Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Амиль Саркаров: «Двойные стандарты»

Амиль Саркаров

Проведенная в Федеральной лезгинской национальной культурной автономии в Президент-отеле конференция, посвященная проблемам разделенным госграницами лезгинам и аварцам, получила множество откликов от экспертов, принявших в ней участие. Одним из первых отписался Гейдар Джемаль. На сайте «Кавказская политика» вышла его статья с броским названием: «Северный Кавказ как инструмент деконструкции Южного Кавказа». Гейдар Джемаль, позиционирующий себя в первую очередь в качестве философа, как-то нервно и раздраженно отреагировал на вполне обоснованную инициативу лезгинской и аварской общественности. Как обычно в его опусе присутствовали конспирологические рассуждения, которыми он хотел показать искусственность поднятой организаторами темы мероприятия.

Теория заговора прослеживается с самого начала статьи Гейдара Джемаля. Так, он утверждает, что лезгины и аварцы «становятся поневоле инструментом в чужой антикавказской игре». Оказывается, для него не был секретом, как он выразился, антиазербайджанский характер конференции. По мнению Джемаля, его (характер) сформировали упреки и обвинения в адрес внутренней политики азербайджанских властей со стороны лезгин и аварцев, у которых из-за нее утрачивается этническая идентичность.

Если в этом заключается антиазербайджанская позиция участников конференции, то почему она в глазах Джемаля выглядит как главный недостаток? Может, он рассчитывал на то, что представители лезгинских и аварских организаций будут хвалить власти АР за такую политику?

Но особенно циничной мне показалась его фраза: «Кое-что в претензиях выступавших, возможно, было не лишено оснований». Получается, что основная часть их критики была выдуманной? Тогда надо бы объяснить, в чем все-таки были правы выступавшие, а в чем не правы. На самом деле Гейдар Джемаль намеренно спрятался за этой словесной шелухой. Ему просто нечего было противопоставить ни одному тезису основных докладов конференции. Если это не так, то почему он не остался и не выступил, ведь он тоже числился в списке докладчиков.

Несложно догадаться, что открытая дискуссия сразу расставила бы все точки над «i». Иначе, Гейдар Джемаль (о, святая простота!) не смог бы безнаказанно сказать о том, что «лезгины и аварцы, проживающие на территории АР, могут протестовать против национальной политики Баку». Неужели он и в самом деле настолько наивен?! Политолог, который всегда рассуждает о политике государств с такой уверенностью, будто у него консультируются их руководители, позволяет себе подобные «замечания», якобы не зная, что за режим управляет этой страной? Попробовал бы лучше он создать в Азербайджане Исламский комитет и с такой же страстью критиковать власти этой страны, как это делает в России. Тогда Гейдар Джемаль ощутил бы разницу между Россией и Азербайджаном.

Но и в дальнейшем эта «наивность» не пропадает. Его рассуждения о понятии «азербайджанец» просто удивительны. Кого он надумал ввести в заблуждение своими умозаключениями? В 30-е годы прошлого века азербайджанец стало официальным обозначением разноплеменного тюркоязычного населения Закавказья, до этого они назывались тюрками — именно так их отразили в первой всесоюзной переписи населения 1926 года. И никуда национальность азербайджанец после этого не исчезала. Более того, азербайджанцами стали записывать все остальные коренные народы АзССР, включая большую часть лезгин, аварцев, цахуров. Особенно пострадали таты, которым даже в Дагестане поменяли этническую принадлежность.

Когда Азербайджанская Республика стала самостоятельным государством, то и там эта практика продолжилась. В переписях населения 1999 и 2009 годов представители «титульной» национальности также были зафиксированы как азербайджанцы.

Но Гейдар Джемаль говорит, что это участники конференции допустили заблуждение, называя его «фундаментальным»! А ведь этот основополагающий для него вопрос обсуждался на конференции. Но «всезнающий» Гейдар Джемаль, как уже говорилось, благоразумно покинул ее. Тем не менее, рассмотрим, о чем там шла речь. Один из ее модераторов, политолог Энвер Кисриев в своем выступлении затронул тему «азербайджанизма» и «тюркизма» во внутренней политике Азербайджана, которые по его словам переходят друг в друга, создавая порочный круг. Он пояснил позицию представителей местных народов в этом вопросе: «Если для лезгина, аварца или талыша, живущего в Азербайджане, понятие азербайджанец будет означать только принадлежность к данному государству, то ни у кого из них не будет никаких возражений против этого». Но дело в том, что данный подход, по словам Кисриева, постоянно подменяется другими конструкциями, в которых отдельно от азербайджанцев фигурируют национальные меньшинства. Таким образом, продолжается политика сознательной ассимиляции нетюркского населения Азербайджана. И все, кроме Гейдара Джемаля, видят особенности этой коварной политики официального Баку. Но теоретические построения с головой выдают его истинные взгляды: «Несомненно, в составе азербайджанского суперэтноса присутствуют этнические группы, сохранившие племенную, в том числе и культурно-языковую идентичность». То есть лезгины, аварцы, цахуры, талыши и другие народы для него являются какими-то эфемерными этническими группами.

Неутомимый Гейдар Джемаль развивает тему дальше. Он считает, что «лезгины и аварцы, являющиеся коренными насельниками азербайджанских территорий, могут называться азербайджанцами с гораздо большим правом, чем их этнические собратья в Дагестане — «россиянами». И выкладывает свой самый «весомый» аргумент. Они, дескать, не принимали участия в этногенезе русского народа! Мне интересно, Гейдар Джемаль хоть раз читал конституцию страны, гражданином которой он является? В Конституции АР, кстати, ни слова не говорится о многонациональном народе! Но это его нисколько не смущает и он, как ни в чем не бывало, отрицает очевидный для всех факт, что азербайджанцы — это отдельная национальность. А разговоры об азербайджанской нации, объединяющей все население этой страны выглядят полной профанацией. Русские, татары и даже… армяне которые там остались, они тоже азербайджанцы? Зато россияне с его подачи превращаются в русских! Хотя именно в этом случае нет никакой путаницы: для обозначения этноса и политической нации используются разные слова! Полный беспорядок в голове.

И почему тогда лезгинам и аварцам предпочтительней называться азербайджанцами (имея ввиду политическую нацию), а не россиянами? Нет ни одного аргумента в пользу такой позиции. Во-первых, нынешняя Азербайджанская Республика не имеет никакого отношения к историческому Азербайджану — Атропатене, а является политической конструкцией 20-го века. Во вторых, наши предки не входили в состав государства Азербайджан, а оказались в составе Российской империи. Никто не отрицает, что Россия не воевала с горскими народами, зато Закавказье довольно мирно присоединили к ней, о чем Джемаль умалчивает. А правопреемницей и СССР, и Российской Империи является нынешняя Российская Федерация, а не Азербайджанская Республика, которой всего-то отроду 20 лет, если не считать Азербайджанскую демократическую республику, являвшейся временным и нестабильным политическим образованием в смутный период безвластия после краха Российской Империи и утверждения советской власти. И в настоящее время к одному из осколков СССР, называемом Азербайджанской Республикой и аварцы и лезгины имеют множество серьезных, обоснованных претензий.

Ознакомившись с предварительным текстом резолюции проведенной конференции Гейдар Джемаль и там пытается не оставить камня на камне. Его раздражает параллели, которые проводятся между Азербайджаном и Дагестаном. Он говорит, что диалог возможен только между Баку и Москвой, так как Дагестан всего лишь субъект РФ. Но тогда как же быть с постоянным представителем Дагестана в Азербайджане, этническим азербайджанцем Магомедом Курбановым? Гейдар Джемаль и про него ничего не знал? А может в этом случае Дагестан временно изменил свой статус? Мне это напоминает один анекдот про раввина, который в субботний день увидел лежащую на дороге крупную купюру, которую захотел поднять, но не мог — в этот день работать нельзя. Тогда он начал истово молиться Всевышнему… и случилось чудо: везде была суббота, а раввин временно перенесся в четверг. Гейдар Джемаль мне тоже напоминает такого кудесника. Но, безусловно, все это еще раз подтверждает существование двойных стандартов в отношении дагестаноязычных народов. Азербайджанцам, оказывается можно, а лезгинам и аварцам — нет, и не только в Азербайджане, но, как оказывается и в Дагестане тоже.

Все инициативы, которые были изложены в резолюции, призванные улучшить положение лезгин, аварцев и других в Азербайджане посредством усиления внимания к ним со стороны официальных структур воспринимается им как вмешательство в дела другого государства! Тогда чем является навязчивая политика по открытию памятников Гейдару Алиеву, осуществляемая Азербайджаном в России? Да что говорить, Президент РФ Владимир Путин участвовал во втором съезде Всероссийского азербайджанского конгресса. Есть другие факты, говорящие о том, что представители посольства АР самостоятельно выходят на региональные власти, когда хотят ограничить активность деятельности отдельных ученых и представителей общественных организаций в данном регионе. Это разве не вмешательства во внутреннюю политику РФ? Совсем недавно стало известно о подготовке к созданию общетюркской организации националистически ориентированной молодежи в России, в числе спонсоров которой будут, как выразился один из организаторов — лидер «Азатлык» Наиль Набиуллин, влиятельные мусульмане из Азербайджана. Почему же тогда азербайджанской стороне можно проявлять активность, а лезгинская и аварская общественность не должна даже обращаться со своими предложениями в органы власти, непосредственно касающимися проблем своего народа?! И как, не имеющие соответствующих полномочий общественные организации могут вмешиваться во внутреннее дело Азербайджана?!

Гейдар Джемаль не оставил в покое даже вопрос функционирования лезгинского языка в Азербайджане. По его словам получается, что идея создания общереспубликанской газеты и телеканала на лезгинском языке за счет бюджета в Азербайджане — это провокация. Тем самым он в очередной раз вступил в противоречие с самим собой, ведь до этого он говорил, что ничто не мешает лезгинам, аварцам и другим народам быть хозяевами Азербайджанского государства. Вот уж, хозяева!

В конце я хотел бы привести еще одну фразу, прозвучавшую в интервью Гейдара Джемаля новостному порталу Vesti.Az: «Я пришел туда, чтобы своими глазами убедиться в том, что эта конференция была затеяна российскими силовыми структурами в канун визита в Баку главы Администрации президента России Сергея Иванова». Сложно сказать, что его в этом убедило — никто из чиновников там не выступал, хотя критика в адрес российских властей также звучала. Кстати, Сергей Иванов Баку не посетил.

Не приводя ни одного разумного довода в пользу деструктивности проведенной конференции, Гейдар Джемаль пытается черное сделать белым, а белое — черным. Пусть теперь, после нас, Всевышний его рассудит.

Амиль Саркаров

Кавказская политика

Дайджест

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Президент ФЛНКА А.Керимов и член ОП РД В.Казибеков провели онлайн-встречу по вопросам развития Юждага

Амиль Саркаров: Нужна ли лезгинам власть в Дагестане?

Джемаль в посудной лавке. Неумелые игры исламиста на лезгинском поле

Доктрина Джемаля о «Большом Кавказе» и «маленькие» неприятности дагестанских народов в Азербайджане

Гейдар Джемаль: «Северный Кавказ как инструмент деконструкции Южного Кавказа»

Комментарии (5)
Комментарий #5, дата: 01 март 2015 17:43
Автору спасибо.

Комментарий #4, дата: 23 февраль 2015 13:51
Мда, хотелось бы ещё почитать на эту тему.

Комментарий #3, дата: 16 февраль 2015 16:15
а еще посты на эту тему будут в будущем?

Комментарий #2, дата: 12 февраль 2015 14:10
За статью огромная благодарность, все по делу.

Комментарий #1, дата: 29 июнь 2012 23:36
Гейдар Джемаль - никакой не философ, а обычный пройдоха, по бычьей шее которого давно плачет петля! Друг и пособник террористов и убийц - Басаева и Хаттаба - этот мерзавец основал мифический "Исламский комитет", состоящий из нескольких таких же как и он сам - жуликов и прикрываясь религией, делает своё чёрное дело по стравливанию русских и кавказцев, заодно делая на этом бизнес. Он полное ничтожество - по существу поднятых вопросов ему просто нечего было сказать, поэтому и сбежал с конференции. Меня удивило не то обстоятельство, что он сбежал, а то - почему организаторы его туда пригласили! Неужели не знали - кто он такой?!



Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия