Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Кто или что толкает детей скитаться по улицам и переступать закон

«Несовершеннолетние правонарушители» – не правда ли, режет слух? Разве дети лет 9­15 могут быть правонарушителями? Но к сожалению, ряды их молодеют и пополняются. Уже не первый год в Махачкале функционирует центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП).

Работники признаются: зачастую подростки, однажды попавшиеся в руки правоохранителей, возвращаются сюда еще много раз. 30 суток, проведенных в центре, мало кого ставят на путь истинный. Одна из главных причин – безразличие родителей к судьбе своего ребенка, отсутствие у родителей возможности обеспечить потребности детей, отрицательное влияние со стороны окружения, школьные прогулы и множество других причин.

«Третий дом» после улицы

Специалисты управления образования регулярно проводят рейды по микрорайонам, где расположены образовательные учреждения. Так, в первом полугодии было зафиксировано около 100 ребят, не посещающих школы. Большинство из них продолжают обучение в сменных школах. Работники управления образования регулярно проводят профилактические работы с учителями, учениками и родителями. По мнению же учителей­практиков, главная роль в воспитательном процессе в первую очередь отводится взаимодействию семьи со школой. К сожалению, во многих случаях мало кто из родителей интересуется средой, в которой растет ребенок.

Начальник ЦВСНП Раджаб Раджабов сообщил, что только в прошлом году в Центре побывало 246 подростков, а за три месяца текущего 83 ребенка! Данные цифры, красноречивее всяких фраз, доказывают, что проблема безнадзорности и беспризорности набирает все большие обороты.

На вопрос: что вынуждает детей, бросив все, сбегать из дома в никуда?», Попыталась ответить психолог Центра Наида Кушаева. «Клиенты» центра в основном выходцы из семей, где процветают пьянство, проституция, отсутствуют какие­либо нравственные устои. Такие дети, становясь подростками, не только глубоко переживают трагедию, обусловленную асоциальным образом жизни родителей, но часто и сами пытаются найти в алкоголе ключ к решению семейных проблем. Более того, они живут в постоянном страхе и ожидании неприятностей, связанных с поведением родителей. Опасаются, что дома их встретит разбушевавшийся отец или мать с очередным «собутыльником». Поэтому такие дети предпочитают улицу дому. Наида Кушаева считает, что побеги детей из дома есть не что иное, как защитная реакция, порождаемая постоянно переживаемым страхом.

Обстановка в центре не совсем домашняя. Но все же кругом чистота и порядок. Вокруг цветы, картины, всегда свежая и горячая еда. Дети здесь получают заботу, которой им так не хватало дома. Правда, материально­техническая база немного устарела, но все же в комнате отдыха имеется большой плазменный телевизор и мягкий холл. Порядки здесь суровые. Главные меры воздействия – ограничение свободы и строжайшая дисциплина в соответствии с четким распорядком дня: занятия по школьной программе (приходят учителя СОШ №36), спортивные занятия, прогулка (при сопровождении воспитателей центра), просмотр телепередач, игра в шахматы. Так что времени на безделье не остается. С помощью камер видеонаблюдения работники контролируют все передвижения подростков по Центру.

Камал (имя вымышленное – Авт.) с виду обычный подросток из среднестатистической семьи. Только грустный взгляд с поволокой многое говорит о нелегкой судьбе подростка. Здесь он же не первый раз, центр для него, что второй дом, а может быть, и третий после улицы. Ему еще нет шестнадцати, а его личное дело пестрит административными правонарушениями, в основном мелкие кражи. В очередной раз Камал попал сюда за воровство кроссовок. Вместе с ним в центре содержатся еще двое ребят и девочка.

– Мне здесь нравится, лучше, чем дома, – делится со мной подросток. – Хорошо кормят, учат, относятся, как к сыну. Я бы здесь пожил. А кроссовки мне нужны были, чтобы продать по дешевке и купить еду.

А вот тринадцатилетний Джамал (имя вымышленное – Авт.), несмотря на комфортные условия, надолго здесь задерживаться не нанерен. Все потому, что «режим здесь слишком тяжелый, мне бы гулять больше, без сопровождения, разумеется». В общем, ребята привязались друг к другу и даже называют себя братьями.

– Первые дни дети чувствуют себя «загнанными в клетку», начинают изучать нас, а мы их. Позже понимают, что воспитатель и психолог для них – протянутая рука помощи и жилетка для откровений. Но усилий и терпения для налаживания такого контакта со стороны педагогов требуется немало, – рассказывает психолог. С каждым подростком сотрудники Центра работают индивидуально, учитывая склонности ребенка, стараются пробудить в нем интерес к учебе и труду. Беседы здесь проводятся на самые разные темы – от личной гигиены до общеразвивающих, но приоритет, по понятным причинам, отдается правовому просвещению.

В центре разрешены свидания с родителями. Ребята их ждут с особым волнением. Вот только приезжают не ко всем и не всегда… Затем воспитатели звонят к ним и просят прийти навестить ребенка. Те же отнекиваются, ссылаясь на нехватку времени, загруженность на работе. И это особо болезненно воспринимают подростки.

 

«Отчий дом»

После 30 дней, проведенных в Центре, ребят, кому некуда идти, поселяют в «Социально­реабилитационный центр для несовершеннолетних». Но если в ЦВСНП отправляют только по решению суда, то сюда может прийти каждый юнец, не имеющий крыши над головой. Сегодня здесь проживает 75 подростков. В первые две недели с детьми работают специалисты из отдела первичной диагностики. В это время «новенькие» временно живут в приемном отделении в изоляции от остальных детей. Медики обследуют ребят, педагоги выявляют степень педагогической запущенности, ведут психологические беседы. После чего составляют индивидуальную программу на ребенка, по рекомендациям которой в дальнейшем работают специалисты из отделения реализации программ социальной реабилитации.

Во время прохождения реабилитации ребят приобщают к труду. С девушками проводят занятия в швейном цехе, где они с удовольствием занимаются рукоделием, шьют и вяжут. Мальчики посещают столярный цех, работают за станками, мастерят из дерева. После занятий подростки разминаются в спортзале. Не пустуют здесь музыкально­хореографический зал и компьютерный класс. При желании ребята могут прогуляться в парковой зоне при Центре. К питанию воспитанников тоже относятся со всей серьезностью. Детям обеспечено ежедневное четырехразовое питание. Круглый год на столах овощи и фрукты. Главная цель работников не просто вернуть ребенка в семью, но и дать понять этим детям, что каждый из них важен и нужен обществу. А подросткам, достигшим совершеннолетия, Центр помогает определиться с выбором будущей профессии и устроиться на работу.

Вынужденные от безысходности сбегать из неблагополучной семьи в бродяжничество, а со временем совершать серьезные правонарушения, эти подростки оказались на обочине жизни. Но каждое учреждение, в чьем ведомстве находятся «трудные подростки», пытается вернуть их за школьные парты и сделать все возможное, чтобы они стали социальноактивными гражданами страны.

.

Настоящее Время

Дайджест

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Детей мигрантов требуют свободно принимать в школы

Детская смертность на дорогах Дагестана растет в арифметической прогрессии

Дагестанским старшеклассникам запретят переводиться в сельские школы

Две тысячи дагестанских детей отказываются посещать школы

В Дагестане вводится «комендантский час» для детей

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия