Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Юждаг и Кавказская война ч.2

Новые данные по эпиграфике на арабском языке первой половины-середины XIX века

Продолжение статьи. Начало материала здесь.

В дагестанских селениях сохранилось множество памятников участникам Кавказской войны. К примеру, в селении Ялак Ахтынского района наиболее почитаемыми святилищами являются мавзолеи («пиры»), возведенные на могилах двух ялакских мухаджиров, которые являлись представителями местной духовной элиты – Хизри-эфенди сына Джамала (ум. в 1879-80 г.) и Исмаила-эфенди сына Ибрахима (ум. в 1883-84 г.).

Оба духовных деятеля в арабских эпитафиях наделены титулом «известный шейх» (аш-шайх ал-машхур). Исмаил-эфенди из Ялака упоминается в арабоязычном сочинении «диван ал-Мамнун» знаменитого ученого, поэта и просветителя Дагестана Хасана-эфенди ал-Алкадари.

Будучи сосланным в июле 1879 г. в город Спасск Тамбовской губернии, Хасан-эфенди вел переписку с другими дагестанцами, сосланными в Россию по обвинению в участии в восстании 1877 г. Из этой переписки Хасану Алкадари стало известно, что в местечке Кадум уже шесть лет находился в ссылке «за открытое распространение в Дагестане тарикатско-накшбандийского учения ученый Малла Исмаил из Ялака» [15, 121].

Оба ялакца возвратились в родное селение в 1859 г., т.е. в год пленения Шамиля. Сохранились архивные данные о том, что Хизри-эфенди ал-Йалаки переселился в аварию в 1844 г. [11]. Именно в этом году вслед за Даниял-султаном Илисуйским в имамат переселилось много мухаджиров из Южного Дагестана и сопредельных районов Закавказья…

…В экспозиции краеведческого музея селения Ахты представлена прямоугольная плита 40х35х12 см. Надписи в семь строк выполнены в низком рельефе и местами повреждены. надписи нанесены также над центральным текстом и по краям плиты. Информационная табличка под камнем гласит: «надмогильный камень национального героя Челеби из Хнова, который был убит князем Аргутинским в 1849 г.». При прочтении оказалось, что надпись, которая начинается с традиционной мусульманской вступительной формулы «басмала», сообщает о смерти «Челеби, сына Курбанисма‘ила», «храброго человека», «в сражении с неверными [в дату] по хиджре: 1255 г.». в надписи упоминается «падишах России» и его «войска» (‘асакир). Сбоку справа высечено: «написал этот камень ‘Абдулджалил, сын Ша‘бана…». Слева: «напали эти войска на город (балда) Хнов…».
Дата 1255 г. хиджры соответствует 17.03.1839 – 05.03.1840 г.

Челеби, сын Курбанисмаила, был старшиной селения Хнов и организатором выступления местных горцев против царских войск. Он погиб во время похода войск генерала Е.А. Головина в Самурскую долину в мае-июне 1839 г. После занятия Ахты, царские войска были направлены в верховья правого притока Самура Ахты-чая (Ахцегь-вацI) для наказания горцев, принявших активное участие в известном Кубинском восстании 1837 г. и боевых действиях в 1838 г. в Шекинской провинции.

Надмогильный камень национального героя Челеби из Хнова

17 июня сюда отправляют 1500 человек казикумухской, кюринской, илисуйской и грузинской милиции под командованием майора Корганова, подкрепив ее тремя батальонами пехоты, при четырех горных орудиях под начальством генерал-майора Круммеса [16, 109-113]. Селения Хнов и Борч были окружены, жители обезоружены, все зачинщики арестованы, а старшина Челеби был жестоко убит [7, 31].
Плита прямоугольной формы 92х40 см из камня скальной породы установлена при входе в краеведческий музей Ахты. Раньше она находилась в стене Ахтынской крепости. Текст из четырех строк выполнен в низком рельефе. верхняя строка не сохранилась.

«1) … во время правления царя (ас-султан) Николая Первого,

2)  начальником кавказских войск (хаким ‘асакир

кафказ), генералом от инфантерии (гинарал ут инфантири)

3)  Евгением Головиным Первым».

Надпись представляет интерес как образец передачи русских терминов и имен посредством арабского языка. Эта официальная надпись была составлена после известного похода российских войск под командованием генерала от инфантерии Е.А. Головина против горцев Самурской долины в 1839 г.

Боевые действия с горцами, которыми в 1838 и 1839 гг. руководили Ага-бек Рутульский и Шейх-мулла Ахтынский [5, 182], завершились в начале июня 1839 г. покорением Самурских союзов сельских общин и строительством в Ахты русской крепости.

В ходе экспедиции генерала Головина царскими войсками был сожжен ряд лезгинских селений на правом и левом берегу Самура, включая одно из крупнейших лезгинских селений Дагестана – Каракюре (Кала-Кюре) (5, 197-208). В Каракюре (ныне в Докузпаринском районе РД) в 1839 г. от огня сильно пострадала знаменитая своими штуковыми панно X-XI вв. соборная мечеть – одна из древнейших мечетей в Дагестане. О произошедших трагических событиях повествует арабская надпись над входом в каракюринскую мечеть [14, 81-82].

В экспозиции краеведческого музея Ахты хранится плита высотой 37, шириной 33 см с рельефной эпитафией из пяти строк, заключенной в круглое поле. В углах плиты выбиты имена четырех праведных халифов. Эпитафия гласит:

«1) Умер ‘Алихан, сын покойного Кельбихана
3)  в сражении (харб) при крепости Ахты,
4)  когда пришел Шамиль, – да простит Аллах!
5)  1265 [год]».
1265 г.х. соответствует 27.11.1848 – 15.11.1849 г.

Осада Ахтынской крепости – одно из крупных сражений Кавказской войны. По свидетельству современника событий Гаджи-али из Чоха, войско имама Шамиля, выступившее в Ахты, насчитывало 9 тыс. воинов [4, 42]. Поход был предпринят после многочисленных просьб ахтынцев и их мухаджиров. Жители Ахты и других селений региона приняли самое активное участие в боевых действиях. Секретарь Шамиля и историограф движения горцев Мухаммадтахир ал-Карахи прямо пишет, что ахтынцы «наиболее сильно (по сравнению с другими войсками имама) атаковали крепость, в связи с чем среди них было множество убитых и раненых». В боях под стенами крепости пало сразу несколько наибов Шамиля.
«Потеря мусульман простиралась до 300 человек убитыми, ранеными и пленными» [4, 43].

«1) Переселился из бренного мира

2)  в мир вечный ‘алимаммат,

3)  сын Нур‘али. он был убит и пал шахидом

4)  у крепости Ахты. 1265 г.».

В селении Миджах Ахтынского района, на «Кладбище шахидов» (лезг.: «Шахидрин сурар») находится прямоугольный пир, в полуразрушенной стене которого мы обнаружили плиту высотой 30, шириной 25 см. врезная эпитафия из четырех строк помещена внутри рамки.

1265 г. хиджры соответствует 27.11.1848 – 15.11.1849 г. в селении Ахты сохранились воспоминания о том, что многие из ахтынцев, погибших в сентябре 1848 г. во время кровопролитной осады ахтынской крепости войсками имама Шамиля, были захоронены в селении Миджах, которое расположено в нескольких километрах выше от Ахты, в ущелье Ахты-чая. По признанию Мухаммадтахира ал-Карахи, «при атаках ахтынцы шли впереди и терпели большой урон» [8, 92].


Эпитафия в селе Миджах погибшему при осаде Ахтынской крепости

В цахурском селении Муслах Рутульского района, внутри  зийарата  «Халифа  Давуда»  расположена надмогильная плита 60х40 см. врезная эпитафия на ней гласит:

«1) Смерть – истина, а жизнь – обман.

2)  обладатель могилы покойный,

3)  прощеный милостью

4)  всевышнего аллаха Исма‘ил,

5)  сын Ибрахима. он умер мучеником за религию (шахид)

6)  в сражении с неверными (фи китал ал-куффар). да помилует аллах

7)  их вместе!».

Дальнейшее изучение эпиграфических памятников на арабском языке в различных районах Дагестана делает возможным выявление новых данных по истории Кавказской войны.

Примечания

1.  Абдурахман из Газикумуха. Книга воспоминаний. Махачкала, 1997.

2.  Айтберов Т.М. Эпиграфические памятники (на полевых материалах) // Журнал «Лезгистан». №3-4. 1993. С. 65-76.

3.  Бедирханов Н.В. Воспоминания «Девы гор». Махачкала, 2013.

4.  Гаджи-Али. Сказание очевидца о Шамиле. Махачкала, 1990.

5.  Движение горцев Северо-восточного Кавказа в 20-50 гг. XIX в. Сборник документов. Составители В.Г. Гаджиев, Х.Х. Рамазанов. Махачкала, 1959.

6.  Магомедов З.М. Великие Бойнаки. Истории в деталях. Махачкала, 2008.

7.  Мусаев Г.М.-С. Рутулы (XIX – начало XX вв.). Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 1997.

8.  Мухаммед Тахир. Три имама. Махачкала, 1990.

9.  Назир ад-Дургели. Услада умов в биографиях дагестанских ученых / пер. с араб., коммент., факс. изд., указ. и библиогр. под-гот. а.Р. Шихсаидовым, М. Кемпером, А.К. Бустановым. М.: 2012.

10.  Неймат М.С. Корпус эпиграфических памятников Азербайджана. Т.II. арабо-персо-тюркоязычные надписи Шеки-Закатальской зоны (XIV век - начало XX века.). Баку, 2001.

11.  Феодальные отношения в Дагестане. XIX – начало XX в. Архивные материалы. Составление, предисловие и примечания Х.-М. Хашаева. М., 1969.

12.  Хроника Мухаммада Тахира ал-Карахи о дагестанских войнах в период Шамиля / Пер. с араб. А.М. Барабанова. М.–Л., 1941.

13.  Шуайб б. Идрис ал-Багини. Табакат ал-хваджаган ан-накш-бандийа ва садат ал-машайих ал-халидийа ал-махмудийа. Дамаск, 1996.

14.  Эпиграфические памятники Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках. Ч. 3. надписи X-XX вв. новые находки. Издание текстов, переводы, комментарии, статья и приложения Л.И. Лаврова. М., 1980.

15.  Эпизоды из жизни Алкадари в ссылке (отрывок из «Диван ал-Мамнун» Алкадари). Пер. с арабск. Х.А. Омарова // Гасан Алкадари. Ученый, поэт, просветитель. Сборник научных трудов. Махачкала, 2006. С. 115-125.

 16.  Юров А. Три года на Кавказе (1837-1839) // Кавказский сборник Т. 9. Тифлис, 1885. С. 109-113.

Замир Закарияев

Доктор исторических наук, профессор кафедры арабской филологии ДГУ, старший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской академии наук

ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Жизненный путь лезгинского шейха

Сажидин Саидгасанов выпустил брошюру на лезгинском языке...

Вышла в свет книга, посвященная 180-летию крупнейшего дагестанского мыслителя Гасана Алкадари

«Заветам верные потомки»

Музей Гасан-Эфенди Алкадарского становится все популярнее

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия