Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Конференция «1700-летие принятия христианства в Дербенте как государственной религии Кавказской Албании» прошла в Дербенте

Всероссийская научно-практическая конференция «1700-летие принятия христианства в Дербенте как государственной религии Кавказской Албании» прошла в Дербенте, сообщили РИА «Дагестан» в министерстве печати информации республики.
Организаторами конференции выступили администрация городского округа «город Дербент», Махачкалинская и Грозненская епархия, а также Дербентский филиал Дагестанского государственного университета.
В конференции приняли участие епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам, министр печати и информации РД Азнаур Аджиев, глава городского округа «город Дербент» Имам Яралиев, заместитель министра образования РД Назир Магомедов, заместитель министра по национальной политике РД Текрар Ахмедов, начальник отдела комитета по свободе совести и взаимодействию с религиозными организациями Правительства РД Магомедали Гапаров, глава городского округа «город Дагестанские Огни» Галим Галимов, научные сотрудники институтов культурологии, истории, археологии и этнографии из Москвы, Санкт-Петербурга, Баку, Ставрополя, Дербента, руководители вузов, ссузов и общественных организаций города.
Перед началом конференции в Покровской церкви города Дербента прошла торжественная литургия, посвященная столь знаменательной дате, которую провел епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам. После завершения службы к прихожанам обратился глава городского округа «город Дербент» Имам Яралиев. Он сказал, что празднование в Дербенте 1700-летия принятия христианства как государственной религии Кавказской Албании имеет огромное значение, так как именно с города Дербента получили распространение по территории современной России все религии. И. Яралиев рассказал об истории христианства на земле Дербента, о древнейших православных памятниках, расположенных здесь.
Непосредственно конференция началась с показа документального фильма об истории Дербента. Затем с приветственным словом к участникам конференции обратился глава городского округа «город Дербент» И. Яралиев. Он, в частности, сказал:
«Кавказ – колыбель древних цивилизаций, созданных народами-автохтонами, сохранил память о христианском прошлом самого древнего государственного образования на территории современной России – Кавказской Албании».
Христианская церковь Кавказской Албании ведет свою историю от времен проповеди святых апостолов. Историю христианства в Кавказской Албании можно условно разделить на 2 периода: сирофильский (апостольский) и грекофильский (с принятия христианства государственной религией).
История христианства в Кавказской Албании обязана своим зарождением благовестническим трудам святых апостолов Варфоломея и Фаддея, а также ученику святого Фаддея – Елисею. Из предания церкви известно, что один из 12-ти учеников Христовых, святой апостол Варфоломей, после проповеди Слова Божия в Малой Азии и Индии направился в Кавказскую Албанию. Здесь его проповедь имела некоторый успех (многие, видя чудеса совершаемые апостолом, уверовали во Христа), но в то же время встретила серьезное сопротивление в лице многочисленных жрецов-магов и поддерживающего их Астиага, брата правителя.
После мученической кончины в Армении святого апостола Фаддея, проповедовавшего в Нахичевани и Сюнике с прилегающими областями, один из его учеников Елисей возвратился в Иерусалим, где братом Господним Иаковом, первым епископом Иерусалимским, был рукоположен в епископы, получив в удел восточные страны. Письменные источники сообщают, что уже в 60-е годы I века н.э. (вероятно, в 62 г.н.э.), возвратившись через Персию в Кавказскую Албанию, апостол Елисей начал проповедь веры Христовой в Чоле (Чоге, Чоре) (отождествляется с Дербентом или городищем Топрах-Кала близ Дербента).
По мнению исследователей, основанному на исторических источниках, святой Елисей посетил с проповедью также ряд городов, где помимо коренных жителей были и значительные арамейско-иудейские общины: Ути, Киш (Гис), Чол (Чор), Ахты, Зрых, Мюхрек, Гельмец. За время проповеди был убит один из сподвижников Елисея. В Кише (сохранившемся до наших дней) Апостолом была построена церковь (праматерь всех церквей на востоке) и принесена бескровная Жертва. В долине Зергун, «в краю маскутов», апостол Елисей принял мученическую смерть. Тело его было брошено в яму. Во второй половине V века албанский царь Вачаган III обрел мощи святого, а над местом его мученической кончины построил часовню.
Второй период распространения христианства в Кавказской Албании связан с именем святителя Григория Просветителя. Согласно историческим сведениям, в 313 году албанский царь Урнайр (Благословенный) вместе с албанскими князьями и своим войском принимает крещение от святого Григория на реке Евфрат. С этого времени христианство провозглашается государственной религией Кавказской Албании.
Принятие албанским царем новой веры объясняется, прежде всего, глубоким внутренним убеждением. Покоренный внутренней силой слов святого Григория, а также многочисленными чудесами, Урнайр всем сердцем склоняется к евангельскому учению. Твердость его намерения доказывает и многодневный пост, который сам царь, а за ним и его войско, добровольно возложили на себя. С помощью новой религии Урнайр рассчитывает, во-первых, объединить разноплеменное государство, а во-вторых – противостоять зороастрийской Персии.
В 30-е годы IV века внук Григория Просветителя Григорис по просьбе албанских правителей был рукоположен в епископы Иверии и Албании. Прибыв в Албанию, епископ Григорис «... рукополагал иереев, убеждал их служить святым... и ревностно возгорался к апостольской истине». В 337 (или 338) году епископ Григорис принял мученическую смерть от рук маскутского царя Сенесана (Санатрука).
На пути дальнейшего распространения христианства в Кавказской Албании встал персидский царь Йездигерд II (438 - 457), пожелавший вернуть народы Албании к огнепоклонству. Восстание албанских племен в союзе с армянами и иверами за свое право исповедовать христианство закончилось кровопролитным сражением (Аварийская битва). Получив упорное сопротивление, Йездигерд признал: «Кто чему желает поклоняться – пусть и поклоняется».
Несмотря на победу в этом сражении, начинаются периодические гонения на христианство в Кавказской Албании со стороны персидских царей. Моисей Каланкатуйский сообщает: «Безнравственный и безбожный царь Персии, подобно неистовому и взбешенному больному псу, прилагал усилия подчинить себе все другие монархии и в то же самое время разрушить церкви, христианскую веру, восстановить своей властью безумное идолопоклонство. Кровь святых мучеников во Христе была пролита неправедными руками, и добродетельный народ был без числа умерщвлен безнравственными мечами».
В 487 году албанским царем становится Вачаган III Благочестивый. Вачаган провозглашает христианство официальной религией, повсеместно восстанавливает порушенные святыни, государственную политику направляет на укрепление церкви, принимает суровые меры против язычников.
Христианство в Дербенте, как и во всей Кавказской Албании, имело распространение с древнейших времен. В V-VII вв. Дербент выступал как один из главных христианских центров Восточного Кавказа. Здесь, по сообщению Моисея Каланкатуйского, находился глава христианской церкви Албании, престол которого были вынуждены перенести в Партав в связи с усилившейся хазарской экспансией: «Во второй год Хозроя (552 г.), царя царей, в начале армянского летосчисления перенесли престол патриарший из города Чога в столицу Партав, по случаю «...хищнических набегов врагов креста Господня».
Многие средневековые авторы широкое распространение в Дербенте христианства связывают с именем младшего внука правителя Армении Григория Просветителя – Григориса, основателя христианского храма. Михаил Илларионович Артамонов отождествляет с этим храмом здание Джума-мечети, приспособленное, по его мнению, арабами под мечеть лишь позднее, в первой половине VIII в.
Еще один архитектурный памятник связан с распространением христианства в Дербенте. Он расположен в цитадели Нарын-Кала. Это большое крестообразное сооружение, находящееся в северо-западной части цитадели, на расстоянии около 15 метров от ее западной стены. В историческую литературу этот памятник вошел как «огромная цистерна, вырубленная в скале». И действительно, в позднесредневековое время здесь хранили воду, но первоначальное назначение этого сооружения, по мнению многих исследователей, было другое. В плане сооружение представляет собой крест. Общая длина памятника с запада на восток – 13 м, с севера на юг – 15 м, причем следует отметить, что стороны креста ориентированы по сторонам света.
Обследования этой предполагаемой цистерны показали, что она не вырублена в скале, как считалось раньше, а сложена из крупных хорошо отесанных камней на известковом растворе. Культурный слой здесь достигает 8-9 м, т.е. в раннесредневековый период почти все сооружение находилось на поверхности. Позднейшие перестройки и использование этого сооружения в позднесредневековое время в качестве водохранилища оказались решающими при рассмотрении вопроса о назначении памятника, однако из поля зрения исследователей выпали необычная его планировка, строгая ориентация и монументальность. Большую роль здесь, видимо, сыграл и тот факт, что в настоящее время почти все сооружение находится ниже уровня поверхности земли. Но при исследовании планировки здания сразу бросается в глаза ее сходство с раннесредневековыми церквями Кавказа, Италии и ряда других областей. Так, церкви аналогичной планировки известны в V-VII вв. в Армении и Азербайджане. Полное сходство с планировкой данного крестообразного сооружения имеет мавзолей V в. в Равенне, а также целый ряд других раннехристианских церквей. Крестообразная планировка церквей вообще характерна для раннесредневекового Кавказа и вообще типична для VII в. Это позволяет по-новому взглянуть на назначение «крестообразной цистерны» цитадели. Планировка сооружения, его строгая ориентация, типичная для христианских культовых памятников, нахождение почти всего здания в раннесредневековое время на поверхности позволяет утверждать, что это, вероятно, раннесредневековая церковь Дербента. В пользу подобного мнения говорит и тот факт, что из пяти известных сейчас водохранилищ города ни одно не имеет столь необычной планировки. Не известны водохранилища подобной планировки и в других местах. Любопытно, что это сооружение еще не отмечено на планах XVIII в., но имеется на плане 1810 г., что позволяет предполагать использование его в качестве водохранилища лишь с XVIII в.
Крестообразная планировка памятника, не характерная для водяных емкостей, более трудоемкая в сооружении, требующая большего количества материалов на планируемый объем воды, может косвенно подтверждать первоначальное использование сооружения в качестве христианского культового сооружения. Для аргументированного определения назначения памятника в раннее время следует провести его комплексное и более детальное исследование, для чего летом этого года под руководством профессора Александра Абакаровича Кудрявцева были начаты археологические изыскания, которые, надеемся, в скором времени поставят точку в этом вопросе.
Албанская церковь просуществовала фактически до 1836 года, когда особым рескриптом императора Николая I был упразднен сан албанского католикоса, а имущество албанской церкви передано Эчмиадзинскому Католикосату.
Выступивший далее епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам выразил удовлетворение тем фактом, что в конференции принимают участие и христиане, и мусульмане, и иудеи, что свидетельствует о мирном существовании представителей всех религий в древнейшем городе России.
«Многонациональность и многоконфессиональность – наше драгоценное достояние, и отрадно, что в Дагестане уделяют особое внимание сохранению этого уникального разнообразия, чему наглядный пример – проводимый сегодня форум. Дербент принадлежит не только Дагестану и России, но и всей мировой цивилизации. Этот город издревле служил связующим мостом между передней Азией и Восточной Европой, здесь всегда были представлены различные этносы, культуры и религии, и именно через Дербент на Северный Кавказ пришли и иудаизм, и христианство, и ислам. Доныне на одной улице древнего города можно увидеть мечеть, православную церковь, армянский храм и синагогу. Одной из важнейших вех в истории Дербента, служившего северным форпостом Кавказской Албании, стало принятие христианства как государственной религии в 313 году. На протяжении последних десятилетий мы видим, как деструктивные силы пытаются стравить нас на национальной и религиозной почве. В этих условиях становится жизненно важным, чтобы религиозные чувства формировались в здоровой среде, а значит, особое внимание следует уделять вопросам религиозного образования, которое должно включать знакомство с историческими традициями мирного сосуществования авраамических религий», – отметил епископ.
Затем доцент кафедры гуманитарных дисциплин Дербентского филиала ДГУ Г. Сеидова зачитала приветственную телеграмму от Межрегионального общественного фонда содействия укреплению национального самосознания народа «Центр национальной славы», проекты которого, в частности, принесение в православные храмы России благодатного огня из Иерусалима, уже шесть лет знакомы дербентцам.
С приветственными словами к участникам конференции обратились министр печати и информации РД А. Аджиев, старший научный сотрудник Российского института культурологии Е. Ендольцева, зам. директора по научной работе Санкт-Петербургского отделения Российского института культурологии А. Венкова, ученый секретарь Санкт-Петербургского отделения Российского института культурологи М. Степанов, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Дербентского филиала ДГУ Г. Сеидова, старший научный сотрудник Бакинского государственного университета Р. Мобили.
Во второй части работа конференции прошла по секциям «История христианства на Кавказе» и «Современное состояние межрелигиозного и межкультурного диалога», где участники конференции поделились своими наработками.

РИА «Дагестан»

Дайджест

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Мамед Абасов и Малик Баглиев всерьез взялись за Дербент (встреча с бизнесменами)

В Дербенте прошла конференция, посвященная религиозному фактору в социально-политической жизни

В Дербенте прошла студенческая научно-практическая конференция

В Дербенте проходят выборы депутатов городского Собрания

В Дербенте состоится митинг против переименования улицы в честь Гейдара Алиева

Комментарии (4)
Комментарий #4, дата: 19 ноябрь 2013 20:24

Дарка от бублика пришли в дербент а не азерТУрКские миллионы.Несколько сотен тысячь зелени в карман гаджимуратОГЛЫ и ярАЛИЕВУ пришли точьно.на большее они не тянут.


Комментарий #3, дата: 18 ноябрь 2013 14:10

Цитата: Gero...
побольше бы статей про Ислам, мы же мусульмане иншаллагь, было и было христианство 1700 лет назад и прошло, зачем такое значение придовать этому??? с какой целью...???

Это определенная индульгенция для власть имущих))) Кстати, что в конечном итоге произошло с изменением названия улицы в Дербенте. Говорили, то вместо улицы переименовали бульвар. Пришли ли бакинские миллиарды на реконструкцию улицы (бульвара)???


Комментарий #2, дата: 17 ноябрь 2013 21:25

побольше бы статей про Ислам, мы же мусульмане иншаллагь, было и было христианство 1700 лет назад и прошло, зачем такое значение придовать этому??? с какой целью...???


Комментарий #1, дата: 17 ноябрь 2013 14:00

Что известно историкам о приглашенном местным населением в Дербент (942-953 гг.) правителем Лакза Хашрам Ахмад б. Муннабих, которого называют не иначе как царем лезгин?




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия