Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Нужны ли Дагестану выборы?

В Дагестане идёт дискуссия о том, следует ли проводить в республике всенародные выборы или их нужно отменить. Многие высказываются в поддержку всенародных выборов. Но не является ли это выбором из двух зол? Ведь даже муниципальные выборы в республике сопровождаются перестрелками и убийствами.

При этом даже в случае расстрела кандидатов и их сторонников выборы признаются состоявшимися. Тогда как основанием для пересмотра итогов выборов являются куда более мелкие нарушения. Подробности – в материале «Кавказской политики».

Олимпиада и выборы в горячих точках Северного Кавказа

В СМИ продолжается спор на тему, – выбирать ли глав северокавказских республик всенародно или назначать их сверху? Судя по заявлениям высокопоставленных кремлевских чиновников и досрочной отставке экс-президента Дагестана, выступившего за всенародные выборы, Кремль хочет сохранить прежнюю практику назначаемости. Губернаторские выборы вернули под давлением «болотных» митингов.

Уже известно, что в самых горячих точках России – в Дагестане и Ингушетии – всенародных выборов не будет. Об этом в среду, 6 марта, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на неназванный источник в администрации президента. «Уже принято решение отказаться от прямого голосования в северокавказских республиках, в частности, в Дагестане и Ингушетии», – приводит газета слова источника.

Полномочия главы Ингушетии Юнус-Бека Евкурова истекают в октябре. В Дагестане в конце января временно исполняющим обязанности главы региона после отставки Магомедсалама Магомедова назначен Рамазан Абдулатипов, а выборы главы там должны состояться в феврале 2014 года. Напомним, что в январе Госдума в первом чтении приняла законопроект, позволяющий субъектам РФ самим определять порядок избрания губернатора: прямым голосованием населения или решением регионального парламента.

В случае всенародных выборов шансы возглавить Дагестан получают люди, которые не устраивает Кремль. Но они могут обеспечить победу не только за счет поддержки избирателей, но и за счет административного ресурса и денег. Предвыборную компанию лояльных себе кандидатов могут профинансировать олигархи дагестанского происхождения. В Дагестане при реальной конкуренции как минимум десяти кандидатов борьба будет жаркой. Кремль может получить неудобного главу проблемного региона, да еще и в период сочинской олимпиады.

Кланы поощряют выборы по этническому принципу

Выборы становятся дополнительным фактором политической дестабилизации. Они обостряют конфликты между правящими группами, кланами – как на муниципальном, так и на региональном уровне. По своему составу правящие кланы в основном мононациональные, костяк составляют отдельные семьи.

В конфликт интересов между отдельными фамилиями вовлекаются зависимые односельчане и этнические общины. Сбор «ополчения» вокруг лидера одной общины приводит к сбору «контр-ополчения» в другой общине. И это создает межнациональную напряженность.

Этнические общины быстро мобилизуются, поскольку зачастую проживают компактно. Переселенцы из определенных горных сел и районов не рассеиваются по равнине и далеко не сразу смешиваются с другими этносами. Они компактно расселяются в определенных городских микрорайонах или создают отдельные поселения.

Например, село Новая Урада в Кумторкалинском районе образована выходцами из села Урада Шамильского района, село Новосаситли в Хасавюртовском районе – выходцами горного села Саситли Цумадинского раона, переселенцы из Губдена компактно проживают в поселке Манас. И таких примеров много. В городах есть отдельные этнические микрорайоны. К примеру, «Андийский поселок» в Хасавюрте, «Агульский поселок» в Дербенте и т. д. При таком компактном расселении в случае возникновения конфликтов того или иного лидера с представителями других этнических групп мобилизовать своих легко.

Еще один минус всенародных выборов – люди голосуют по этническому принципу. Изучая кандидатов, в первую очередь выясняют национальность, потом – откуда родом, и только потом уже – какая у него репутация, есть ли у него моральные и профессиональные качества. Такой принцип голосования и формирования власти зачастую поощряют сами лидеры. Тем самым они укрепляют свои позиции во власти.

Власть имущие помогают, прежде всего, своим сельчанам: строят мечети, занимаются благотворительностью, возводят социальные объекты. И многие не афишируют свою помощь землякам и односельчанам. Создавая для себя социальную базу по этническому принципу, муниципальные и региональные чиновники поддерживают клановость, что способствует консервации власти, и откладывают осуществление масштабных институциональных реформ. Свое нежелание обновлять власть представители так называемой элиты мотивируют угрозой возникновения межнациональных конфликтов.

Некоторые кумыкские, даргинские, аварские, лезгинские националисты настолько ввели в заблуждение своих земляков, что они стали аварафобами, даргинафобами, кумыкафобами, лезгинафобами. Такие жертвы пропаганды никогда не проголосуют за представителя другой национальности.

Если резюмировать, выборы по национальному признаку не способствуют обновлению власти и приходу новых людей, а повышают риск возникновения межнациональных конфликтов. К тому же, представители малых народов не смогут реализовать свое конституционное право избираться и быть избранным президентом Дагестана, если аварцы будут голосовать за аварца, даргинцы, за даргинца, кумыки за кумыка, и т. д.

Дискредитация выборов с целью их отмены

В Дагестане, в отличие от всех остальных северокавказских республик, есть реальная политическая конкуренция между влиятельными политическими фигурами. И это обстоятельство пошло бы на пользу, ибо только конкуренция дает толчок развитию. Но проблема в том, что в дагестанской конкурентной борьбе политических сил не действуют никакие правила.

А федеральный центр не может заставить местные национальные элиты соблюдать правила честной игры. Федеральные чиновники, связанные с регионалами коррупционными сделками, вынуждены закрывать на все глаза. Пример – заявление нового дагестанского премьера Мухтара Меджидова о том, что откаты обналичиваются и мешками через махачкалинский аэропорт переправляются в Москву.

Поэтому федеральный центр и его территориальные подразделения не могут выступать арбитрами, в том числе и во время проведения так называемых выборов муниципального и регионального уровня. Поэтому выборы в республике полностью дискредитированы. А околовластные эксперты объясняют неспособность власти проводить цивилизованные выборы уникальностью северокавказских республик.

В условиях тотальной фальсификации выборов приходится слышать бесконечные заявления избирательных комиссий о том, что они состоялись. И это все больше и больше обостряет ситуацию в республике.

В начале «нулевых» основанием для признания выборов состоявшимися служил факт отсутствия убитых и тяжелораненых. Когда пролилась первая кровь, выборы тоже признавались состоявшимися, с формулировкой «без особых нарушений».

Во второй половине «нулевых» во время выборов факты убийств и похищений людей участились, а избиркомы и власть цинично продолжали заявлять, что все нормально, и выборы состоялись без особых нарушений. К примеру, в 2007 году в Дахадаевском районе во время выборов депутатов районного собрания два человека были убиты, а еще четверо получили ранения. Вооруженный конфликт произошел между членами «Единой России» и СПС.

Дотационный бюджет оправдывает предвыборные расходы

Кандидаты не жалеют денег на выборы, на подкуп избирателей, избирательных комиссий. Приходится им раскошеливаться и на увеличение личной охраны, чтобы дожить до выборов. Все это окупается в случае победы. Они получают доступ к дотационному бюджету. У многих глав городов, которые не контролируют у себя ситуацию, есть личная охрана, кортеж.

Во время инаугурации президента Дагестана Магомедсалама Магомедова, вице-премьер Правительства РФ и полпред президента в СКФО Александр Хлопонин отметил, что такого количества вооруженных людей он нигде не видел. Каждый глава района туда пришел со своей охраной.

При наличии такого количества «законных» и незаконных вооруженных формирований проводить выборы, конечно, опасно. Надо сначала разоружить чиновников и муниципалов. Без охраны они сами откажутся от участия в выборах – народ их, мягко говоря, не любит.

Что ждет Дагестан, если власть не будет открытой

«Броневики», автоматы Калашникова и пистолеты с глушителями пользуются в республике высоким спросом. Если перед выборами в одном из районов с дотационным на 95% бюджетом произойдет сражение с использованием бронетехники, не удивляйтесь, – выборы все равно признают состоявшимися. Победившая сторона придет к власти, а проигравшая сторона уйдет в партизаны.

Я здесь немного утрирую, но выборы, на самом деле, превращаются в банальное противостояние вооруженных формирований. Любому инвестору понятно, что если он построит цех на территории того или иного района, ему придется кормить вооруженные силы местного главы.

Нужно очищать правоохранительные органы от людей, обслуживающих интересы кланов, и разоружать гражданских должностных лиц. Иначе никакому бизнесу не дадут нормально работать. Звать инвесторов смешно в условиях, когда местным бизнесменам приходится платить дань силовикам, и когда они получают флешки с угрозами от боевиков, которым тоже нужны деньги.

Рамазан Абдулатипов должен, прежде всего, создать условия для цивилизованного проведения всенародных выборов на всех уровнях власти. Только цивилизованные выборы без участия криминала могут обеспечить республике цивилизованное развитие и обновление власти. Несколько циклов нормальных выборов – и люди перестанут голосовать на региональном уровне по этническому признаку, а на местном – по родственному признаку.

Республика приближается к точке невозврата. В Дагестане многие посты, учреждения, предприятия переходят по наследству, от отца к сыну. Если и в будущем более образованной и профессиональной части молодежи доступ во власть будет закрыт, то менее образованная часть молодежи сама возьмёт власть в свои руки.

И это будет как раз на руку тем силам на международной арене, которые, возможно, стремятся реализовать в Дагестане сирийский сценарий. Если человеку не дают образования, если ему до нуля ограничивают пространство для защиты своих прав в рамках закона, у него остается один аргумент – автомат Калашникова.

Муса Мусаев

Кавказская политика

Дайджест

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Президентские выборы в Азербайджане пройдут 9 октября

В Дагестане объявлен сбор подписей в защиту всенародных выборов главы республики

Рамазан Абдулатипов: Дагестан откажется от прямых выборов главы региона

Ингушетия и Дагестан могут отказаться от прямых выборов глав республик

Глава Ингушетии указал на опасность прямых выборов губернаторов

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия