Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Дербент: Заря ахнула от изумления, взглянувши на него впервые…

«Заря ахнула от изумления, взглянувши на него впервые…»

Так начинает описание Дербента Александр Бестужев-Марлинский

Дербент, действительно город необычайный. Это единственное место, где Кавказские горы спускаются к Каспию так близко, что ширина прибрежной полосы равна всего 3 км. Этот узкий проход перекрыт городом-крепостью. Греки называли его Албанским проходом, римляне – Хазарскими воротами. Арабы, очарованные красотой Дербента, назвали его Баб аль-Абваб – «Ворота ворот». В разные времена давали городу разные названия, но все они связаны со словом "ворота".

Название "Дербент" - персидское, восходит VI в. н. э. и дословно означает "Узел ворот" или "Замок ворот". Русские называли этот город "Дербень" или "Железные врата".

Каждый народ воспевает силу, ловкость, храбрость своих героев, сражавшихся с врагами. Орды степных кочевников бились с жителями гор, но свободолюбивые народы не сдавались. Развалины дербентских памятников будто воскрешают бурный и героический период истории. Дербент - один из древнейших городов мира и самый древний город России. Он древнее "вечного" Рима и существовал задолго до появления многих современных государств.

Город с историей, уходящей корнями в «лохматую древность», можно назвать городом - музеем. Здесь сохранились минареты и мечети, бани, ханские мавзолеи и другие памятники градостроительства, созданные в течение 5000 лет.

Журнал «Всемирный следопыт» в числе «Семи чудес России» назвал Цитадель «Нарын-кала» в Дербенте. Считалось, что первыми жителями города были кавказские албанцы. Однако раскопки, (1971г.) обнаружили на этом месте поселение IV–III тыс. до н. э. Каменные и бронзовые изделия, древние орудия труда, фигурки богини плодородия, доказали, что история Дербента насчитывает не менее пяти тысячелетий.

«Дербент являлся железными вратами; это была огромная стена, предназначенная отделять Азию от Европы и остановить своим камнем и бронзой вторжение скифов, этой грозы древнего мира, в самом имени которых слышался свист их стрел». (Александр Дюма, «Путешествие на Кавказ».)

В III–I тыс. до н. э. на землях современных Азербайджана и Дагестана возникло могущественное государство – Кавказская Албания, в состав которой входил Дербент.

С приходом к власти сасанидских правителей (226г.) в Персии началась борьба против Рима за влияние на Кавказе. Горские народы приняли активное участие в войне понтийского царя Митридата IV Евпатора с римлянами.

В середине III в. н. э. юг Дагестана до Дербента был захвачен персидским царем Шапуром I, учинившим «разрушения и пожарища». Власть персов продолжалась около трех веков.

Шах Кавад (486-531 гг.) заложил здесь каменную крепость, а его сын Хосров I Ануширван (531-579 гг.) перегородил проход между морем и горами 40-км крепостной стеной, возвел мощную цитадель Нарын-Кала ("Солнечная крепость"), построенную на высоком отроге Джалганского хребта, соорудил порт.

Дербентскую цитадель и горную систему укреплений Даг-бары, по праву называют Великой Кавказской стеной. Именно в местечке называемом Ворота Джарчи-капы народы Ближнего и Среднего Востока "отгородились" мощными укреплениями от набегов кочевых племен из степей Юго-Восточной Европы.

Идея перегородить гигантской стеной большой участок земли от моря до высоких гор казалась бы фантастической, если бы не стояла перед горцами. Идея сделать две таких стены, устроив между ними поперечный "город-коридор", - невероятна, но и это осуществлено. Горная стена, уходящая от крепости далеко на запад в Кавказские горы сравнима по значению с Великой Китайской стеной. Крепость и старый город включены ЮНЕСКО в список «Мирового наследия»

В северо-западной части цитадели есть подземное сооружение, перекрытое крестовыми сводами, долгое время считалось вырубленным в скале водохранилищем. Однако исследователями установлено, что это - крестово-купольный христианский храм, построенный в V в., а затем погребенный мощными тысячелетними пластами. По свидетельству историков, Дербент до сер. VI в. был христианским центром Кавказа. Затем почти на всей территории распространился зороастризм, чему способствовало переселение Хосровом I в Дербент и его окрестности персов. В это же время здесь появляются предки современных горских евреев

В 626 г., заключив союз с Византией, тюрки и хазары захватили Дербент, а в 654 г. в Дербент ворвались арабы. Дальнейшие события арабо-хазарской войны до 735 г. это взаимные набеги, грабежи и ожесточенная борьба. Сплотившиеся благодаря исламу воинственные племена арабов создали мощное государство - Арабский халифат, разгромившее Сасанидов. Арабы незамедлительно начали борьбу за овладение Дербентом и в начале VIII в. окончательно отвоевали его у хазар.

Знаменитый арабский полководец Маслам бен Абд-Ал-Мелик, ближайший родственник арабских халифов, за плодотворную строительную деятельность назван историками "вторым отцом" Дербента. С 735 г. Дербент стал военно-административным центром Арабского халифата, крупнейшим торговым центром и портом, очагом распространения ислама в Дагестане.

После распада Арабского халифата в X-XII вв. на территории Дагестана возникло множество этнополитических образований. Крупнейшим таким образованием, а также культурным и торговым центром был Дербентский эмират. Эмир и знать Дербента были арабского происхождения, в эмирате господствовали арабский язык и ислам. Дагестанские города начали распространение ислама из Дербента, где была возведена первая мечеть в Дагестане.

Еще в 987 г. эмир Дербента "тайно искал помощи против раисов у русов", прибывших в этот район на 18-ти судах. Русы находились на службе в Дербенте в качестве гулямов (слуг), составляя гвардию эмира. Дербентский эмират просуществовал недолго. Воины Чингисхана покорившие Китай, государства Средней Азии, Иран и Древнюю Русь, тоже совершили набег, но не смогли взять штурмом крепость Дербента, а только обошли его. Второй поход монголы совершили в 1239 г. под предводительством Батыя. В этот период Дагестан был ослаблен междоусобицей, и Дербент был взят после длительной осады.

Создав в Средней Азии обширное государство, Тамерлан стал претендовать на создание "мировой империи" и в 1395 г. во главе огромной армии из Азербайджана через Дербентский проход проникает в дагестанские владения.

С XVIII в. Восточный Кавказ вошел в сферу государственных интересов России. 23 августа 1722 г. Петр I с войсками без боя вступили в Дербент. Он писал тогда об этом в Сенат: "Наиб сего города и ключ понес от ворот. Правда, что сии люди не лицемерно, любовью приняли и так нам рады, как бы своих из осады выручили". В память о его пребывании сохранена землянка, в которой якобы жил тогда великий император. В 1806 г. Дербентом овладели русские войска, были установлены границы с Персией и Турцией.

Многие выдающиеся люди побывали в Дербенте и писали о нем. Это Плиний Старший (23–79), Тацит (55–120), Птолемей (70–147), Плутарх (II в. н. э.), Моисей Каланкатуйский; IV в), Аль-Масуди (X в), Гильом де Рубрук (1253 г.), Марко Поло (1295 г.), Афанасий Никитин (1466 г.), Дмитрий Кантемир (1722 г.), Самуэль Готлиб Гмелин (1770 г.) и др.

О Дербенте упоминается даже в одной из сур Корана. Существует историческая хроника «Дербент-наме» Мухаммеда Аваби, подаренная Петру I в 1722 г, и средневековое сочинение «Тарихи Баб аль-Абваб» – о жизни Дербента в X–XI вв. Первое письменное упоминание Каспийских ворот принадлежит древнегреческому историку Гекатею Милетскому и относится к VI в. до н. э. Писал об этих местах и «отец истории» Геродот в связи с походом в конце VIII – начале VII в. до н. э. скифов в Азию, куда они вторглись «по верхней дороге, имея по правую руку Кавказские горы»…

В 1647 г. Знаменитый путешественник, голштинский посол Адам Олеарий написал: Городские стены «столь широки, что по ним можно ехать в телеге». Между стенами, отстоявшими друг от друга на 350–450 м., и располагался средневековый город. Его строили из дербентского камня – желтоватого известняка, красивого и очень прочного. «Из него построена вся крепость и весь Дербент. Он такой крепкий, что даже те стены, которые уходят в море, водой не размываются», - продолжает Олеарий. Приводит он и другие цифры: «Повыше города через горы, лесистые здесь, построена была стена толщиной в 3 фута, которая тянулась на 60 миль (почти 100 км.) в сторону Понта» (Эвксинского, т.е. Черного моря.).

Подробное описание города оставил, сосланный сюда писатель-декабрист А. А. Бестужев-Марлинский. Город ему напоминал "огромного удава, который под чешуей домов растянулся с горы на солнышке и поднял свою зубчатую голову крепостью Нарын, а хвостом играет в Каспийском море". В повести «Аммалат-бек» он пишет: «Изумительна неподвижность азиатского быта в течение стольких веков». Азия «решительно принадлежит не времени, а месту».

В 2008 году академик Эдуард Ртвелидзе, завершил работу над книгой «Александр Македонский в Бактрии и Согдиане». Ученый в течение многих лет изучал древние пути, по которым некогда продвигались войска Александра Македонского и пришел к выводу, что «Согдийская скала», место убежища семьи Оксиарта, родителей жены Александра - Роксаны, находилась в районе знаменитых Железных ворот. Исследователь считает, что более всего ему соответствует ущелье Бузгалахана, расположенное к западу от аула Дербенд. Так что, вполне возможно, что свою свадьбу македонец отпраздновал в Дербенте.

Современный Дербент – город со 120-тысячным населением. Если говорить о национальностях, то большинство – лезгины и азербайджанцы, затем идут табасаранцы, даргинцы, евреи, русские, агулы…

При упоминании Дербента в памяти всплывает знаменитый дагестанский коньяк. Но все-таки главное в Дербенте не коньячный завод, а Нарын-кала, древняя крепость, узкие восточные улочки, плоские крыши, живописные дворики, где, кажется, время давным-давно остановило свой бег.

Эти древние крепостные стены, неторопливый ритм жизни предполагают особое, доброжелательное спокойствие, свойственное местным жителям. Атмосфера «векового спокойствия» распространяется на все. Суета отступает, в людях проступает главное, доброта и удивительная толерантность. Эта древняя земля, седой Каспий и мудрый Кавказ видели столько потрясений, что, кажется, потрясти их уже не сможет ничто.

Люди этого благодатного края хотят жить мирно, в ладу с Богом, людьми и традициями своего народа.

Мусульмане говорят: «Хочешь порадоваться иди на кладбище, грустишь – иди на кладбище». Могильные камни все высокие и тонкие. На плите пиктограммой изображен вид деятельности покойного. Тут похоронены сорок свидетелей пророка Магомета. И здесь нет разделения на бедных и богатых. Машинист тепловоза лежит недалеко от свидетелей пророка.

Дагестан никогда не делил свой народ по каким-то этнографическим признакам. Главное – чтобы это был Человек. Самое высокое звание горца.

.

Аксакал.инфо

Дайджест

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Дербент. Два тысячелетия на перекрестке истории

ФК "Кабала" впервые в своей истории вышел в групповой турнир Лиги Европы

Дербент празднует 2000-летие. Конференция в Москве

Древнейший город России, которому невесть сколько лет

Боль Дербента. Город утраченных возможностей

Комментарии (2)
Комментарий #2, дата: 16 июль 2013 12:30

Иногда пытаешься понять суть статей, которых нам дают на обозрение. Создается впечатление, что ФЛНКА соглашается с фальсификацией истории. Какая армия Азербайджана в 1395 году?в 1395 г. во главе огромной армии из Азербайджана через Дербентский проход проникает в дагестанские владения. А до Дербента были азерские владения ? В чем смысл данной статьи? И почему вы ее поместили  на сайте ФЛНКА? Пожалуйста, дайте мне ссылку на эту статью. Поместив данную статью на вашем сайта, вы оправдываете ложь, написанную в ней


Комментарий #1, дата: 15 июль 2013 21:06

 в 1395 г. во главе огромной армии из Азербайджана через Дербентский проход проникает в дагестанские владения.

Это о чем? 
Складывается ощущение что статью насписал азербайджанец и носит некий примирительно-успакаивающе-заказной характер.
Если говорить о национальностях, то большинство – лезгины и азербайджанцы,
 т.е первое место у лезгин отобрали?
Вопрос для ФЛНКА: Какая смысловая нагрузка у этой статьи, что нам дает эта статья?
Для чего вы тиражируете зашифрованные листовки азерагитпрома? Кто автор статьи?

 




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия