ФОТОГАЛЕРЕЯ ВИДЕО АУДИО БИБЛИОТЕКА
Rus Eng

Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Консультативный статуc при ООН

Для чего нужен и что дает важнейший статус, который НПО могут иметь в Организации Объединенных Наций

Консультативный статуc при ООН

Неправительственные организации (НПО), также известные как организации гражданского общества, существуют сотни лет, а с середины девятнадцатого века они начали получать международное признание. НПО были приняты Лигой Наций, которая консультировалась с ними в период своего существования. Организации часто участвовали в заседаниях и комитетах Лиги (1919-1946). Благодаря такому признанию, когда Организация Объединенных Наций была создана в 1945 году, участие НПО было закреплено в Уставе ООН в соответствии со статьей 71 главы 10. Статья 71 создала Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), задачей которого было проведение консультаций с НПО.

Эта статья открыла дверь более чем для 3500 НПО (на сегодняшний день), имеющих консультативный статус при ЭКОСОСе . Такое значительное число — это четкий показатель того, что НПО считают консультативный статус ценным.

Последние лет двадцать Организация объединенных наций работает над расширением сотрудничества с НПО во всей системе ООН и во всех областях своей деятельности. ООН и ее агентства все больше зависят от НПО в осуществлении соответствующих обязательств на местах по всему миру, а также в выполнении резолюций и целей ООН. Именно это способствует все более разрастающемуся влиянию и значению неправительственных организаций в международном сообществе.

Консультативный статус является дополнительным механизмом участия, который предоставляет НПО физический доступ к ООН и возможность выступать на собраниях. Этот статус приносит с собой ряд преимуществ, которые могут способствовать достижению целей как НПО, так и ООН. Наличие консультативного статуса позволяет НПО официально участвовать в международной политической системе, в международных конференциях и мероприятиях, созываемых ООН, где они вносят свой вклад в разрешение различных проблем.

Более формальные методы участия включают представление письменных заявлений и устных материалов ЭКОСОС и его вспомогательным органам по вопросам опыта НПО. Они могут устанавливать стенды на определенных мероприятиях ООН, а также организовывать свои собственные.

Кстати, об ЭКОСОСе

Экономический и Социальный Совет был учрежден Уставом Организации Объединенных Наций в качестве главного органа под эгидой Генеральной Ассамблеи для содействия:

- более высокому уровню жизни, экономическому и социальному прогрессу и развитию;

- решению международных экономических, социальных, медицинских и смежных проблем; международному культурному и образовательному сотрудничеству; а также

- всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех вне зависимости от расы, пола, языка или религии.

В настоящее время ЭКОСОС проводит одну основную сессию продолжительностью от пяти до шести недель каждый год, чередуя между Нью-Йорком и Женевой, и одну организационную сессию в Нью-Йорке. Основная сессия включает специальное совещание высокого уровня с участием министров и других высокопоставленных должностных лиц для обсуждения основных экономических и социальных вопросов. Круглогодичная работа Совета осуществляется в его вспомогательных органах — комиссиях и комитетах, которые собираются через регулярные промежутки времени и отчитываются перед Советом.

Консультативный статуc при ООН

В соответствии с Уставом ЭКОСОС может консультироваться с неправительственными организациями (НПО), занимающимися вопросами, входящими в компетенцию Совета. Совет давно признал, что таким организациям должна быть предоставлена возможность высказывать свои идеи и взгляды, и что они обладают особым опытом, техническими знаниями, полезными и жизненно важными для его функционирования. В соответствии с резолюцией ЭКОСОС 1996/31, НПО, желающие консультировать Совет по определенным вопросам, могут подать заявку и получить консультативный статус для содействия такой работе.

Консультативный статус

Основа для консультативных отношений между Организацией Объединенных Наций и неправительственными организациями была изложена в середине девяностых годов после обширного межправительственного обзора, который завершился Резолюцией 1996/31 ЭКОСОС. Ежегодно все НПО, имеющие консультативный статус, получают предварительную повестку дня. Благодаря своему статусу они обладают определенной привилегией по размещению пунктов повестки дня ЭКОСОС и его вспомогательных органов; они могут присутствовать на собраниях, где ими представляются письменные заявления и устные доклады правительствам.

Комитет ООН по неправительственным организациям является постоянным комитетом ЭКОСОС. Его мандат изложен в вышеупомянутой резолюции. Основными задачами Комитета являются:
• рассмотрение заявок на получение консультативного статуса и просьбы о реклассификации, представленные НПО 
• рассмотрение четырехгодичных докладов, представленных НПО в общих и специальных категориях 
• осуществление положений резолюции Совета и контроль за консультативными отношениями 
• любые другие вопросы, которые ЭКОСОС может запросить рассмотреть

Многие НПО используют свой статус для взаимодействия с другими НПО, с которыми они могут создавать партнерские отношения.

Неправительственные организации могут назначать представителей, имеющих доступ к центральным учреждениям/зданиям ООН. Для них открывается возможность оказывать непосредственное влияние на представителей разных организаций и государств-членов. Такой доступ к общению с должностными лицами и представителями порой гораздо более эффективен, чем выступления на официальных слушаниях.

Многие агентства и учреждения ООН проводят регулярные встречи с НПО, более того, все чаще появляются новые формы участия таких организаций в системе Объединенных наций. Некоторые из мероприятий, в которых участвуют НПО, включают распространение информации, повышение осведомленности, пропаганду политики, совместные оперативные проекты и предоставление технических знаний.
 
Наконец, наличие консультативных отношений с ООН дает НПО уровень доверия и легитимность в рамках системы и в глазах правительств и других организаций, которых они иначе не смогли бы достичь.

Чтобы получить статус при ЭКОСОСе, неправительственная организация должна соответствовать ряду критериев. Это должна быть организация, не преследуя цели извлечения прибыли, должна заниматься проблемами, входящими в компетенцию ЭКОСОС. Ее цели и задачи должны соответствовать духу, целям и принципам Устава ООН. Организация должна иметь постоянную штаб-квартиру и принятый демократическим путем устав, должна пользоваться «устоявшейся репутацией в своей области компетенции» и носить представительный характер. Основные средства данной организации должны состоять главным образом из взносов ее национальных отделений или из поступлений от индивидуальных членов.

Организация, выразившая желание получить консультативный статус при ЭКОСОС, направляет в Отдел по неправительственным организациям Департамента социальных и экономических вопросов Секретариата ООН заявление установленного образца, наряду с другими документами на английском языке.

Комитет собирается два раза в год для принятия решения о том, какие из заявок рекомендовать ЭКОСОС. Он может также принять решение отложить заявку до следующей сессии, ожидая получения ожидающих разъяснений или ответов на вопросы, заданные НПО. Когда и если Совет, наконец, одобряет рекомендацию Комитета о предоставлении консультативного статуса НПО, официальное уведомление направляется Секретариатом.

Очевидно, что именно такой статус является наиболее эффективным с точки зрения влияния и участия на международной арене. Безусловно, получение консультативного статуса такой организацией, как ФЛНКА, открыло бы двери в еще более высоких инстанциях и позволило бы повысить эффективность работы на международном поле.

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Возможно Вам будут интересны:

ФЛНКА и ОНН — 5 лет вместе

Рамочная конвенция

Лезгинский вопрос в ООН

Эхо лезгин в ООН

ФЛНКА пригласили в ООН

Комментарии (0)