ФОТОГАЛЕРЕЯ ВИДЕО АУДИО БИБЛИОТЕКА
Rus Eng

Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Затерянные в переписи

Кайтагцы и другие малочисленные народы Дагестана оказались на грани полного исчезновения

В 2013 году премьер-министр РФ Дмитрий Медведев распорядился выделить 240 млн рублей на поддержку коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Получили субсидии 28 регионов, в которых проживают коренные малочисленные народы. А почему наша республика не получает ни одну копейку с 1999 года? Разве у нас не проживают коренные малочисленные народы?!Кого мы должны «благодарить» за наше ущемление?

Как же так?

15 лет назад, 5 марта 1999 года, Госдумой принят ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации». Настоящий закон в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ устанавливает правовые основы гарантии самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов РФ, защиты их исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Единый перечень коренных малочисленных народов РФ утверждался Правительством РФ по представлению органов госвласти субъектов РФ, на территориях которых проживают эти народы.

Учитывая уникальность этнического состава населения Дагестана по числу проживающих на ее территории народов, Госсовет РД определял количественные и иные особенности ее коренных малочисленных народов, а также устанавливал перечень этих народов с последующим включением его в Единый перечень коренных малочисленных народов РФ. В соответствии с Законом «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ», приняты ГД, коренными малочисленными народами признаются народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционный образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тысяч человек.

В ФЗ, принятом ГД, написано: «Осуществление указанных программ обеспечивается за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников». Значит, решение проблемы во многом зависит от того, как в субъектах обоснуют соответствующие материалы и своевременно представят их в вышестоящие органы РФ.

Что имеем?

А что имеем мы? Председатель Госсовета РД Магомедали Магомедов с молчаливого согласия всех членов Госсовета РД принял Постановление от 18 октября 2000 года № 191 «О коренных малочисленных народах Республики». Установили, что коренными малочисленными народами РД являются аварцы, агулы, азербайджанцы, даргинцы, кумыки, лакцы, лезгины, таты, табасаранцы, ногайцы, рутульцы, русские, цахуры, чеченцы-аккинцы, не признав при этом коренными малочисленными народами андийцев, арчинцев, ахвахцев, багулалов, бежтинцев, гунзибцев, дидойцев (цезы), кайтагцев, каратинцев, кубачинцев, тиндинцев, хваршинцев и чамалалинцев.
Ассимилировав эти народы, назвали их аварцами и даргинцами.

В Дагестане статус малочисленных народов получили агулы, таты, цахуры и рутулы. Хотя под этот статус перечисленных выше еще 17-ти народностей, например, теркемейцы-падарцы – особая субэтническая группа азербайджанцев Дагестана. Они даже в XX веке считались отдельным этносом, а потом их приписали к азербайджанцам. Теркемейцы расселены компактно и живут в 10 селениях (одно из них ныне – поселок Мамедкала. – «НВ»), на самых плодородных землях Дербентского района.

Кого включать?

Итак, именно 21 малочисленный этнос Дагестана должен быть включен в Единый перечень коренных малочисленных народов РФ.

Почему-то другие регионы сумели вовремя воспользоваться Законом о коренных малочисленных народах. На их развитие отпущены огромные федеральные средства, а мы – как всегда, все федеральные программы упускаем не только из-за нерасторопности, но и из политических соображений… «Возрождение», «сохранение» и «развитие» для нас упущены. Так мы работаем, так заботимся о развитии экономики и культуры малых народов, такая у нас национальная политика…

Главный редактор газеты «Ахвахцы-Ашвадо» Максуд Гаджиев в своей статье «Слепые кроты на госслужбе» пишет: «Вместо того чтобы исправлять, мягко говоря, свои ошибки и отменить это злополучное постановление, руководство Дагестана придумывает всякого рода отговорки, наподобие «благих намерений». Более того, по науськиванию властей со стороны так называемых придворных ученых и госчиновников в ход идут изощренные методы запугивания и дискредитации представителей андо-дидойских народов, выступающих за отмену этого антиконституционного постановления».

Турки и персы – азербайджанцы

Абсурдность постановления очевидна. В своей статье председатель ЛНД «Садвал» Назим Гаджиев «Народы Дагестана 10 или все 30?» читаем: «…дагестанское правительство, как исключение из всех республик, стремилось увеличить число титульных народов за счет некоторых и имеющих своих государственные образования народов». К ним относятся таты, русские, азербайджанцы… Отметим, что до 1938 года официально они не назывались азербайджанцами. Это были таты-мусульмане, теркемейцы, персы магала (в Дербенте), закавказские татары и турки села Ерси.

По каким критериям власти Дагестана их объединили в 1959 году и неправильно назвали азербайджанцами, что означает жители Азербайджана (азербайджанлы), тогда как они жители Дагестана? Это не что иное, как подхалимаж дагестанского правительства перед Мирджафаром Багировым. Даже великий русский народ является титульным народом Дагестана. Просто смешно.

Подумаешь, какая гордость для русских, будто они нуждаются в этом. Посмотрите вокруг, являются ли они титульным народом в Чечне, Осетии, Татарстане? Чем давать им титульность, лучше их не выживать. С такими умозаключениями нельзя не согласиться.

Как пишет руководитель ДРОО «Союз защиты прав и свобод народов» Руслан Расулов, «каждый народ имеет собственное самосознание и выражающее ее самоназвание. Кайтагцы всегда самоидентифицировались только как кайтагцы. Общее самоназвание второго уровня – «даргинцы» начало применяться к кайтагцам без их осознанного согласия. Название даргинцы – даркала, произошло от кайтагского «дагна, дарк, даркала», буквально переводимого как внутренний, серединный (дагна бити). Даргинцы исторически населяли середину Дагестана, а кайтагцы – восточную равнинную часть Дагестана от Дербента до Тарков».

Кайтаг исторический

Вспомним историю Кайтага с древнейших времен. Чтобы отстоять свое этническое единство и сложившийся уклад жизни, кайтагцам пришлось нелегко.

Во второй половине XIV века Кайтагское уцмийство, как сторонник Золотой Орды, подверглось страшному разгрому от Тимура, от которого оно оправилось лишь к концу XV века. Позднее пережили и разорительное нашествие Надиршаха. Жесткая политика царской России уничтожило уцмийство.

В 1813 году Кайтагское уцмийство было включено в состав Кайтаго-Табасаранского округа Российской империи. И последний Кайтагский уцмий Адильхан (1809–1822 гг.), сын Устархана, был уничтожен царской Россией. Немало потрясений было и в советский период. Кайтагцы и в языковом, и культурном отношении ближе к даргинцам, так как кайтагский язык и культура на территории Дагестана являются базовыми, на которых формировался кайтагский народ. Отказ от отдельного учета в переписи и административно-паспортное помещение кайтагцев в составе даргинцев не имеет под собой никаких оснований. Решение включить кайтагцев в состав даргинцев, принятое в 1939 году, было чисто политическим, волюнтаристским и преступным.

Кайтагцы, как один из древнейших и коренных народов Дагестана, являются совершенно особым, отдельным малочисленным народом, со своим особым самоназванием, самозначением, языком, культурными особенностями. «Кайтагцы представляют собой культурно высокоразвитый древний автономный народ Дагестана» – вот такую справку составил завотделом Кавказского Института этнологии и антропологии РАН, член-корреспондент РАН, доктор исторических наук С. Арутюнов.

«Все последующие переписи населения (после 1926 года) страдали от предвзятой политизации, а часто и прямой фальсификации. Все разговоры о курсе на консолидацию, единство, мир и согласие на самом деле не более чем политика, имеющая целью утвердить нынешнее положение с 14-ю «конституционными народами», по существу прикрывающее господство аварско-даргинского истэблишмента за счет игнорирования прав и интересов существующих малых народов Дагестана. Бесписьменные они лишь потому, что попытки создания их письменности пресекались».

Двойные стандарты

Как пишет Назим Гаджиев, «консолидироваться должны были все народы СССР, и только лезгины должны были раздробиться по воле Абдурахмана Даниялова…». Получились двойные стандарты национальной политики в Дагестане. Аварцы и даргинцы стали лидирующими этносами, а уменьшив численность лезгин, тем самым их отстранили от политической власти.

Многие чиновники, чтобы достичь какой-то определенной цели, сметают на своем пути все преграды, даже целые народы. Хочется привести некоторые сведения по итогам Всероссийской переписи населения 2002 года. Уже после проведения переписи, когда началась подготовка к публикации материалов, дагестанское руководство предприняло еще одну попытку провести свою линию в вопросе об этническом составе населения республики. 20 февраля 2004 года Магомедали Магомедов и Муху Алиев направили письмо министру РФ В.Ю. Зорину с категорическим возражением «против искусственного размежевания дагестанских народов, находящихся в генетически родственных отношениях» и предложением при публикации итогов исходить из порядка, который был использован в исследовании «Народы Дагестана».

…К этому времени уже было известно, что в переписных листах указали свою национальную принадлежность, а не аварскую, 22 тысячи андийцев, 15 тысяч цезов, по 6 тысяч каратинцев, ахвахцев и бежтинцев и многие другие. Несмотря на все академические баталии и московские правительственные решения, Дагестан провел перепись так, как он это считал нужным. Вернее, как определило это местное руководство…

Кто создал Дагестан?

Я не имею никаких претензий ни к одной народности в республике. Веками народы Дагестана жили по соседству. Необходимость самовыживания заставляла их мириться с соседями, терпимо относиться к ним, их обычаям и традициям. Если бы народы Дагестана позволили восторжествовать вражде и противостоянию, то просто бы исчезли с лица земли. И то, что они сохранили себя, убедительнее всего говорит о мудрости, которая указала им единственный путь взаимного существования, – дружба.

Сама жизнь объединила нас в единую республику. Множество завоевателей обращали внимание на наши благодатные земли – Тимур и монголы, и Надиршах и т. д. И всякий раз, чтобы достойно противостоять им, нам приходилось объединяться. Общие интересы и создали нашу общую республику. И каждый из нас хочет достойной жизни, воспитать патриотов. Еще Конфуций говорил: «Если хочешь воспитать из сына патриота, дай ему изучить историю его родины».

Жизнь нас убедила в том, что какой бы грамотный руководитель ни пришел к власти, он всегда постарается в жизни оставить все без изменения, особенно, что касается этносов.

Получается, что три основных поста в республике занимают представители трех народов, при этом кумыки, хоть и входят в триумвират, но не имеют возможности предложить своего кандидата в главы Дагестана, это уже аксиома.

Между тем…

Чтобы ни случилось, новое поколение не должно забывать свои корни. Мои земляки должны помнить о том, что последняя перепись населения выявила всего шесть кайтагцев в республике.

2014 год – печальный юбилей для кайтагцев, потому что в 1939 году их «консолидировали» с даргинцами. За 75 лет ничего не изменилось, только жизнь кайтагцев ухудшилась. Мое поколение поседело уже… Постарело… Вся надежда на будущее поколение. Чем дольше живешь, тем больше мудреешь и ценишь вещи, которых в молодости не замечаешь, не понимаешь. Осознание и понимание приходит с годами…

Не хочется, чтоб малочисленная народность кайтагцы исчезла средь бела дня, как соль, брошенная в воду, как дымок очага в небе…

Все мы знаем и желаем: в жизни после себя обязательно оставить добрый след. Надо жить с надеждой, верить, что после ненастья обязательно выйдет солнце…

Федеральная газета «Настоящее время»

Дайджест

Возможно Вам будут интересны:

Малочисленным народам России выделят на развитие 240 млн рублей

ФЛНКА в телеэфире

Спасти народы Дагестана

Народы в Азербайджане, наконец, подсчитали…но как!

Страсти по дидойцам

Комментарии (4)
Комментарий #4, дата: 18 марта 2014 00:20

Кстати, сейчас очень активно, по поручению Главы Республики Дагестан, Р.Г.Абдулатипова, с подключением лингвистов не только из НИИ Республики Дагестан, но также из Москвы и Санкт-Петербурга, разрабатывается Республиканский Закон о придании 28-33 языкам Дагестанских народов статуса государственного (республиканского).

Очень скоро, после выхода этого Закона, самое время подытожить эту тему. Процесс запущен и только лишь чьё-то желание и "нервы" уже врядли кому-то помогут...посмотрим...

 

 


Цитировать          
Комментарий #3, дата: 17 марта 2014 22:18

Цитата: РАСУЛ
ВАМ ЛЕЗГИНАМ ТОЛЬКО И СНЯТСЯ СНЫ,КОГДА КАЙТАГЦЫ ОТКОЛЯТСЯ ОТ ДАРГИНЦЕВ,И В ТОЖЕ ВРЕМЯ ВО ВЕСЬ ГОЛОС ЗАЯВЛЯИТЕ ЧТО ТАБАСАРАНЦЫ,РУТУЛЬЦЫ,АГУЛЬЦЫ,ЭТО ЛЕЗГИНЫ,Я РАЗОЧАРУЮ ВАС,МЫ ОДНА ИЗ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП ДАРГИНЦЕВ,ТАК ЖЕ КАК ЦУДАХАРЦЫ,КАДАРЦЫ,СЮРГИНЦЫ,МЕГЕБЦЫ,ЧИРАХЦЫ И ДР.И НИКОГДА НЕ ОТКОЛИМСЯ ОТ СВОЕГО НАРОДА.И НИЧЕГО ОБШЕГО У НАС С ЛЕЗГИНСКИМ ЯЗЫКОМ НЕТ,РАЗВЕ ЧТО СЛОВА АРАБСКОГО И ТУРЕЦКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ. МЫ БЫЛИ ЕСТЬ И БУДЕМ ДАРГИНЦАМИ,И ПЛЕВАТЬ НАМ НА ВСЯКОГО РОДА ЖУРНАЛЮГ И ЛИНГВИСТОВ.НАМ РЕШАТЬ КТО МЫ.

    

    С нашими "СНАМИ" мы , как нить, сами разберемся.......... Если ВЫ "НИКОГДА НЕ ОТКОЛИТЕСЬ ОТ СВОЕГО НАРОДА " , то  к чему столько истерики ? 


Цитировать          
Комментарий #2, дата: 17 марта 2014 19:43

ВАМ ЛЕЗГИНАМ ТОЛЬКО И СНЯТСЯ СНЫ,КОГДА КАЙТАГЦЫ ОТКОЛЯТСЯ ОТ ДАРГИНЦЕВ,И В ТОЖЕ ВРЕМЯ ВО ВЕСЬ ГОЛОС ЗАЯВЛЯИТЕ ЧТО ТАБАСАРАНЦЫ,РУТУЛЬЦЫ,АГУЛЬЦЫ,ЭТО ЛЕЗГИНЫ,Я РАЗОЧАРУЮ ВАС,МЫ ОДНА ИЗ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП ДАРГИНЦЕВ,ТАК ЖЕ КАК ЦУДАХАРЦЫ,КАДАРЦЫ,СЮРГИНЦЫ,МЕГЕБЦЫ,ЧИРАХЦЫ И ДР.И НИКОГДА НЕ ОТКОЛИМСЯ ОТ СВОЕГО НАРОДА.И НИЧЕГО ОБШЕГО У НАС С ЛЕЗГИНСКИМ ЯЗЫКОМ НЕТ,РАЗВЕ ЧТО СЛОВА АРАБСКОГО И ТУРЕЦКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ. МЫ БЫЛИ ЕСТЬ И БУДЕМ ДАРГИНЦАМИ,И ПЛЕВАТЬ НАМ НА ВСЯКОГО РОДА ЖУРНАЛЮГ И ЛИНГВИСТОВ.НАМ РЕШАТЬ КТО МЫ.


Цитировать          
Комментарий #1, дата: 16 марта 2014 19:27

Кайтагцы, по официальным царским и другим источникам 19 века, обозначены как отдельный дагестаноязычный народ, с собственным языком, а не, как даргинцы с кайтагским диалектом даргинского языка.

По оценкам некоторых специалистов-лингвистов кайтагский язык равноудалён как от даргинского, так и от лезгинского или табасаранского языков. Наверняка, исходя, в том числе, и из этих соображений, в своё время существовал Табасарано-Кайтагский национальный округ.

 


Цитировать