Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Стратегическая "любовь" Баку к удинам

На Кавказе есть исчезающий народ - удины. По языку они родственны лезгинам, а по вере - армяно-григорианцы. В основном удины живут в Азербайджане и Грузии, а также частично в России. С недавнего времени этот исчезающий народ стал объектом опеки Баку. Власти Азербайджана способствуют возрождению удинской культуры и языка, проводят реставрацию их храмов. В связи с этим среди некоторых удин выросли тюркофильские и антиармянские настроения. Ученые-кавказоведы считают, что рост удинских антипатий к Армении был одной из частей сложной стратегии Баку.

Как говорят эксперты, поддержка Баку удинской культуры - часть сложной стратегии Баку в Кавказском регионе. Первое направление этой стратегии - лезгинский мир. Баку пытается влиять как на "своих" лезгин, так и на "чужих", то есть лезгин юга Дагестана. В случае успеха Баку усмиряет азербайджанских лезгин, переманивает на свою сторону лезгин Дагестана и получает стратегический контроль над дагестанским Югом, тем самым выбивая там почву из-под ног своего соперника - Ирана. Второе направление "удинской стратегии" - религиозно-этническое. Демонстративная поддержка Баку исчезающего христианского народа должна покрыть перед Западом все остальные огрехи в этом направлении.

"Поддержка, пусть и показная, исчезающего удинского народа должна продемонстрировать миру, что азербайджанцы - европейцы, - говорит ученый-кавказовед Энвер Кисриев. - Баку хочет показать Азербайджан как демократическую многонациональную страну, где мусульмане поддерживают христиан, и тем самым противопоставить себя Армении, где армяне якобы третируют всех, кто не армянин. Поскольку удины приняли христианство одновременно с армянами, Баку хочет противопоставить удинское армяно-григорианство армянскому, и поэтому реставрирует удинские храмы".

"Удины служат Баку для удревления азербайджанской культуры, государственности, и открывают Азербайджану дорогу на христианский Запад, куда это закавказское государство стремится изо всех сил, - продолжает Кисриев. - Исследователи еще в 90-х годах назвали Азербайджан "чемпионом по насильственной ассимиляции" нетюркских народов. Поддержка Баку культуры исчезающего народа должна демонстрировать миру, что все в самом деле не так, а наоборот. Кроме того, удины должны послужить примером для остальных лезгиноязычных народов. Баку десятилетиями третирует лезгин, пытаясь показать им, что лезгины на фоне тюрок - люди второго сорта. Лезгины сопротивляются этому, поскольку они никогда не были такими на Кавказе. Похоже, в Баку начинают понимать, что пантюркистский фундамент сейчас вреден для Азербайджана, поскольку азербайджанская нация хочет быть европейской. В Баку рассуждают так: азербайджанцы - это гражданская, а не этническая нация, пусть и с тюркским языком", - говорит Кисриев.

"Для гражданской нации характерна интеграция, а не ассимиляция, как это было принято в независимом Азербайджане, - добавляет эксперт. - Удины должны помочь Баку в интеграции лезгин в азербайджанский этнос. Это относится и к лезгинам "страны огней", и к лезгинам России. Увы, Россия к этому относится равнодушно и идет на серьезные уступки Азербайджану. Пример тому - договор по Самуру, который в 2010 году подписали Медведев и Алиев. По сути, Дмитрий Медведев тогда подписал антироссийский договор", - сказал Энвер Кисриев "Большому Кавказу".

Удины - коренной народ исчезнувшего государства Кавказская Албания. С древних времен они были тесно связаны с Арменией и армянской культурой. Их религия - армяно-григорианское христианство, духовный лидер - Католикос всех армян. Армянское видение "удинской стратегии" Баку изданию изложил армянский ученый и публицист Левон Мелик-Шахназарян.

"Очевидно, что Баку хочет с помощью удин повлиять на Арцах, или Нагорный Карабах. Среди ученых принято считать, что удины - это коренное население Карабаха, и что в жилах карабахцев есть удинская кровь. На самом деле удины исторически жили в Нуфуарехском и Арташинском регионах. Ныне это Габалинский район Азербайджана. В этом районе есть удинское село Нидж. Удины, которые живут в России, как и удины Ниджа, традиционно связывали свои надежды с Россией и Арменией, но никак не с независимым азербайджанским государством и не с тюркским или турецким миром. Сохранилось обращение удин к русскому царю Петру I, в котором они жалуются на притеснения со стороны тюрков, насильственное отуречивание и склонение к принятию ислама.

Удины гордились своей близостью к армянам, у многих из них армянские фамилии. В армянском героическом эпосе есть многие герои-удины, в частности Саркис Токунян. Армяне и удины были близки друг к другу до тех пор, пока в регионе не обосновались пришлые тюркские племена. Тюрки врезались в межнациональный мир Кавказа клином. В 1918 году удины, вместе с армянами и курдами-езидами, пережили резню, которую устроили в нынешнем Азербайджане турецкая армия Нури-паши и азербайджанские бандформирования. Часть удин бежала в Грузию, где основала село Зенобиани.

Ассимиляция удин началась еще в советское время. В 40-х годах в Азербайджане удинским числилось только село Нидж. В 70-х я там был, поскольку мне были интересны удины. Удинская община в Баку, которая на все лады славословит Алиева, вместе со всеми чадами и домочадцами поместится в салоне одного микроавтобуса. Тон задают там несколько ренегатов во главе с Робертом Мобиле, главой Удинской общины Азербайджана. Баку стал эксплуатировать удинский фактор еще в конце 90-х годов. Гейдар Алиев провозгласил открытие в Азербайджане независимой от Эчмиадзина Албанской Удинской церкви. В 2005 году режим Алиевых провел "реставрацию" удинских церквей в Нидже. Во время "реставрации" как бы невзначай были стерты все настенные надписи на армянском языке - богослужебном языке удин. Судя по всему, Баку хочет использовать удинский фактор с целью влияния на Арцах, который когда-то якобы был "удинской территорией". Но фактора как такового нет, есть одна голая пропаганда, мыльный пузырь", - говорит Левон Мелик-Шахназарян.

Артур Приймак

Большой Кавказ

Дайджест

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Президент Ирана 12 ноября совершит визит в Азербайджан

В Москве состоится круглый стол на тему: «Удины и удинский язык в России»

В Азербайджане отмечается 1700-летие принятия христианства Кавказской Албанией

Энвер Кисриев: Азербайджан использует удин для «удревления» своей истории и противопоставления их армянам

Азербайджанские лезгины между Москвой и Анкарой

Комментарии (7)
Комментарий #7, дата: 15 октябрь 2013 00:34

граждан с фамилией Данакари трое. Один по имени Ричард руководит удинской общиной города Волгограда (это его слова любят цитировать азербайджанские СМИ) [5]:

«Я хочу, чтобы Албанская Гандзасарская церковь, которая присвоена армянами, была бы восстановлена и чтобы служба там шла на албанском языке»

второй – Рафик Данакари, как мы уже упомянули, «окормляет» паству в Азербайджанской республике, третий – Олег там же руководит удинским культурным центром.

Семейный подряд.

Роберт Мобили встречается с Патриархом Константинопольским Варфоломеем I.

SONY DSC

Автокефалии (независимости) агванского (албанского) католикосата никогда в истории не существовало кроме короткого периода, когда католикос агуванкский (албанский) Нерсес, пользуясь слабостью Святого престола и Католикоса Всех Армян, восстал и решил «уйти под Константинополь». Нерсеса силой оружия успокоили собственные албанские дворяне !!!!!, иных поползновений к получению автокефалии у Албанской церкви не было ни когда.

Безусловно, в Баку не собираются создавать новую церковь на своей территории. Тему раскачивают для того, чтобы сохранить в своей сфере лезгинскую, и следующую в ее фарватере, удинскую общины. Второй момент это стравливание удин, лезгин и армян на почве дележа так называемого «культурного наследия» кавказских албанов. И, наконец, третье, эксплуатация албанского культурного наследия, как наследия «древнего Азербайджна».


Комментарий #6, дата: 15 октябрь 2013 00:29

Слова Роберта Мобили«Исторической родиной удин является Азербайджан. Удины — один из первых этносов, принявших христианство на Кавказе. Албанский царь в 313 году объявил христианство официальной государственной религией. После чего на территории Азербайджана начало формироваться христианство».

Вы что-нибудь поняли?

Я – нет!

 

Единственная полуправда во всем тексте это факт крещения царем Урнайром Кавказской Албании в 313 году.

lusavorich100512Остановимся на этом факте подробнее. Азербайджанские фальсификаторы по какой-то неведомой причине забыли указать на то, что царь Кавказской Албании Урнайр и все его войско были крещены через 12 лет после крещения Армении. А крестил Кавказскую Албанию армянский священномученик Григорий Лусаворич (Просветитель).

Ведь царь Урнайр с войском пришли в Армению и крестились именно там, о чем существует множество свидетельств.

Но эта информация невыгодна бакинским фальсификаторам, поэтому она и была изъята из азербайджанской истории.

Идет процесс непрерывного поиска исторической платформы для обеспечения доказательной базы по формуле «удины, лезгины, талыши – автохтоны древнего Азербайджана» и как рыбы прилипалы, следуя этой формуле движутся в будущее закавказские турки, которых во времена расцвета культуры кавказских албан в регионе попросту не существовало.

 


Комментарий #5, дата: 15 октябрь 2013 00:22

Для того, чтобы присвоить историю древних автохтонных народов нужно немного старания. Достаточно найти одного предателя среди представителей такого народа, накормить его, пообещать сытой и (самое главное!) безопасной жизни.

Таким «павликом морозовым» в удинской семье стал Роберт Мобили, незадорого продающий древнейшую историю собственного народа, могилы своих предков и веру – закавказским туркам.

Итак, читаем слова Роберта Мобили, сказанные им на праздновании 1700-летия принятия христианства в качестве государственной религии Кавказской Албанией.


Комментарий #4, дата: 14 октябрь 2013 23:22

Есть турецкая  пословица  иди  и  умри ,  приходи и  я    буду  любить  тебя . Турки  вырезали   всех  христеан - монофизитов ! Армяне   кое  как  выжыли ,  а  вот  удинам  повезло  меньше  ! И  ещё  кто  то  смеет  говорить  ,  что к  удинам в  Азербаклажании  относятся  хорошо  ???


Комментарий #3, дата: 13 июль 2013 22:41

 

Цитата: kerimk
У удин был свой богослужебный язык. В своё время армяне немало потрудились на ниве арменизации удин.

Похоже что Вы большой знаток удинской истории, почему бы не вам написать статью. В любом случае пожалуйста подскажите где я могу найти информацию (источники) по этому поводу.

 

Цитата: kerimk
Кто из них больше преуспел в стирании истории Кавказской Албании - вопрос интересный.

Если армяне (как закавказские турки) заинтересованны в стирании истории Кавказской Албании (Агванка), то почему до сих пор историки имеют возможность исследовать, а затем и ссылатся на древние рукописи, которые хранятся в Матенадаране и в Эджмиацине? Почему в Ереване проходят конференции по этой теме? Почему армянские ученые занимаются историей Кавказской Албании?

 

P.S. Пожалуйста впредь не сравнивайте закавказских турок с армянами.


Комментарий #2, дата: 13 июль 2013 19:05

Турки, твари вонючии, лезгины никогда им не поверят.


Комментарий #1, дата: 12 июль 2013 00:27

"...настенные надписи на армянском языке - богослужебном языке удин" - ?


У удин был свой богослужебный язык. В своё время армяне немало потрудились на ниве арменизации удин. Затем азербайджанцы приступили к их тюркизации. И что интересно, и те и другие находили в этом грязном деле поддержку имперского центра, который с переменным успехом ангажируют на свою сторону армяне и азербайджанцы. Кто из них больше преуспел в стирании истории Кавказской Албании - вопрос интересный. Поэтому удинам и лезгинам не стоит брататься ни с армянами, ни с азербайджанцами - чума на оба их дома (разумеется, националистических дома, а не адекватных людей).




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия