Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Горцы от ума. Северный Кавказ – регион с крепкими традициями интеллектуализма и учености

Вся национальная политика в России сегодня сводится к культивированию кавказофобии. Регионы Северного Кавказа для общей массы россиян предстают в образе полудиких, необразованных регионов, где население существует едва ли не в родоплеменном строе. Разумеется, это не так.
Для людей, ослепленных кавказофобией, «культурным шоком» было бы узнать, что в регионе существуют давние традиции учености и множество передовых научных школ. Которые широко известны в академических кругах не только России, но и всего мира. Снискали себе славу северокавказские исследователи в области астрофизики и фармакологии, теплофизики и нанотехнологий…
К сожалению, «телевизор» рассказывает о славной профессуре Кавказа редко, а чаще – о поведении отмороженных студентов, по которым затем и судят по региону в целом. Поэтому «Кавказская политика» считает своим долгом познакомить читателей с самыми выдающимися учеными региона. 
Здравствуй, племя молодое. Незнакомое
В середине декабря врио губернатора Ставрополья Владимир Владимиров назначил нового министра промышленности – им стал 27-летний Виталий Хоценко, прибывший из Ямало-Ненецкого округа. Сам он социолог по образованию (учился в аспирантуре по этой специальности), а в ямальском правительстве возглавлял Департамент науки и инноваций. Эта структура, кстати, является в масштабах страны единственной в своем роде. О молодом министре «Кавказская политика» рассказала в статье «Взрыв «вхолостую»: очень хотелось бы верить, что он как специалист по инновациям сумеет создать на Ставрополье полноценную инновационную инфраструктуру, в том числе опираясь на ресурс местных ученых.
Правда, к сожалению, к настоящему дню академическая наука в крае пребывает в запустении: большинство НИИ, проектных институтов и конструкторских бюро развалены. К счастью, на Ставрополье остаются крупные государственные вузы, где наукой занимаются всерьез. Иная ситуация в соседних республиках Северного Кавказа, где с советского времени и по сию пору успешно функционируют именно профильные НИИ (в структуре Российской академии наук).
И это не пустые размышления, а факты, подкрепленные статистикой. Вездесущие ученые даже отдельную науку придумали, посвященную самой науке и методам ее количественного измерения. Она называется наукометрия и оперирует такими статистическими показателями, как, например, публикационная активность (количество научных статей) или индекс Хирша (условный показатель цитируемости работ энного ученого или института). Все это легко можно подсчитать, для чего существуют разнообразные базы данных ученых – как бесплатные (РИНЦ), так и платные (Scopus или Web of science, WOS).
Издержки профессии
Если верить базе данных РИНЦ (а в нее входит информация о 672 тысячах авторов), самым востребованным в стране ученым является Руслан Валиев из Уфимского государственного авиационно-технического университета. Это один из пионеров нанотехнологий, который создает конструкционные наноструктурные металлы и сплавы: ссылки на его работы содержатся как минимум в 27 тысячах научных статей, изданных по всему миру.
Кстати, в каждой из отраслей знания есть свои традиции научного цитирования: например, в естественных науках ученые ссылаются на чужие работы намного чаще, нежели гуманитарных. Самые известные ученые-гуманитарии – это правовед Юрий Тихомиров (Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ) и экономист Евгений Логинов (Институт экономических стратегий РАН). Так вот, ссылки на их научные труды можно встретить примерно на порядок реже, нежели на работы Руслана Валиева или прочих инженеров, физиков, биохимиков…
А вот самым плодовитым автором является Олег Квасенков, работающий во всероссийском НИИ холодильной промышленности Россельхозакадемии. Он опубликовал почти 24 тысячи патентов по всем направлениям пищевой продукции – от получения «некурительного изделия из махорки» до производства «консервов из трески с помидорами». Примечательно, что по цитируемости господин изобретатель опережает даже двух россиян, работающих ныне в Манчестерском университете, – Андрея Гейма и Константина Новоселова, получивших Нобелевскую премию по физике.
Вот такие парадоксы. Имеются они и на Северном Кавказе. Например, самыми цитируемыми учеными здесь являются профессор Михаил Ивашев из Пятигорского медико-фармацевтического института (филиала ВолГМУ) и целый ряд его учеников. Они занимаются проблемами клинической фармакологии и экспериментальной патологии. При этом, правда, научные работы Ивашова и его коллег изобилуют самоцитатами (их в среднем около 90%) – то есть они ссылаются сами на себя. Хотя в идеале должно быть совсем по-другому: чем оригинальнее и важнее исследование, тем чаще на него ссылаются другие признанные ученые.
Или еще пример, уже из Ставрополя. Ректор Ставропольского государственного аграрного университета (СтГАУ) Владимир Трухачев, судя по базе данных РИНЦ, – один из самых востребованных ученых Северного Кавказа. Дело в том, что он является соавтором исследований практически по всем сферам современной сельскохозяйственной науки, которые выходят из стен его вуза. Для человека, сколько-нибудь близкого научному миру, такой «феномен» понятен: во многих университетах общепринято включать ректоров (или, например, деканов) в число соавторов ученым-практикам.
А вот, скажем, в Дагестанском государственном техническом университете (ДГТУ) трудятся двое ученых, Магомед Ахмедов и Тагир Исмаилов – соавторы почти тысячи разнообразных изобретений (как правило, в сфере пищевых технологий). Например, десятков способов стерилизации компотов. Не хотелось бы ни в коей мере умалить заслуги ученых из Пятигорска или Махачкалы, но эти примеры свидетельствуют скорее о несовершенстве сугубо статистических методов наукометрии.
«Полимерная» наука
Сейчас в трех республиках Северного Кавказа действуют научные центры РАН – это Кабардино-Балкария, Дагестан и Северная Осетия. Именно дагестанский центр на сегодняшний день является самым крупным и востребованным: исследователи из двух его институтов (физики и  проблем геотермии) изучают фазовые переходы в водных растворах, исследуют свойства полимеров, полупроводников и создают новые нанокомпозиты: эти работы чаще всего цитируются в зарубежных источниках, что свидетельствует об их важности.
Скажем, самый цитируемый в Дагестане ученый, доктор технических наук Ильмутдин Абдулагатов уже давно проживает в Америке и работает в Национальном институте стандартов и технологии (подразделение Минторга США). Однако на родине продолжает успешно действовать созданная им научная школа по изучению инновационных технологий в теплофизике. Его коллеги Николай Полихрониди и Геннадий Степанов, в настоящее время работающие в Лаборатории  термодинамики жидкостей и критических явлений, входят в топ самых цитируемых ученых Северного Кавказа (см. таблицу ниже).
В числе научных центров с высоким уровнем цитирования (правда, уже преимущественно в российских академических журналах) – еще два подразделения Дагестанского научного центра РАН: Институт истории, археологиии этнографии, а также Прикаспийский институт биологических ресурсов. Они занимаются изучением в основном не высоких материй, а вполне приземленных, локальных проблем Северного Кавказа. Скажем, самый, пожалуй, известный северокавказский археолог Хизри Амирханов изучает первобытную историю Большого Кавказа и Ближнего Востока. А профессорСергей Лугуев занимается историко-этнографическим описаниями народов Дагестана (одна из самых частых тем в его работах – брачные и другие семейные обряды). Эти двое исследователей являются одними из самых цитируемых ученых-гуманитариев на Северном Кавказе.
Как известно, за Кавказом с давних времен закрепилась слава «всесоюзной житницы». Большинство НИИ, изучающих сельское хозяйство, обосновалось на Ставрополье – однако, как мы уже писали выше, сейчас они пребывают в плачевном состоянии. Наибольшее научное влияние сохраняется у Ставропольского НИИ животноводства и кормопроизводства, который подчиняется Россельхозакадемии: основной профиль его исследований это овцеводство. И самым цитируемым ученым является заведующий научно-организационным сектором НИИ Денис Белов, изучающий вопросы генетической селекции сельхозживотных.
Есть на Северном Кавказе и другие институты, успешно работающие по волнующим территорию проблемам. Например, Ставропольский противочумный НИИ изучает эндемичные для региона особо опасные инфекции (крымскую геморрагическую лихорадку, чуму, бруцеллез, сибирскую язву и другие). Крупнейшая фигура института, судя по числу научных ссылок на труды, – его директорВиталий Ефременко, профессор, доктор медицинских наук.
Заглянуть за Солнце
Из крупных академических центров нельзя не отметить Центр геофизических исследований Владикавказского научного центра РАН, который работает в области геофизики и инженерной сейсмологии (в частности, разрабатывает методики микрорайонирования). Ну а наиболее цитируемый автор – заведующий центром Владислав Заалишвили (обладатель, кстати, ряда патентов в области сейсмической изоляции зданий и сооружений).
Но все же наиболее важным и ценным в ученом мире России являются северокавказские астрофизики, которые работают в двух научных центрах (оба они находятся в Карачаево-Черкесии). Первый – это Специальная астрофизическая лаборатория в поселке Нижний Архыз. Это крупнейший российский центр, который открывает секреты нашей и соседних галактик  (наиболее цитируемый автор – заведующий лабораторией внегалактической астрономии Игорь Караченцев). Другой центр (цитируемость которого, впрочем, несколько ниже) – это Кисловодская горная астрономическая станция на горе Шатджатмаз, исследующая солнечную активность  (основной автор – заведующий станцией Андрей Тлатов).
На фоне научных успехов, специализированных НИИ, конечно, весьма блекло выглядят даже самые крупные вузы региона. Все-таки университетская наука в России находится в состоянии становления, а на Северном Кавказе – и вовсе в зачаточной фазе. Вот, скажем, Северо-Кавказский федеральный университет (СКФУ), в недрах которого трудится более 1700 исследователей по самым разным направлениям науки. Подавляющее большинство публикаций, выходящих из стен вуза, посвящены «гуманитарной» тематике – экономике, правоведению и педагогике. Но, как ни прискорбно признавать, с позиции академической науки порой это банальная макулатура.
Истинную славу вузу делают прикладные научные школы, созданные выдающимися подвижниками. Это, например, исследователь гетероциклических химических соединений (заведующий кафедрой химии СКФУ) Александр Аксенов, специалист по прикладной биотехнологии в молочной промышленности Иван Евдокимов (бывший заведующий кафедрой «Прикладная биотехнология», а ныне проректор СКФУ по научной работе), специалист по метало-окисным полупроводникамАлександр Серов (заведующий кафедрой «Технология наноматериалов»), исследователь титановых ферроэлектриков Андрей Чернобабов (заведующий кафедрой «Физико-математические дисциплины») и другие.
Пример же вуза, где наука широко культивируется на всех без исключения кафедрах – Ставропольский государственный медицинский университет (СтГМУ). Крупнейшая научная школа здесь сформировалась на кафедре фармакологии, которой три последних десятилетия заведуетЭдуард Арашунян. Сегодня это один из крупнейших на планете исследователей шишковидной железы человека (эпифиза) и вырабатываемого ею «гормона сна» – мелатонина.
Серьезность им к лицу
Сильные научные школы имеются и в вузах республик Северного Кавказа. Скажем, в Кабардино-Балкарском государственном университете (КБГУ) это, несомненно, Лаборатория нанофизики и нанозондовых исследований, в которой работают доктора наук Георгий Дедков, Хасби Кушхов иАртур Кясов, а также кафедра «Органическая химия и высокомолекулярные соединения», которой заведует Абдулах Микитаев. Все эти ученые входят в число наиболее цитируемых исследователей республики.
Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ) традиционно силен изучениями иберийско-кавказских языков. Однако все же наиболее цитируемый в стенах вуза ученый (судя по данным РИНЦ) – это профессор кафедры «Физическая география» Загир Атаев, который исследует ландшафты Предкавказья и Большого Кавказа. Причем его исследования имеют и вполне прикладное значение, поскольку позволяют развивать экологический туризм.
Другой крупный исследователь в стенах университета – это директор НИИ общей и неорганической химии, существующего в стенах пединститута Абдулла Гасаналиев. Он изучает расплавы, которые могут применяться в создании высокотемпературных тепловых аккумуляторов.
Из-под пера ученых Дагестанского государственного технического университета (ДГТУ) активнее всего выходят научные труды по проблемам логистики и региональной экономики. Но куда более известен в академической среде (а с недавних пор еще и в политической) профессор Гаджимет Сафаралиев, заведующий кафедрой «Микроэлектроника». Еще с советского времени он является одним из крупных исследователей полупроводников на основе карбида кремния, а теперь еще и возглавляет комитет по делам национальностей в Госдуме России.
Нельзя не вспомнить про Северо-Осетинский государственный университет (СОГУ), который «генерирует» в основном работы по педагогике, истории, экономике… Но все же топовым ученым (по количеству цитирований) является вовсе не какой-нибудь занудный гуманитарий, а профессор кафедры «Органическая химия» Владимир Абаев, крупнейший специалист в области гетероциклических и кремнийорганических соединений.
Об ученых Северного Кавказа можно рассказывать бесконечно много. И да простят меня все те профессора и член-корры, которые не были упомянуты в данной статье. Задача «Кавказской политики» – не забить головы читателей обилием фамилий и названий, а показать всю интеллектуальную мощь нашего славного региона.

Кавказская политика

Дайджест

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Хлопонин: России пора впитывать самое лучшее с Кавказа

Как нам обустроить Кавказ. По рецептам Института Гайдара

Самыми счастливыми в России оказались жители Дагестана

"Россия постепенно теряет Северный Кавказ, во всяком случае – в экономическом смысле"

Председателя Управления мусульман Кавказа не знают 99% мусульман Северного Кавказа - эксперт

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия