Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Иса Гамбар: визит Путина показал зависимость Алиева от внешнего влияния

Визит президента России Владимира Путина в Азербайджан продолжает находиться в центре внимания прессы, политиков и экспертов. Обзор мнений экспертов в Баку – в следующем материале «Кавказской политики».

 

Габиль Гусейнли: «Азербайджан будет наблюдателем в Таможенном союзе»

 

Независимый политолог Габиль Гусейнли в интервью АПА заявил, что после визита Путина, возникший между двумя странами ажиотаж (имеется в виду накопленный в отношениях негатив – Р.Ш.), лопнул как мыльный пузырь.

 

«У Азербайджана были определенные ожидания, связанные с Россией, и поэтому он обещал определенные компромиссы. Однако Владимиру Путину дали понять, что Азербайджан не в состоянии удовлетворить абсолютно все геостратегические интересы России. Наряду с этим, ясно, что достигнуты соглашения по ряду принципиальных вопросов — например, о возобновлении эксплуатации нефтепровода Баку-Новороссийск, снятии эмбарго на продажу оружия Азербайджану, участии Азербайджана на первых порах со статусом наблюдателя в некоторых созданных Россией организациях, и др. Здесь речь идет о Таможенном союзе. Условия Азербайджана такие – в ряде вопросов первый шаг должна сделать Россия — например, положить конец ненужному ажиотажу в связи с поставками оружия Азербайджану».

 

По мнению политолога, хотя Путин не озвучил конкретных компромиссов в связи с нагорно-карабахским конфликтом, однако все же можно ожидать каких-то подвижек в урегулировании этой проблемы: «Главное, что после этого визита уже нет той ситуации между Россией и Азербайджаном, которая напоминала холодную войну», — считает Гусейнли.

 

Расим Мусабеков: «Россия решила иметь дело с Ильхамом Алиевым»

 

Депутат парламента политолог Расим Мусабеков сообщил АПА, что этот визит был важен сам по себе: «После возвращения Владимира Путина в Кремль, диалог с Азербайджаном был как бы, приостановлен. Но этот визит возобновил диалог. Видимо, решили, что следует иметь дело лишь с Ильхамом Алиевым и осуществили этот визит, не дожидаясь выборов. Было доказано, что Азербайджан является для России важным партнером в Каспийском бассейне, в вопросах связанных с Южным коридором, Северным Кавказом, Ираном и пр.

 

Естественно, все это должно и будет осуществляться на принципах равноправного партнерства, на прагматичной основе». Мусабеков не ожидает, что этот визит принесет конкретный результат по главной проблеме Азербайджана — вопросу Нагорного Карабаха. В любом случае, президент Азербайджана извлек из этого визита дивиденды, которые проявят себя в ходе будущих переговоров. Касаясь проекта Таможенного союза, Мусабеков считает, что Россия пока что не приглашала Азербайджан в этот проект.

 

Муса Гасымлы: «Следует ценить желание Путина видеть Азербайджан в числе друзей России»

 

Другой депутат и политолог Муса Гасымлы считает, что взаимоотношения Азербайджана с Россией базируются на взаимных интересах и ориентированы на дальнейшее развитие сотрудничества: «Полагаю, что реализация этих документов поднимет взаимоотношения двух стран на новый уровень. Заявления обоих президентов требуют тщательного анализа. Высказанное Путиным мнение о сотрудничестве с Азербайджаном важно. Следует ценить его желание видеть Азербайджан в числе друзей России. Идея мирного урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта — из этого же ряда. Мы ждем, что вслед за этими словами Путина последуют практические шаги. Как минимум, Россия как член Минской группы должна занять справедливую позицию (Minval.az).

 

Иса Гамбар: «Визит ясно показал зависимость Ильхама Алиева от внешнего влияния»

 

«В таком визите были заинтересованы обе стороны, и особенно, Ильхам Алиев. Однако, стороны не смогли получить от этого мероприятия всего того, что они желали», — сказал Turan лидер правой оппозиционной партии «Мусават» Иса Гамбар.

 

На вопрос, что могло быть предметом обсуждений за закрытыми дверями, Гамбар сказал, что визит ясно показал зависимость Ильхама Алиева от внешнего влияния.

 

«Кремль стремится вовлечь Азербайджан в свои Евразийские проекты, а Баку ищет поддержки у Москвы в канун выборов. «Думаю, что за закрытыми дверями обсуждались именно эти вопросы», — сказал лидер «Мусават».

 

Может ли Кремль оказать Ильхаму Алиеву такую поддержку? На этот вопрос Гамбар сказал, что «полная поддержка невозможна, так как и Ильхам Алиев не выполняет всех пожеланий Москвы».

 

Арастун Оруджлу: «Путин не смог добиться в ходе визита всего того, что желал»

 

Глава правооппозиционного исследовательского центра «Восток-Запад» Арастун Оруджлу также полагает, что Путин не смог добиться в ходе визита всего того, что желал (Contact.az).

 

«Для Азербайджана итоги визита позитивные. Состав делегации показал, что Путин хочет извлечь из двустороннего сотрудничества максимум дивидендов, и прежде всего, материальных.

 

Можно предположить, что главная цель – это вовлечение Азербайджана в Евразийский и Таможенный союзы, однако большая часть внешней торговли Азербайджана приходится на другие страны мира. «Поэтому вхождение в эти союзы нереально», — полагает он.

 

Тем не менее, Ильхаму Алиеву удается балансировать между интересами Запада и России, что обеспечивает безопасность его режима. Полная переориентация на Россию невозможна даже несмотря на серьезные контракты в энергетике и привлечение российских компаний в этот сектор, считает эксперт.

 

Что касается обсуждений за закрытыми дверями, то, по мнению Оруджлу, Москва считает, что интерес Запада и США к региону ослаб, и необходимо этим воспользоваться. «Я думаю, что расчет Москвы нереален, пока существует вопрос о поставках энергоресурсов в Европу и на западные рынки в целом», — прокомментировал эксперт. Он также убежден, что Запад никогда не отступится от своих интересов в Азербайджане из-за близости к региону Ближнего Востока.

 

Аналитическая группа Turan: «Встреча носила восстановительный и установочный характер»

 

Как считает аналитическая группа Turan, характер подписанных по итогам переговоров в Баку двухсторонних документов свидетельствует о том, что встреча Алиева и Путина носила восстановительный и установочный характер.

 

С одной стороны, Алиев и Путин возобновили прямой диалог, а с другой — согласовали в определенной степени коммерческие предложения, подготовленные их подчиненными. Так называемые рамочные соглашения в области нефтегазовых СП и непрозрачных swap операций, поставок вооружений еще предстоят доработке, и реально это — темы поствыборной ситуации, которые никак не смогут повлиять на предвыборные баталии.

 

«Россия не может допустить революцию в Азербайджане. Национальный совет демократических сил – западный проект»

 

Turan также отмечает, что, хотя тема предстоящих в октябре президентских выборов не затрагивалась в заключительном заявлении президентов и практически никак не проявила себя в ходе визита, предвещающие путинский вояж умозаключения российских и азербайджанских аналитиков ставили во главу угла октябрьский марафон.

 

«Член общественной палаты РФ Сергей Марков в интервью РИАН 13 августа дал ясно понять, что Россия предпримет контр-шаги против попыток ОБСЕ осуществить революцию в Азербайджане, воспользовавшись нынешними выборами. Марков назвал Национальный совет демократических сил (НСДС) Азербайджана западным проектом и заметил, что Москва не допустит прихода к власти откровенно прозападных кругов», — напоминают эксперты.

 

Зафар Гулиев: «Путин осуществил дипломатию канонерок»

 

По словам члена НСДС, оппозиционного политолога Зафара Гулиева (Minval.az), вояж Путина в Баку носил характер классической «дипломатии канонерок» и был нацелен на оказание военно-политического давления на руководство Азербайджана под прикрытием дружественного визита военных судов, оснащенных ультрасовременным оружием.

 

«После распада СССР Кремль впервые и именно в отношении Азербайджана использует метод дипломатии канонерок во внешнеполитических целях в ходе визита главы государства. Вначале даже подразумевалось прибытие самого Путина в Баку на одном из боевых кораблей, что было бы откровенным вызовом суверенитету страны и авторитету президента Азербайджана.

 

Затем Путин решил немного дистанцироваться от рейда военных судов и прибыл в Баку на самолете, вместе со своей внушительной командой. Но это создало еще более двусмысленную ситуацию: если визит Путина носит сугубо дружественный и рабочий характер, то к чему присутствие в Баку 2-х военных кораблей?» — задается вопросом эксперт.

 

Основные проблемы были обсуждены в закрытом формате и остались за кадром

 

«Так вот, если Путин свой визит в Баку обставил в политическом жанре дипломатии канонерок, то, конечно же, он прибыл сюда в расчете на гораздо более богатый «улов», чем несколько заурядных межправительственных соглашений. Видимо, основные проблемы были обсуждены президентами в закрытом формате и остались за кадром. В ряду этих проблем, безусловно, пакет вопросов, направленных на более очевидную геостратегическую, военно-политическую и экономическую привязку Азербайджана к России (Евразийский и Таможенный союзы, рынок оружия, иранский вопрос, энергетика, конфликт с Арменией, статус Каспия, отношения с ЕС и НАТО и т.д.)», — подчеркивает Гулиев.

Как считает эксперт, о том, остался ли доволен Путин итогами закрытых переговоров с Алиевым по данному кругу вопросов можно будет судить лишь по дальнейшему ходу развития событий.

 

«Можно предположить, что он улетел из Баку отнюдь не с пустыми руками, поскольку власти Азербайджана, особенно в нынешней тревожной предвыборной ситуации, имеют мало возможностей для защиты своих позиций и политических маневров. Вместе с тем, использование дипломатии канонерок, как правило, рассчитано на максимальный выигрыш, и если Путин сочтет недостаточными уступки Алиева по ряду вопросов, то надо полагать, он вряд ли откажется от продолжения политики давления на официальный Баку», — отметил политолог.

Он считает, что Путин может продолжить давление на Баку, если не получит все то, за чем он ехал в столицу Азербайджана. Это может проявиться, в том числе, в положительном решении Путиным в ближайшее время вопроса об удовлетворении просьбы единого кандидата от НСДС Рустама Ибрагимбекова о лишении его российского гражданства, с тем, чтобы он имел возможность побороться за победу на президентских выборах в октябре.

 

«Левые социалисты Азербайджана»: «Россия может сделать ставку на Азербайджан»

 

В независимой экспертной группе «Левые социалисты Азербайджана» (ЛСА) корреспонденту «Кавказской политики» сказали, что не следует воспринимать результаты визита Путина только через призму давно согласованных и сейчас формально подписанных межправительственных и рамочных соглашений экономического и гуманитарного характера.

 

Основная суть этого визита, несомненно, была обсуждена в беседах двух президентов с глазу на глаз в ходе официальных переговоров и (или) в неформальной обстановке после этого. «Визит показал, что Москва решила сделать ставку в Азербайджане на действующего президента, а не на оппозицию, так как Алиев с его политикой «баланса» и «неприсоединения» для нее более приемлем, чем НСДС, сформированный политическими последователями Народного фронта и Абульфаза Эльчибея, с их откровенно прозападной и антироссийской ориентацией. Другое дело, что Москва постарается убедить руководство Азербайджана присоединиться, в той или иной форме, к реализуемым ею интеграционным проектам – Таможенному и Евразийскому союзам. И это, вероятно, было одной из главных тем визита, оставшихся за кадром.

 

Москва заинтересована в усилении сотрудничества с Азербайджаном не только потому, что это страна важная с геополитической и энергетической точек зрения, но и потому, что ей требуется сейчас точка опоры на Южном Кавказе в свете обозначенного стремления Армении и Грузии к интеграции в ЕС и его зону свободной торговли.

 

Ведь это будет означать фактический уход этих двух стран в сферу влияния Запада и невозможность для них участия в Таможенном и Евразийском союзах, создаваемых Россией (даже несмотря на продолжающееся членство Армении в ОДКБ). В этих условиях, естественным является стремление Москвы вывести свои отношения с Азербайджаном на качественно новый, союзнический уровень, чтобы в его лице получить надежную точку опоры для своего политического влияния в регионе.

 

По мнению социалистов, в этом же контексте следует рассматривать и открытие Москвой «шлюзов» для крупномасштабных поставок новейших российских вооружений Азербайджану, как выяснилось в ходе визита Путина, не на 2, как озвучивалось СМИ и экспертами ранее, а как минимум, на 4 миллиарда долларов (по словам президента Азербайджана). Ведь совсем еще недавно, после закрытия Габалинской РЛС, казалось, что военно-техническое сотрудничество Азербайджана и России будет полностью свернуто.

 

По мнению ЛСА, Россия идет навстречу желанию Азербайджана полностью оснастить свои вооруженные силы самым современным оружием и техникой не только в целях коммерции, а давая тем самым понять свои намерения выстроить с Баку не просто добрососедские, а союзнические отношения. Как полагают в левой аналитической группе, еще одной темой бесед двух президентов с глазу на глаз могли быть планы крупномасштабных поставок новых партий вооружений в Азербайджан.

 

«Впрочем, ближайшие месяцы покажут, какова была реальная подоплека визита Путина в Баку. Станут ясны основные направления развития азербайджано-российских отношений, прояснится ситуация с президентскими выборами в Азербайджане. И тогда мы сможем судить о том, что осталось «за кадром» визита Путина, по практическим результатам», — резюмировали в левой экспертной группе.

 

Рустам Шахсуваров

Кавказская политика

Дайджест

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Президент Ирана 12 ноября совершит визит в Азербайджан

Сергей Глазьев: Армяне бьют тревогу из-за заявления Кремля по Карабаху

The Hill: Запад бросил Азербайджан на съедение «русскому медведю»

Ушаков: во время визита Путина в Баку вопрос о Кабалинской РЛС обсуждаться не будет

Путин едет в Баку

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия