Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

В Азербайджане отмечается 1700-летие принятия христианства Кавказской Албанией

Справка ЛезгиЯр:

Население Кавказской Албании — албаны (не имеют отношения к балканским албанцам и представителям казахского рода албан) — изначально представляло собой союз 26 племён, говоривших на различных языках лезгинской ветви нахско-дагестанской семьи. К ним относились албаны, гаргары (рутульцы), утии (удины), гелы (агулы), чилби, леги (лезгины), сильвы, лпины. Древняя родина лезгин Кавказская Албания занимала часть территории современного Азербайджана, Грузии и Дагестана.

В селении Нидж Кабалинского района Азербайджана в субботу проходит праздничное мероприятие «Десятая годовщина возрождения», посвященное десятилетней годовщине возрождения албано-удинской церкви и 1700-летию официального принятия христианства Кавказской Албанией в качестве государственной религии. Мероприятие организовано Государственным комитетом по работе с религиозными структурами совместно с албано-удинской христианской общиной Азербайджана.

Председатель албано-удинской христианской общины Роберт Мобили, выступая на мероприятии, проходящем в церкви Джотари Святого Елисея в селении Нидж, отметил, что 170 лет назад Албанская церковь была передана армянской григорианской церкви, однако удины для сохранения своего языка, культуры и верности Албанской церкви отказались посещать григорианскую церковь и стали молиться дома. В советский период проведение богослужений под давлением государства практически приостановилось. А после обретения Азербайджаном независимости удины смогли достигнуть определенного возрождения в этом направлении, отметил Мобили.

Когда Азербайджан обрел независимость, албано-удинская христианская община в первую очередь прошла государственную регистрацию в 2003 году. Затем начались работы по восстановлению церквей и проведению богослужений. В рамках этих работ в 2003 году была восстановлена одна из древнейших церквей Кавказа - храм Киш в Шекинском районе, а в 2006 году был восстановлен один из трех христианских храмов в селении Нидж - церковь Джотари Святого Елисея.

«Исторической родиной удин является Азербайджан. Удины - один из первых этносов, принявших христианство на Кавказе. Албанский царь в 313 году объявил христианство официальной государственной религией. После чего на территории Азербайджана начало формироваться христианство. После обретения независимости Азербайджаном историческая справедливость восторжествовала, и албано-удинская церковь была восстановлена. Сегодня удины считаются преемниками богатого религиозно-культурного наследия Албанской апостольской автокефальной церкви. Однако для возрождения этой церкви в будущем в Азербайджане необходима дополнительная поддержка», - сказал Мобили.

Председатель общины добавил, что сейчас в селении Нидж, где компактно проживают удины, ведутся работы по благоустройству. За последние 10 лет Президент Азербайджана Ильхам Алиев дважды посетил это селение, что является наглядным примером внимания и заботы, оказываемой государством.

Архиепископ Бакинский и Азербайджанский отец Александр в своем выступлении отметил, что в Азербайджане уделяют серьезное внимание сохранению национальных духовных ценностей.

«Многонациональность - наше достояние. В Азербайджане на государственном уровне уделяют особое внимание и заботятся о сохранении этого разнообразия. Восстановление албано-удинской церкви является наглядным примером этого внимания, потому что данный храм - один из носителей этой истории», - сказал отец Александр.

Присутствующие на мероприятии Архиепископ Бакинский и Азербайджанский епархии Русской православной церкви отец Александр, председатель общины удин Волгограда, профессор Ричард Данакари, председатель общины удин, компактно проживающих в Кварельском районе Грузии, Мамули Нешумашвили, представитель Римской католической церкви в Азербайджане Владимир Фекете, председатель религиозной общины горских евреев Азербайджана Милих Евдаев, региональный представитель Управления мусульман Кавказа, а также представители дипломатических корпусов в Азербайджане и другие гости оценили восстановление и начало работы албано-удинской церкви как важное событие.

В рамках мероприятия также была организована фотовыставка «Десятая годовщина возрождения». Помимо этого, гостям были представлены различные издания, посвященные истории албано-удинской церкви. Празднование продолжилось культурной программой. Вечером в рамках мероприятия во дворе церкви Джотари для мусульманской общины будет организован ифтар.

Отметим, что в селении Нидж, помимо церкви Чотари, также находятся церкви Гёй и Булун.

Лезгинский Национальный Портал Lezgi Yar

Дайджест

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

В Кабалинском районе сход ученых (тема - "Кавказская Албания")

Революционный труд Albania Caucausica

Доисламский мир Кавказской Албании

Удины в стороне не останутся

Библиотека

Комментарии (9)
Комментарий #9, дата: 29 ноябрь 2014 20:11

Чтобы привязаться к истории Кавказской албании, бакинская лженаучная "история" способна на любые чудеса и выдумки. Ради этого предпринимались даже попытки утвердить своими предками древних лезгиноязычных удин. А раз так, то пришлые степняки-кочевники автоматически приобретали бы свою "историю", в которой им тоже нашлось бы место, как автохтонам Кавказа.  Но они просчитались,  ввести в заблуждение серьёзных  учёных на кабинетных сказках у них не получилось. Но попытки запудрить мозги в этом направлении со стороны азерагитпрома продолжает иметь место. Давайте будем бдительными, и историю бакинских "историков" воспринимать, как мухьамы. 


Комментарий #8, дата: 15 октябрь 2013 00:06

Цитата: hАйи Тор
Цитата: zzz
армяне вы имейте совесть хотя бы на этом сайте не присваивайте себе Албанское наследие !   как не стыдно ?  

Что ты знаешь о Кавказской Албании?! 
Странное мнение, значит те албанцы (если вы из считаете полностью лезгинами) которые решили сохранить христианскую Веру и "вошли в современный армянский народ" менее правы чем те которые под натиском ислама приняли его и влились в совеременный азербайджанский и лезгинский народы?
Дайте мне и дальше повод уважать лезгин как народ, не говорите ерунду!
И заметьте всё это "армяне у нас воруют" началось в последние пару десятков лет...

Брат читай ниже  про Агуванкский  католикосат .


Комментарий #7, дата: 14 октябрь 2013 23:59

 

В I веке распространению христианства в Армении способствовал ряд внешних и внутренних факторов. Так, например, в то время христианство получило широкое распространение в соседних с Арменией странах: Каппадокии, Осроени и Адиабенэ, торговые, политические и культурные связи с которыми создавали благоприятные условия для распространения христианства в Армении.
Кроме того, в I-III веках Малая Армения политически являлась частью римской провинции Каппадокии, и вполне естественно, что христианство могло через Малую Армению распространяться в Великой Армении.



Комментарий #6, дата: 14 октябрь 2013 23:58

 

В конце II - начале III веков христиан в Армении преследовали цари Вагарш II (186-196), Хосров I (196-216) и их преемники. Эти гонения описал епископ Каппадокийской Кесарии Фирмилнан (230-268) в своей книге “История гонении на Церковь”.

Первостепенную роль в принятии христианства сыграли Григорий Просветитель Армении, ставший первым Католикосом Армянской Церкви (302-326), и царь Армении Трдат III (287-330).

Сестра царя Хосровадухт неоднократно видела сон, в котором ей сообщалось, что Трдата может исцелить только заключенный в темницу Григорий. Григорий, чудом оставшийся в живых, был освобожден из заключения и торжественно принят в Вагаршапате. Он сразу же собрал и предал земле мощи дев-великомучениц, а затем, после 66-дневной проповеди христианства, исцелил царя.
Царь Трдат вместе со всем двором принял крещение и провозгласил христианство государственной религией Армении.



Комментарий #5, дата: 14 октябрь 2013 23:57

 Вo времена св. Григория христианство принял агуванкский царь Урнайр. После смерти первого агванкского епископа его преемником стал старший сын Католикоса Вртанеса Григорис. Обновив церковь в Цуре, Григорис отправился с проповедью Евангелия в страну мазкутов, где позже принял мученическую смерть по приказу царя Санесана Аршакуни в 337 году. Без сомнения, мученичество Григориев было связано с преследованием христиан персидским царем Шапухом II. Останки св. Григориев были похоронены его учениками в Амарасе Арцахском, ставшим впоследствии епископским престолом.



Комментарий #4, дата: 14 октябрь 2013 23:54

 

В 353 году по единодушному согласию армянской знати Католикосом был избран внук Католикоса hУсика (341-347) князь Нерсес.
Год спустя Католикос Нерсес созвал Собор в Аштишате, который вошел в историю как Первый Армянский Национально-Церковный Собор.
Собор постановил организовывать в различных регионах Армении приюты для нищих, сиротские дома, больницы, лепрозории и другие благотворительные учреждения. Также на Соборе было решено основывать монастыри, в том числе и женские, и открывать в них школы.
Собор запретил хоронить умерших по обычаю язычников - с плачем и воплями, разрывая на себе одежду - поскольку христиане верят в загробную жизнь. Запрещался брак близких родственников. Рекомендовалось удаляться от пьянства, разврата, убийства, милосердно относиться к слугам, не обременять тяжелыми налогами народ и т.д.


Комментарий #3, дата: 14 октябрь 2013 23:47

 

На Аштишатском Соборе обсуждался вопрос об арианстве. Известно, что на Первом Вселенском Никейском Соборе было утверждено вероопределение о божественности Христа. Католикос Аристакес (326-328/9) привез в Армению Символ Веры Никейского Собора, который был принят св. Григорием Просветителем.

В середине V века, после падения армянского царства Аршакидов края Великой Армении Утик и Арцах присоединились к данной территории, образовав Агванкское марзпанство со столицей Партав (в крае Утик). Фактически, с начала V века под названием Агванк имелась ввиду территория Агванкского марзпанства.
В те времена границы любой церкви определялись политическими границами. Поэтому при образовании Агванкского марзпанства епископские престолы Арцаха и Утика, присоединившись к Агванкским епископским кафедрам, образовали так называемую Агванкскую Церковь, которая со временем преобразовалась в католикосат, оставаясь в духовном подчинении католикосату Армении.
Поскольку административным центром Агванкского марзпанства был Партав, основанный в 460 г., то и епископ Партава удостоился особого положения и постепенно сформировалась идея его главенства в Агванкской Церкви. Уже в начале VII века епископ Партава становится Католикосом Агванкского марзпанства. Таким образом в лоне Армянской Церкви формируется автономная Церковь во главе с местным Католикосом. Обряды, верования и язык Агванкской Церкви были армянскими.
Агванкский католикосат просуществовал до 1813 г. когда был преобразован в митрополию, а затем разделен на две епархии: Карабахскую и Шамахинскую.


Комментарий #2, дата: 07 сентябрь 2013 21:06

Цитата: zzz
армяне вы имейте совесть хотя бы на этом сайте не присваивайте себе Албанское наследие !   как не стыдно ?  

Что ты знаешь о Кавказской Албании?! 

Странное мнение, значит те албанцы (если вы из считаете полностью лезгинами) которые решили сохранить христианскую Веру и "вошли в современный армянский народ" менее правы чем те которые под натиском ислама приняли его и влились в совеременный азербайджанский и лезгинский народы?

Дайте мне и дальше повод уважать лезгин как народ, не говорите ерунду!

И заметьте всё это "армяне у нас воруют" началось в последние пару десятков лет...


Комментарий #1, дата: 12 август 2013 17:39

Цитата: Артур Абрахам
На фото типичкая Армянская церьковь......чего чего отмечают азвебаржанцы!?))))))...

Все церкви Армении, Албании и Грузии были похожи точь в точь. Посмотри на грузинские церкви, даже при том что они стали православными, церкви у них не как православные у русских, а такие же как у армян и агванцев.
А чего ты удивляешься? В Азербайджане день города Ереван праздновали! В сети можно найти эту новость




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия