Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Ректор ДГУ: университет претендует на создание НОЦ по проблемам Кавказа и Каспия

Старейший университет Дагестана планирует консолидировать усилия вузов республики для создания регионального научно-образовательного консорциума "Вернадский-Дагестан", а также побороться за создание на своей базе федерального научно-образовательного центра в рамках нацпроекта "Наука". Вуз активно сотрудничает с зарубежными университетами, увеличивает набор иностранных студентов и разрабатывает новые технологии — например, позволяющие повысить сохранность музейных экспонатов или кубачинского серебра. Об этом в интервью ТАСС рассказал ректор Дагестанского государственного университета (ДГУ) Муртазали Рабаданов.

— Крупнейшие региональные вузы России все более активно включаются в реализацию национальных проектов "Образование" и "Наука". Какие проекты в этом направлении есть у ДГУ — старейшего дагестанского вуза?

— Мы готовим программы для участия в этом проекте, считаем это принципиально важным для университета. Понимаем, что ДГУ — главный университет города и республики и мы должны играть более заметную роль в жизни республиканской столицы. Поэтому хотим запустить программу, назовем ее условно "Университет — городу". В частности, на базе нашей научной библиотеки создаем площадку, на которой молодежь могла бы реализовывать собственные проекты.

В прошлом году наши студенты придумали проект ДГУ Talks, направленный в том числе на популяризацию науки. К примеру, филологи делают доклад или лекцию для широкой аудитории, на следующий день со своей лекцией выступают физики и так далее. Здесь же у нас будет инжиниринговый центр, зал на 40 компьютеров, круглый стол для дискуссий и так далее. Иными словами, будет площадка для общения молодежи, не только университетской.

На днях мы выиграли грант Минобрнауки России для реализации в Республике Дагестан мероприятий в рамках федерального проекта "Новые возможности для каждого". Наш проект направлен на обучение 2600 граждан по дополнительным программам непрерывного образования в области цифровой экономики, возобновляемой энергетики и экологически безопасных производств — по востребованным в Дагестане направлениям. Этим мы фактически даем старт реализации мероприятий нацпроекта "Образование" применительно к системе высшего образования Республики Дагестан.

У нас есть предложения по развитию инфраструктуры университета, в том числе нового учебного корпуса

Последний корпус вуза был построен в 1974 году. Нам не хватает общежитий, так как в университет поступает много молодежи из других регионов и из-за рубежа, я думаю, что, если построить общежитие на 500–600 мест, мы его легко заполним.

— Мест не хватает, потому что растет количество студентов?

— В этом году у нас увеличился прием на коммерческой основе — мы набрали 1780 человек, в прошлом году было 1550. В основном это юристы и экономисты, увеличился прием на управленческие направления, на лингвистику, а также на все направления, где есть информатика. На бюджетной основе в этом году принято более 1130 человек на бакалавриат и специалитет, а также 422 магистра — прием в магистратуру у нас сегодня больше, чем во всех остальных вузах республики вместе взятых.

— В рамках нацпроекта "Наука" в России до 2024 года должно быть создано не менее 15 научно-образовательных центров мирового уровня. У ДГУ есть планы по участию в создании одного из таких НОЦ?

— Такие планы есть, мы готовим документы для создания Научно-образовательного центра по глобальным проблемам устойчивого развития Кавказско-Каспийского региона. Проблемы экологии, экологическая экспертиза работ на каспийском шельфе, строительство глубоководного порта на Каспии — все это требует глубоких исследований, поэтому я считаю, что такой центр должен быть создан. И наше преимущество в том, что мы можем заниматься проблематикой не только СКФО, но и Прикаспийских регионов. На встрече с руководством республики принято решение о создании проектного офиса НОЦ на базе ДГУ.

Кроме того, мы думаем о создании консорциума "Вернадский-Дагестан" — речь идет о взаимодействии республиканских вузов с МГУ, причем мы хотим, чтобы в этой программе участвовали все вузы Дагестана. Мы составили дорожную карту по взаимодействию на пять ближайших лет. Программа подразумевает в том числе проведение совместных научных исследований и мероприятий, а также использование возможностей центральных вузов университетами из регионов — мы получим академическую мобильность преподавателей и студентов, сможем пользоваться оборудованием и так далее.

— В этом году в ДГУ на четверть выросло количество иностранных студентов, в том числе из стран дальнего зарубежья. С чем вы связываете этот рост и насколько он важен для вуза?

— Мы уделяем этому большое внимание, потому что число иностранных студентов не только влияет на имидж вуза, но и является мониторинговым показателем эффективности вуза. Традиционно к нам поступают ребята из Азербайджана, которые успешно учатся в филиале университета в Дербенте, а также здесь, в Махачкале, много студентов из Афганистана. Но в последние годы у нас действительно заметно расширилась география нашего международного сотрудничества. При этом иностранные студенты учатся у нас как на бюджетной основе в рамках межправительственных соглашений, так и платно, в основном на заочном отделении.

Мы выстраиваем стратегическое партнерство как с европейскими вузами — в частности, у нас есть договор о стратегическом партнерстве с Римским университетом Ла Сапиенца, так и с вузами Ближнего Востока. В последнее время развиваем отношения с Китаем, а также с Японией — в частности, мы стали одним из немногих российских вузов, заключившим договор с японским университетом Сока. На протяжении 15 лет сотрудничаем с Асьютским университетом в Египте по программе академической мобильности: туда едут наши студенты, изучающие арабский язык, а мы, в свою очередь, принимаем у себя студентов из Египта, которые изучают русский язык.

— Что кроме имиджа и мониторинговых показателей дает университету это международное сотрудничество?

— Для наших студентов, изучающих иностранные языки, это возможность погрузиться в среду носителей этих языков, познакомиться с мировой культурой. Например, на факультете востоковедения мы два года назад начали изучать китайский язык, и в начале следующего года несколько наших студентов едут в Китай, где будут учиться в университете целый год. Нашим ученым это позволяет находить новые подходы к развитию технологий, дополнять наши собственные разработки опытом коллег и таким образом аккумулировать лучшие мировые практики.

Кроме того, международное сотрудничество университета — это и новые возможности для наших выпускников.

Так, в 2019 году диплом нашего вуза признается на территории Ирана, то есть выпускники ДГУ могут приехать в эту страну и устроиться на работу, не сдавая никаких дополнительных экзаменов

И конечно, это возможности для серьезных совместных исследований. Так, последние пять лет мы совместно с Университетом Колорадо (США) ведем исследования по атомно-слоевому осаждению — это технология нанесения на поверхность тонких пленок толщиной один или несколько атомов.

— В какой стадии сегодня эти разработки? И какая именно работа по ним ведется в университете?

— Технология разработана, мы ее совершенствуем, собираем новую установку с большой камерой. Сейчас для исследовательских целей мы используем маленькую камеру диаметром 5 см и высотой 0,5 см — в ней "выращиваем" атомные слои, проводя цикл за циклом: один цикл — это один слой. В новой камере диаметр рабочей зоны будет около 10 см, высота — 30 см, это позволит нам наносить такие слои на конкретные предметы.

— На какие, например? Для чего вообще может применяться такая технология, в частности в Дагестане?

— С ее помощью можно будет наносить, например, бактерицидный слой на инструменты, которые используются в больницах, — после этого их не нужно будет дополнительно обрабатывать. Это защитные слои и для ювелирных изделий — того же кубачинского серебра или музейных экспонатов, книг, которые надо защитить от внешних воздействий. Важно, что это будет абсолютно незаметный слой, который при этом будет создавать очень надежную защиту, предотвращая любое взаимодействие с окружающей средой.

— Такие разработки предполагают наличие у вуза серьезного оборудования. Насколько в целом сегодня развита материально-техническая база университета?

— Участие в федеральных программах по развитию вузов позволило нам серьезно изменить научную инфраструктуру нашего университета. Сегодня она позволяет проводить исследования на самом высоком уровне. В прошлом году мы выиграли конкурс Минобрнауки и Минпромторга РФ на создание инжинирингового центра — в течение трех лет должны получить на эти цели около 120 млн рублей. В частности, в этом году приобретаем 3D-принтер стоимостью 20 млн рублей — провели конкурс, определен поставщик.

Это современная технология, которая позволяет получать интересный результат: на нем можно печатать даже протезы. Конечно, мы хотим коммерциализировать это направление, у нас есть предварительный заказ на определенные изделия. Со следующего года планируем начать их выполнять.

— Какие еще исследования, имеющие практическое значение для региона, сегодня ведет университет?

— Мы запустили программу экологического мониторинга прибрежной полосы и островов Каспийского моря, в том числе для изучения каспийского тюленя (нерпы), единственного млекопитающего Каспийского моря, численность которого стремительно сокращается в последние годы. В сотрудничестве с калмыцким и астраханскими вузами полностью обследовали российский берег, остался иранский, азербайджанский и туркменский — анализы взяли, сейчас идет обработка. Сформирован международный коллектив, в который вошли в том числе иранские специалисты, а также красноярские ученые-вирусологи, которым тоже интересна проблема каспийского тюленя.

Несколько лет назад мы приобрели очень хорошую передвижную лабораторию экологического мониторинга на базе автомобиля "Камаз", которая позволяет на месте провести анализ почвы, воды и воздуха. С ее помощью провели исследования и сделали экологические паспорта ряда муниципалитетов — Дахадаевского и Кизилюртовского районов, а также города Кизилюрта. Планируем продолжать эту работу.

Кроме того, Институт экологии и устойчивого развития ДГУ участвует в работе по инвентаризации земель в республике. Мы закупили 11 квадрокоптеров, сформировали 11 групп, в состав которых входят наши студенты и магистры, — эти группы выезжают на место, проводят съемку, а центр обработки информации в институте обрабатывает собранные данные. Эта работа проводится на базовой кафедре, которую мы в прошлом году открыли с министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан.

— А с промышленными предприятиями республики есть подобные проекты?

— У нас есть базовая кафедра на "Дагдизеле" (завод "Дагдизель" в Каспийске — прим. ТАСС), мы ведем подготовку кадров для оборонно-промышленного комплекса, каждый год выпускаем около 30 специалистов. Недавно заключили соглашение с группой компаний "Каспий-композит", по которому также планируется подготовка кадров для предприятий группы. Кроме того, с ними также предусмотрено создание базовой кафедры, мы получаем возможность организовывать учебную и производственную практику непосредственно на предприятии, кроме того, мы сможем привлекать специалистов группы для чтения лекций на нашей кафедре технологий химического факультета, внедрять практико-ориентированный подход к обучению наших студентов.

ТАСС

Дайджест

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Дагестанские студенты получат стипендии главы республики

ЮНЕСКО откроет в Дагестане кафедру для изучения Каспийского моря

СКФУ готов выделить квоты для студентов из республик Северного Кавказа

Муртазали Рабаданов назначен и. о. мэра Махачкалы

Европейские эксперты дали высокую оценку деятельности Даггосуниверситета

Комментарии (1)
Комментарий #1, дата: 26 ноябрь 2019 08:47

.......и еще вернут имя Сулейман Сталского а так же установят таблицу на фасаде основателя университета Абуталиб Абилович Абилова 




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия