Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Гимринский пакт

Что стоит за беспрецедентным договором с гимринским джамаатом


На прошлой неделе в политической жизни Дагестана произошло знаменательное событие. Произошел прецедент, который обещает перерасти в тенденцию. Речь идет о соглашении, подписанном Правительством Дагестана, Администрациями Унцукульского района и села Гимры, а также общественностью этого селения.
 
За разъяснениями относительно данного события редакция нашего сайта обратилась к политологу Милраду Фатулаеву. В ходе разговора эксперт выразил свое видение заключенного соглашения, каковы его причины и на что оно может повлиять.
 
Милрад, каковы, на Ваш взгляд, основные предпосылки заключения соглашения органов республиканской и муниципальной власти с общественностью селения Гимры?
 

Власть пошла на заключение этого соглашения только для того, чтобы продемонстрировать озабоченность ситуацией и проставить еще одну галочку в перечне мер в борьбе с религиозно-политическим экстремизмом.

Как можно видеть из самого Соглашения, часть ответственности за возможное обострение ситуации на исторической малой родине имама Шамиля официально перекладывается на общественность,потому что теперь уже эта общественность и местная власть района и села берут на себя определенные обязательства не допускать боевиков, сотрудничать с правоохранительными органами. Такие обязанности на них возложены конституцией страны, а теперь, дополнительно, еще и Соглашением. Последнее как бы выпукло демонстрирует обязанности гимринцев в информационном и публичном пространстве, направленном для потребителей и Дагестане и, что главное, в Москве, в Кремле.

В свое время Сталин заметил, что сердцу не надо напоминать, что оно должно биться. Так вот, и законопослушным гражданам тоже не нужно подписывать соответствующие соглашения, давать обязательства, что они будут соблюдать закон. Мы ведь не должны кому-то авансом и дополнительно доказывать, что мы не преступники и негодяи. Априори мы являемся законопослушными людьми, и все, что прописано в Соглашении, гимринцы обязаны выполнять и без его подписания.

Поэтому, во-первых, я не вижу необходимостив такого рода соглашениях. Во-вторых, Соглашение еще раз нам демонстрирует, что комплекс мер противодействия экстремизму, как минимум недостаточен и/или не эффективен (раз требуются допсоглашения!).

Каким образом гимринцы будут нести ответственность, если в село войдут боевики, или отдельные сельчане будут им пособничать? Ведь и без соглашения известно, что подавляющее большинство сельчан выступают против вооруженного подполья. Но что они могут сделать против групп вооруженных фанатиков? а теперь, после подписания соглашения, гимринцев могут обвинить, что они не выполнили свои обязательства, и в селе снова стреляют! И это будет на руку подполью.

В третьих, совершенно непонятно, почему выполнение сельчанами и местной властью своих конституционных обязанностей должно сулить какие-то обещания Махачкалы в решении их материальных проблем?! Логика подсказывает, что для решения социальных вопросов теперь надо добавить нестабильности в своих селах и пригласить воинов ислама к себе домой?! Все это попахивает некой социальной взяткой, откупом, сделкой «мир в обмен на деньги»! По крайней мере, очень на это похоже.


 

То есть, фактически никакой практической необходимости в этом соглашении не было?

Абсолютно никакой. Раньше такого рода соглашения заключались между представителями царской администрации на Кавказе с горскими джамаатами, вольными обществами, а то и феодальной верхушкой. Параллели в этих двух случаях, конечно, напрашиваются.

Но обстоятельства совершенно иные. На тот момент царская Россия не обладала полнотой власти в кавказском регионе. Сегодня же на Северном Кавказе существуют полноценные институты власти, которые используют методы и механизмы, адекватные современной науке административного управления. В отличие от архаичных методов полторавековой давности. Регион является частью единого российского политического пространства. Поэтому, в отличие от 19 века, сейчас нет никакой необходимости заключать такое соглашение.

Также непонятно, где прописаны полномочия общественности района. Каковы их права, обязанности, функции? Что собой представляет в юридическом смысле понятие само «общественность»? Являются ли представители этой самой общественности признанными выразителями интересов своей общины? Как в этом убедиться? Ведь лица, подписавшие это соглашение от имени общественности, должны быть, как минимум, избраны сельчанами, делегированы, уполномочены. Созвали бы хотя бы сельский сход…

Подобное соглашение ведет к размыванию существующей системы власти, поскольку какие-то функции по обеспечению гражданской безопасности передаются представителям общественности, которые этим заниматься не должны.

Если смотреть в уставы муниципальных образований, то там нет пунктов об обеспечении безопасности. Это не компетенция ни местных властей, ни тем более общественности. Хотя во всех МО есть замы, курирующие вопросы борьбы с экстремизмом, созданы экспертные советы…

Не перерастет ли этот прецедент в тенденцию?

Она уже становится тенденцией, потому что как минимум с тремя организациями будут подписаны соответствующие соглашения. Вот, на сайте ФЛНКА была опубликована статья, в которой говорилось о предложении «Общественного совета села Храх-уба» заключить аналогичное соглашение. К тому же, Абдулатипов обозначил в числе следующих джамаатов, с которыми будут заключены соответствующие соглашения, - Табасаранский, Карабудахкентский районы. Тенденция налицо. И желающих подписать будет немало: главы муниципалитетов традиционно горят желанием поддержать инициативу власти, да и дух соглашения сулит немалые блага в виде решения социально-экономических проблем беспокойных сел и районов.

В Карамахинской зоне в 1999 году имел место похожий пример заключения соглашения. Но тогда это было оправдано, так как де-факто в этой зоне отсутствовала светская российская власть. Существовал исламский анклав. Власть не могла управлять этой зоной, и вынуждена была подписать соглашение, чтобы договориться с исламским джамаатом об обеспечении ими контроля в анклаве.

Как Вы думаете, не являются ли звеньями одной цепи информация о начале масштабной силовой операции в Дагестане после окончания сочинской Олимпиады и подписание этих соглашения с общественностью?

Я не думаю, что это как-то связано. К тому же, вряд ли начнется какая-то «мини-война» в Дагестане, как об этом говорят в последние несколько лет. Наоборот, сейчас правоохранительными органами уделяется довольно серьезное внимание борьбе с экстремизмом – это касается и закрытия экстремистских сайтов, и отстрела лидеров подполья, и существенно роста численности спецподразделений в регионе, восстановления и усиления агентурной базы. Заметно вырос профессионализм силовиков, которые не позволяют заметным фигурам подполья окрепнуть, стать, как это было еще пару лет назад, матерыми боевиками.

Беседовал Ильяс Букаров

.

.

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

В Дагестане местные жители сообщают о блокировании села Гимры

Власти Дагестана готовят соглашение с джамаатом селения Гимры

Жители Гимров заявляют о пропаже их личных вещей после спецоперации

Рамазан Абдулатипов обещал помощь в обустройстве жителей селения Гимры, сообщил глава села

В Гимрах идет бой. Женщинам и детям рекомендовано покинуть селение

Комментарии (16)
Комментарий #6, дата: 13 февраль 2014 01:25

В ДАГЕСТАНЕ ВЛАСТЬ ФОРМИРУЕТСЯ ИСХОДЯ ИЗ ЧИСЛЕННОСТИ НАРОДОВ, СОГЛАСНО ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ. НО, К СОЖАЛЕНИЮ, ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ О ЧИСЛЕННОСТИ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА КАЖДЫЙ РАЗ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВЛАСТИ УВЕРЕННО И СПОКОЙНО ФАЛЬСИФИЦИРУЮТ-В ЭТОМ МОЖЕТЕ НИЧУТЬ НЕ СОМНЕВАТЬСЯ. 

ТО, ЧТО ТРЁХ МИЛЛИОННЫЙ ЛЕЗГИНСКИЙ НАРОД - САМЫЙ КРУПНЫЙ ЭТНОС СРЕДИ ДАГЕСТАНОЯЗЫЧНЫХ НАРОДОВ, С УЧЁТОМ ДАГЕСТАНОЯЗЫЧНЫХ НАРОДОВ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ (ЛЕЗГИН, АВАРЦЕВ, ЦАХУРОВ, РУТУЛОВ, УДИНОВ, КРЫЗОВ, БУДУГОВ, ХИНАЛУГЦЕВ, ХАПУТОВ И ДР.) НИ У КОГО НЕ ВЫЗЫВАЕТ СОМНЕНИЯ - ЭТО ПОНЯТНО.

НО РЕСПУБЛИКАНУЮ ВЛАСТЬ ФОРМИРУЮТ, К СОЖАЛЕНИЮ, ДРУГИЕ, ТАК НАЗЫВАЕМЫЕ ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ О ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН.

ЗАГЛЯНЕМ В ПОСЛЕДНЮЮ ПЕРЕПИСЬ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА ЗА 2010 ГОД.

ОФИЦИАЛЬНО В РОССИИ ЛЕЗГИН - 473000 ЧЕЛОВЕК. А ФАКТИЧЕСКИ В РОССИИ ЛЕЗГИН - 574000 ЧЕЛОВЕК! ОФИЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ ДАГЕСТАНА В ЛИЦЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИССИИ ПО ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ ПО УКАЗАНИЮ "СВЕРХУ" СНИЖАЮТ ЧИСЛЕННОСТЬ ЛЕЗГИН  АЖ НА 100000 ЧЕЛОВЕК, ПРИЧЁМ ПРИБАВЛЯЯ ЭТУ ЦИФРУ "ПО-БРАТСКИ" К АВАРЦАМ, ДАРГИНЦАМ И КУМЫКАМ. ВЫ ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ, ЧТО ПРОИСХОДИТ...И ЭТО АБСОЛЮТНО ПРОВЕРЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ.

ПОЧЕМУ ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧТО САМЫЙ КРУПНЫЙ ДАГЕСТАНСКИЙ ЭТНОС-ЛЕЗГИНЫ, ДОЛГОЕ ВРЕМЯ НАХОДИМСЯ ТОЛЬКО ЛИШЬ НА ЧЕТВЁРТОМ МЕСТЕ? ДА ПОТОМУ ЧТО РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ВЛАСТЬ СОСТОИТ ИЗ ТРЁХ ВЕТВЕЙ ВЛАСТИ: 1. ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ; 2. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА; 3. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ НАРОДНОГО СОБРАНИЯ.

КАК ВИДНО, НАХОДЯСЬ НА ЧЕТВЁРТОМ МЕСТЕ МЫ, ЛЕЗГИНЫ, МОЖНО СКАЗАТ, ДЕ-ЮРО И ДЕ-ФАКТО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ, АЖ С 1950-Х ГОДОВ ЛИШЕНЫ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ВЛАСТИ. ВОТ ЗДЕСЬ И ЗАРЫТО...

ТО, ЧТО КАСАЕТСЯ НАШЕГО БРАТСКОГО НАРОДА-АВАРЦЕВ, ТО ИХ ОФИЦИАЛЬНО УКАЗЫВАЮТ 850000 ЧЕЛОВЕК (ВМЕСТЕ С АНДО-ДИДОЕВСКИМИ НАРОДАМИ), ЧТО НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ-ИХ ЗНАЧИТЕЛЬНО МЕНЬШЕ.

ТАКЖЕ СУЩЕСТВЕННО МЕНЬШЕ ДАРГИНЦЕВ И КУМЫКОВ ОТ ОФИЦИАЛЬНО УКАЗАННЫХ ЦИФР.

НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ ФАКТИЧЕСКИ В ДАГЕСТАНЕ ПЕРВОЕ И ВТОРОЕ МЕСТА ДЕЛЯТ АВАРЦЫ (С АНДО-ДИДОЕВСКИМИ НАРОДАМИ) С ЛЕЗГИНАМИ (БЕЗ ЛЕЗГИНОЯЗЫЧНЫХ НАРОДОВ);

НА ТРЕТЬЕМ МЕСТЕ-ДАРГИНЦЫ (С КАЙТАГЦАМИ, КУБАЧИНЦАМИ, ЦУДАХАРЦАМИ), ЗНАЧИТЕЛЬНО ОТСТАВАЯ ОТ ПЕРВОЙ ДВОЙКИ (АВАРЦЕВ И ЛЕЗГИН);

НА ЧЕТВЁРТОМ МЕСТЕ-КУМЫКИ.

ВЛАСТЬ НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ ДОЛЖЕН ФОРМИРОВАТЬСЯ СОГЛАСНО ЭТОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ, А НЕ ФАЛЬСИФИЦИРОВАННЫХ ДАННЫХ. 

К СЛЕДУЮЩЕЙ ПЕРЕПИСИ, ОДНОЗНАЧНО, НЕОБХОДИМО ПРИНЯТЬ НЕОБХОДИМЫЕ МЕРЫ...ДА И СЕЙЧАС ТОЖЕ...

ПРОЦВЕТАНИЯ ЛЕЗГИНСКОМУ, АВАРСКОМУ, ДАРГИНСКОМУ, КУМЫКСКОМУ, ТАБАСАРАНСКОМУ, АНДО-ДИДОЕВСКИМ И ВСЕМ ОСТАЛЬНЫМ  НАШИМ БРАТСКИМ НАРОДАМ!!!


Комментарий #5, дата: 13 февраль 2014 00:10

Цитата: Gatagvi
Моральный дух любой нации напрямую сопряжен с вопросом власти, которая так или иначе (даже через те же кланы) лоббирует интересы прежде всего своего этноса.

Вот и бесит меня, когда некоторые лезгины говорят: "Яда, министрвиле лезги хьуникай заз вуч хийир ава? Ана аварви хьуй, дарги хьуй, лезги хьуй - заз пул гудай касни авач."

Вот так. Бесит эта недалекость.

 


Мехельтинец
Комментарий #4, дата: 13 февраль 2014 00:07

winkАварский заговор,не иначе


Комментарий #3, дата: 12 февраль 2014 22:48

Происходящее только в лишний раз подчеркивает, что значит в условиях Дагестана степень близости представителей того или этноса к самым вершинам властной пирамиды в республике. Моральный дух любой нации напрямую сопряжен с вопросом власти, которая так или иначе (даже через те же кланы) лоббирует интересы прежде всего своего этноса. Вот вам во многом и истоки "второго счастья".


Комментарий #2, дата: 12 февраль 2014 21:46

Совершенно точно, Таhар! Аналогичная ситуация в Аз-не, где аз-цы готовы предоставить армянам в Карабахе широкие права, в то время как лезгинам и аварцам - шиш без масла.

Как говаривал великий Пушкин:

Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?

Их должно резать или стричь.

 

Вот и стригут нас, как овец. Мы ж мирные....


Комментарий #1, дата: 12 февраль 2014 17:13

Совершенно верная оценка "гимринского пакта" М. Фатуллаевым. Вот, что я написал об этом ранее на одном из сайтов: "Почему дополнительные меры социальной поддержки предусмотрены тем, кто не хочет спокойно жить, тем, кто подрывает основы государства и общественный мир в Дагестане? Почему бы дополнительные меры социальной поддержки не направить тем, кто их действительно заслуживает — законопослушным джамаатам? Или, чтобы дождаться внимания властей, им надо взять пример с гимринцев?"

В самом деле, десятки селений Южного Дагестана десятилетиями обделены вниманием республиканских властей. Здесь не строят новых дорог, школ, детских садов, спортзалов, не проводят газ и т.д и т.п. Одним словом, ничего. В то же самое время щедро финансируются районы-любимчики. Разумеется, в Юждаге таковых нет. Мало того, что жители Унцукульского района урвали десятки миллионов рублей на так называемые "компенсационные" выплаты, которые и не снились юждаговцам, так теперь еще путем шантажа выжимают у Махачкалы дополнительные средства и привилегии. Недаром говорят: наглость - второе счастье. Учитесь, уважаемые жители Южного Дагестана!





Назад 1 2 Вперед

Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия