Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Жизненный путь лезгинского шейха

Появился новый полный перевод биографии Мухаммада Ярагского

Продолжение статьи. Начало материала здесь

В последнее время наблюдается устойчивый рост интереса  общественности к деятельности великого сына лезгинского народа, шейха Мухаммада Ярагского (лезг.: Ярагъ Мегьамед). Этот интерес проявляется не только со стороны лезгин, но и других народов. Отрадно, что внимание к изучению жизни и деятельности Мухаммада Ярагского проявляют представители ученой среды. Совсем недавно в научном журнале «Вестник Дагестанского научного центра» опубликована научная статья «Биография шейха Мухаммада ал-Йараги, написанная его сыном Исмаилом (перевод с арабского языка, комментарии)», одним из авторов которой является лезгинский ученый, профессор кафедры арабской филологии ДГУ, старший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской академии наук, доктор исторических наук Закарияев З.Ш. Статья написана в соавторстве с и.о. директора Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН, кандидатом исторических наук Мусаевым М.А.

В статье приводится перевод на русский язык интересного образца жанра биографий в дагестанской исторической литературе – арабоязычной биографии ученого-богослова, шейха накшбандийского тариката, муршида Мухаммада ал-Йараги, написанной его сыном Исмаилом. Текст рассматривается как исторический источник, перевод снабжен комментариями. Ниже приводится основное содержание публикации. С полной версией статьи можно ознакомиться в Вестнике Дагестанского научного центра. 2015. №57. С. 44-50.

Комментарии
    Таким образом, из биографии следует, что:

1.  Мухаммад ал-Йараги родился в 1186 г. хиджры, т.е. между 4 апреля 1772 г. и 24 марта 1773 г. (по григорианскому календарю). Его нисбы – ал-Йараги и ал-Курали свидетельствуют, что он происходил из лезгинского селения Верхний Яраг (лезг.: Вини Ярагъ) дагестанской исторической области Кюра. (Селение Вини Яраг находилось на территории нынешнего Магарамхюрского р-на РД). В полном имени шейха традиционно используются нисбы ал-Йараги и ал-Курали. Сам шейх указывал нисбу ал-Йараги, она запечатлена в его надмогильной эпитафии в с. Согратль, на надмогильном памятнике его сына в с. Вини Яраг, в многочисленных письменных источниках (в том числе опосредованных, таких как деловая и личная переписка), в арабоязычных сочинениях Мухаммад-Тахира ал-Карахи, Абдуррахмана ал-Газигумуки, Хасана ал-Алкадари, Шуайба ал-Багини, Назира ад-Дургили, Али ал-Гумуки (Каяева) и множестве других. Иных указаний об общинной принадлежности и происхождении Мухаммада ал-Йараги в исторических источниках и научной литературе не имеется.

2.  Отца Мухаммада звали Исмаил, деда – Шайх-Камал, прадеда – Нузур (местное произношение данных личных имен – Шихкамал, Нюзюр). Отец и дед, вероятно, были образованными людьми, поскольку носили приставку (хитаб) к имени «Малла» (знаток в области мусульманского права и ритуала), которая впоследствии стала частью их имени. Арабский термин «мулла» мы читаем как «малла», поскольку именно в этой форме (огласованный фатхой) он встречается в тексте.

3.  Мухаммад ал-Йараги стал суфийским шейхом в пределах между 28 сентября 1821 г. и 17 сентября 1822 г.

4.  В самом конце мая 1830 г. шейх бежал в Табасаран из-за преследования русскими.

5.  Мухаммад ал-Йараги пробыл в табасаранском селении Кюряг (ныне в Табасаранском р-не РД) в течение «16 месяцев» – с конца мая 1830 г. по середину августа 1831 г.

6.  Промежуток времени с середины августа по начало сентября 1831 г. шейх провел в табасаранском селении Дюбек (ныне в Табасаранском р-не РД).

7.  9-10 сентября 1831 г. ал-Йараги присоединился к имаму Гази-Мухаммаду, который поселил шейха на несколько дней в кумыкском селении Эрпели (ныне в Буйнакском р-не РД).

8.  В сентябре 1831 г. Мухаммад ал-Йараги с семьей переехал в аварское селение Чиркей (с. Старый Чиркей находилось на территории Буйнакского р-на РД) и покинул его примерно 8 ноября 1831 г.

9.  Приблизительно 9 ноября 1831 г. шейх и его домочадцы перебрались в аварское селение Игали (ныне в Гумбетовском р-не РД), где жили до начала апреля 1832 г.

10.  В начале апреля 1832 г. шейх переселился в аварское селение Гимры (ныне в Унцукульском р-не РД), где жил вплоть до конца сентября 1832 г.

11.  Приблизительно 26 сентября 1832 г. ал-Йараги с семьей переселился в аварское селение Балахани (ныне в Унцукульском р-не РД).

12.  В период пребывания в Балахани (конец сентября 1832 – конец февраля 1835 г.) шейх начал терять остроту зрения, принялся заучивать Коран наизусть и стал хафизом.

13.  В первых числах мая 1835 г. ал-Йараги вместе с семьей переехал в аварское селение Согратль (ныне в Гунибском р-не РД).

14.  30 августа 1838 г. Мухаммад ал-Йараги занемог, 3 сентября скончался, и на следующий день шейх был захоронен.

15.  Мухаммад ал-Йараги прожил 66 лет (68 лет по мусульманскому летоисчислению), из которых последние 8 лет мухаджиром.

Обращает на себя внимание, что Исмаил написал о своем отце весьма скудно – по сути, только родословную, дату вступления в тарикат и хронологию смены шейхом места жительства. В тексте не упоминается о первом переселении Мухаммада ал-Йараги в Табасаран.

Из русских источников следует, что в марте 1824 г. командующий Отдельным Кавказским корпусом А.П. Ермолов дал указание Аслан-хану Казикумухскому покончить с появившимся в Дагестане движением под руководством ал-Йараги.

Хан имел встречу с шейхом и сообщил генералу, что сделаны соответствующие внушения и объявил «о совершенном водворении спокойствия». В следующем 1825 г. «местное начальство вторично довело до сведения Генерала Ермолова о действиях муллы Магомета и об успехах его учения. Генерал Ермолов строжайше предписал Аслан-Хану схватить мюршуда (муршида – авт.) и доставить его в Тифлис.

Но Аслан-хан поручил это дело Гарун-беку, бывшему правителю кюринских владений, и хотя мулла Магомет, без всякого с его стороны сопротивления, был приведен в главное кюринское селение Кураг (Курах – авт.), однако тотчас же бежал оттуда, или, как некоторые полагают, добровольно был отпущен. После бегства из Курага, он скрывался в вольной Табасарани, где с успехом проповедовал мюридизм; семейство же его и родные проживали, между тем, спокойно в селении Яраг». В конце следующего 1826 г. шейх вернулся в Яраг, а в 1830 г. при новом «настоятельном требовании» командующего Отдельным Кавказским корпусом И.Ф. Паскевича (сменил А. Ермолова) о выдаче его, успел, при помощи хана уйти в Табасаран [Неверовский А. О начале военных беспокойств в Северном и Среднем Дагестане. СПб., 1847. С. 12-13;Комаров А. Казикумухские и кюринские ханы // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. II. Тифлис, 1869. Гл. IV. С. 28-29;Лобанов-Ростовский М. Б. Начало мюридизма на Кавказе // Русский архив, № 11. 1865. Изд. 2-е. М., 1866. С. 1153-1166].

Также в тексте Исмаила нет информации о произведениях Мухаммада ал-Йараги, его деятельности в качестве имама общины, суфийского шейха и много другой информации, которая представляет интерес. Даже когда делается отступление, описываются достоинства Гази-Мухаммада, автор не указывает, что его сестра Хафсат была супругой имама. В некоторых аварских селениях нам приходилось слышать предание, что отцом ее сына Хасана ал-Алкадари мог быть Гази-Мухаммад. Между тем, общеизвестно, что отцом Хасана был уроженец лезгинского селения Алкадар, ученый-богослов Абдуллах, сын Курбан-Али (ум.в 1278/1861-62 г.). Сторонники версии об отцовстве Гази-Мухаммада обычно ссылаются на два обстоятельства: 1. Мать Хасана Хафсат первоначально была замужем за Гази-Мухаммадом; 2. Хасан родился в с. Балахани, где семейства ал-Йараги и Гази-Мухаммада жили в момент гибели имама и после данного события. Однако дата рождения Хасана ал-Алкадари хорошо известна, ее приводит он сам в своем сочинении «Асари Дагестан» – это 11 число месяца джумада ал-ахира 1250 г.х. (15 октября 1834 г. по григорианскому календарю), т.е. через два года после гибели Гази-Мухаммада, когда Хафсат была женой алкадарцаАбдуллаха, сына Курбан-Али [Гасан-эфенди Алкадари.Асари-Дагестан. Махачкала: Лотос, 2014. С. 200]. На это сторонники версии об отцовстве Гази-Мухаммада отвечают, что, дескать, время рождения могло быть изменено. Последнее не выдерживает критики, поскольку нет аргументированных причин для сокрытия данного обстоятельства, и оно не согласуется с шариатом, которому семейство ал-Йараги старалось строго следовать. Сам Хасан ал-Алкадари в «Асари Дагестан» своим отцом называет Абдуллаха ал-Алкадари, а своей родиной указывает селение Алкадар (ныне в Сулейман-Стальском районе РД) [Гасан-эфенди Алкадари. Указ.соч. С. 200-201]. О своем отце Абдуллахе Хасан ал-Алкадари пишет также в арабоязычном дневнике, представляющем собой семейную хронику, генеалогию ученого. В этой хронике, в частности, сообщается о рождении у него сына, названного «именем покойного отца ХаджиАбдаллаха-эфенди» [Шихсаидов А.Р. Генеалогия ГасанаАлкадари // ГасанАлкадари. Ученый, поэт, просветитель. Сборник научных трудов. Махачкала: ИИАЭ ДНЦ РАН, 2006. С. 170-171].Знаток биографий дагестанских ученых Назир ад-Дургили (1891-1935) также пишет об Абдуллахе б. Курбан-Али ал-Алкадари как отце Хасана ал-Алкадари [Назир ад-Дургели. Услада умов в биографиях дагестанских ученых: Дагестанские ученые и их сочинения / пер. с араб., коммент., факс.изд., указ. и библиогр. подгот. А.Р. Шихсаидовым, М. Кемпером, А. К. Бустановым. – М.: Издат. дом Марджани, 2012. С. 135]. Таким образом, все письменные источники единодушны в том, что отцом Хасана ал-Алкадари был Абдуллах, сын Курбан-Али ал-Алкадари.

Биография Мухаммада ал-Йараги, написанная его сыном, видимо, была хорошо знакома исследователям жизненного пути дагестанских ученых-богословов. Например, некоторые подробности (пребывание в Согратле «в течение трех лет и четырех месяцев» и др.), имеющиеся в биографических сочинениях Назира ад-Дургели и Али ал-Гумуки (Каяева) [Али ал-Гумуки (Каяев).Тараджимулама’и Дагистан («Биографии дагестанских ученых-богословов»). Рукопись, на арабском языке. 150 л. Место хранения: Частная библиотека И.А. Каяева (г. Махачкала). С. 97-98; Назир ад-Дургели.Указ. соч. С. 128.] свидетельствуют об этом.

Тот факт, что рассматриваемая биография включена в одну книгу с произведениями Мухаммада ал-Йараги, является аргументом в пользу того, что опубликованное наследие шейха было собрано его сыном. Исмаил ал-Йараги был известным ученым-богословом и преподавателем. Образование получил у своего отца – шейха Мухаммада ал-Йараги, и других дагестанских ученых. В течение около 20 лет он занимал должность главного кадия (кади ал-кудат) Кюринского округа Дагестанской области. О нем пишут, в частности, Хасан ал-Алкадари [Гасан-эфенди Алкадари. Указ. соч. С. 192-193], приходившийся Исмаилу ал-Йараги племянником, и Назир ад-Дургили [Назир ад-Дургели.Указ. соч. С. 128]. На надмогильном памятнике Исмаила ал-Йараги в селении Верхний Яраг высечена арабская эпитафия, полный текст которой гласит: «Каждый, кто на ней (т.е. на Земле), исчезнет. Усыпальница шейха, выдающегося ученого, хафиза (т.е. знающего Коран наизусть), совершившего обряд хаджа (ал-хаджж) Исма‘ила-афанди, сына шейха, хафиза Мухаммада-афанди, сына Исма‘ила-афанди, сына Малла-Шайх-Камала, сына Нузура ал-Йараги, – да освятит Всевышний Аллах их могилы, да будут освещены их могилы! Он умер (буквально: «забрал его Всевышний Аллах») в месяце сафар 1322 г.» (т.е. между 17 апреля и 15 мая 1904 г. по григорианскому календарю). 

Сведения, приведенные Исмаилом ал-Йараги в биографии своего отца, которые можно сопоставить с данными русскоязычных источников, в частности, с армейскими рапортами, и дагестанскими арабоязычными источниками, показывают их абсолютное соответствие и высокую степень достоверности. Примерами этому могут служить датировки похода Гази-Мухаммада на Дербент, смерти имама, заключения договора между русскими военными и чиркеевцами. Установить точную дату написания биографии на основании имеющихся материалов не представляется возможным. Предположительно, биография была составлена в конце XIX в., но, вероятно, автор пользовался ранними (своими или чужими) записями.

В печатном издании биографии, осуществленном в «Исламской типографии», не указано название, которое дал своему труду автор. Между тем, рукописный список данного сочинения, хранящийся в Институте восточных рукописей РАН, озаглавлен как «Тарджамат хал аш-шайх Мухаммад б. Исма‘ил ал-Йараги ал-Курали» («Биография шейха Мухаммада, сына Исмаила ал-Йараги ал-Курали»)[Арабские рукописи Института востоковедения: Краткий каталог / под ред. А.Б. Халидова; сост.: С.М. Бациева, А.С. Боголюбов, К.А. Бойко, О.Г. Большаков, П.А. Грязневич, А.И. Михайлова, Л.И. Николаева, С.Б. Певзнер, М.Б. Пиотровский, А.Б. Халидов, Т.А. Шумовский. Ч. 2. М.: Наука, Гл. ред. вост. лит., 1986. С. 12.]

«Биография шейха Мухаммада, сына Исмаила ал-Йараги ал-Курали» интересна, кроме прочего, тем, что является одним из немногих образцов жанра биографий в дагестанской традиции, посвященных жизни одной отдельной личности.

.

ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Общественный контроль

Биография Мухаммада Ярагского

Светоч дагестанской истории

Открытый районный турнир по вольной борьбе среди юношей им. Мухаммада Ярагского состоится в Магарамхюре

О происхождении Мухаммада Ярагского

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия