Завышенные ожидания
Что еще нужно сделать, чтобы русское население Дагестана перестало редеть?
В списке первостепенных проблем национальной политики нашего государства особое место занимают программы по возвращению русского населения в республики Северного Кавказа. К сожалению, этот вопрос рассматривается болезненно и однобоко даже на академическом уровне. Проблемы возвращения представителей кавказских народов, уезжающих в большем количестве из этих республик, не ставятся, что демонстрирует этнодифференцированный подход государства к идентичным проблемам у разных народов.
Федеративное государство должно гибко подходить к запросам населения, проживающего в разных автономных единицах – субъектах Федерации, делая его жизнь наиболее комфортной в сложившихся природно-географических и культурно-исторических условиях. Вопрос сохранения культурно-языковой идентичности русского народа на всей территории России, включая и республики, не может стоять остро в силу того, что русский язык является государственным на всей территории страны.
В то же время похожие комфортные условия для каждого из остальных российских народов могут быть созданы (но пока слабо реализуются) только в пределах республик, в которых функционируют языки конкретных народов, также имеющие статус государственных. Однако выезд за пределы «своих» республик сужает возможности удовлетворения этнокультурных запросов данных народов, приводит к утрате их родных языков и дальнейшей ассимиляции.
Если рассматривать миграционный отток из республик Северного Кавказа в этом ракурсе, то становится понятно, что отъезд оттуда кавказских народов сопровождается рисками утраты собственной идентичности. Аналогичные процессы, затронувшие русское население этих республик, лишены подобных рисков.
Однако имеется другая сторона «вымывания» населения из республик Северного Кавказа. Она проявляется в виде утечки "мозгов" и "рук", так как в первую очередь уезжают квалифицированные кадры, относящиеся к разным отраслям экономики.
С этой точки зрения возврат русского населения может улучшить ситуацию в кавказских республиках. Однако огромное количество специалистов и из числа представителей кавказских народов уже давно трудится за пределами «своих» республик. А процесс их возвращения мог бы стать более естественным и предпочтительным, так как они вновь попадают в свою культурно-языковую среду.
Но каких-либо госпрограмм по возвращению кавказских народов в «свои» республики нет, зато существует и реализуется Государственная программа «Поддержка проживающего и возвращающегося в Республику Дагестан русского населения на 2014 – 2017 годы» с общим объемом финансирования в 373 миллиона рублей.
Ходу ее реализации на сайте «Кавполит» посвящена статья Светланы Болотниковой с провокационным названием «Скатертью дороги из Кизляра». Поводом для ее написания стало использование денег республиканского бюджета для строительства дорог в Кизляре в рамках упомянутой госпрограммы. По логике автора, улучшение дорожной ситуации в городе является на самом деле пожеланием для русского населения уехать из этого региона и больше не возвращаться.
Описывая этнодемографическую ситуацию в Кизляре, она указывает, что удельный вес русских в нем превышает 40 процентов и представляет собой самую высокую концентрацию русского населения на территории республики. Далее она пишет: «Но доля русских в этом районе планомерно уменьшается с тех пор, как он был передан из подчинения Грозненской области в Дагестан. В 1959 году там насчитывали 70 тысяч славян, а сейчас вдвое меньше».
Болотникова видимо забыла, что Кизлярский район с городом Кизляром был не передан, а возвращен республике вместе с несколькими другими районами. В составе Дагестанской АССР он находился в период с 1922 по 1938 гг. Но эти мелочи портят общую канву публикации, и могли быть опущены ею намеренно. Кроме того, есть еще один интересный исторический факт: в 1800 году совокупная доля армян и грузин в Кизляре составляла 73% – почти 3/4 населения города. Стоит ли в таком случае создавать госпрограмму по возвращению армянского и грузинского населения в Кизляре.
Но это действительно нюансы, а основная содержательная часть статьи заключалась в поиске самых нужных мер по поддержке русского населения, которые могут остановить его отток и содействовать возвращению.
Болотникова описывает скептицизм местных жителей, не верящих в эффективность госпрограммы:
«Дороги это хорошо, но они же для общего пользования, а не только русским. Музеев этих понаоткрывали, а как они и чему способствуют? По поводу церкви: дело нужное, богоугодное, но как это поможет? Русские что, в церковь ходят? Только если по праздникам бабушки, – говорит молодой человек из Кизляра, недавно отслуживший в армии. – Эти деньги как мертвому припарка»;
«Если построят больницу или школу, туда же будут пускать не только русских, – рассуждает он. – Церквей у нас в принципе хватает, как мне кажется. Другой вопрос в том, что приходы маловаты, и служить некому: не стремятся сюда священники. Сейчас владыка наш усиленно работает в этом направлении. Построить какие-то культурные центры – у нас есть прекрасные Дворцы культуры, в которых в том числе и русская культура представлена. Не доказано, что это будет эффективно» (кизлярский депутат Роман Дедин).
Тот же депутат говорит о том, что «уезжают из Кизлярского района не только русские, но и граждане других национальностей. И в количественном отношении их мигрирует сейчас даже больше, потому что основная волна русской миграции уже позади».
Сама же госпрограмма содержит много пунктов, в том числе строительство нового и восстановление ветхого жилья для русского населения. Ни об одном дагестанском народе так адресно еще не заботились (не считая затянувшегося узла «ауховской» проблемы, которая однако связана с вопросом реабилитации депортированных чеченцев-аккинцев).
Но эти и другие меры до сих пор не показали своей эффективности. И скорее всего, толку от них будет мало. Похожие программы разрабатывались и для других республик. В Ингушетии она действовала с 2004 по 2010 гг. и закончилась полным провалом.
Но почему? Потому что точно также русские и не только русские «бегут» в мегаполисы и более развитые субъекты России из других депрессивных и трудоизбыточных регионов, а не только из республик Северного Кавказа. «Русская деревня» в Центральной России стремительно теряет своих последних жителей, и огромные территории превращаются в обезлюдевшее пространство.
Однако сверху дана команда, во что бы то ни стало, сохранить русское население на окраинах. Если все, что описывается в Госпрограмме (даже при условии ее полной и добросовестной реализации, что маловероятно) не эффективно, то остается только последняя мера: выплачивать этническим русским, имеющим счастье или несчастье проживать в Дагестане, денежные компенсации в достаточном объеме, чтобы они не покидали республику. Ведь «русские – оплот гражданского согласия» (это название межрегиональной конференции, заложенной в госпрограмме).
А остальные дагестанцы пусть из своих точно таких же проблем (бытовых, социальных, экономических, политических и др.), которые их тоже заставляют покидать родную республику, выпутываются сами. Ради сохранения межнационального мира можно и потерпеть.
Только непонятно, неужели федеральные и дагестанские чиновники не понимают, что такой избирательный подход изначально ущербен и чреват негативными последствиями? Разве не ясно, что всю республику надо превратить в процветающий регион, комфортный для всех, а не в отдельный «рай» для русских, из которых тем самым вольно или невольно создают привилегированную группу? Только тогда прекратится отток населения, а выехавшие, в том числе и русские, даже, может, начнут возвращаться обратно.
Иера Рамазанова
Корреспондентский корпус ФЛНКА
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.
Возможно Вам будут интересны:
В Правительстве обсудили проект закона «О языках народов Дагестана»