ФОТОГАЛЕРЕЯ ВИДЕО АУДИО БИБЛИОТЕКА
Rus Eng

Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Старейший мастер селения Кубачи – о нерадужных перспективах «дагестанского чуда» без господдержки

Старейший мастер селения Кубачи – о нерадужных перспективах «дагестанского чуда» без господдержки

В начале января старейший мастер дагестанского селения Кубачи, заслуженный художник России, заслуженный деятель искусств Дагестана Гаджиомар Изабакаров отметил очередной юбилей – 85 лет.

Незадолго до этого события журналисты КАВПОЛИТа встретились с знаменитым мастером в Кубачинской средней школе,  которой Гаджиомар Бахмудович посвятил десятки лет как педагог, воспитавший несколько поколений учеников.

Основы кубачинского искусства

Гаджиомар Изабакаров встретил нас на пороге школьного музея, где выставлены работы учащихся, на непосвященный взгляд почти не отличающиеся от изделий зрелых мастеров.

«Когда люди видят эти изделия, многие не верят, что именно учащиеся изготавливают такие замечательные вещи, – говорит мастер. – Однажды изделия учащихся экспонировались в США, и когда выставка закончилась, в отзывах было написано: мы снова хотим видеть дагестанское чудо.

А вот эти изделия экспонировались на ВДНХ СССР. У нас была единственная школа, которая была награждена дипломами ВДНХ, а учителя производственного обучения были награждены тремя золотыми, семью серебряными и семью бронзовыми медалями».

Гаджиомар Изабакаров работает в школе уже больше чем полвека. После того, как в 1962 году коллектив преподавателей добился права преподавать школьникам основы кубачинского искусства, программу этого предмета разработал именно Изабакаров, на тот момент еще молодой мастер.

«Сейчас я уже стар, – признается он, – поэтому попросил, чтобы мне дали музей, где я мог бы рассказывать о нашем искусстве всем, кто сюда приходит».

В самом деле, Гаджиомар Бахмудович – выдающийся рассказчик. Из его уст кубачинские легенды звучат так, как будто он сам присутствовал на месте событий многовековой давности:
«Как-то персидский Надир-шах решил взять Кубачи штурмом. Узнав, что Надир-шах приближается к нам, мастера устроили собрание и придумали, как его встретить.

Один смельчак сказал: Надир-шах – большой военачальник, и победить его можно только хитростью. Тогда на крышах домов поставили водоносные сосуды – два вертикально, два горизонтально, а рядом с ними поставили посуду и положили туда известь.


И когда Надир-шах приблизился к аулу, наши разведчики дали сигнал, чтобы погасили известь. Поднялся пар, и Надир-шаху сообщили, что на крышах домов по четыре пушки – кубачинцы во всеоружии готовы к бою. Он подумал, что лучше обойти аул стороной, а кубачинцы остались невредимы».

Что говорить о событиях в жизни самого Гаджиомара Изабакарова, о которых он рассказывает как о случившихся чуть ли не вчера:

«Я служил в армии в Мурманской области, но винтовку в руках не держал – оформлением занимался, оформлял ленкомнаты. Тогда пишущих машинок не было, работали руками. Начальник клуба хороший человек был, я ему говорю: товарищ майор, я южный человек, мне врачи прописали легкий труд в теплом помещении».

«Чтобы не померло наше искусство»

Память Изабакарова напоминает кубачинский орнамент – мастер помнит о самых мелких деталях, из которых в конечном итоге складывается общая картина:

«Мне посчастливилось участвовать в выставке-смотре в Вильнюсе в январе 1982 года. Делегация Дагестана в количестве пяти человек участвовала там, и я был удивлен точностью всех мероприятий, которые там проводились. Я при советской власти участвовал во многих выставках и совещаниях, но так, как в Вильнюсе, нигде не было – там все было размечено по часам и минутам».

Гаджиомар Изабакаров – хранитель не только школьного музея, но и истории легендарного села, из которого вышло немало выдающихся дагестанцев.

С самой большой теплотой Гаджиомар Бахмудович вспоминает о ректоре Дагестанского госуниверситета, докторе геолого-минералогических наук Абдуле Алиеве (1911-1965). На стене школьного музея можно прочитать такую фразу ученого, которую специально выбрал Изабакаров:

«Эх, друзья, не умеем мы ценить жизнь. Не умеем беречь себя, когда здоровы, родственников, быть добрыми, великодушными, радоваться и радовать других. Я бы все свои ученые степени, должности, награды – все, что имею и могу заиметь, – отдал бы ради того, чтобы хотя бы еще один раз пройтись по росистой траве, еще раз очутиться в лесу, искупаться в море, подышать свежим воздухом и сказать: Эй, люди! Смотрите, как я счастлив, что живу! Будьте счастливы и вы! Берегите себя и друзей!»

Но, конечно, главная тема для Изабакарова – это само кубачинское искусство, знаменитый орнамент, аналогов которому не существует нигде.

«Элементы орнамента – это творческое вдохновение мастера, который несет теплоту очага, мудрость веков и красоту наших гор. Долгие годы будут биться специалисты над расшифровкой тайны кубачинского орнамента, не догадываясь, что он состоит из солнечного тепла, звездной узорчатости и страсти влюбленных», – говорит Изабакаров.

И тут же как бы походя раскрывает секрет своего долголетия – в жизни и в искусстве: «Свободного времени у меня не бывает. Даже когда идет педсовет, я кладу перед собой лист бумаги и рисую орнаменты, я без орнаментов не могу жить».

Именно поэтому Изабакаров, посвятивший искусству всю свою жизнь, так беспокоится о будущем кубачинского мастерства.

«Когда я учился в Москве, меня спрашивали: парень, ты откуда? Я говорил: из Дагестана. Дагестан? Это Пакистан, что ли, или Афганистан? А когда я говорил, что я из Кубачей, все знали, потому что это всемирно известное селение.

Сейчас Дагестан везде знают по нехорошим сообщениям. Многие талантливые кубачинские мастера работают таксистами, строителями, жестянщиками.

Поэтому, чтобы не померло наше искусство, государственная поддержка должна быть для Дагестана, хотя бы один цех комбината должен работать. Может быть, очнется когда-нибудь наше руководство? Если где-нибудь вы будете говорить, поднимите этот вопрос», – говорит мастер на прощание.

Кавказская политика

.

Возможно Вам будут интересны:

Выставка изделий старинного табасаранского ковроткачества открылась в Махач ...

Бесценное искусство живописи

В Махачкале проходит выставка художественной керамики Дагестана

На крепости «Нарын-Кала» прошла выставка народных промыслов Дагестана

Искусство, забытое на два столетия

Комментарии (0)