Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Патриарх Грузии о лезгинах и удинах

Лидер Грузинской Православной церкви отметил роль потомков Кавказской Албании

Католикос-патриарх всея Грузии Илия II в своей поздравительной речи по случаю Нового года упомянул не только титульные народы страны, но и народы, имеющие общее кавказо-албанское происхождение - лезгин и удин.

"Мои дорогие духовные дети: грузины, абхазы, осетины, удины, курды, езиды, греки, русские, азербайджанцы, армяне, евреи, кистинцы, чеченцы, лезгины и все дети Иверии, жители нашей родины и проживающие за пределами страны соотечественники...», - начал свою речь Илия II.

Лезгины и удины Грузии

И данное обращение далеко не случайно. Поскольку все эти народы исторически населяли и населяют территорию современной Грузии. Сегодня, в общей сложности, в Грузии по неофициальным данным проживает в районе нескольких тысяч лезгин и удин.

Большая часть лезгин Грузии приехала в страну в советские или пост-советские годы и живет преимущественно в крупных городах. Что же касается удин, то одно из основных мест компактного проживания удинского населения в Грузии - это село Зинобиани.


Это село было основано в 1922 году православными удинами из города Варташен, находящегося на севере Азербайджана, которые прибыли в Грузию в поисках убежища от межнациональных конфликтов 1918—1920-х годов. 
Переселением руководил священник Зиновий Силиков, ставший в Грузии Зинобом Силикашвили. Именно в его честь село было названо Зинобиани. По некоторым данным, всего из Варташена переселилось до 600 человек.

Ингилойцы, как потомки цахур

Самое интересное относительно следов Кавказской Албании в современной Грузии обнаруживается при погружении в более глубокие исторические пласты. Так, в пограничных с Грузией северо-западных районах Азербайджана проживают ингилойцы - потомки омусульманенных грузин.

Треть ингилойцев в царский период подверглась обратной христианизации. При этом, ингилойские старожилы рассказывают, что они – перешедшие на грузинский язык потомки цахуров, бежавшие в период начала распространения ислама под покровительство христианской Грузии.


Весьма примечательно, что населенная ингилойцами территория грузинами именуется Эрети. Историческая Эрети была частью древнего христианского государства Кавказской Албании, наследниками которого являются народы лезгинской группы.

Эрети, как осколок Аррана

По некоторым сведениям, именно от персидского названия Кавказской Албании – Арран – и происходит грузинское название Эрети, а также самоназвание ингилойцев - эры. С принятием населением Кавказской Албании ислама именно по Эрети прошла граница между христианским и исламским Закавказьем.

Кавказо-албанское население Эрети на протяжении столетий смешивалось с грузинским. Этими землями после распада Кавказской Албании управляли местные князья из дома Багратиони, которые сделали своей столицей город Шеки.

В настоящее время Эрети разделено между Грузией и Азербайджаном. И именно из-за принадлежности этих земель и разгораются периодически споры между грузинами и азербайджанцами.

Мусульманское окружение

Что касается современного мусульманского населения Грузии, Католикос-патриарх всея Грузии Илия II в конце 2015 отмечал, что мусульманское население Грузии живет в целом неплохо. "Конечно, есть вопросы, которые нужно решать", — сказал Илия II.

В настоящее время в Грузии проживает около 450 тысяч человек, которые исповедуют ислам. Большинство — это азербайджанцы — шииты, проживающие в юго- западных районах Гардабани, Марнеули, Дманиси, Болниси, а также в Тбилиси.

Вторые по численности — грузины-мусульмане из Аджарии, Гурии и Самцве-Джавахетии, приверженцы суннитского толка ислама. Их число — около 130 тысяч человек. Также в Грузии исповедуют суннитский ислам турки-месхетинцы.

Мусульманами суннитами также являются аварцы из Кварельского и Лагадехского районов, чеченцы — кистинцы из Панкисского района и небольшая курдская община, которая проживает в Тбилиси, Батуми и на части Кахетии.


На 450 тысяч мусульман в Грузии приходится более 300 действующих мечетей. Часть мечетей была построена в в период после краха Союза, на деньги спонсоров из мусульманских стран.

Фарида Санджах

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Глава грузинской Церкви защитил ислам

В Москве состоится круглый стол на тему: «Удины и удинский язык в России»

Стратегическая "любовь" Баку к удинам

Энвер Кисриев: Азербайджан использует удин для «удревления» своей истории и противопоставления их армянам

Народы в Азербайджане, наконец, подсчитали…но как!

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия