Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Алий Колесников об Ануширване

Деяния Хосрова I Ануширвана (531-579) в освещении разных источников

 
Деяния Хосрова I Ануширвана (531-579) в освещении разных источников
 
Колесников Алий Иванович
 
ФЛНКА продолжает публикацию серии научных докладов, озвученных на Международной научной конференции «Дербент-2000: Перекресток цивилизаций». В сегодняшней статье мы представляем читателям нашего сайта доклад, зачитанный ведущим научным сотрудником Института восточных рукописей РАН, доктором исторических наук Алием Колесниковым.
 
Тема предлагаемого вашему вниманию доклада имеет прямое отношение к истории древнего города-крепости Дербенда, строительство оборонительных стен которого в значительной степени приходится на годы царствования иранского шаханшаха Хосрова I Ануширвана. Его иранское почетное прозвище anōš-ruwān («имеющий бессмертную душу») и арабское ‘adil («справедливый»), закрепленные в средневековой историографии,  подчеркивали исключительное благочестие и другие высокие духовные качества монарха.

Характеристику государственной  деятельности Хосрова I мы предприняли, опираясь на четыре группы источников, которыми мы владеем профессионально, и которые, по нашему мнению, дают наиболее ценную информацию о событиях в Иране VI в. Мы имеем в виду:

а) Около двух десятков сочинений разного жанра на арабском и персидском языках, составленных в IX-XIII вв., уже в мусульманскую эпоху (труды ад-Динавари, ал-Йа‘куби, ал-Мас‘уди, ат-Табари, Бал‘ами, Хамзы ал-Исфахани, Фирдоуси, Ибн Мискавейха, Ибн ал-Балхи, Незам ал-Мулка, Ибн ал-Асира, Захир ад-дина Мар‘аши, анонимные «Худуд ал-‘Āлам», «Муджмал ат-таварих», «Сказание об Ануширване», и др.).
Их сведения о доисламском Иране в свою очередь восходят к недошедшей до нашего времени пехлевийской "Xwadāy-nāmag” («Книге владык», официальной истории Сасанидов, VII в.) и Kārnāmag’ам  («Kнигам деяний») отдельных ее правителей.

б) Немногие оригинальные пехлевийские сочинения на среднеперсидском языке,  датируемые временем последних Сасанидов и первыми веками  Ислама ("Xusrō ī Kawādān ud rēdag”, "Šahrestānīhā ī Ērān”, "Dēnkard”). Они демонстрируют отдельные эпизоды многогранной деятельности Хосрова Ануширвана.

в) Синхронные сасанидской эпохе сирийские источники (прежде всего, сборник «Деяний несторианских синодов V-VII вв.») и «Несторианская история» (или «Хроника Сеерта»), написанная сирийским клириком по-арабски в VIII в., характеризуют политику шаханшаха по отношению к своим христианским подданным и духовным руководителям Церкви Востока.

г) Сасанидская эпиграфика на памятниках материальной культуры V-VII вв. (легенды на монетах, печатях и буллах должностных лиц, строительные надписи). Они дают представление об административном аппарате и реальных границах Сасанидского государства в описываемую эпоху.

Хосров I Ануширван
В сочинениях первой группы главное внимание сосредоточено на магистральных направлениях деятельности шаханшаха Хосрова I Ануширвана: борьбе с опасной ересью в зороастризме – религиозно-социальным движением маздакизма; завершении земельной и военно-административной реформ, начатых его предшественником Кавадом; войнах Ирана на западе с Византией, на востоке - с эфталитами и тюрками, завоевании Йемена в Южной Аравии; укреплении границ и строительстве оборонительных сооружений на окраинах государства; и, наконец, - монаршем покровительстве развитию наук, философии и светской литературы в стране. 

Ибн Мискавейх (ум. в 421 г.х.) после повествования о начале царствования Хосрова Ануширвана и его деятельности на поприще преследования еретиков, проведения военной и административной реформ, перечисления завоеваний на востоке и на западе, основания городов, вдруг предлагает арабский перевод отрывка из несохранившейся «Книги деяний Ануширвана и его способах управления государством», составленной якобы им самим. Этот «усеченный» Kārnāmag включает двенадцать рассказов из жизни шаханшаха: о попытке покушения на особу государя; его разговоре с еретиком; сложных отношениях с византийским императором; об усилении контроля за справедливым распределением налогов и улучшением жизни подданных (3 рассказа); о борьбе с маздакитами и их сторонниками; об инспекционных поездках на север страны и принятии на государственную службу хазар («тюрок», автор не делает различия между терминами) для охраны границ (2 рассказа); о недовольстве поведением великого кагана в связи с его тайным договором с римским кесарем; о способах управления государством при  сохранении положительных традиций предков и заимствовании всего хорошего, что есть в соседних странах (Индии и Византии) [Ibn Miskawayh, p. 187-215; Grignaschi 1967, p. 1-45].

По утверждению Бал‘ами, владения Хосрова I в результате военной экспансии включали около двух десятков провинций и стран на огромном пространстве от Индии до Сирийской пустыни, от Мавераннахра и «Хазарского Дербенда» (Darband-e xazarān) до Омана и Йемена. Это не было преувеличением, ибо присутствие сасанидской администрации в Индии подтверждается находкой печати амаргара (финансового чиновника) провинции Синд [Gyselen 1989, p. 65, 87-88, 112]. 

Основание Дербенда (Bāb al-abwāb) Ибн Мискавейх помещает после сведений о возвращении Ануширвана из успешного военного похода в земли эфталитов и хазар [Ibn Miskawayh, p. 182].

Хамза Исфахани сообщает о строительстве Хосровом Ануширваном дербендских стен в контексте градостроительной деятельности шаханшаха. Их протяженность от моря до гор составляла около двадцати фарсангов, цифра весьма завышенная.
Изображение Хосрова Ануширвана в здании тегеранского суда, 1940 год
Автор «Истории Табаристана, Руйана и Мазандарана» предлагает несколько иную, более пространную версию событий, связанных с Дербендом. Согласно ей, после воцарения Кавада (488-531) его брат и соперник Джамасп был вынужден бежать в Армению. В то время наместник Кавада в Дербенде вел военные действия с царем хазар. Весть о скором прибытии сасанидского царевича вначале обрадовала наместника, а потом огорчила, когда выяснилось, что тот – противник Кавада. Назревавший конфликт удалось разрешить миром, войско наместника с помощью дружины Джамаспа рассеяли армию хазар и славян (!). Наместник отправил в царскую резиденцию обстоятельное донесение о победе, после которого Кавад поручил Джамаспу управление Тебризом, Дербендом и Арменией. Джамасп успешно охранял свою вотчину от внешних врагов и приумножал ее за счет соседних территорий. Там он женился [Dorn 1850. Text: p. 33-34]. После смерти Джамаспа его трон занял старший сын Нарсе. Он проводил агрессивную внешнюю политику и присоединил к своим владениям многие территории, которые раньше подчинил его отец. В течение 13 лет Нарсе верой и правдой служил Хосрову Ануширвану, пока все население провинций не признало его власть. «А тот Дербенд, строительство которого связывают с Ануширваном, построил он» (Нарсе. – А.К.). Впоследствии Нарсе подчинил Гилян, женился на гилянской принцессе и стал основателем гилянской династии правителей иранского происхождения [Ibid., p. 37-38]. 

Реплика автора сочинения о подлином основателе Дербенда нуждается в уточнении. Более десятка строительных надписей, обнаруженных исследователями на стенах дербендской крепости, содержат имя амаргара Адурбайгана (северной четверти Сасанидского государства), Барзниша, финансировавшего строительные работы. Одна из них датируется 37 г. (Хосрова I), т.е. 668 г. Остается только принять, что грандиозные строительные работы в Дербендской крепости начались задолго до Нарсе и не кончились эпохой Хосрова Ануширвана.

Кстати, из арабской версии «Книги деяний Ануширвана» явствует, что в начале 37 г. Хосрова I «четыре племени тюрок из хазарской области» (arba‘a asnāf min al-turk min nāhīya al-xazar) каждое со своим вождем, с семьями и слугами, попросились к Ануширвану на службу. Их набралось 53 тыс. чел. После проведенного смотра боеспособной части шаханшах разрешил тюркам поселиться в пределах государства, назначил им содержание и распределил по крепостям вдоль северной границы (в районе Мерва, в Алании, в Азербайджане). Командирами тюркских подразделений Хосров назначил иранских военачальников. Общее командование над ними было поручено марзбану Дербенда [Ibn Miskawayh, p. 198-200; Grignaschi 1967, p. 23-24].

 
Время правления Хосрова Ануширвана оказалось благоприятным для христианского меньшинства Ирана. Шаханшах беспощадно преследовал манихеев и маздакитов, но терпимо относился к иноверным подданным. Как и его предшественники, монарх осуществлял контроль за деятельностью несторианских соборов, которые традиционно проводились в другой части столицы, в Вех Ардашире (Селевкии), расположенном на противоположном, правом берегу Тигра. Голос шаханшаха был решающим при выборе очередного патриарха Церкви Востока. В начале 20-х гг. VI в. после избрания двух патриархов-католикосов в руководстве несторианской церкви Ирана установилось двоевластие. Митрополит Мерва, Давид, и его сторонники избрали католикосом Елисея (Елише) в церкви столичного квартала Аспанир.

Соперничающая группа клириков в соборной церкви Коке в Селевкии отдали предпочтение Нарсаю. Елисей искал и находил себе сторонников в Рейе и Мерве, Хузистане и Бахрейне. Противостояние церковных иерархов длилось 12 лет (по другим сведениям -14 лет, с 522/3 по 536/7 гг., т. е. началось при Каваде I и закончилось при Хосрове Ануширване). Оно закончилось лишь после смерти Нарсая. Шаханшах Хосров I отказался утвердить Елисея патриархом и назначил на эту должность епископа Суз, Павла, который вскоре умер. После Павла церковным иерархом в 540 г. был избран Мар Аба I [Labourt, 1904, p. 163–191; Histoire nestorienne, 1911, p. 147-152]. 

Из сборника «Деяний несторианских соборов» следует, что в царствование Хосрова I состоялись три собора Церкви Востока. На соборе католикоса Мар Абы I в 544 г. (13-м г. Хосрова I) были приняты меры по устранению негативных последствий церковного двоевластия. Реагируя на просьбы местного духовенства Сакастана (Систана), католикос распорядился переподчинить мелкие епархии этого большого региона между двумя епископами с учетом их компактного расположения. Епископу Изад-Афариду были поручены общины Заранга, Фараха и Каша, в ведении епископа Сергия остались общины Биста (Буста) и Рахвата [Synodicon Orientale, 1902. Texte: p. 87-89; Trad.: p. 342-344].

С целью укрепления дисциплины среди руководителей церковных провинций католикос отстранил от должности нескольких иерархов, в том числе епископа Гургана Петра за вероотступничество и переход в зороастризм и митрополита Мерва Давида за активное участие в церковной междоусобице [Histoire nestorienne, 1911, p. 159, 171]. Во внутрицерковные  распри шаханшах не вмешивался.
Хосров I Ануширван на охоте
Переподчинение мелких епархий осуществлялось параллельно с их объединением в более крупные образования. Признаки такого укрупнения наблюдаются в перечне восточно-иранских иерархов, письменно подтвердивших решения собора католикоса Иосифа (554 г.). В их числе оказались митрополит Мерва, епископ Рейя, епископ Мервруда, епископ Амоля и Гиляна (одна епископия), епископ Абеварда и Шахр-Пероза (одна епископия). В середине VI в. кафедра митрополита Мерва в Табели о рангах занимала седьмое место после митрополитов Хузистана и Месопотамии [Synodicon Orientale, 1902. Texte: p. 108-109, Trad.: p. 365-367].

Собор католикоса Езекиила, состоявшийся в феврале 576 г. (на 45-м г. царствования Хосрова I), был отмечен принятием 39 законов, направленных на укрепление церковной дисциплины, моральных устоев духовенства и мирян, борьбу с ересью. В отношении кворума участников Собор примечателен тем, что на нем присутствовали только два представителя от Восточного Ирана — епископы Гургана и Сакастана (Ibid., 1902. Texte: р. 110, Trad.: р. 368). Отсутствие на Соборе представителей других восточно-иранских епархий объяснялось их удаленностью от столицы и недостаточной информированностью о предстоявшем событии.

Как и его предшественники, Хосров Ануширван допускал применение смертной казни в отношении зороастрийцев, принимавших христианство. Особенно карались за вероотступничество лица, облеченные высокой властью. Так, в 30-м году царствования Кавада  I (518 г.) иранский марзбан Грузии и Кавказской Албании, Пиран Гушнасп, после крещения принял имя Григорий, оставил царскую службу и вынужден был скрываться от преследований. Кавад и впоследствии Хосров Ануширван готовы были простить вероотступника и при возвращении его в веру отцов доверить высокий пост. Но по настоянию жречества и просьбе ближайшего родственника Григорий (он же – Пиран Гушнасп) по царскому указу был казнен в 542 г. Участь Григория разделил вскоре другой прозелит – правитель Хузистана, Йездпанах [Hoffmann 1880, S. 81-87; Labourt 1904, p. 178-181; Becker 2009, p. 304-308]. При Хосрове Ануширване был казнен и монофизитский католикос, который крестил нескольких членов царской семьи [Nöldeke 1879, S. 287, Anm.3].

.

Пресс-служба ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Монетное дело средневекового Дербента

Муртазали Гаджиев о Дербенте

В Москве прошла международная научная конференция, посвящённая 2000-летию Дербента

Дербент-2000: Перекресток цивилизаций

Азербайджан и Турция напишут общетюркскую историю

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия