Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Лезгинский «холокост» и две модели развития народа

Лезгинам, будучи одним из трех крупных народов периода Кавказской войны, наряду с черкесами и чеченцами, суждено было в полной мере испытать на себе всю неоднозначную политику, с начала царских, следом советских и российских правителей. Кто-то в таком ходе исторического развития видит «расплату», за тот интеллектуальный вклад в формирование и распространении идеологии национально-освободительного движения горцев на Кавказе. Здесь, прежде всего, речь идет о тарикатской деятельности мюршида Муххамада аль-Яраги, который наверно впервые сформулировал идеологию свободного человека, в доступной и понятной для горца форме. Справедливости ради нужно отметить, что судьбы двух других ведущих этносов Кавказа сложились не менее драматично.

Лезгины являются автохтонным населением Северного Азербайджана и Южного Дагестана, что, в общем-то, ни кем не оспаривается. Большинство исследователей датируют возникновение первой лезгинской государственности — древнего государства Кавказкой Албании IV веком до н.э. В V-VI вв. как в качестве государственной религию многие албанцы-лезгины принимают христианство. Арабское нашествие, нанесло тяжёлый удар по лезгинской государственности, но не по культуре. Многие жители средневекового Лезгистана становятся известными мусульманскими учёными, поэтами и писателями. В феодальный период народы лезгинской группы образуют вольные общества и полузависимые ханства (Цахурское, Кубинское и др.).

По мнению ряда исследователей, до начала правления Фет-Али-хана Лезгинского, сплотившего под своей властью все лезгинские земли, лезгины, как многие другие народы Дагестана, называли друг друга по названию общества или селения, например: ахтынец, джарец, кубинец. Но, несмотря на это, всю свою долгую историю лезгины помнили о том, что они Единый народ. Ведь их объединял не только язык, но и литература — эпос о Шарвили, сказ об Абреке Кири Бубе и т.д. Причем, лезгинский эпос Шарвили был создан задолго до рождения грузинского поэта Шота Руставели, исследователи считают этот эпос одним из первых стихотворных сложений Кавказа. Помимо культурных аспектов лезгин объединял и схожий вид занятий: это отгонное скотоводство, ювелирное дело и, конечно, изготовление знаменитых на весь мир лезгинских ковров.

Как-то, в одной из своих публикаций известный лезгинский писатель Музаффар Меликмамедов отмечал, что согласно его подсчетам лезгины среди 180 народов России по уровню образования находятся на почетном пятом месте. В свою очередь профессор Амри Шихсаидов в своих трудах подчеркивал, что еще во время арабского нашествия в VII веке в Дагестане лезгины имели свою собственную независимую образовательную систему, которая насчитывала несколько десятков талантливых ученых. В подтверждении сказанного приведем некоторые цифры. В 1866-1890 годы половина 124-х дагестанцев получивших образование в Ставрополе были лезгинами,1868-78 годы из 47 дагестанцев окончивших Бакинское реальное училище 30 являлись лезгинами. В конце 60-х годов XIX века, когда начался процесс утверждения детей уважаемый дагестанцев в вузы Москвы, Петербурга, Харькова и в другие регионы России поток лезгинских детей оказался также выше. Помимо этого лезгины направляли своих детей на учебу также в Турцию.

В начале XX века лезгинские ученые, меценаты занимались открытием школ в Южном Дагестане и в Кубинской губернии Азербайджана. Как писали азербайджанские газеты того времени «Игбал», «Тезе хаят», «Ачыг сёз, в открытии школ особую активность демонстрировали Абдулла Эфенди, Хаджи Шекер эфенди, Хаджи Умид эфенди, Гаджи Расул, Джабраил эфенди, Гаджи Исхак ага, молла Хусейн, Мехди эфенди, Джанмирза эфенди, Али Солтан эфенди, Теймур эфенди, ученые Джарулла Асланов, Раджаб Амирханов. Амирханов во время работы в Баку сотрудничал газетами «Иттифаг», «Таза Хаят». В 1912-1913 годах он являлся спецпредставителем газет «Заря Дагестана» и «Мурманская газета», издававшихся в Петербурге по Баку и Южному Дагестану.

Раджаб Амирхановым был подготовлен проект всеобщего образования народа. План назывался «Большой план Рей-Алифа». Он выдвигал идею, что только образованный и развивающий свою экономику народ может достичь счастливого будущего. Он создал в Баку общество «Помощь искоренению бедности и неграмотности», в Дагестане «Дагестанское издательское общество», в Ахты «Новое поколение», в Кубинской губернии Азербайджана «Священный меджлис». Эти общества собирали деньги для открытия лезгинских школ в Южном Дагестане и Северном Азербайджане, составляли учебники в национальном языке, привлекали молодежь к учебе, помогали газетному изданию, оказывали тесную помощь Ахтынскому и Бакинским театрам». В книге «История дагестанских лезгин» (А.К.Керимов, 2005 г.), автором приведен поименный список 356-ти кандидатов и докторов наук, работающих в семи Вузах Махачкалы. В настоящее время на территории РФ живут и трудятся по приблизительным подсчетам более двух тысяч кандидатов и докторов наук.

Однако, изначальное «временное» имперское административное деление лезгинского народа между Бакинской и Елизаветпольской губерниями и Дагестанской областью, сменилось таким же «временным» советским «дуализмом» между двумя, если выражаться терминологией этнолога Льва Гумилева «химерными государствами». «Государства - химеры» как известно по своей природе, склонны к конфронтации с «окружающей их средой». В этом смысле, такие аномальные административные образования, как «Дагестан» и «Азербайджан», с точки зрения существования у них исторических предпосылок к зарождению, обречены на продолжительную конфронтацию с «внешним миром». В тоже время, вклад лезгинского народа во всестороннее развитие этих «химерных» государств огромен. Кому то следующее утверждение может и показаться спорным, но такой вклад, по сути, продлевает существование самих «химер», в большей степени это применимо к Северному Лезгистану. Совсем другой вопрос, насколько это было осознанно.

Выбранный вектор развития лезгинского народа, условно можно обозначать как «коллективный индивидуализм». В основе которого, как нестранно лежит пресловутый «лезгинский индивидуализм» - искренняя убежденность в том, что в одиночку можно принести пользу больше своему народу, нежели работая в «команде». Что в свою очередь даже стало предметом обсуждения в научных кругах - была посвящена специальная передача на радио «Свобода». В дискуссии приняли участие профессор Сергей Арутюнов и кавказовед Абдулгамид Булатов. Сергей Арутюнов подчеркнул, что среди лезгин относительно других народов Дагестана высокий интеллектуальный ресурс.

«Во многих областях науки представители лезгинского народа достигли определенных успехов и внесли значительный вклад. И вообще у лезгин довольно давняя письменная культура, как-то в стереотип нации входит тяга к образованию, получению образования, к интеллектуальной карьере. Лезгины - это очень читающий и пишущий народ. Многие деятели обращаются к истории лезгин, к особенностям их культуры. И здесь есть несколько довольно фантастических, преувеличенных, не вполне строго научных представлений, которые, тем не менее, широко разделены. В народной лезгинской мифологии имеется название верховного божества Вара, Ра, как известно многим, именно таким слогом обозначалось божество Древнего Египта, что позволяет некоторым лезгинским ученым и околонаучным деятелям говорить о раизме как некоей исконной древней доисламской религии лезгинского народа. О тесных связях истоков лезгинской культуры с культурой Ближнего Востока древнего, в том числе древнеегипетской культурой и так далее. Строгого научного обоснования под собой все эти рассуждения, как правило, не имеют, но находят среди читающей публики достаточно большой патриотический отклик», - отметил он.

Ученые также попытались найти рациональное объяснение «установке» народа в своем развитии, на успех в области науки, образования, в противовес альтернативной «силовой» модели развития. Этнолог Сергей Арутюнов попытался объяснить это тем, что в отличие от аварцев, которые, по его мнению, были народом исключительно воинственными, полагавшиеся в значительной степени на силу своего оружия, установления своего доминирования на сопредельных территориях, у лезгин было меньше возможностей для такого военно-политического объединения и действия. По его мнению, именно это и обусловило, что в большей степени энергия лезгинского народа «ушла» в интеллектуальную и гуманитарную сферу. Касаясь существующего состояния разделенности лезгинского народа, профессор Сергей Арутюнов отметил, что граница и насильственное разделение народа не могло не отразиться на менталитете лезгин, которое стало своего рода маркером идентичности, приведя в качестве аналогичных примеров холокост евреев и геноцидом армян со стороны турков.

«Бывают такие события в истории, которые становятся определенными маркерами идентичности. Они исторически часто ситуативны и являются эпизодами, но они оставляют настолько глубокий след в сознании народа, что в дальнейшем откладываются на его самоидентификации. Например, холост у евреев, геноцид 1915 года у армян. У лезгин сейчас во многом болевой точкой стало разделение народа между двумя государствами».

Однако в своих попытках, описать выбранную модель развития, ученые мужи не коснулись ее эффективности в той части, где могла бы потребоваться консолидация интеллектуальных ресурсов, для преодоления состояния разделенности народа, ведь в таком состоянии так или иначе лезгины пребывают вот уже двести лет. В тоже время на примере других, схожих по своему этнополитическому статусу народов можно утверждать, что в современном глобализирующемся мире, однобокое развитие общества вредно и даже ущербно. Пример двух выше упомянутых древних народов любопытен еще и потому, что они относительно лезгин смогли отстоять свои национальные государственные образования. В свою очередь успешность интеллектуального вектора развития как нам кажется, напрямую связана с невозможностью выдвижения лидера посредством селективного отбора внутри самого социума. В одном из своих последних интервью отчасти этой темы коснулся академик и философ Абдусалам Гусейнов. Академик во главу угла ставит коллективный разум лезгин, нежели разум отдельных успешных индивидов (политиков).

«Есть разум отдельных людей. А есть разум народа. И если посмотреть на поведение лезгин в разных исторических ситуациях, то я нахожу его в высшей степени разумным. Во всяком случае, коллективный разум лезгин намного выше разума многих (а может быть и всех) отдельных людей, которые выступали от его имени и брались спасти его. Отдельный вопрос о лидере. Мне почему-то кажется, что в психологии лезгин есть нечто такое, что не приемлет единого лидера. А может быть и нет той ситуации, когда такой лидер требуется», - утверждает философ.

Приходиться констатировать, что положение лезгинского народа за последние двадцать лет не претерпело существенных изменений. Сегодня в лезгинском обществе актуальны все те же проблемы что двадцать и даже сорок лет назад. Возможно, сегодня лезгинскому народу предстоит пересмотреть свои приоритеты на следующие двести лет – кто знает? Ведь, наиболее верной моделью развития народа, может считаться лишь та модель, которую смело можно признать, как наиболее эффективной для решения главных проблем народа.

Алихан Амрахов

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Ведомости: Уроки Кавказской войны XIX века

Поздравляем с праздником Къурбанд Сувар!

Поздравляем с праздником «Къурбан Сувар»!

Лезгинский след на тропах газавата

Восстанию Хаджи-Давуда 300 лет. Уроки мужества и духовности для молодежи

Комментарии (35)
Комментарий #5, дата: 29 апрель 2012 19:42
Просил бы активистов не обходить статью стороной а вносить свои идеи и виденье ситуации.
Думаю,что у нас есть и такой ход "конём" как поставить у руля лидера которого выдвинут наш обьединённый лезгинский союз. Думаю что на такой актив людей будет хоть отбавляй. Что стоит научить лидерству, главное чтоб сам обьединённый союз лезгин небыл управляем кем то. Думаю, что так куда больше шансов чем ждать "мессию" . Пишем друзья, анализируем не остаемся в стороне.

Комментарий #4, дата: 29 апрель 2012 19:11
muradlek! Не сомневаюсь в вашей искренности, что лезгины туркам не нужны. Ну почему бы нам лезгинам не быть сильными в дагестане и не иметь единение. Как мы присоединимся к вам не имея единства и объединения? Вот Амистад высказывает такую же мысль как и вы, в котором из ваших цитат есть высказывание что,- спасение лезгинского народа лежит через лобби и централизацию всех диаспор россии и мира в одну.
Как нам всем добиться этого не объединившись мы в россии а вы в азербайджане в диаспоры и лобби? Давайте проведем дискуссию, ну может Вы нам подскажете, что нам делать, а то с вашей стороны одни обвинения. Какой есть план решения у вас? С уважением!

Комментарий #3, дата: 29 апрель 2012 18:51
Цитата: Амистад
ЧТо значит Северный Лезгистан автор ведет протурецкую политику по расчленению России или про коррупционную политику чиновников.

Индивидуализм лезгин только из отсутствия патриотизма. Мы тысячу лет жили в умловиях единого государства И подсознательно стремимсяк её возрождению, для нас пройден этап джамаатов у нас есть только один путь к созданию политического центра который будет защищать лезгинские интересы. как когда то защищала кавказская албания. НИ МОсква ни Махачкала не способна ни на что пока у лезгин нет своего центра. С кем Москве сотрудничать кто какая организация может реально встать у руля народа. таковой нет. её создание задача ближайшего времени. это вопрос жизни или счмерти, ПРотив Азербайджана и Турции НАм нужен сильный Дагестан, Иначе чума пантюркистская уиничтожит все народы . ТОЛько лезгины способны остановить Турецкую экспансию, тОЛько в СОставе Дагестана мы можем противостоять Южным угрозам. А лезгистан будет вместо Азербайджана,Азербайджан будет разделен на три части.


Туркофобия =) Вы армян?

Дагестан де факто не стал ни защитником, ни единым, ни сильным, ни развивающимся. А Турком наплевать на нас также как и вам на камбоджийцев =)

Комментарий #2, дата: 29 апрель 2012 12:52
ПРосто за Время СССР выросло поколение оторванное от своего народа, с советским менталитетом, У них не было идеологии во многом они до сих пор живут теми представлениями нам нужна идеология которая будет идеально вписываться в РОссийскую действительностьи при этом отражать национальные интересы лезгин.но нам нужно сейчас молодежь воспитывать В духе патриотизма и гордости за свой народ

Комментарий #1, дата: 29 апрель 2012 12:42
ЧТо значит Северный Лезгистан автор ведет протурецкую политику по расчленению России или про коррупционную политику чиновников.

Индивидуализм лезгин только из отсутствия патриотизма. Мы тысячу лет жили в умловиях единого государства И подсознательно стремимсяк её возрождению, для нас пройден этап джамаатов у нас есть только один путь к созданию политического центра который будет защищать лезгинские интересы. как когда то защищала кавказская албания. НИ МОсква ни Махачкала не способна ни на что пока у лезгин нет своего центра. С кем Москве сотрудничать кто какая организация может реально встать у руля народа. таковой нет. её создание задача ближайшего времени. это вопрос жизни или счмерти, ПРотив Азербайджана и Турции НАм нужен сильный Дагестан, Иначе чума пантюркистская уиничтожит все народы . ТОЛько лезгины способны остановить Турецкую экспансию, тОЛько в СОставе Дагестана мы можем противостоять Южным угрозам. А лезгистан будет вместо Азербайджана,Азербайджан будет разделен на три части.




Назад 1 2 3 4 Вперед

Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия