Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Руслан Гереев: «Интересы государства и религиозных организаций совпадают»

Руслан Гереев

Государство сегодня пребывает в состоянии поиска, не имея идеологии и духовной опоры, оно ищет основания для единства народа и использует для этого все возможности. О том, что является предметом для республиканского регулирования деятельности религиозных организаций, и в чем специфика состояния этих процессов в интервью корреспонденту РИА Дагестан рассказал директор Центра исламских исследований Северного Кавказа Руслан Гереев.

– Терпимость и желание примирения – существуют ли между тремя, скажем основными религиями, как Иудаизм, Христианство и Ислам?

– Большинство религиозных организаций действуют на этих основопологающих принципах мировых конфессий. Традиционные мусульманские организации и организации других конфессий России нуждаются в определенной юридической и финансовой поддержке. Эти организации создают атмосферу толерантности, занимаются духовно-нравственным воспитанием и просвещением молодежи, противодействием распространению экстремизма, укреплением роли семьи в обществе. Но, к сожалению, просветительский и миротворческий ресурс ислама не в полной мере востребован. Укрепление межконфессионального, внутриконфессионального, и межнационального мира, развитие международных отношений обеспечение безопасности общества и его духовное развитие во многом зависят от того, как обстоят дела в религиозной среде. Отсюда следует вывод, что религия - это одна из устоев нашего государства.

Терпимость и желание примирения имеет свои формы выражения в разных религиях, но в своем взаимодействии все эти формы направлены на оказание помощи людям.

Например, такое взаимодействие осуществляется в вопросах укрепления семьи, благотворительной деятельности и поддержке социально незащищенных слоев населения, сохранения и развития ценностей национальной культуры, охраны памятников истории и культуры и т.д.

Одним из важных направлений деятельности религиозных организаций сегодня является социальная помощь малоимущим гражданам. Они берут под опеку сирот и детей из неблагополучных, неполных семей, поддерживают малообеспеченные семьи. Заслужила поддержку и инициатива представителей духовенства всех конфессий Дагестана выезжать с просветительскими, воспитательными целями в исправительные учреждения и места лишения свободы.

Наиболее же значимы и актуальны на сегодня взаимные усилия государственных органов и религиозных объединений в деле духовно-нравственного воспитания граждан, детей и молодежи; в борьбе с такими пороками, ставшими серьезной проблемой современного общества, как наркомания, алкоголизм, преступность и др.

– Руслан Маликович, какого рода комплексные программы, специально разработанные для сферы религий и направленные на достижение этноконфессиональной толерантности в Дагестане существуют на сегодняшний день?

– Государственными органами Дагестана, общественными структурами по направлению поддержки религий накоплен определенный опыт взаимодействия с религиозными объединениями в деле достижения межнационального и межконфессионального согласия. Для установления конструктивного диалога между представителями разных конфессий и государством ведется работа по привлечению религиозных объединений к участию в совместных встречах, диспутах по вопросам, где традиционно сильны позиции религии – это духовно-нравственное оздоровление общества, искоренение социальных пороков, воспитание толерантности и терпимости у молодежи. Республиканские органы власти организуют и проводят научные конференции, круглые столы соответствующей тематики, другие мероприятия в которых принимают участие исламские, христианские и иудейские религиозные деятели.

Государственные органы власти также принимают участие в организации и проведении значимых мероприятий в жизни религиозных объединений. По инициативе религиозной общественности и при участии государственных и общественных организаций проходят форумы и семинары, мероприятия посвященные памяти известных общественных и религиозных деятелей Республики Дагестан.

В плане расширения взаимодействия с религиозными объединениями и мониторинга внутриконфессиональных процессов республиканские органы власти принимают участие в мероприятиях религиозных активов городов и районов, в открытии мечетей и других культовых учреждений, посещают молельные дома, встречаются с руководителями религиозных объединений.

Деятельность наиболее активных представителей религиозных конфессий, отмечаются Почетными грамотами и благодарностями «За большой вклад в развитие межнационального и межконфессионального мира и согласия в Республике Дагестан».

Кроме того, и государственными органами, и общественными организациями, и религиозными объединениями практикуется приглашение представителей конфессий на совместные обсуждения тем, вызывающих общий интерес. В целях установления диалога между представителями разных религий, а также обмена мнениями по вопросам государственно-конфессиональных отношений проводятся встречи духовных лидеров основных дагестанских религий.

Религиозные деятели дагестанских конфессий придают большое значение политике руководства республики в области религий, в котором отмечена заслуга духовенства в укреплении нравственных ценностей, толерантности и уважения интересов друг друга, как совместной и основной задачи государства и религиозных объединений.

Взаимодействие республиканских властей с религиозными объединениями и верующими не ограничивается вышеуказанными мероприятиями. Представители религиозных общин, в том числе нетрадиционных, часто обращаются за помощью в вопросах разрешения определенных ситуаций, обсуждают проблемы, обмениваются мнениями.

Органы государственной власти республики оказывают финансовую помощь мусульманским, христианским и иудейским религиозным организациям в строительстве и реставрации культовых учреждений, в организации и проведении хаджа – паломничества в Мекку и Медину (Королевство Саудовская Аравия). Как и в предыдущие годы, все подготовительные мероприятия по предстоящей хадж-кампании регулируются Советом по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Республики Дагестан и координируются профильными ведомствами по религиозной политике.

Практика государственно-конфессиональных отношений оказывается многообразнее теоретических положений и деклараций. В деле обеспечения прав и свобод граждан, их безопасности, государству принадлежит главенствующая роль.

– Бытует мнение, что для развития толерантных взаимоотношений между религиозными объединениями следует выработать региональную модель конфессиональной политики, которая должна учитывать специфику, к примеру, Республики Дагестан. Возможно ли такое? Если существует такая модель, то на каких принципах она основана?

– Нет необходимости в разработке какой-либо специальной модели для работы с религиозными организациями, но учитывать местные традиции (адаты), менталитет населения, конечно же, нужно. Вся деятельность республиканских органов, духовенства направлена на регулирование взаимоотношений в этой сфере. Права граждан и религиозных объединений закреплены законами и Конституцией Республики Дагестан.

Постоянное внимание главы Дагестана Рамазана Абдулатипова, Правительства РД к вопросам государственно-конфессиональных отношений, межконфессионального согласия в обществе, проблемам религиозных организаций и духовенства республики является важнейшим фактором конструктивного диалога государства и религиозных объединений, доброжелательной межконфессиональной атмосферы в нашей республике.

Моделью такой политики может быть и диалог религий.

Межконфессиональный диалог - основа идеологической работы и призван в первую очередь, не допускать межэтнических конфликтов. В этом смысле Дагестан является очень хорошим примером, поскольку здесь исторически и юридически была создана твердая почва для взаимодействия между представителями различных конфессий, людьми разных национальностей. Работают различные объединения, организации, которые поддерживаются Президентом республики, его администрацией. Реально функционирует все то, чего мы должны добиваться и в других регионах Российской Федерации.

У нас многонациональная, многоконфессиональная республика, межконфессиональный и межнациональный мир, традиции межконфессионального мира являются основой нашего существования в прямом смысле этого слова. Это - наша историческая и сегодняшняя реальность. Представители самых разных этносов и религий в Дагестане ощущают себя действительно единым народом. Используют все свое культурное наследие, богатство и многообразие в интересах всего общества и всего государства. Мы обязаны сохранить и укрепить наше национальное историческое единство.

– У некоторых политиков и даже некоторых духовных лидеров существует мнение, якобы теория Ислама, в отличие от Иудаизма и Христианства, предполагает борьбу с духовным противником с использованием силы и потому этноконфессиональная толерантность - миф?

– Ислам, хритианство, иудаизм – часть национальной культуры и самобытности народов Дагестана. Веками они мирно сосуществовали в Дагестане, и мы твердо намерены следовать мирному развитию культур и религий. Ни одна из этих религий не предполагает никакой борьбы, тем более духовной, наоборот основные постулаты всех религий начинаются с взаимного уважения к представителям других конфессий и народностей.

Этноконфессиональные отношения являются самой сложной и самой значимой сферой человеческих взаимоотношений. Формирование позитивного отношения к своему народу и религии, а также к другим народам и религиям основная задача развития этноконфессиональной толерантности.

Республика Дагестан входя в глобальное мировое пространство, занимает уникальное геополитическое и геокультурное положение. Дагестан занимает первое место по числу культовых учреждений и исламских учебных заведений на душу населения, по уровню религиозности и интенсивности совершения религиозных обрядов не только на территории Северного Кавказа, России, но и СНГ.

Полиэтничный и поликультурный Дагестан может стать примером возможности толерантного сосуществования на небольшой территории представителей многих народов и адептов нескольких религий. Поликультурное сообщество дагестанцев в течение многих веков выработало механизмы нейтрализации возникающих этнических и конфессиональных конфликтов, которые неизбежно возникали в условиях этнополитической и конфессиональной дробности Дагестана. Географическое положение Дагестана таково, что именно здесь сошлись цивилизации Азии, Европы, Востока и Запада.

Идеи толерантности заложены во всех мировых религиях. Содержание межэтнических и межконфессиональных взаимоотношений во многом зависит от способности их участников понимать друг друга и достигать согласия, которое определяется культурой толерантности взаимодействующих сторон. А теперь судите сами толерантность это миф или основа развития любой формы диалога.

– С чем связан рост влияния религиозного фактора на общественную жизнь? Хотя говорим, что церковь, религия отделена от государства, на практике видим иное. К примеру, участие властных структур в выборах духовенства и создании религиозных организаций. То же самое можно сказать и о визитах партийных и религиозных лидеров в Дагестан и их встречи с духовными и общественными деятелями Дагестана. Ваши комментарии по этому вопросу?

– Многие специалисты считают, что рост религиозного фактора в целом связанно с возрождением религиозных и духовно-нравственных ориентиров нашего общества. Я как эксперт могу с четкой уверенностью сказать, что государственно-конфессиональные отношения в республике развиваются на основе прав предоставленных действующим законодательством. Нет никаких объективных оснований для обвинения властей в том, что не соблюдаются религиозные права и свободы граждан, а также призывам за изменение конституционного строя. Мир и стабильность в республике являются определяющими условиями реализации всех программ развития Дагестана. Наряду с решением проблем социально-экономического, политического и культурного развития Дагестана, определен курс на обеспечение мира и гражданского согласия. Реализация этой задачи требует выработки новых подходов в развитии государственно-конфессиональных отношений, поиску адекватных форм сотрудничества с религиозными организациями, способствующих решению задач государственного строительства и гражданского мира. Власти и религиозные организации неоднократно заявляли о готовности к диалогу.

Участие властных структур в различных мероприятиях религиозного характера носит уважительный и прежде всего гражданский характер, а не государственный. Хотя закон не запрещает должностному лицу быть участником общественно-значимых событий, в том числе и религиозных. Это в равной степени относится и к визитам политических, общественных и религиозных лидеров, приезд которых в нашу республику носит сугубо дружественный и созидательный для развития двусторонних отношений характер.

В жизни Дагестанского общества религия и религиозные организации играют заметную роль в общественно-политической и духовной сферах. Принятые в РФ и РД законы о свободе совести и свободе вероисповедания позволили религиозным объединениям осуществлять свою деятельность в самых разных направлениях.

По широкому кругу вопросов интересы государства и религиозных организаций совпадают. Например, в профилактике преступности, возрождении нравственности, социально-благотворительная деятельность, разрешение разного рода конфликтов, миротворчество, противодействие экстремизму и терроризм.

– В последнее время Интернет становится «полем битвы» именно на этноконфессиональной почве. Самые жестокие войны ведутся на электронных сайтах. Учитывая то, что все больше молодежи засиживается именно на различных сайтах электронных СМИ, разрабатываются ли специальные программы «оборонительного характера», пропагандирующие дух терпимости, дающие отпор именно таким электронным войнам?

– На современном этапе в мировом интернет-пространстве функционируют свыше 12 тысяч экстремистских сайтов. Из этого количества более 350 русскоязычные. Сегодня только на Северном Кавказе действуют порядка 25 информационных порталов, откровенно призывающих к межконфессиональной и межэтнической розни. Для разжигания страстей экстремисты используют все наболевшие проблемы, от вопросов земельных отношений до тематики переселения и репатриации наших народов. Все это подаются на фоне якобы ярко выраженной социальной несправедливости, материального и духовно- нравственного расслоения общества.

Использование интернет-ресурсов преступными организациями является проблемой мирового масштаба. К сожалению, на сегодняшний день нет в мировой практике четко выраженной законодательной и нормативной базы, которая могла бы противостоять этому электронному насилию. Злоумышленники находят разные способы ухода от ответственности, регулярно на смену одним создаются новые сайты, меняются электронные адресные и регистрационные данные, чья деятельность тяжело поддаются отслеживанию.

Начиная с 2010 года, Евросоюзом делаются определенные попытки по наведению порядка во всемирной паутине, которые пока, к большому сожалению, особому успеху не привели.

Многие из обычных обывателей полагают, что экстремизм это явление, так или иначе связанное с религией или людьми, исповедующими ту или иную религию, на самом деле экстремистом может любой человек, который, так или иначе, призывает к антиконституционным и другим антигосударственным действиям.

Естественно в большинстве своем эти информационные ресурсы ориентированы на молодежь, так как молодежь является особой социальной группой наиболее всех подверженной религиозно-экстремистской пропаганде. В разрешении этой проблемы велика роль образовательных учреждений и семьи. Каждый родитель, покупая своим детям, компьютер и устанавливая тем самым доступ в интернет должен знать какими информационными материалами, пользуются их дети, какие сайты посещают.

На руках у населения находится много аудио и видео продукции экстремистского толка, такого же содержания ролики распространяются на мобильных телефонах студентов, старшеклассников и в этом направлении тоже предстоит проделать определенную работу.

В эпоху мировой интеграции и глобализации вводить запретительные санкции невозможно, исходя из этого, нам предстоит выработать культуру потребления негативной информации, как это делается во многих европейских странах.

В противовес действующим экстремистским сайтам действуют сайты органов государственной власти Президента и Правительства РД, Министерств и ведомств РД, общественных и религиозных организаций.

Кроме того структуру действующих религиозных организаций дополняют религиозные СМИ: газеты, журналы, теле и радиокомпании, интернет-сайты, Web-страницы, DVD и CD носители просветительского характера. Религиозные СМИ, сайты мечетей, сотрудничают с органами государственной власти и являются активными участниками информационно-аналитических процессов и оказывают серьезное влияние на формирование общественного мнения.

Недопущение вовлечения молодежи в экстремистскую среду, противодействие радикальным идеологиям требует от властей и религиозных организаций активной просветительской, по повышению религиозной грамотности и образовательного уровня населения. Необходимо шире использовать совместный потенциал научных учреждений и религиозных образовательных организаций по усовершенствованию религиозного образования, ее адаптации и интегрирования в систему Российского образования, особенно в части использования мирового информационного и интернет пространства.

Для более эффективного противодействия экстремизму и терроризму необходимо качественное и своевременное информирование населения по вопросам складывающейся религиозной ситуации. Ни один звонок и обращение граждан не должны оставаться без внимания.

- Спасибо Вам, Руслан Маликович за интересную беседу

РИА «Дагестан»

Дайджест

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Руслан Гереев: Руслан Курбанов политически подготовлен для работы в Общественной палате РФ

Руслан Гереев выступил с докладом «Религиозные общины в Дагестане»

Энвер Абдуллаев и Руслан Гереев на радиопередаче Гаджи Алхасова

Руслан Гереев: «Лезгинские общественные организации, диаспоры и власть в республике»

Член Совета ФЛНКА Руслан Гереев в эфире радиостанции "Сафинат"

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия