Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Махачкала: перспективы развития рынков и рыночной торговли

 

Ни для кого не секрет, что сегодня Дагестан занимают одну из лидирующих позиций в стране по уровню безработицы. Тому, конечно, множество причин, но в практическом отсутствии промышленности и катастрофического снижения развития привычного для жителей региона сельского хозяйства, едва ли не единственным условием для выживания людей стала торговля. Но и эта сфера сейчас оказалась под ударом и связано это, в первую очередь, с оптимизацией и нормализацией условий труда и быта предпринимателей.

Хотим мы того или нет, но республике, если она хочет развиваться, придется следовать примеру других развитых регионов. Конечно, в первую очередь, речь идет о Махачкале. Столица отличается от многих других российских городов обилием беспорядочных, чаще не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, торговых площадей, которые люди привыкли называть рынками. Однако они имеют мало общего с настоящими рынками. Со временем, большинство из них превратились в хаотичные объекты, стали причиной многочисленных нарушений на проезжей части, антисанитарии и так далее. Не говоря о том, что внутри самих торговых рядов, мягко говоря, негде развернуться. В общем, одни неудобства. Новые республиканские власти, наконец, решили последовать примеру крупных мегаполисов, в частности, Москвы. Плюс ко всему, с 1 января 2014 года вступает в силу поправки в Федеральный закон № 271, согласно которым, осуществление предпринимательской деятельности (торговли) с так называемых контейнеров запрещается. Любые нарушения данного пункта закона предполагают крупное штрафование руководителей торговых площадок. Если учитывать состояние и инфраструктурное обеспечение сегодняшних рынков Махачкалы, то можно предположить, что большинство предпринимателей могут остаться без элементарных средств к существованию.

Политика нового руководства Дагестана по высвобождению города от стихийных рынков более чем понятна, но перемещение крупных торговых объектов в пределах самой столицы, без их выноса за городскую черту, в конечном итоге, чревата не менее острой проблемой. Ведь в тот же «Цумадинский» рынок часть покупателей предпочитали не ездить из-за громадных автомобильных пробок и антисанитарии в торговом комплексе. Однако Махачкале рано или поздно предстояло пойти по пути таких мегаполисов, как Москва и другие, где все крупные рынки выведены за пределы города. Тем более речь зашла о гораздо большей угрозе. На заседании антитеррористического комитета РД весной этого года впервые обсуждался ход выполнения мероприятий Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте. На том же заседании глава Дагестана Рамазан Абдулатипов поручил министерству транспорта РД в срок до 1 июля 2013 года совместно с Министерством внутренних дел по РД, главами городских округов принять меры по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности прилегающих к железнодорожным вокзалам, автовокзалам и автостанциям республики территорий, в том числе освободив их от объектов и сооружений, создающих угрозу жизни и здоровью граждан. Однако самыми крайними и на этот раз оказались простые люди, в частности, торговцы с того же «Цумадинского» рынка. Во-первых, в виде альтернативных мест для продолжения торговли им были предложены импровизированные рынки, опять-таки в черте города. Это при том, что рано или поздно их бы вновь оттуда погнали в неизвестность. Во-вторых, многие не получили даже этого и фактически остались на улице, то есть без единственной возможности заработать на жизнь. По сути, их обманули. Отметим, что в одном только «Цумадинском» рынке сегодня насчитывается около 1400 торговых точек единиц и скоро встанет вопрос об их переносе тоже. Помимо этого, в будущем планируется и перенос всех остальных городских рынков, таких как, «Восточный» рынок, на Ирчи Казака и так далее.  Не ждет долгое будущее и рынок «Южный» на территории бывшего асфальтного завода, куда предлагали переехать торговцам с «Цумадинского» рынка. Во-первых, и он находится в пределах столицы, во-вторых, этого рынка нет даже в реестре розничных рынков республики.

Таким образом, возникает вполне логичный вопрос: куда девать всей этой армии потенциальных безработных, в случае если действия властей по закрытию рынков активизируются? И второй вопрос: где гарантия того, что они, даже в случае переезда на новое место не понесут большие финансовые потери, поскольку, многие из них вложили в старые торговые точки немалые суммы денег.
При изучении этих вопросов мы выяснили некоторые детали. Начнем с того, что готовых принять предпринимателей с городских рынков мест не так уж и много, точнее их два. Это больше известные «Куядинский» и «Красный» рынки, расположенные в 5 км от города вдоль федеральной трассы в сторону Хасавюрта. Эти рынки не только единственные в своем роде, но и самые оптимальные, а также владеют полным пакетов разрешительных документов. «Куядинский» рынок сегодня считается самым крупным продовольственным рынком в России, но с потоком желающих трудоустроиться физически не сможет справиться. «Красный» рынок, хоть и моложе, но не менее перспективный. Мы побеседовали с представителем «Красного» рынка и узнали о планах развития. Рынок функционирует более 4 лет и за это время удалось построить свыше 100 современных торговых точек в виде двухэтажных магазинов. Каждому, кто пожелает прийти сюда, администрация готова представить не только благоустроенное торговое место, но и землю под строительство типовых 2-этажных магазинов, которые при желании можно оформить в собственность, то есть, получить зеленку. Учитывая, что площадь рынка составляет более 7 гектаров, то, разумеется, есть возможность наращивания торговых площадей и количество точек. Ресурсный потенциал территории рынка оценивается 5 тысяч рабочих мест (торговых точек), есть возможность привлечь и 500 дополнительных точек. Активность возведения магазинов не в последнюю очередь зависит и от спроса на торговые точки, то есть, чем больше будет желающих прийти на рынок, тем быстрее будут строиться и объекты. Помимо этого, в следующем, 2014 году здесь планируется существенная модернизация и открытие комплекса по образцу знаменитого на весь мир Бакинского рынка.

Мы по этому вопросу побеседовали и со специалистами в правительстве республики. По их словам, предпринимателям на «Красном» рынке в ближайшем будущем будут созданы все условия: в том числе, будет решена и проблема транспортного сообщения города с рынком: будет налажено регулярное движение маршрутных такси. А это положительно скажется и на пассажиропотоке.

РИА «Дагестан»

.

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Владимир Путин встретился с Рамазаном Абдулатиповым

Правительство вводит новые ограничения на работу мигрантов

Кто правит Дагестаном -3

Кому на селе жить хорошо, или почему горцев тянет на равнину?

Парадоксы дагестанской экономики. Угроза деиндустриализации сохраняется

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия