Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Силой духа и слова

К 250-летию лезгинского поэта Саида из Кочхюра, посвятившего жизнь борьбе с несправедливостью

В этом году исполняется 250 лет со дня рождения выдающегося лезгинского поэта 18 века, Саида Кочхюрского. О нем написано немало статей, нет необходимости долго описывать его талант, достижения и значение его творчества. Мы хотели бы сделать так, чтобы статья давала интересующемуся читателю необходимый для каждого лезгина "минимальный набор информации" о нашем прославленном поэте. Чтобы прочитав его, в голове сформировалось понимание того, кем был Саид Кочхюрский.

Точная дата рождения Саида Кочхюрского неизвестна. Удивительного здесь ничего нет, в далеком 1767 году у нас еще не было принято повсеместно фиксировать даты рождения рядовых членов общества, коим был и Саид, происходивший из бедной семьи. Но вполне может оказаться, что где-то хранится доселе неизученный исторический документ, в котором содержится точная дата его рождения. В то же время, в некоторых источниках в Интернете упоминается, что он родился в апреле. Однако, пока преждевременно доверять этим данным.

Родом Саид из села Кочхюр - оно находится в Курахском районе, сейчас в нем никто не живет, это заброшенное село. Это распространенная традиция среди лезгинских поэтов - брать название родного села в качестве фамилии в своем творческом псевдониме. Свою жизнь Саид из Кочхюра прожил в нужде. Он отправлялся за заработком в Ширван, где занимался тяжелым физическим трудом.

В то время Юждаг и Ширван (территория современной Азербайджанской Республики) имели тесные контакты, и Саид, находясь там, проникся местным ашугским искусством, и начал творить и на лезгинском и тюркском языках. Он был знаком со стихами ашугов Ширвана и других близлежащих земель, и сам слагал стихи на двух языках.

На Родину Саид вернулся уже как сложившийся ашуг. То было тяжелое время, местные феодалы - ханы и беки, чувствуя свою безнаказанность, творили произвол и бесчинства. Они брали с крестьян высокие налоги, заставлявшие тружеников жить впроголодь. Повинности, налоги, а также борьба феодалов друг с другом за расширение своих владений били прежде всего по интересам простого народа, который был орудием в руках феодалов.

Надо отметить, на тот момент Кюра лишь непродолжительное время находилась в составе Газикумухского ханства - всего несколько десятилетий. И потому, многие взаимоотношения - будь то между местными беками и ханом, либо ханом и крестьянами и т.д., не были до конца отрегулированы, не успели устояться как нечто согласованное и принятое всеми. И потому, между народом, ханом и беками шла борьба в попытке добиться для себя лучших условий во взаимоотношениях - и это особенно ожесточало нравы тех времен.

Видя все то, что творится на родной земле, Саид не остался безучастным в судьбе своего народа. В своих стихах и песнях он защищал простой люд, подвергавшийся феодальному гнету. И, в свою очередь, он осуждал беков и ханов, не щадивших своих подданных. Однажды газикумухский хан Сурхай II позвал к себе Саида, и тот исполнял перед ним свои стихи и песни. Гостям нравилось творчество Саида, но вдруг один из приближенных сказал Сурхаю, что Саид Кочхюрский ведет себя дерзко, и непочтительно смотрит на самого хана. Это разозлило его, и он приказал ослепить Саида. Оставшись без глаз, Саид не прекратил свою "правозащитную деятельность", как сейчас бы это назвали. Он все равно продолжил изобличать жадность власть имущих и ругать их за произвол против своего народа. 

Саид написал по этому случаю свой известный стих "Проклятье Мурсал-хану", в котором проклинает его за лишение себя зрения и за народные муки, как обычно он это делал и прежде в своих произведениях. Хана он называет источником народных бед, отмечает, что он разорил "аулы наших гор", и что сам Саид ждет грозного часа расплаты.

Мы не будем публиковать в данном материале стихи ашуга, их можно прочитать на разных специализированных интернет-страницах, например, здесь. Внимательный читатель обратит внимание на то, что слог его стихотворений удивительно похож на творчество лезгинских поэтов даже начала и середины 20 века. Это говорит о прочной связи поколений в поэтической культуре лезгин и преемственности традиций.

За защиту прав и интересов народа, за то, что каждый стих был близок переживаниям и страданиям трудового населения, творчество Саида получило широкий отклик в сознании народа. Он стал действительно народным ашугом.

Оценивая творчество Саида Кочхюрского, все вспоминают о роли социальной справедливости в его стихах, но зачастую забывают о любовной лирике поэта. Хорошо описал ее суть профессор ДГУ Рагимхан Кельбеханов. Любовь в стихах Кочхюрского чаще всего несчастная. Его лирические произведения полны разочарования и тоски по любимой.

Прошло два столетия с описываемых Саидом времен и нравов, но оглянитесь кругом - они актуальны и сейчас. Власть и деньги имущие в Дагестане манипулируют обществом в своих интересах, а простой люд прозябает в бедности и отсутствии перспектив, пока золотое меньшинство продолжает богатеть. И поэтому народ нуждается, в том числе, в новых великих поэтах, подобных Саиду Кочхюрскому и Сулейману Стальскому, способных пробуждать души людей и заставлять их бороться за справедливость.

Сулейман Джафаров

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

В Лезгитеатре отметили 100-летие со дня рождения табасаранского поэта Ибрагима Шахмарданова

В Дагестанском НИИ сельского хозяйства пройдет научно-практическая конференция, посвященная 100-летию со дня рождения Фрида Гасановича Кисриева

Память дагестанского поэта увековечат в Новороссийске

Наследие Гомера ХХ века

В Армении прошли торжества, посвященные творчеству Расула Гамзатова

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия