Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Экономист Маир Пашаев рассказал о социально-экономическом развитии в период санкций

Маир Пашаев, экономист, эксперт Общественной палаты РД: «Формат специальной военной операции, как и ее основные цели – демилитаризация и денацификация Украины – определены президентом страны В.В.Путиным абсолютно адекватно ситуации и однозначно верно».

По Вашему мнению, в какой степени, острая политическая фаза с проведением Российской Федерацией специальной военной операции на Украине, была предсказуема или могла быть предопределена внешними обстоятельствами?

В истории России известны трагические периоды, связанные с военными интервенциями иностранных армий. Все они были отражены: история становления российской империи, в последующем СССР, неотрывна с военными победами над агрессорами. В настоящее время активно применяются так называемые «гибридные войны», что ничуть не умаляет их значение и угрозы. „Самое первое, самое главное и самое важное в смысле последствий решение, которое должен принять государственный деятель и командир, это определить тип войны, в которую он погружается; здесь нельзя ошибиться, равно как и нельзя пытаться превратить войну во что-то противное ее природе“, — Карл фон  Клаузевиц, прусский военноначальник, основоположник современной стратегии.

Тип войны Запада в отношении России известен, хотя в последние недели выясняются невероятные факты и ее конечные цели, также ранее в военной тактике неизвестные приемы, грязные методы. Таким образом, формат специальной военной операции, как и ее основные цели – демилитаризация и денацификация Украины – определены президентом страны В.В.Путиным абсолютно адекватно ситуации и однозначно верно. Когда, как и какими силами проводить, а поставленные задачи успешно решаются. Попытки Запада превратить Украину, неразрывную часть русской истории и исконно российской территории, в проводник нацизма и неофашизма, «новые Балканы» и Сирию одновременно, пресечены в корне.

Насколько последовавшие беспрецедентные в мировой истории санкции, критичны для экономики страны, граждан? Какие сферы и отрасли все-таки пострадают и какие из них в наибольшей степени? Достаточен ли «запас прочности» России, российской экономики и в чем заключается устойчивость российской экономики?

Россия – часть глобального мира, а интеграция страны в мировую экономику достаточно высокая. Касается это прежде всего поставок российского сырья и продовольствия, эксклюзивных преимуществ в космической сфере и вооружениях, сфер туризма, логистики, культурного и интеллектуального вклада в мировое развитие, политического веса. Мировая экономика зависит от России ровно в той степени, какой вклад она вносит в мировую добавленную стоимость и накопление капитала. Эта степень столь абсолютна, что в связи с санкциями стоит ожидать тектонические сдвиги мировой экономики. Соответственно, на данном этапе неизбежны кризисные проявления, сбои, и произойдут они, прежде всего, в развитых экономиках. Запад сознательно запустил процессы дезинтеграции и дестабилизации своей экономической системы. Последние три десятилетия, именно с открытием новых рынков закупок дешевого сырья и новых рынков поставки товаров в Восточной Европе и постсоветском пространстве, страны Запада смогли избежать серьезных кризисов. Кроме того, на этом бизнесе делаются огромные капиталы: речь идет о многих триллионах долларов.

Для России критичны сферы финансов, логистики, высоких технологий, коммуникаций, но принимаемые руководством страны решения, законы по поддержке граждан, бизнеса и отраслей экономики обнадеживают, обвала рынков не допустят. Россия – социальное государство, граждане имеют социальные гарантии и реализуются меры дополнительной социальной поддержки. Правительством России подготовлен план по мерам реагирования на санкции Запада, в нем более 100 инициатив, объем финансирования оценивается в 1 триллион рублей. Принят указ Президента РФ №121 от 16 марта 2022 года «О мерах по обеспечению социально-экономической стабильности и защиты населения в Российской Федерации». Главам регионов предоставлены дополнительные полномочия.

Президент Путин потребовал от российских производителей увеличить товарное предложение внутри страны. Федеральный центр готов обеспечить их доступными оборотными средствами. Товарные рынки практически не пострадают – наладятся альтернативные каналы поставок тех же санкционных товаров или их аналогов. Цены на некоторые товарные группы по причине санкций и курса валют несколько возросли и могут далее расти из-за сложности логистики, финансовых расчетов, дополнительных рисков. Все эти факторы вкупе стимулирует внутреннее производство, к чему президент страны и призывает бизнес.

Запас прочности России и устойчивость экономики оцениваются, прежде всего, по ресурсам и это самые высокие в мире оценки. По параметрам финансовой сферы страны и оценке резервов, устойчивость высокая. Но это зона высоких рисков – достаточно упомянуть ситуации с золотовалютными резервами страны, валютными курсами или международными переводами. По уровню диверсификации экономики, ее автономности и поддержанию долгосрочной стабильности экономики, запас прочности средний. Но в долгосрочном периоде это очень хороший показатель. Тут даже открываются новые возможности по наращиванию внутреннего производства, так и экспорта на другие, более конкурентоспособные для российских товаров рынки.

По ограничениям, проблемам интеграции: Запад открыто развязывает экономическую войну и грозит блокадой. В состоянии экономической войны Россия, как страна с большими ресурсами, в то же время имеющая диверсифицированную экономику и умеренный уровень потребления, выигрывает. А изоляция России невозможна, как по политическим факторам, так и географическим. Более 150 стран мира продолжили сотрудничество с Россией, и что немаловажно, все страны ЕАЭС, БРИКС, ШОС, Ближнего Востока. Устойчивость в плане способности участников экономики к изменениям, адаптивности экономики страны в целом, они на удовлетворительном уровне.

Устойчивость по народонаселению и интеллектуальным ресурсам, учитывая образовательный уровень, кадровое обеспечение, управление, цифровизацию, коммуникации – в первой десятке мира. Оценки политической устойчивости и оборонной защиты России – традиционно высокие в мире и общепризнанные. Вообще-то, в мире нет другой экономики, способной выдержать 6 тысяч видов санкций за три недели – развитые экономики менее управляемы и более подвержены «эффекту домино» – схлопывание моментальное.  Санкции введены в отношении России, а многие развитые экономики ощутили на себе финансовые проблемы, энергетический кризис, продовольственный кризис и рекордную инфляцию.

Ваше мнение: есть ли у руководства Дагестана, правительства, четкое понимание того, как республика должна функционировать в сложившейся ситуации? Что для этого необходимо предпринять дополнительно, помимо принятых на федеральном уровне решений, новых программ, преференций и компенсаций?

В сложившихся условиях важно сохранять спокойствие и наладить системную работу. В первую очередь, необходимо продолжить реализацию предыдущих планов, программ, проектов федерального и республиканского уровня. Эти задачи понятные, они безусловно финансируются и вполне реализуемы, и они обеспечивают региональную устойчивость. В дополнение к ним, четко выполнять текущие указы президента страны и вновь принятые законы, реализовать в республике предлагаемые федеральным правительством комплексы мер. Здесь необходимы дополнительные усилия по их реализации, а особого внимания потребуют проблемы занятости и инфляции. Правительством России разрабатывается пакет мер в сфере занятости из трех блоков, бюджеты регионов получат дополнительные средства из федерального бюджета. Правительство Дагестана обязано предпринять все меры для выполнения социальных гарантий перед населением, обеспечить бесперебойную работу инфраструктурного комплекса, минимизировать возможные сбои в поставках продуктов питания и не допустить инфляционные скачки. Глава Дагестана лично курирует инфраструктурное развитие и это приносит результат. В.В.Путин объявил о расширении инфраструктурных кредитов для регионов.

В то же время, учитывая внешние вызовы и угрозы, исходя из дальнейшего развития ситуации, было бы целесообразно выяснить мобилизационные ресурсы республики в разных сферах и оценить внутренние резервы экономики. Мобилизационный ресурс аппарата управления, муниципалитетов Дагестана, крупных производственных предприятий, государственных унитарных предприятий и земельно-имущественного комплекса. Рано или поздно, те или иные процессы, или последствия санкций дойдут до регионов и до каждого из нас. Важно иметь качественную и оперативную аналитику последствий, с учетом специфики региона, уровня управления, ресурсной базы, с целью выработать последовательные решения, реализуемые и эффективные на региональном уровне. Тем более, задачи по формированию соответствующей экономической политики, мобилизационного плана экономики в чрезвычайных ситуациях и необходимых резервов возложены на республиканское правительство по закону. Это неотъемлемая часть его д
еятельности. Указ Президента РФ №121 от 16 марта прямо предписывает максимальное расширение регионального пакета мер.

Мобилизация, еще более, переход к мобилизационной экономике, открыто обсуждаются в СМИ. В сложившихся условиях, насколько мобилизация актуальна, а насколько реализуема? Это прерогатива федерального центра или мобилизационная экономика актуальна на региональном уровне тоже?

Здесь необходимы оценка текущей ситуации и характера мобилизации: мобилизация системная, с последовательным переходом к плановой экономике и командно-административному управлению или мобилизация временная, как неизбежность, когда это вынужденная мера для преодоления экономической ситуации и меньшее зло. В любом случае, такого рода мобилизация, в отличие от военной, не объявляется, не декларируется, это множество решений. Она на макроуровне происходит по ситуации, де-факто, фрагментарно. Мы могли наблюдать молниеносную мобилизацию президента Путина, изменение его поведения, риторики, максимальную мобильность, открытость и коммуникации, ряд его своевременных, последовательных и эффективных решений. Мы наблюдаем беспрецедентный уровень мобилизации федерального правительства. Два года назад, в условиях ковид-кризиса, федеральное правительство действовало на ощупь, не без нервозности и некоторых сбоев, в итоге выдержало экзамен.

Но теперь мы видим совершенно другое правительство страны. На уровне вице-премьеров созданы мощные центры компетенций и решений. Эффективно действуют Аналитический центр и Координационный центр правительства. Это образец так называемой аппаратно-управленческой мобилизации. Мы наблюдаем совершенно неожиданную мобилизацию российских СМИ. И мобилизацию российской элиты – хотя здесь не все так просто и много субъективных факторов, зачастую превалируют корпоративные интересы и интересы каждого. Мобилизация российского общества – она без всяких сомнений.

Что касается актуальности мобилизационной экономики: на макроуровне системные (управление, финансы, налоги) и структурные (собственности, отраслей, производства, потребления) изменения различного характера в условиях беспрецедентных санкций и контрсанкций, неизбежны и уже происходят. Поэтому, на федеральном уровне приняты ряд решений и законов мобилизационного характера. Что дальше? Наверное, на повестке вопросы смены политического курса страны, подходов к формированию внутренней политики и новой модели экономического развития.

Как один из авторов Стратегии-2030 Республики Дагестан, какие конкурентные преимущества Дагестана, точки роста в нынешних условиях и приоритеты Вы могли бы выделить? Что может дать стране Дагестан и, в то же время, какие выгоды мы с этого можем получать? Смогут ли дагестанские предприниматели воспользоваться новыми возможностями, как импортозамещение?

Согласно Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, Республика Дагестан – приоритетная геостратегическая территория Российской Федерации. Соответствующее обоснование выполнено в проекте Стратегии-2030, причем, впервые среди субъектов федерации. Также в проекте в достаточной степени отражены безусловные конкурентные преимущества Дагестана на страновом уровне: факторы численности населения, расположения территории, место в производстве продовольствия, туризм, нематериальные активы. В проект Стратегии-2030 заложен максимальный спектр центров экономического роста, агропарков, рекреационных городков, кластеров. В кризисных условиях и недостатки дагестанской экономики могут стать ее преимуществами и обеспечить экономике определенную устойчивость. Такие как, широкая диверсификация экономики, мелкоконтурное производство и ЛПХ, даже наличие теневого сегмента.

В то же время, широкие государственные преференции стимулируют выход бизнеса из тени. Президент страны призвал снизить административные барьеры в сфере малого и среднего бизнеса. Что касается возможностей предпринимателей, то главное – стратегия. А стратегия сейчас может заключаться в сохранении и улучшении достигнутого. Выигрывает тот, кто умеет выжидать и способен выявить новые рыночные возможности. Для Дагестана, однозначно, это развитие фермерства и малых форм производства. Например, овощей, фруктов, основного ассортимента продуктов питания. Это тоже импортозамещение. Обувная, мебельная, пищевая и легкая промышленности, которые в республике неплохо развиваются – сегменты импортозамещения. Животноводство, виноградарство, логистика, туризм, возобновляемые источники энергии – здесь у Дагестана эксклюзивные преимущества в масштабе страны. Или взять нишу производства экопродуктов, которая развивается и имеет высокий потенциал. Дагестанский суперфуд уже насчитывает десятки наименований продуктов, вытесняет привозные товары и поставляется за пределы республики.

Насколько в изменившихся условиях актуально долгосрочное планирование? Есть ли необходимость пересматривать Стратегию социально-экономического развития Дагестана на период до 2030 года? Приняты ли на этот счет какие-то решения?

Стратегия-2030 Республики Дагестан пока на стадии проекта. Напомню, что практически год назад многие эксперты предлагали оставить горизонт Стратегии Дагестана на период до 2035 года или даже определить 2040-2050 годами. Глава Дагестана С.А.Меликов принял решение о разработке Стратегии на период до 2030 года. Как известно, горизонты прогнозирования могут быть дальними, но горизонты планирования в последние десятилетия сжимаются. И тогда мы поддержали решение Главы республики. Согласно 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Стратегия субъекта – документ стратегического целеполагания и документ, строго регламентируемый законом. Долгосрочный период тоже определен законом: шесть и более лет. При формировании Стратегии субъекта федерации определяющими являются решения высшего руководства страны, в частности Послание и указы президента России, законы Российской Федерации, Единый план-2030, федеральные и отраслевые стратегии, другие нормативные документы. Они все в полном объеме декомпозированы в проект Стратегии-2030 Республики Дагестан.

В период с мая по сентябрь проведены мероприятия по согласованию Стратегии-2030 с министерствами, ведомствами, муниципалитетами. Проведено публичное общественное обсуждение проекта и с учетом поступивших замечаний, предложений проведена его вторая редакция. В текущем периоде совместно с Минэкономразвития РФ, остальными федеральными органами исполнительной власти, проводится ее третья заключительная редакция. Работа над третьей редакцией завершится ориентировочно в апреле, после обсуждения, внесения поправок и одобрения руководством Дагестана, правительством, соответствующими органами власти, в частности, это Минфин, Минюст, прокуратура. Далее, проект вносится в Народное Собрание для утверждения, где предстоит пройти три чтения: Стратегия-2030 утверждается в статусе закона Республики Дагестан. То есть, по крайней мере до мая остается возможность внесения тех или иных поправок.

Я бы сказал, Стратегия-2030 Республики Дагестан, как документ, не меняется. В ней, наряду с комплексным анализом и направлениями развития, в достаточной степени отражены возможные внешние вызовы, предложения антикризисного характера, элементы экономической безопасности Республики Дагестан и основы государственной экономической политики. Вполне достаточно внести актуальные поправки. Вместе с тем, мы понимаем необходимость корректировки стратегии поведения, планов и в особенности актуальны сбалансированные механизмы реализации Стратегии-2030.

Что касается планирования в связи с изменением внешних условий: на основании Стратегии-2030 выполняется документ стратегического планирования Республики Дагестан – План мероприятий по реализации Стратегии. На этой стадии у правительства Дагестана появляется возможность корректировки планов. Кроме того, на основании утвержденной Стратегии-2030 в текущем году будут скорректированы или выполнены государственные программы Республики Дагестан, Схема территориального планирования Республики Дагестан, стратегии социально-экономического развития муниципальных образований и отраслевые программы развития.

Помимо чего, 172-ФЗ предусматривает процедуры корректировки утвержденной Стратегии субъекта в будущем (изменение Стратегии с сохранением временного периода, с учетом сложившихся факторов) и актуализации (с целью продления временного периода и пересмотра основных разделов). Таким образом, стратегическое планирование – это система документов стратегического планирования и управления стратегическим развитием Республики Дагестан, в то же время гибкий и непрерывный процесс, в ходе реализации которого в достаточной степени учитываются изменения внешних условий и внутренней среды.

Лезги Газет

Дайджест

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Сергей Меликов прокомментировал решение о начале специальной военной операции в Донбассе

Маир Пашаев: «Дальнейшее развитие газоснабжения Дагестана возможно при соблюдении ряда условий»

Программа "Акценты" от 15.11.2021 г. Гости - Фадик Мугулов и Маир Пашаев

Маир Пашаев обратился к Путину в связи с коррупционным заявлением Рамазана Абдулатипова

Эксперт: причин обвинять РФ за действия в Сирии нет и быть не может

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия