Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Завышенные ожидания

Что еще нужно сделать, чтобы русское население Дагестана перестало редеть?

 

 
В списке первостепенных проблем национальной политики нашего государства особое место занимают программы по возвращению русского населения в республики Северного Кавказа. К сожалению, этот вопрос рассматривается болезненно и однобоко даже на академическом уровне. Проблемы возвращения представителей кавказских народов, уезжающих в большем количестве из этих республик, не ставятся, что демонстрирует этнодифференцированный подход государства к идентичным проблемам у разных народов.
Федеративное государство должно гибко подходить к запросам населения, проживающего в разных автономных единицах – субъектах Федерации, делая его жизнь наиболее комфортной в сложившихся природно-географических и культурно-исторических условиях. Вопрос сохранения культурно-языковой идентичности русского народа на всей территории России, включая и республики, не может стоять остро в силу того, что русский язык является государственным на всей территории страны.
В то же время похожие комфортные условия для каждого из остальных российских народов могут быть созданы (но пока слабо реализуются) только в пределах республик, в которых функционируют языки конкретных народов, также имеющие статус государственных. Однако выезд за пределы «своих» республик сужает возможности удовлетворения этнокультурных запросов данных народов, приводит к утрате их родных языков и дальнейшей ассимиляции.
Если рассматривать миграционный отток из республик Северного Кавказа в этом ракурсе, то становится понятно, что отъезд оттуда кавказских народов сопровождается рисками утраты собственной идентичности. Аналогичные процессы, затронувшие русское население этих республик, лишены подобных рисков.
Однако имеется другая сторона «вымывания» населения из республик Северного Кавказа. Она проявляется в виде утечки "мозгов" и "рук", так как в первую очередь уезжают квалифицированные кадры, относящиеся к разным отраслям экономики.
 
С этой точки зрения возврат русского населения может улучшить ситуацию в кавказских республиках. Однако огромное количество специалистов и из числа представителей кавказских народов уже давно трудится за пределами «своих» республик. А процесс их возвращения мог бы стать более естественным и  предпочтительным, так как они вновь попадают в свою культурно-языковую среду.
Но каких-либо госпрограмм по возвращению кавказских народов в «свои» республики нет, зато существует и реализуется Государственная программа «Поддержка проживающего и возвращающегося в Республику Дагестан русского населения на 2014 – 2017 годы» с общим объемом финансирования в 373 миллиона рублей.
Ходу ее реализации на сайте «Кавполит» посвящена статья Светланы Болотниковой с провокационным названием «Скатертью дороги из Кизляра». Поводом для ее написания стало использование денег республиканского бюджета для строительства дорог в Кизляре в рамках упомянутой госпрограммы. По логике автора, улучшение дорожной ситуации в городе является на самом деле пожеланием для русского населения уехать из этого региона  и больше не возвращаться.
Описывая этнодемографическую ситуацию в Кизляре, она указывает, что удельный вес русских в нем превышает 40 процентов и представляет собой самую высокую концентрацию русского населения на территории республики. Далее она пишет: «Но доля русских в этом районе планомерно уменьшается с тех пор, как он был передан из подчинения Грозненской области в Дагестан. В 1959 году там насчитывали 70 тысяч славян, а сейчас вдвое меньше».
Болотникова видимо забыла, что Кизлярский район с городом Кизляром был не передан, а возвращен республике вместе с несколькими другими районами. В составе Дагестанской АССР он находился в период с 1922 по 1938 гг. Но эти мелочи портят общую канву публикации, и могли быть опущены ею намеренно. Кроме того, есть  еще один интересный исторический факт: в 1800 году совокупная доля армян и грузин в Кизляре составляла 73% – почти 3/4 населения города. Стоит ли в таком случае создавать госпрограмму по возвращению армянского и грузинского населения в Кизляре.
Но это действительно нюансы, а основная содержательная часть статьи заключалась в поиске самых нужных мер по поддержке русского населения, которые могут остановить его отток и содействовать возвращению.
Болотникова описывает скептицизм местных жителей, не верящих в эффективность госпрограммы: 
«Дороги это хорошо, но они же для общего пользования, а не только русским. Музеев этих понаоткрывали, а как они и чему способствуют? По поводу церкви: дело нужное, богоугодное, но как это поможет? Русские что, в церковь ходят? Только если по праздникам бабушки, – говорит молодой человек из Кизляра, недавно отслуживший в армии. – Эти деньги как мертвому припарка»;
«Если построят больницу или школу, туда же будут пускать не только русских, – рассуждает он. – Церквей у нас в принципе хватает, как мне кажется. Другой вопрос в том, что приходы маловаты, и служить некому: не стремятся сюда священники. Сейчас владыка наш усиленно работает в этом направлении. Построить какие-то культурные центры – у нас есть прекрасные Дворцы культуры, в которых в том числе и русская культура представлена. Не доказано, что это будет эффективно» (кизлярский депутат Роман Дедин).
Тот же депутат говорит о том, что «уезжают из Кизлярского района не только русские, но и граждане других национальностей. И в количественном отношении их мигрирует сейчас даже больше, потому что основная волна русской миграции уже позади».
Сама же госпрограмма содержит много пунктов, в том числе строительство нового и восстановление ветхого жилья для русского населения. Ни об одном дагестанском народе так адресно еще не заботились (не считая затянувшегося узла «ауховской» проблемы, которая однако связана с вопросом реабилитации депортированных чеченцев-аккинцев).
Но эти и другие меры до сих пор не показали  своей эффективности. И скорее всего, толку от них будет мало. Похожие программы разрабатывались и для других республик. В Ингушетии она действовала с 2004 по 2010 гг. и закончилась полным провалом.
Но почему? Потому что точно также русские и не только русские «бегут» в мегаполисы и более развитые субъекты России из других депрессивных и трудоизбыточных регионов, а не только из республик Северного Кавказа. «Русская деревня» в Центральной России стремительно теряет своих последних жителей, и огромные территории превращаются в обезлюдевшее пространство.
Однако сверху дана команда, во что бы то ни стало, сохранить русское население на окраинах. Если все, что описывается в Госпрограмме (даже при условии ее полной и добросовестной реализации, что маловероятно) не эффективно, то остается только последняя мера: выплачивать этническим русским, имеющим счастье или несчастье проживать в Дагестане, денежные компенсации в достаточном объеме, чтобы они не покидали республику. Ведь «русские – оплот гражданского согласия» (это название межрегиональной конференции, заложенной в госпрограмме).
А остальные дагестанцы пусть из своих точно таких же проблем (бытовых, социальных, экономических, политических и др.), которые их тоже заставляют покидать родную республику, выпутываются сами. Ради сохранения межнационального мира можно и потерпеть.
Только непонятно, неужели федеральные и дагестанские чиновники не понимают, что такой избирательный подход изначально ущербен и чреват негативными последствиями? Разве не ясно, что всю республику надо превратить в процветающий регион, комфортный для всех, а не в отдельный «рай» для русских, из которых тем самым вольно или невольно создают привилегированную группу? Только тогда прекратится отток населения, а выехавшие, в том числе и русские, даже, может, начнут возвращаться обратно.

Иера Рамазанова

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

В Правительстве обсудили проект закона «О языках народов Дагестана»

Государственный или родной?

Школа как индикатор равноправия

Еще раз к вопросу о языках

Крым – начало нового этапа

Комментарии (17)
Комментарий #17, дата: 02 ноябрь 2014 15:05

А посмотрите какая кавказофобия в РФ, мечети строить не дают, даже имамам наркоту подбрасывают - как в Кисловодске единственную мечеть снесли.

  в криминальных сводках намеренно большую часть времени уделяют кавказцам и вообще мигрантам.

 

Все эти жалобы на якобы притесения русских на самом деле ложь и экстремизм, за это нужно наказывать по статье 282-ой.

 


Комментарий #16, дата: 02 ноябрь 2014 14:53

Если беспокоются только об одном народе и не беспокоются о других то это явный признак нацизма, тем более что беспокоится нужно о положении национальных меньшинств, их мало, их права нужно в первую очередь защищать. Защищать нужно маленьких от больших, а не наоборот.

 


Комментарий #15, дата: 02 ноябрь 2014 00:03

[quote=легбар]Alban49. Столько интеллекта и столько пафоса и все так даром пропадает.

Ув.легбар! Я пишу комменты для своих единомышленников. А ваше право-игнорировать меня.Я же не навязываю вам свое мнение,тем более я очень далекий от языкознания человек и  желаю вам со-товарищи успехов на выбранном пути. Удачи!


Комментарий #14, дата: 01 ноябрь 2014 20:13

Назову еще несколько лезгинских слов которые не употребляются в письменном языке или употребляются в азербайджанском варианте.Начну со слова "тапарчи".Суффиксы чи,чы,чу -исконно азербайджанские.Например нефтчи-это нефтяник.И так далее.На лезгинском тапарчи-правильно будет ТАПРУКЬ.Слово "темпел"-опять же азерское.Означает -лентяй.На лезгинском правильно КАГЬАЛ. А теперь напишу лезгинские слова ,которые не встречал в письменном языке.ГЪЕН-двор,ГЪЕНЕЛ-во дворе,Ц1ИР-ной,Ц1ИРИН-ныть,БАСКУМ-серп,ГЪИЛ КЪУН-помогать,РАГЪАЛИГ-шпатель,СИЛИС-допрос,ХАК-вешалка,ГЬУНТ1-провакация,ГЬУНТ1

КТОН-провацировать,КЬИЛИЗ АКЪУДИН-осуществить,РЕГЪЕЛ-забор,РЕГЪЕЛИН-защищать,ШИРАС-балкон. Всеми этими названными словами мы пользуемся дома в БАКУ.Мне продолжать называть слова или остановиться?Вижу кому то  не очень нравится мои усилия в борьбе за чистоту лезгинского языка,вместо того чтобы одобрять мой энтузиазм проявляемый в данном направлении.Не надо демотивировать людей,которые борются за чистоту своего языка.


Комментарий #13, дата: 31 октябрь 2014 16:51

Alban49. Столько интеллекта и столько пафоса и все так даром пропадает. Лезги-ские  ученые да их много лучше их не было бы .если сегодня Лезги -Человек говорит что это тюркское слово все молчат в рот воды набрали .когда Лезгин убеждают что у них нет своего языка и земля не ихняя, тебе патриоты нужны .когда человек говорит мой отец был Лезгином ,а он азер зачем ты живешь,  когда ты станешь патриотом.Когда некто  Олег Росс на майл.ру на вес мир дает SOS о том что Лезгин на Самуре убивают ,а патриоты лезгины устроили народу военно-полевой суд за то .что Они любят свою Родину и Россию. Когда по вине къурбаноа тысячи Лезгин томятся в казематах,убиты и пропали без вести где же вы были патриоты. делили бабки. Когда тобой порожденный тебя брезгливо обзывает  вшивый горец мол оккупировал Дербент ,а некто указывает ему свое место в истории Лезгин конечно кому это понравится .поэтому твой патриотизм смахивает на любовь мухи к котлетам . не думаю  что этот сайт не  посещают другие ,если мой подход был бы не научным (перевертыш) давно проглотили бы с потрохами .А слово "Дугъри "это не просто слово это целое мировозрение И я просто указал вершину этого айсберга . Если есть кому что сказать по существу пожалуйста. Хейир хьуй    


Комментарий #12, дата: 30 октябрь 2014 16:44

Мы,ЛЕЗГИНЫ,должны понять эпоху,уяснить себе процесс,мощь,результаты ГЛОБАЛИЗАЦИИ! Это для идиотов война на Украине-это война между Россией и Украиной! Нет,нет и еще раз нет! Это война между ГЛОБАЛИЗАЦИЕЙ и РУССКОЙ идентичностью. Страны и народы поставлены перед выбором-сопротивляться ГЛОБАЛИЗАЦИИ,бороться с ней и исчезнуть,или стать соучастником ГЛОБАЛИЗАЦИИ,приспособиться к ней и,потеряв идентичность( в нашем случае-ЛЕЗГИНСТВО)слиться с ней и продолжить жить уже в качестве части человечества.Наш народ разделен.Ни Россия ,ни Азербайджан не позволит нам ЛЕЗГИНСКОГО ренессанса.При сохранении статус-кво у нас нет ни одного шанса сохраниться как дееспособный народ.Конечно,когда наша численность упадет до 5ти тысяч человек,они создадут для нас резервацию.И только.Как удинам. Но возможен и иной сценарий,пути ГОСПОДА неисповедимы!   Потому,все ЛЕЗГИНЫ должны думать о нацианальном очаге- ЛЕЗГИСТАНЕ!!!!!!! Не далек тот день,когда вспывет ЛЕЗГИНСКИЙ ВОПРОС на поверхность океана Мировой политики. А языкознание оставим пока ЛЕЗГИНСКИМ ученым. Сегодня ЛЕЗГИНАМ нужны защитники  Л Е З Г И С Т А Н А!     К!вал авачир халкь- къекъвераг я!


Комментарий #11, дата: 30 октябрь 2014 13:44

derbent/  Понял одно ,что вы ничего не ухватили из изложенного. Дугъри -это слово использовано к месту и слово авайвал не подходит по сути своего назначения в данном конкретном случае Почему? Что бы ответить на этот вопрос нужно знать происхождение этого слова.  Дугъри -Ир+Гъуд   Делать кулаком у туьрка нет слова гъуд -кулак а слово ир конкретном случае не туьрское а Лезги гаф. Получается Лезги гаф Дугъри -изначально носил поняние убеждать правоту силой ,силой кулака ,йа собираюсь вас убедить словом.  А на счет доморощенных специалистов ,самоучек .не убеждай себя своей некомпетентности лучше Вас никого нет . не ищите врагов ненависть ослепляет человека как и  раболепие. Да простит меня Всевышний  если ошибусь. В одной книге по моему имена народов дагестана пишет ,что Къабах имя взятое лезгинами у азеров.как вам о-п1ап1ай . автор или мейланов или ова небось тоже какой то доктор .  хейир хьуй . Жаваб герек туш 


Комментарий #10, дата: 30 октябрь 2014 01:01

Уважаемый Легбар,и еще хотел бы сказать, я тоже не специалист в области языкознания.В этом деле должны совместно участвовать специалисты и энтузиасты по обе стороны Самура,а не одиночки любители.Кстати, в своих комментариях ,которые были здесь опубликованы я тоже обнаружил некоторые ошибки ,которые произошли из за спешки.Например,должен был написать Цуьн(это на кубинском наречии) или Куьн(письменный язык),а не( Ц1ун или Ц1уь). Слово авзни-авачир должен был написать как авазни-авачир.Извиняюсь за технические ошибки,которые  произошли  из-за спешки.


Комментарий #9, дата: 29 октябрь 2014 22:06

Ц1уне мад са гаф кханва.(Чна дугъридани ч1ал квадарда).Дугъридан -это тоже тюркское слово.Вместо" дугъридан" целесообразно использовать лезгинский эквивалент- Авайвал лагьайт1а.


Комментарий #8, дата: 29 октябрь 2014 21:59

Легбар.Ц(К)уьне бязи гафар дуьз лугьузва.Анжах цуьне лагьанвай ин гафариз килигин.Ишлемиш ва артух.Вуна лугьузва ки,иш турьк ч1ал йа,лем лезги ч1ал.Зун цуь фикирдигалаз рази йа.Анжах са шей ава ки,ИШ гафини маса шейериз килиг тавуна вири гаф(ишлемиш), къац1урзва(загрязняет).Ци лагьат1а(потому что) ин гафин дугул(корень-ИШ)туьрк ч1ал йа.Иш гафин чкадал чавагъ Колах йа ни Кар гаф кхиз жеда.Ин гафар жи ч1алал йа.Ахпа хьиз вуна лугьузва (артух) жи гаф йа.Тушхир йа стха.Им ц1апашрин гаф йа.Ша чна чун авзни-авачир(зря)чкадал алц1урар(обманывать) тийин.Артух гафин чкадал чавагъ Пара йа ни Гзаф гафар кардик кутоз(использовать)жеда.

 Ц1(К1)уь комментарияда завагъ мад са туьрк гаф къалур(показывать)жеда.Куьне кханва "сесер".Сес ц1апашрин гаф йа.Голос-лагьай гаф йа.Жи ч1алаз елкъуьрала(перевести),чавагъ ин гаф (Ван-Ванар) хьиз кьиз жеда.

 Уважаемый Легбар.Спасибо что высказали свое мнение.Авайвал(Истина)-гафарал фейла(во время спора) кьилиз къезвайди(рождается) йа.





Назад 1 2 Вперед

Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия