Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Парадоксы дагестанской экономики. Угроза деиндустриализации сохраняется

Современная типология, классификация регионов выделяет в особую группу проблемные, с депрессивной экономикой территории, к которым относят экономически недостаточно развитые субъекты РФ с пониженными макроэкономическими параметрами, существенно отстающими от среднероссийского уровня. Республики СКФО, включая Дагестан, как раз к этому типу регионов и относятся.

До распада СССР экономика Дагестана была жестко встроена в народнохозяйственный комплекс страны, была растворена в многочисленных отраслевых и ведомственных структурах, что крайне затрудняло оценку реального уровня ее развития и структурной адаптации к местным условиям хозяйствования. В последующем в силу разрушительных воздействий на экономику субъективных и объективных факторов и условий, возникающих в ходе радикальных рыночных реформ, сложившийся на территории Дагестана хозяйственный комплекс фактически перестал функционировать. Действительно, многие виды хозяйственной деятельности упразднились, что в условиях несовершенных рыночных отношений и наложения на них негативных явлений социально-политического характера привело к созданию в республике своеобразной по форме и содержанию экономики. К экономике, которая, наряду с крайне слабой адаптацией в мировое и экономическое пространство, отличается высокими уровнями безработицы и дотационности регионального и местных бюджетов, низкой производительностью труда, сильным падением промышленного потенциала, неблагоприятным инвестиционным климатом и другими негативными явлениями системного характера.

В целом же под воздействием постоянно меняющихся внутренних и внешних условий, различного рода вызовов и угроз экономике Дагестана стали присущи свойства и особенности, зачастую парадоксального характера, отличающие ее от экономик других субъектов Федерации.

Первый парадокс. Относительно высокие темпы экономического роста (ВРП в 2010 году, по сравнению с 2000 годом, вырос более чем в три раза, объемы промышленного производства - в 2,6 раза, сельскохозяйственного - в 2 раза), значительно превышающие темпы роста российской экономики в целом, крайне слабо влияют на снижение уровня дотационности республиканского бюджета. За тот же период доля безвозмездно перечисляемых средств из федерального бюджета в республиканский снизилась с 84% до 73% (по оценкам в 2012 году данный показатель достигает 70%). То есть по одному пункту ежегодно. Очевидно, что такое положение связано прежде всего с явным ухудшением структуры ВРП. Снижением в ней доли промышленности (ключевого сегмента экономики с позиций роста налогового потенциала), сельского хозяйства и относительно высокого роста, например, доли торговли. Это свидетельствует о росте добавленной стоимости (ВРП) в республике не за счет роста реального сектора экономики, а за счет роста сферы услуг. Сферы, где имеются возможности размывания налогового потенциала дагестанской экономики. Конечно, это не единственное объяснение. Есть и другие обстоятельства, кроющиеся в недрах налоговой политики и межбюджетных отношений федерального центра и регионов.

Второй парадокс. Темпы роста доходов населения растут гораздо быстрее темпов роста валового регионального продукта (ВРП). Если в 2000 году ВРП в целом по отношению к доходам населения составлял 94,1%, то в 2010 году доходы населения превысили ВРП почти в два раза, соотношение между ними достигло 53,8%. - косвенное свидетельство наличия и наращивания в экономике республики «теневого» сектора.

Третий парадокс. В структуре «доходов населения» доля по статье оплата труда по Республике Дагестан составляет 10,6%, а по статье другие доходы, включая «скрытые», достигает по итогам 2010 года 55,1%. В первом случае это самый низкий показатель среди субъектов Российской Федерации, во втором – самый высокий. Более того, по достигнутому уровню среднемесячной заработной платы Дагестан среди всех субъектов Федерации находится на последнем месте, а по доходам на душу населения - на 37-м. Эти цифры уже напрямую свидетельствуют о наличии значительного «теневого» сектора экономики, а также о крайне низком уровне легальной занятости населения. При этом фиксируется отрицательная динамика изменения этих показателей: в 2000 году доля оплаты труда составляла по Дагестану 21,3%, доля других доходов соответственно – 36,4%.

 

Четвертый парадокс. В результате радикальных реформ произошла фактическая деиндустриализация экономики Дагестана. Действительно, к 2010 году по Республике Дагестан объемы промышленного производства в расчете на одного жителя составляли всего 5,6% по отношению к среднероссийскому уровню. При этом, если доля Дагестана в общей численности населения России составляет 2,1%, то доля промышленного производства достигает всего 0,12%. Низкий уровень развития промышленности в республике, как отмечалось выше, является одной из веских причин сохранения высокого уровня дотационности бюджета.

Именно промышленность обеспечивает до 40% налоговых поступлений в бюджетную систему. Однако промышленность Дагестана развивается крайне медленно, ее доля в ВРП в настоящее время не превышает 7%. Для сравнения: в 2005 году она достигала 9,8%.

Пятый парадокс. В ходе реформ в республике сложилась гипертрофированная структура сельскохозяйственного производства – ключевого сектора дагестанской экономики. В настоящее время в общих объемах продукции сельского хозяйства на долю сельскохозяйственных организаций (предприятий) приходится 10-11%, на долю крестьянских (фермерских) хозяйств – 9-10%, а на долю хозяйств населения – 80%(!). В хозяйствах населения производится до 96% картофеля, до 95% овощей, до 78% скота и птицы в убойном весе, 80% молока. При этом на долю хозяйств населения приходится всего 6% сельскохозяйственных угодий, на долю фермерских хозяйств – 5,7%, а на долю сельскохозяйственных организаций – 88,3%. При таком раскладе сельскохозяйственных угодий и при такой структуре производства сельскохозяйственной продукции присутствуют и широко используются арендные отношения на землю, но эффективность ее использования в рамках мелкотоварного производства оставляет желать лучшего. Необходимость реформирования земельных отношений очевидна, именно здесь кроятся резервы роста сельскохозяйственного производства и аграрно-промышленного комплекса (АПК) Дагестана в целом. Кроме того, сложившаяся структура сельскохозяйственного производства в республике никак не может способствовать росту налогового потенциала, снижению дотационности республиканского и местных бюджетов. В настоящее время доля сельского хозяйства в бюджетных налоговых поступлениях составляет менее 4%.

Эти и другие отличительные особенности во многом определяют пути и направления развития экономики Дагестана: вывод из «тени» ее значительного сегмента (даже самая грубая прикидка свидетельствует о том, что при имеющем место уровне доходов населения ВРП как минимум должен быть удвоен); преодоление хотя бы частично бюджетной зависимости от Федерального центра, вхождение в режим самодостаточного жизнеобеспечения; с позиций адаптации к местным условиям хозяйствования развитие промышленности, обеспечение занятости населения; радикальное реформирование сельскохозяйственного производства, создание и развитие современных хозяйственных структур в системе АПК. Естественно, перечисленные общего характера направления развития экономики Дагестана ни в коей мере не исчерпывают их перечень. Имеет место множество конкретно детализированных направлений развития дагестанской экономики (туризм и рекреация, транспорт и логистика, малое предпринимательство и т. д., и т. п.). Реализация всего этого находится в прямой зависимости от создания в республике благоприятного инвестиционного климата. Фактически, какие бы ни выстраивались грандиозные перспективы социально-экономического развития Республики Дагестан, без соответствующего притока инвестиций их реализация практически неосуществима. 

Не менее значимы и другие аспекты регионального развития. Экономика – это самовыживающая система, которая, несмотря на все сложности, угрозы и вызовы, возникающие как на территории Дагестана, так и за его пределами, рано или поздно находит верные решения и пути их реализации. Вот здесь как раз и проявляется способность региональной власти поддержать эти направления развития, способствовать ускорению их реализации.

Дагестанская правда

Дайджест

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Северному Кавказу перезагрузили программу. Обнародована новая стратегия развития макрорегиона

Пучков: МЧС создает спасательные части на Северном Кавказе и в Арктике

Бегство в «рай»

Для пересмотра концепции развития Махачкалы в город пригласили "группу специалистов из Москвы мирового уровня"

Абдалла Гюль: "К 2050 году Турция будет самой мощной экономикой Европы"

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия