администрации Дагогней

Ахмед Изилов объяснил свою отставку с поста и. о. главы администрации Дагогней давлением из Махачкалы

В администрации Дагогней силовики изъяли документы по делу о мошенничестве

Игра на понижение в Юждаге

Комментарии (5)
Комментарий #5, дата: 21 апрель 2014 09:34

Что касается изменения этнического состава в Огнях, то и ежу понятно с чем это связано ... Молодцы табасаранар ! Не понимаю что в этом, Лезги патриоты, узрели плохого то....

  Лезгиннам - Дербент, Табасаранцам - Огни ! 

  Сагърай Алпанвияр ! Бубадикай вак хьана ц1аралай шуй, чи араяр ц1уруриз алакъзавайдан.... 

 

  

                    САД ХЬУХЬ, АЛПАНВИЯР !!! 


Комментарий #4, дата: 15 апрель 2014 00:03

Обратите внимание на ситуацию с переселением горцев в столицу - Махачкалу, что сыграло и играет до сих пор очень важную роль в расстановке сил. Вокруг Махачкалы раздали земли под кутаны и поселки практически всем крупным народам Дага, кроме лезгин. Ни один лезгинский колхоз или совхоз не получил ни пяди земли в столичном регионе. Численность общины того или иного этноса в Махачкале и ее пригородах гораздо больше влияет на позиции этого народа в общереспубликанском масштабе, чем общины в других дагестанских городах и регионах. Долгое время сравнительно небольшая численность лезгинской общины столицы являлась одним из факторов, объективно ослабляющих позиции лезгин в республике в целом.   


Комментарий #3, дата: 14 апрель 2014 17:38

Цитата: Багаудин
Цитата: Диана
Хотелось бы внести небольшую ясность в такие метамарфозы по  численности и национальному составу в г. Даг. огни. Суть дела в том, что с 70 годов по 90 гг. прошлого столетия благодаря 1-у секретарю райкома партии Дербентского района Алибалаеву М-Р.(человеку весьма достойному, и патриоту своего народа, кстати выходцу из с.Межгюль Хивского р-она) была принята республиканская программа, по каторой 2 села табасаранов почти целиком, с остальных сел частично  были переселены в г. Даг.огни. Добро на это переселение с выделением земельных участков и подъемных Алибалаев М-Р. смог добиться через обком партии в Махачкале. Вот тут мы можем вспомнить известное изречение, о  роли личности в истории и судьбе народа. Возможно сами табасараны уже  не помнят о том, благодаря кому они появились в г.Даг.огни.
Да, переселение целых сел в города очень положительно сказывалось на положении того народа, из чьих сел шло переселение. Возьмем даргинский поселок в Дербенте или лакское село Багикла в Махачкале. Село, как правило, держится очень дружно и многого добивается совместно. К сожалению, ни одно лезгинское село не было переселено целиком в какой-нибудь город, что, конечно, сыграло свою роль в том, что лезгинские общины в городах были не очень сплоченными.

 

Ну вообще-то лезгинскоре село Хкем было переселено в Даг.Огни,другое дело,что часть жителей отказалась переселяться туда и переселилась на низменность близ Ахты,тем самым сохранив до сих пор свое село,за что им конечно же больое спасибо.Если бы все куда-то переселялись бы,а не сохраняли бы свою землю,вряд ли сегодня существовали бы лезгины.


Комментарий #2, дата: 14 апрель 2014 00:10

Цитата: Диана
Хотелось бы внести небольшую ясность в такие метамарфозы по  численности и национальному составу в г. Даг. огни. Суть дела в том, что с 70 годов по 90 гг. прошлого столетия благодаря 1-у секретарю райкома партии Дербентского района Алибалаеву М-Р.(человеку весьма достойному, и патриоту своего народа, кстати выходцу из с.Межгюль Хивского р-она) была принята республиканская программа, по каторой 2 села табасаранов почти целиком, с остальных сел частично  были переселены в г. Даг.огни. Добро на это переселение с выделением земельных участков и подъемных Алибалаев М-Р. смог добиться через обком партии в Махачкале. Вот тут мы можем вспомнить известное изречение, о  роли личности в истории и судьбе народа. Возможно сами табасараны уже  не помнят о том, благодаря кому они появились в г.Даг.огни.
Да, переселение целых сел в города очень положительно сказывалось на положении того народа, из чьих сел шло переселение. Возьмем даргинский поселок в Дербенте или лакское село Багикла в Махачкале. Село, как правило, держится очень дружно и многого добивается совместно. К сожалению, ни одно лезгинское село не было переселено целиком в какой-нибудь город, что, конечно, сыграло свою роль в том, что лезгинские общины в городах были не очень сплоченными.


Комментарий #1, дата: 13 апрель 2014 21:31

Хотелось бы внести небольшую ясность в такие метамарфозы по  численности и национальному составу в г. Даг. огни. Суть дела в том, что с 70 годов по 90 гг. прошлого столетия благодаря 1-у секретарю райкома партии Дербентского района Алибалаеву М-Р.(человеку весьма достойному, и патриоту своего народа, кстати выходцу из с.Межгюль Хивского р-она) была принята республиканская программа, по каторой 2 села табасаранов почти целиком, с остальных сел частично  были переселены в г. Даг.огни. Добро на это переселение с выделением земельных участков и подъемных Алибалаев М-Р. смог добиться через обком партии в Махачкале. Вот тут мы можем вспомнить известное изречение, о  роли личности в истории и судьбе народа. Возможно сами табасараны уже  не помнят о том, благодаря кому они появились в г.Даг.огни.




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия