Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

«Нужна стратегия высокого порядка»

Выступление Маира Пашаева на дагестанском форуме предпринимателей в Москве

 

С 18 по 21 апреля этого года под кураторством постпредства Республики Дагестан при Президенте Российской Федерации в здании Правительства Москвы проходил форум предпринимателей «Дагестан: открытый бизнес».
 
В форуме приняли участие представители органов власти республики, ряда дагестанских и российских компаний и малых предприятий. Предлагаем Вашему вниманию выступление с докладом исполнительного директора Ассоциации предпринимателей «Южный Дагестан» Маира Пашаева на тему: «Формирование глобального предложения для бизнеса: неинвестиционные решения».
 
Проблемы бизнеса, существующие барьеры и подходы к улучшению инвестиционной привлекательности регионов общеизвестны и систематизированы. Модельная программа улучшения инвестиционного климата, региональный инвестиционный стандарт разработаны, в регионах они находятся на стадии реализации. И роль государства как модератора процессов и «мегарегулятора» делового климата, безусловна. Но вызывает сомнение следующее:

1) эффективность стандартного для всех регионов подходов, принимаемых документов: регионы разные как по ситуации, потенциалу, уровню экономического развития, так и по возможностям реализации стандартов;

2) инвестиционный стандарт не создает глобальное региональное предложение для бизнеса.

Сегодня страна на пороге новой неопределенности, острого дефицита бюджетных и инвестиционных ресурсов, возможно, и нового витка экономического кризиса. В таких условиях на первый план выходит стратегическое планирование и неинвестиционные решения развития региональной экономики.

Особенно это касается депрессивных регионов, куда крупные инвесторы не идут: где инвестиции затруднительны, неинвестиционные решения способны стать основой глобального предложения для бизнеса, ключом к развитию.

Общепринято, что задача государства – создание условий для бизнеса. Однако, этого недостаточно. Открывать возможности и вовлекать предпринимателей в русло единой стратегии и политики региональной экономики, создавать для них глобальное предложение также являются задачами государства.

На примере Республики Дагестан попробуем выяснить, в чем причины отсталости нашей экономики и как формировать глобальное предложение для бизнеса на основе неинвестиционных решений?
В последнее десятилетие кризисная ситуация в экономике Дагестана вызвана субъективными факторами: политической нестабильностью, коррупцией и всеобщим управленческим ступором, из которого республика никак не может выйти.

В Дагестане не сложилась прослойка прогрессивных чиновников-государственников, способная реализовать потенциал региона. Чиновники готовы предпринимать усилия только в том случае, если они видят на горизонте деньги, желательно бюджетные средства по различным программам.

На этом весь креатив, весь энтузиазм чиновников завершается. Оставляет желать лучшего взаимодействие госведомств, чиновников с бизнес сообществом. Зачастую между ними происходят конфликты. Входные административные барьеры, коррупция и откаты как были, так и сегодня остаются на месте.

В погоне за количественными показателями роста, зачастую формальными, приукрашенной статистикой, упускаются фундаментальные качественные параметры - структура экономики, конкурентоспособность, производительность труда, эффективность.

Нет достаточных усилий в сфере государственной экономической политики и стратегического развития, а министерство экономики так и не стало центром стратегии.

Формат данного выступления не позволяет обсуждать Стратегию-2025, но хочу еще раз заявить: Дагестан является регионом страны более высокого порядка и, соответственно, нуждается в стратегии более высокого порядка. Напомню, приоритетные проекты развития являются документами тактического планирования.

Тем не менее, приняты объемные планы и реализуются инвестиционные проекты, но не проведены полноценные исследования потенциала республики, инвестиционный анализ, кластерный анализ и т.д.

Нет исследований, инвестиционного анализа территории – соответственно, невозможно произвести качественное планирование, проектирование экономики, предложить потенциальным инвесторам широкий выбор реальных инвестиционных площадок, проектов.

В силу этого территория, имеющая достаточный потенциал развития, при наличии высокой деловой активности населения, характеризуется хронической безработицей (фактически на уровне 20%), высокой дотационностью бюджета (на уровне 75%), находится в кризисном состоянии.

 Маир Пашаев


Нельзя сказать, что нет инвестиций, но при этом возникает другая проблема: задачи по инвестициям и рыночному развитию прямо противоположны задачам по освоению бюджетных денег, интересам чиновников.

Инвестиционные проекты становятся прямыми конкурентами государственных программ, по которым чиновники получали бюджетные деньги, ссужается поле для присвоения денег. Отсюда и конфликт интересов, попытки чиновников подчинить себе инвесторов и оседлать инвестиционные потоки.

Инвестиции должны идти не к чиновникам и даже не в сторону государственных преференций, хотя это важно, а в первую очередь к новым технологиям и лучшему маркетингу. Ведь возвращать инвестиционные средства в будущем не чиновникам, а собственникам проектов.

Определенные проекты реализуются, но в качестве инвестиций привлекаются в основном бюджетные средства или деньги государственных банков. Крупные частные инвестиции, за редким исключением, практически отсутствуют.

Какие дополнительные решения, инициативы, усилия помогли бы сформировать глобальное предложение для бизнеса в Дагестане? Возможно ли высокую деловую активность дагестанцев, способность работать в условиях высоких рисков, трансформировать в реальные инвестиции, бюджетную эффективность, конечный результат региональной экономики?

Безусловно, в первую очередь, это достижение политической стабильности, снижение уровней рисков и обеспечение безопасности капитала. В последнее десятилетие в Дагестане мы наблюдали массовый отток предпринимателей в другие регионы страны и, соответственно, вывод капитала. По нашим подсчетам, за последние годы только с южной зоны Дагестана уехали порядка 1 тысячи предпринимателей.

Очень распространено видение новой экономики, как постиндустриальное чудо. Но базис новой экономики – традиционные для нас отрасли, занятия, уклад жизни. Во многом тяжелая социально-экономическая ситуация в Дагестане – это результат закрытия крупных промышленных предприятий, где кроме получения стабильного заработка, человек формировался, как гражданин, находился под контролем коллектива, общества.

На мой взгляд, реиндустриализация дагестанской экономики может придать новый импульс, как инвестиционной активности, так и инновационному развитию. Пример – реализация крупнейшего на Северном Кавказе промышленного проекта, строительство «с нуля» Каспийского завода листового стекла.

Необходимо отметить: новая индустриализация возможна только на новой инжиниринго-маркетинговой платформе, при создании условий для трансферта и внедрения инновационных технологий.

На стадии реализации в Дагестане еще два мегапроекта, способные, на мой взгляд, в корне переломить ситуацию – создание Особой экономической зоны и Каспийского прибрежного кластера, также проект празднования юбилея Дербента.

Но пока по ним глобальные предложения для бизнеса не сформулированы, а интегрированность в них предпринимателей, инвесторов на нулевом уровне. В этом направлении нужны срочные дополнительные усилия государства.

Подобные мегапроекты способны стать локомотивами развития малого и среднего бизнеса. Если они не вовлекут в свою орбиту сообщество предпринимателей, частных инвесторов, то проекты вряд ли можно считать успешными.

Перечень предложений, мероприятий в этих целях мною направлены в ОАО «Курорты Северного Кавказа» и администрацию Дербента.

В целях масштабирования экономики и повышения инвестиционной привлекательности необходимо применять такие современные инструменты развития территорий, как кластерное и агломерационное развитие.

В Дагестане проявляются ряд территориально-отраслевых кластеров и кластеров малого бизнеса, есть хорошие предпосылки к образованию Махачкалинской и Дербентской агломераций. Они так и остались на стадии обсуждения.

Еще два года назад мы направляли президенту Дагестана предложения создать Республиканский центр частно-государственного партнерства, Региональный совет по кластерному развитию или Центр кластерного развития.

Пока эти предложения не реализованы. Подобные центры во многих регионах страны успешно функционируют. Создана Корпорация развития Дагестана, почему бы ей не работать в этом направлении?

Муниципальные образования являются фундаментом республики, мощным диверсифицированным ресурсом экономического развития. Исследования потенциала, создание муниципальных реестров инвестиционных проектов, муниципальных и межмуниципальных инвестиционных площадок могли бы стать весомой частью глобального предложения для бизнеса.

Однако, пока в муниципалитетах в данном направлении работа практически не ведется. Что делает предприниматель, если не видит возможности у себя на малой родине? Он уезжает. Много проектов надмуниципального характера и общетерриториального значения, которые без вмешательства правительства республики вряд ли реализуемы.

Приведу примеры по южной зоне – строительство мусороперерабатывающего завода для Дербента и соседних муниципальных образований, создание территориального Аграрного центра, организация регионального Агропромышленного технопарка, регионального Микрофинансового центра. Перечень из 16 таких проектов я недавно передал полпреду Главы Дагестана в Южном округе.

Одним из эффективных инструментов повышения инвестиционной привлекательности региона является разработка и реализации программы маркетинга территории. Мы живем в условиях негативного образа региона, имиджевого кризиса Дагестана.

При этом стоит задача не только улучшения имиджа или брендирования – это очень узкое понимание задачи. Маркетинг территории должен быть сквозным, начиная с маркетинга каждого продукта, предприятия, отрасли, муниципального образования.

Это вопрос глобальной конкурентоспособности дагестанской продукции и позиционирования в масштабах страны. Территория должна предлагать не только достопримечательности и товары, но и новые возможности для бизнеса, и свободные ниши для инвесторов, новые целевые рынки для производителей товаров, инвестиций, туризма, новых жителей.

Учитывая исторические, географические и климатические особенности Дагестана, маркетинг территории может стать мощным драйвером регионального экономического развития.

Живой пример – реализуется проект празднования юбилея Дербента – программы маркетинга территории нет. По этому поводу у меня был разговор с мэром города. Кстати, и по мусороперерабатывающему заводу, мы представили проектное предложение.

Перечень неинвестиционных решений для экономики можно продолжить, например, устранение входных барьеров для инвесторов, законодательных ограничений, стимулирование предпринимательства, создание бизнес инкубаторов, инициирование государством проектов приграничного сотрудничества и т.д.

Что касается собственно новой модели экономики, то для Дагестана стратегически важны три перехода: 1. От государственной экономики к рыночной. 2. От коррупционной экономики к конкурентной. 3. От ренты Рикардо к ренте Шумпетера (инновационный переход). Их еще предстоит совершить.

Пока экономика Дагестана в плену устаревших подходов и моделей, технологий 90-х годов, которые или не работают, или малоэффективны. Ни власть, ни деньги уже не являются двигателями прогресса.

Нужны новые идеи, стратегические инициативы, стандарты корпоративного управления, технологии бизнеса. Долгосрочная стратегия развития республики, стратегическое рыночное планирование и проектирование экономики, план масштабных реформ, изменений и поиск новой модели экономики Дагестана, все-таки впереди.

И только вкупе с ними можно говорить о лучшем инвестиционном климате, глобальном предложении для бизнеса, масштабных инвестициях и решении системных проблем.

.

Пресс-служба ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Бизнес и власть Дербента

Мамед Абасов и Малик Баглиев всерьез взялись за Дербент (встреча с бизнесменами)

Беседы с Алексеем Кудриным о Кавказе

Разыскивается крупнейший бизнес

Территории для вложений. Какие регионы РФ предпочитают инвесторы

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия