Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Будут ли уволены главы кавказских республик, и кто значится в списке первым?

Слухи об отставке главы Дагестана Магомедсалама Магомедова долго будоражили общественность, но в итоге оказались правдой. Впоследствии СМИ и некоторые эксперты стали предсказывать подобную картину и в других республиках Северного Кавказа. Очередным претендентом “на вылет” оказался руководитель Республики Ингушетия Юнус-Бек Евкуров.

Черный понедельник?

Начало рабочей недели ознаменовалось тем, что некоторые СМИ распространили информацию о том, что Кремль намерен до сочинской Олимпиады заменить нескольких региональных лидеров на Северном Кавказе.

В частности, rbcdaily со ссылкой на высокопоставленного чиновника в силовых структурах сообщил, что вслед за президентом Дагестана, досрочно сложившим полномочия, готовится замена нескольких республиканских глав — первым уйдет глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров, чья кандидатура не будет выставлена на предстоящих в сентябре текущего года выборах. При этом замены г-ну Евкурову пока нет, и федеральные власти спешно подыскивают человека, который сможет выиграть осенние выборы.

Также издание утверждает, что «президентом страны поставлена задача до Олимпиады в Сочи обеспечить стабильность на Северном Кавказе, поэтому ротации региональных руководителей там в ближайшее время не избежать. Вопросов нет только по главе Чечни Рамзану Кадырову, положение практически всех остальных руководителей северокавказских республик нестабильно».

Как уверяет источник РБК daily в администрации президента, принято твердое решение не выставлять на эти выборы кандидатуру действующего республиканского главы Юнус-Бека Евкурова. «Он оказался недостаточно жестким руководителем, а на Кавказе могут править только такие, поэтому сейчас подыскивается кандидатура его сменщика, — поясняет чиновник Кремля. — Пока конкретных лиц не найдено, но есть понимание, что республике нужен кто-то вроде Кадырова. При этом республика мононациональная, поэтому кандидатом обязательно должен быть ингуш».

Мы связались с несколькими экспертами и пообщались на данную тему. Предлагаем ознакомиться с их мнением на этот счет.

Магомед Муцольгов, руководитель ингушской правозащитной организации «МАШР»:

Насколько правдоподобны слухи об отставке Евкурова предположить трудно. Но я думаю, она маловероятна, он досидит свой срок на должности главы республики.

Однако мне кажется, что предстоящие выборы 8 сентября текущего года постараются отменить и протащить ту кандидатуру, которая выгодна федеральному центру.

При этом, я не вижу повода для отстранения Евкурова, потому что он исполнял все требования Кремля, даже когда они не совпадали с интересами ингушского народа.

Когда Евкуров пришел к власти в республике было убито 212 человек, в 2009 г. – 304 чел. Потом пошел спад по числу убиты. Но одновременно было устранено много одиозных лидеров боевиков, убиты видные оппозиционеры.

Я придерживаюсь правила: за все происходящее отвечает глава республики. И поэтому я уверен, что все контролировалось Евкуровым. Он курировал все силовые структуры, в том числе как председатель Антитеррористической комиссии Ингушетии.

Поэтому я считаю спекуляциями разговоры о том, что он недостаточно жесткий. Он же генерал. Другое дело — что у него был имидж «доступного руководителя». С ним можно было легче встретиться. Но встречи ради встреч ничего не стоят.

Я не исключаю, что Евкуров не будет более главой Ингушетии. Но я за то, чтобы население сделало свой выбор на всенародном голосовании. Кстати, такой шаг положительно отразится на ситуации с Олимпиадой в Сочи.

Представьте себе: в сентябре сменят главу субъекта. Как и после отставки Зязикова будет полтора-два года каких-то ожиданий. Но это при условии, что люди сами изберут себе главу республики. Тогда с избранным человеком будут ожидать каких-нибудь «больших перемен» и лишь затем наступает некое разочарование. Надеюсь, конечно, что в этот раз его не случится.

Таким образом, и политически, и стратегически выгодным была бы смена руководителя в день выборов.

Профессор, вице-директор Карнеги фонда в Москве Алексей Малашенко:

Слухи об отставке Евкурова напоминают очень историю со сменой предыдущего президента Дагестана. Тогда тоже ходили слухи и было ничего непонятно.

Но если Евкурова действительно захотят убрать, то, на мой взгляд — это не самый лучший вариант. Все-таки он чего-то в республике добился. Кто может прийти вместо него — совершенно неясно. Каким образом будут складываться отношения нового главы с народом (кстати, даже Зязикова называли)?

Тем не менее, сама идея поменять несколько президентов на Северном Кавказе существует — это очевидно. Начало положено отставкой Магомедсалама Магомедова и назначением Рамазана Абдулатипова. Весь вопрос в том, чтобы не менять шило на мыло.

По моему мнению, если такими перестановками хотят обеспечить безопасность проведения сочинской олимпиады, то это выглядит несколько наивно.

Увы, почти при каждом президенте состояние безопасности на Северном Кавказе чрезвычайно низкое. Это, между прочим, признал в одном из своих выступлений на днях Владимир Путин.

Если исходить из предположения, что если поменяем начальство и все устаканится, то это ошибка от бессилия.

Константин Казенин, старший научный сотрудник Института экономической политики им. Е.Т.Гайдара, редактор по Северному Кавказу информационного агентства «Regnum»:

Никаких предпосылок к отставке Юнус-Бека Евкурова нет, я не вижу ни одной объективной причины. В последние месяцы в Ингушетии не происходило событий, достаточно серьезных для того, чтобы резко поменять отношение федерального центра к руководству республики.

Слухи о возможной отставке главы Ингушетии ходят уже достаточно давно. Сомневаюсь, что очередная волна слухов окажется правдой.

Юнус-Бек Евкуров, как глава региона, руководитель не самый плохой, он «относительно на уровне» в двух ключевых сферах.

Это, во-первых, Пригородный район. Здесь, по крайней мере, по вине руководства Ингушетии никакого упущения допущено не было, несмотря на все сложности этого вопроса.

Второе, Евкуров остановил эскалацию экстремистской деятельности в республике.

В первые годы его правления ситуация была катастрофической. Сейчас все идет на спад, эта тенденция прослеживается даже в статистике.

Он лично разбирается во всех коллизиях, проблемах республики, участвует в разрешении многих споров, конфликтов. Это конечно создает определенную массу недовольства у его подчиненных.

Он, как глава республики, может ехать по улице, увидеть яму на дороге, вызвать тут же мэра города, и заставить засыпать яму тут же, при нем.

Мало кому нравится столь активное и личное участие руководства во всех вопросах.

Вот это копящееся недовольство, конечно, угрожает стабильности власти в Ингушетии.

Кроме того, у Евкурова были проблемы с командой в свое время, в которой были представители значимых лиц, как в регионе, так и в столице. Потом их стало значительно меньше.

Вообще, кадровые изменения проводились при Евкурове не раз, и проходили очень остро, бывали и конфликты во власти.

В итоге, на сегодняшний день, сильную команду Юнус-Бек Евкуров так и не создал, но это во многом связано с кадровым голодом в Ингушетии. Но этот голод сложился по объективным причинам, мало зависящим от того, кто руководит республикой.

В то, что Кремль намерен сменить руководителей северокавказских республик перед Олимпиадой в Сочи, как об этом предполагают СМИ, я не верю. Не могут власти дать такую установку.

Смена власти это всегда риск, по определению. Это залог отсутствия спокойствия и стабильности в регионе, по крайней мере, на каком-то более-менее значительном промежутке времени. Поэтому предположение о том, что ради успешного проведения Олимпиады будут «для порядка» менять глав республик СКФО, мне кажется абсурдным.

Смена руководства возможна в проблемных субъектах, но не в целом по всему Кавказу.

Информация не соответствует действительности?

С просьбой прокомментировать возможную отставку главы Ингушетии, мы обратились к советнику Юнус-Бека Евкурова Беслану Цечоеву.

«Информация о якобы планирующейся отставке главы Ингушетии, Юнус-Бека Евкурова, не соответствуют действительности. Глава республике работает в своем обычном режиме, занят текущими делами», заявил Цечоев.

На наш вопрос о том, кто может стоять за этими слухами, помощник главы Ингушетии ответил лишь следующее: «Распространение этой ложной информации выгодно тем, кому мешает созидательный процесс в республике, кто не хочет, чтобы Ингушетия развивалась».

По его словам, в республике Ингушетия в последние годы наметились значительные позитивные изменения и «они видны невооруженным взглядом». «Генерал Юнус-Бек Евкуров — это человек, жертвовавший собой ради стабильности в республике, руководитель переживший страшное покушение, – заявляет Беслан Цечоев, – но при этом он смог продолжить работу и достичь определенных результатов. Ингушетия достигла стабильности, обстановка стабилизируется, люди могут спокойно жить и работать».

Дым без огня…

Однако заявление помощника Юнус-Бека Евкурова оставляет много вопросов, ответов на которые пока нет. Отметим, что в истории вокруг руководства Дагестана слухи будоражили общественность на протяжении двух недель. Причем каждый раз информация была все более противоречивой. А пресс-служба руководства до последнего опровергала курсирующие слухи.

Однако итогом послужило то, что Магомедсалам Магомедов покинул свой пост, который занял временно исполняющий обязанности главы Дагестана Рамазан Абдулатипов.

Стоит ли ждать подобного поворота событий в случае с руководителем Ингушетии, и могут ли быть спокойны главы других кавказских республик, покажет время.

Кавказская политика

Дайджест

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

КПРФ объявила бойкот непрямым выборам в Дагестане и Ингушетии

Юнус-Бек Евкуров подал в отставку с поста главы Ингушетии

Ингушетия и Дагестан могут отказаться от прямых выборов глав республик

Олимпийское неспокойствие. Кремль лихорадочно пытается добиться стабильности на Северном Кавказе

Глава Ингушетии указал на опасность прямых выборов губернаторов

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия