ФОТОГАЛЕРЕЯ ВИДЕО АУДИО БИБЛИОТЕКА
Rus Eng

Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Дагестан теряет мудрость предков

Гамидулах Магомедов о проблеме отрыва народов Дагестана от родного языка

В последние месяцы в Дагестане на новый уровень актуализации вышел вопрос преподавания в школах республики родных языков народов Дагестана. Особенно в свете того, что до сих пор не принят Закон «О языках народов Дагестана».

Соотношение федерального и регионального компонентов

Однако, в 2007 году был принят Закон «Об образовании в Республике Дагестан», в 10-й статье которого написано, что в государственных и муниципальных образовательных организациях с русским языком обеспечивается изучение языков народов Дагестана как обязательных предметов.

Другое дело – это то, как он выполняется, - говорят специалисты. Серьезной критике несоответствие учебной практики районных школ данному закону подвергает директор научно-исследовательского института педагогики имени Тахо-Годи Гамидулах Магомедов.

«По моему мнению, руководители образовательных учреждений, которые не выполняют закон, не соответствуют занимаемой должности», – отметил он. Об этом Гамидулах Магомедов регулярно заявляет со всех возможных трибун в Дагестане.

При этом эксперты напоминают, что в Дагестане руководствуются требованием Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения о том, что 2/3 содержания образовательного стандарта в школах должен составлять  федеральный компонент учебного плана, а 1/3 – этнокультурный или национально-региональный компонент.

Как отмечает РИА «Дагестан», раньше в Москве разрабатывались учебные планы для школ автономных республик, в которых родные языки изучались лишь по желанию родителей самих учеников.
Как родители подрывали родные языки

А желание родителей сводилось зачастую к тому, что якобы их дети обойдутся без знания родного языка, что изучение родных языков не имеет никакой перспективы и т.п. Родители хорошо усвоили истину, что без знания русского языка представители малочисленных народов не имеют перспективы.

Абсолютное большинство родителей учащихся многих сельских школ, не до конца понимая глубину этой проблемы, не имея педагогических и психологических  знаний, требовало обучать своих детей с первых дней их пребывания в школе на русском языке. И это при том, что зачастую эти сельские дети к моменту поступления в первые классы русским языком не владели ни в каком объеме. Это приводило не столько к резкому росту знания русского языка первоклашек, а к тому, что они сталкивались с огромной учебной нагрузкой и психологическим дискомфортом при необходимости обучения на русском языке математики, окружающего мира, чтения и других предметов.

Не говоря уже о том, что массовый отказ родителей от обучения детей в начальных школах на родном языке в огромной степени подрывал возможности для развития самих родных языков, которые оставались в ловушке бытового уровня, не имея возможности даже попасть на уровень начальной школы.

Как следствие, директора школ также начинали, в свою очередь, ссылаться на решения родителей об отказе изучения родного языка и пытались или минимизировать, или вовсе исключить преподавание родного языка в своих школах.

Однако, на взгляд Гамидулаха Магомедова, сегодня возможности такой у директоров школ больше нет, поскольку родные языки входят в так называемую инвариантную обязательную часть базисного учебного плана.

Они финансируются так же, как и другие предметы, и входят в предельно допустимую нагрузку учащихся. Перегрузки за счет родных языков нет, - считают в научно-исследовательском институте педагогики.

Переход на русский язык в начальной школе

При этом специалисты отмечают и другие проблемы. Так, за последние два года на издание новых учебников по родному языку не было выделено ни одной копейки. По заявлениям дагестанского министерства образования, учебники издаются благодаря усилиям главы министерства.

На этом фоне в Дагестане в последние месяцы на первый план вышла проблема перевода обучения в начальных классах мононациональных школ республики на русский язык.

Это решение, на взгляд Гамидулаха Магомедова,«приводит к колоссальным трудностям». По его словам, 389 сельских школ республики, что составляет около 30% от общего числа школ в Дагестане, перешли на обучение в начальных классах на русском языке.

В числе районов, которые полностью перешли на русский язык обучения в начальной школе, значатся Агульский, Ахтынский, Каякентский, Кизлярский и Новолакский районы Дагестана.

Кроме того, в дополнение к школам этих районов более 90% школ Казбековского, Карабудахкентского, Сулейман-Стальского районов также обучают учеников младших классов на русском языке.

Отрыв от мудрости народа

Комплекс этих проблем, возникающих по вине родителей, руководства школ и региональных властей, как отмечает Гамидулах Магомедов, приводит к тому, что часть детей не овладевает своим родным языком, который служит средством познания той мудрости, которую копил народ веками, отрывается от национальных корней.

Количество таких детей из года в год растет в связи с происходящими в последние годы в экономике, социально-политической жизни республики изменениями, а также с урбанизацией и миграцией населения.

Особенно угрожающие размеры эта проблема приобретает в городах республики, поскольку в однонациональных селах все говорят на родном языке и знание родного языка обеспечивает ему языковая среда.

А в городах и поселках городского типа функцию языка межнационального общения выполняет русский язык, социализация ребенка происходит в сфере русского языка, родной язык при этом постепенно просто исчезает.

По этой причине спад интереса к родному языку в республике, как среди городского, так и среди сельского населения, принимает пугающий характер. Дети перестают говорить на нем, общаться в семейном кругу, даже в языковой среде. 

В этой ситуации Гамидулах Магомедов уверен в необходимости усилить потребность в знании родного языка и использовании его в первую очередь через национальную школу, радио, телевидение и другие мероприятия. 

К тому же, отметил ДНИИП, нет и соответствующего законодательного акта, обеспечивающего реализацию ответственности родителей, общества за создание адекватной языковой среды для детей в полиэтнической среде.

«Участники образовательного процесса склонны передать часы родных языков на русский язык или английский язык в связи с предстоящей сдачей ЕГЭ по этим языкам. В этих условиях на первый план выступает моральная, духовно-нравственная сторона. 

Необходимо убедить всех участников образовательного процесса в том, что родной язык – это не просто рядовой учебный предмет в расписании, а средство духовно-нравственного формирования подрастающего поколения.


Родной язык служит средством передачи той мудрости, которую копил народ веками. Не овладев родным языком, учащиеся отрываются от национальных корней», – делает горькие выводы из нарастающего комплекса проблем Гамидулах Магомедов.

Альбина Курбанова, преподаватель Школы родного языка при ФЛНКА

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Возможно Вам будут интересны:

Вернуть городским детям родной язык

Национальные языки Дагестана на грани фола

О сохранении родного языка

Отстаивая право на родной язык

В Сулейман-Стальском районе принимаются меры по повышению качества изучения ...

Комментарии (7)
Комментарий #7, дата: 06 марта 2016 22:57

ИГРАМИ РАДЖ сагьрай куьн!!! СА ЛЕЗГИ хурьмет вари чкада ГЪВЕ ЛЕЗГИ стха ПУД ЛЕЗГИ санал КЬУКЬУНАР сад садах галаз ХЬГИЛА ЧНА ВУЧДА?ДИН ЛАП ГЬСАНЯ ЧУН АГАГЪДАШ ЖУВАЗ МУГ ИЙИЗ. 


Цитировать          
Комментарий #6, дата: 03 марта 2016 20:06

Дорогой Таривердиев! Что сделает лезгинка-жена если на лезгина-мужа нападет нелезгин? Ответ, в лучшем случаи будет держать руки своего мужа. Лезгины готовы пожерствовать собой, своим будущим ради чужих интересов. Это на сегодняшний день менталитет лезгинского народа. До лезгинов до сих пор недоходить, что русские, турки и даги доброту лезгинского народа принимают за слабость, они понимают только силу и жестокость. Что делать? Самым лучшим примером в создании независимого государство является наш Пророк (С.А.С.). Первое откровение Читай. Второе откровение Извещай. 3. Создал тайное общество, где 3 года тайно доводил до верующих Ислам, пока они не укрепились в вере и набрали силы. Нам тоже первую очередь надо возродить свою независимость хотя бы в умах. Для этого советую почитать книгу Зелимхана Яндарбиева "Чечения-битва за свободу". Одна из лучших книг, где просто и понятно расписанно, как стремится к свободе. 


Цитировать          
Комментарий #5, дата: 03 марта 2016 10:55

Взяли моду или  какой то плохо выдуманный вариант раз плохо разговаривает по русскому или азери, значить он не грамотный или плохо соображает,думает представитель другого языка, хотя он имеет два высщий оброзование .Когда на чжум языке розговаривает с акцентом или плохо другой человек думает он не может выражат свой мысль или не может преподнести, он лишён работы хорошо оплачиваемой. Если основательно переходить и думает на этим языке то свой язык автоматом забывает он уже думает на чужом языке не на родном.Язык унего изчезает тогда когда он математически на родном не ведут работу,перестают думат и осмыслить на свим родном языке Нужно вести агитации и боротся за родной язык,любом месте не взирая не на что надо разговаривать ГОРДО родном языке с своими детьми в обшественных местах они привыкнут и ничего привыкнут остальные 


Цитировать          
Комментарий #4, дата: 01 марта 2016 02:12

..... когда мы будем заниматся с своими Лезгинами когда прекратится за других переживат и совети дават когда читаеш комменты ФЛНКА или ЛЕЗГИЯР  90% ползу других шибка грамотные.Пора все направление на одно ЛЕЗГИ  как можно создат государ-во ЛЕЗГИ?  Давайте советы. Чего слабо для  своих? Предлагайте варианты ,делайте  друг другу замечание конца концов что то должен получатся унас . Как делал ингуши, как делали гагаузы,как Бежетинсий участок. ЕСЛИ спросить  у гос политиков скажут делайте сами, или скажут у вас таких сил нет, увас народ не сплоченный.Уже надоела читат про укр про азер про даг про чечне.  Жуван квале жув мугьман фигъван мугьман жеде чун кувудда жуван квалагь ПОРА уже оформит наду дукоментално  основательно закрепится надо.флаг герб и гимн что далше?


Цитировать          
Комментарий #3, дата: 29 февраля 2016 22:53

5 ЛЕТ с 1го до 6го класса все предметы на родном языкеа дальше на русский переходит кроме родного языка и экзамен родном языке.Что ушерб русс языку? С Африки приежаеть и других стран поступает и заканчивает даже президентами становится. Радио теле газет журнал интернет этого хватает для русского языка Гос-во не хочет??? Боится как турки боится курдов. 


Цитировать          
Комментарий #2, дата: 28 февраля 2016 20:23

...вот хочу дописать, почему украина не может быть единой в таком ключе как сейчас, так как большая половина этой территории это часть руси, а это другая конфедерация части союза народов.))) - уверен что я прав.


Цитировать          
Комментарий #1, дата: 28 февраля 2016 20:10

Ничего вы никого не убедите и не переубедите. Я лично не понимаю постановку вопроса вот именно в этом ключе. Чтоб работали языки и чтоб народы не теряли мудрость предков нужно смотреть глубже в саму проблему. Я говорю прямо, что я не верю в нынешнюю федерацию по которой состоит россия. Почему, потому что есть силы и это америка кто строит свой мировой порядок, и тот кто думает что американцы дураки и глупцы сильно ошибаются и к тому же они очень сильны и военно и эконормически, пока мы на своих просторах друг друга гнобили и глушили, они росли и развивались и к нам они придут непременно и все эти базы вся мощь приближается к границам россии не зря. Язык должен служить эквивалентом развития народов,а это может быть только при конфедерации народов по их месту проживания. Как?,-союз народов это наша защита и чтоб он множился, (по моему личному мнению) должен состоять из конфедераций, где скажем кавказ является одним из состовляющих всех субьектов кто будет входить в это содружество. Нам не нужны президенты в конфедерации и главы, так как парламент будет объединять всех и таких прецендентов как с главой чечни не будет в сущности, так как каждый человек будет защищен и уверен в собственной защите, не говоря уже о народах и в таких субьектах могут обьединяться народы всех конфессий стоя на защите своего прежде всего развития и сосущесвтвования в рамках закона. Но такой тандем как запад и их мировой порядок как мы все видим имеет двойные стандарты, какие то страны они рушат, а другим как украина они не дают свободы и пытаются только в своих интересах сохранить то что по идее не может быть единым. Все это только для того чтоб разделить всех и править и в том числе они хотят разделить и всех нас и не для того чтоб дать народам свободу и развитие, а для власти над всеми единаличной и удержать в повиновении с помощью своих вассалов стран других индивидумов-а тех кто не подчиниться как восточные лидеры, они уничтожат всех, кто хоть заикнется о правах человека, а нас мусульман тем паче, так как у них своя норма меры,где за всех решает америка и их олигархи. Наше спасение это союз, где мы есть единое целое и тогда и языки не пропадут и каждый народ будет развивать свой хутор станицу аул село город и все будут знать за что воюют, что защищают, знать что строят, и понимать что рядом всегда есть плечо другого народа свободного и равного. А вот по поводу языков конкретно, то нужны факультативные классы и там могут быть все возрасты, кто хочет изучить свой язык.... скажем сейчас говорим о земле кумыков, а вот на кумыкской земле нам нужно всем говорить на кумыкском, тогда все будут развивать свои районы и не бояться что экономическое развитие отразится на языке и т д. Нужна идея, а по другому нас всех разнесут по одному.


Цитировать