ФОТОГАЛЕРЕЯ ВИДЕО АУДИО БИБЛИОТЕКА
Rus Eng

Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Карабах Албании и лезгинские жертвы

История сегодняшнего конфликта в регионе скрывает глубокую трагедию наших предков

Карабах Албании и лезгинские жертвы

Новый виток обострения вооруженной борьбы за Нагорный Карабах между Азербайджаном и Арменией вновь поставил на повестку дня вопрос об исторической принадлежности данных земель. Каждая из сторон выдвигает собственные версии истории Карабаха, упуская из виду некоторые очевидные исторические свидетельства.

Для народов лезгинской группы наиболее чувствительным моментом в недавних событиях является заметное число жертв солдат-лезгин в первые дни столкновений. И эта новая трагическая страница в истории народа возвращает нас к трагедиям историческим, которые пережили на этих землях наши предки.

Политизированная и табуированная история

Так, в изданном при поддержке ФЛНКА издании "Albania Caucasica" один из ключевых авторов, руководитель Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН Аликбер Аликберов публикует статью «Кавказская Албания и лезгинские народы».

В статье известный историк справедливо отмечает, что «важная, актуализированная и крайне политизированная проблема связана с определением границ Кавказской Албании, особенно южных рубежей». 

«Условно ее можно назвать проблемой правобережья, поскольку Нагорный Карабах (Арцах), значительная часть которого именовалась Цавдек и коренных жителей которого (цавдеев) Мовсес Хоренаци недвусмысленно относил к албанским племенам, находился именно на правобережье Куры. 

Большинство армянских исследователей настаивает на том, что территория Албании не распространялась южнее Куры (за исключением в основном периода после раздела 387 г., марзбанства и Михранидов), причем они акцентируют внимание не только на границе политической, но особенно ― этнической: по их мнению, река Кура была границей двух различных этнических общностей. 

Тем самым, в частности, отрицается сам факт кавказско-албанского происхождения автохтонов некоторых исторических областей правобережья. В свою очередь, азербайджанские исследователи порой значительно сдвигают на юг политические и этнические границы Кавказской Албании»
, - отмечает автор.

Кроме того, он подчеркивает и другую проблему, связанную с тем, что международный статус Нагорного Карабаха до сих пор не определен. Оттого автор не сомневается в том, что обе указанные проблемы останутся чрезвычайно актуальными в ближайшей перспективе. 

Оттого, он указывает и на вытекающую из этих двух проблем третью, чрезвычайно актуальную для народов лезгинской группы. «Признавая кавказских албан близкими по происхождению и языку восточнокавказскими племенами, многие исследователи, тем не менее, стараются сегодня избегать даже упоминания о лезгинских или в целом дагестанских народах, замалчивать их этническую, этнокультурную сопричастность», - отмечает Аликберов.

Арменизация албанского населения

При этом, особый исторический трагизм ситуации придает и тот факт, что этническое, культурное и территориальное наследие Кавказской Албании фактически оказалось ассимилировано соседними народами. В том числе и потому, что на протяжении истории так и не сложилось единой консолидированной албанской народности.

Первой волной ассимиляции албанского населения края было, конечно же, усиление армянского влияния на жителей этих земель. Значительная часть албанского разноязычного населения на правобережье реки Куры приняла христианство, в раннем средневековье перешла на армянский язык, смешалась с армянами и была арменизирована. 

Армянское влияние на этих областях было особенно сильно из-за довольно долгого нахождения их в составе Великой Армении. Процесс арменизации начался в древности, ещё в эпоху политической гегемонии Великой Армении, но особенно активным был в VII—IX веках. 

К.В.Тревер отмечает, что в VII—X веках «Арцах и большая часть Утика были уже арменизованы». Данное утверждение подтверждается многочисленными историческими источниками. Так, например, в 700 году сообщается о наличии арцахского диалекта армянского языка. 

С тех пор здесь развивается также армянская культура. Антропологические исследования показывают, что нынешние карабахские армяне являются прямыми физическими потомками древнейшего населения области. Источники ещё фиксируют албанский язык в равнинной части Утика в округе Барда в Х веке, но затем упоминания о нём исчезают.

Тюркизация албанского населения

В последующем пестрое в этническом плане население левобережней Албании в это время все больше переходит на персидский язык. Главным образом это относится к городам исторических областей Аррана и Ширвана.

Сельское же население в основном сохраняло ещё долгое время свои старые языки, родственные современным языкам лезгинской группы. Албаны, населявшие восточные равнинные земли, сначала были иранизированы Персией.

Затем албаны приняли ислам у арабов. Уже после 12 века начался постепенный процесс тюркизации, усилившийся после завоеваний сефевидов в 16 веке. Весь этот период предгорная часть Аррана интенсивно заселялась тюркскими кочевниками.

Постепенно древнее название Арран заменилось на Карабах (тюркско-иранское «Черный сад»). В то же время горные районы Карабаха усиленно сопротивлялись тюркизации и стали прибежищем христианского населения, к тому времени арменизированного.

Эту проблему поднимает и цитировавшийся нами выше Аликбер Аликберов: «Некоторые азербайджанские интеллектуалы, не являющиеся специалистами-историками, неправомочно ставят знак равенства между кавказскими албанами и современными азербайджанцами, видя себя их «прямыми потомками».

«Это, конечно же, не отражает исторические реалии, - отмечает автор. - При этом необходимо признать, и на это неоднократно указывали исследователи, что кавказско-албанские племена сыграли немаловажную роль в этногенезе и формировании азербайджанского народа», - напоминает Аликберов.

Картвелизация албанского населения

С раннесредневековой эпохи также происходила картвелизация областей, лежащих в пограничной албано-грузинской зоне. Так западные албанские племена были грузинизированы и составили основу населения исторической провинции Эрети. 

Южные прикаспийские области, в частности Каспиана, были населены различными ираноязычными племенами, потомками которых является часть современных талышей Азербайджана.

По мнению главного редактора «Этноисторического словаря Российской и Советской империй», американского историка Джеймса Ольсона (James S. Olson), албанское государство прекратило существование в IX веке. 

При этом автор напоминает, что некоторые историки считают армянонаселенный Нагорный Карабах преемником Кавказской Албании. Однако сам Ольсон считает несущественными такие утверждения, выдвигая свою версию событий тех веков.

Джеймс Ольсон отмечает, что кавказские албаны участвовали в этногенезе армян Нагорного Карабаха, азербайджанцев, грузин Кахетии и некоторых дагестанских народов -  в первую очередь лезгиноязычных.

Другой американский историк Р. Хьюсен отмечает, что албанское государство прекратило своё существование к X веку, точное время исчезновения албанского этноса неизвестно, однако оно «возможно просуществовало дольше».

Сложность и трагичность

При этом Аликбер Аликберов отмечает, что появление надежно атрибутированных источников кавказско-албанской письменности создает благоприятные условия для обсуждения многих спорных аспектов истории Кавказской Албании.

Но и это, на его взгляд, вряд ли снизит конфронтационность в этой области знаний, поскольку история кавказско-албанских племен тесно связана с проблемами этногенеза и этнической карты Восточного Кавказа, исторической принадлежности тех или иных территорий. 

В различной степени проблематика темы затрагивает Азербайджан, непризнанную Нагорно-Карабахскую Республику, Армению, восточные районы Грузии (Кахетию), южные области России, точнее ― Дагестан, - напоминает историк. 

Особую остроту дискуссиям по Кавказской Албании придает неразрешенность ситуации вокруг Нагорно-Карабахского конфликта. Ученые призывают на этом фоне отделять историю от политики для того, чтобы хоть как то распутать невероятно сложный исторический клубок вокруг спорных тем и территорий.

Истории Кавказской Албании долгое время не везло, не повезло и теперь, в постсоветское время: результаты исследований в данной области сразу становятся аргументами в руках сил, вовлеченных в карабахский конфликт, напоминает Аликберов.

И верность его выводов мы в очередной раз наблюдали, фактически, в прямом эфире на фоне очередного обострения конфликта в Карабахе между армянскими и азербайджанскими вооруженными силами. 

А между тем, бессловесными жертвами этого конфликта снова стали представители лезгинского народа, потомки древнего албаноязычного населения этого прекрасного, но многострадального края…

Фарида Санджах

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Возможно Вам будут интересны:

Новые горизонты албанистики

Кавказская Албания и лезгинские народы

Революционный труд Albania Caucausica

Тайны албанского Ширвана

Совет Федерации рассмотрел вопросы фальсификации истории народов России

Комментарии (15)
Комментарий #15, дата: 04 июля 2016 09:21

Цитата: Хайи_Тор
1. В Кавказской Албании жило более 20 национальностей (в том числе и армяне). Не нужно перетягивать одеяло на себя, далеко не все они были лезгиноязычными. У лакцев, например, не меньше прав называться потомками агванцев. Шемахи например переводится с лакского как 3 дороги.
2. Про арменизацию, по мне, так это чушь. К примеру что мешало армянам арменизировать албанцев по левую сторону Куры, если речь идет о ДЕВЯТОМ ВЕКЕ? Почему арменизировали только на правом берегу? Армяне не умели плавать чтобы переплыть Куру и "арменизировать" остальных? 
Впрочем никто вам не мешает думать что армяне Арцаха это армянизированные албанцы, в таком случае радуйтесь за них - своих родственников, что они смогли сохранить Веру Кавказской Албании (Христианство) и свою Родину (Арцах), Культуру, Имена и свою Кровь (если вы говорите что по крови они ближе к вам чем к армянам) от смешения с пришлыми народами чужой культуры, веры и крови. Армяне Арцаха - счастливые люди, они отвоевали свою Родину и живут на ней, как жили их предки.
 
А теперь давайте подумаем что удалось сохранить потомкам некоторых других народов Кавказской Албании, к примеру лезгинам, только кровь и ОДИН из языков Кавказской Албании. Родина разделена, Религия сменилась, культура и имена под влиянием Ислама трансформировалась/поменялись.
Я не пытаюсь насыпать соль на лезгинские раны, но я за правду. 
Цитата: tariverdiev
Они воюет за то чего им не принадлежит.
Цитата: tariverdiev
Они воюет за то чего им не принадлежит.




Цитировать          
Комментарий #14, дата: 25 мая 2016 14:05

Азербайджанцы собирательное название пришлых степных племен, которые заселялись в город Дербент  и в другие населенные пункты Кавказской Албании персидскими и тюркскими завоевателями, для закрепления на этих землях!  Пришлые степные туркмены (их также в исторической литературе называли степняки-кочевники) были завезены в Дербент также этими захватчиками -  сельджуками, Тамерланом,и прочими персидскими "непрошенными гостями". В основном завезенные кочевники поселялись в магалах г.Дербента, вокруг города, и даже в некоторых поселениях Табасаранского района (Мухъарты, Марага, и др), кстати они повторяют названия сёл в Персии откуда пришлые были родом, а местное население состоящее из местных дагестанских народов выдавливалось из города. У многих историков и путешественников того времени интересно описывается этот процесс переселения кочевников(степняков, степных туркменов), где они сравнивают это с нашествием саранчи. Прибыв временно, степные кочевники остались на долго. Не смотря на их различия в языке и происхождении(одни говорили на фарси, другие на тюркских наречиях и т.д.), всех пришлых кочевников записали в азербайджанцы, в угоду АзССР(в то время некоторые выходцы из Азербайджана(Багиров, Алиев, Ахундов, Нариманов, и др.) имели определенное влияние на Сталина и на руководство СССР, а также это делалось для присоединения провинции Азербайджан в Иране к АзССР (считай к СССР).


Цитировать          
Комментарий #13, дата: 25 мая 2016 13:54

Азербайджанцы собирательное название пришлых степных племен, которые заселялись в город Дербент персидскими и тюркскими завоевателями, для закрепления на этих землях!


Цитировать          
Комментарий #12, дата: 22 мая 2016 21:46

Хайи_Тор. от 24.04 пункт 2. прдолжение . радуйтесь... если это мнение армянского народа или политиков ваших ,напомню подобным образом выразилась тасу чилер про курдов в бытности премьером ..столько информации на ваших сайтах про истории ,мифологии смотришь на них и думаешь неужели вы не думаете кто-то читает дает анализ .сравнительную оценку....это на счетГа-Ос.  гаос и хаос у греков практически одно и то же потятие . гаос даренное небом  это не старший брат а возможно Бог а дополняют Лекь и Кард . Хаос на современном лезги -колыбель цивилизаций. у кого возник вопрос о правомочности рассматривать Ос как отдельное понятие. да возможно тем более если греки ,грузины ... скажут или укажут какие исторические факты способствовали( Само по себе Ос это лезги понятие вскрываюший  огромный исторический пласт развития человеческой цивилизации извините там братом не пахнет а Удин там место нашлось.)   сохранение в памяти народа это явление . к примеру скажу у нас применяют суф. чи  колхозчи ,зуьрнечи... откуда он ,или опять оппоненты это не наше .Чи -Ич   наше яблоко. у наших родственников ереев есть слово чи означаюшее мужчина . Получается наше яблоко ,наш мужчина  яблоко . пусть специалисты не сомневаются запретный плод было яблоко  .т.е . библейское это реальность и самое интересное в этот период сушествовала граматика лезги языка которая отражала реальности бытия человеческой ,а может мы живет по лекалу готовым нормативам.  . уважаемые братья вы хоть систематизируйте прежде чем сказать это ваше .в добавок . баку 80 годы при союзе открыли музей ковра и показывают уникальный ковер возрост которого около тристо лет и вдруг Мейланова говорит при всех ведь это наш лезгинский ,указывая место и дом где соткали этот ковер ..... неша беда нам ничего и никто не нужен и ковры как и наша история валяются на мусорках. суважением магамедов рашид .Къурушви  Т1алабзава чапун. 


Цитировать          
Комментарий #11, дата: 04 мая 2016 00:27

Цитата: легбар
Хайи_Тор. эти вопросом интересовался лет 45 назад . на вопрос Бедирхан ба ведь нигде не говорят что у нас с армянами были кровопролитные войны . Вот что он мне ответил: - Туран дагъваяр хьанач ,анжах мецин дягъвайар хьана .мечи не оголялись .но йазыки воевали . Мецен дагъва хьна . Вы понимаете что такое Мецен дагъва ,  когда то бывало и такое  Хорошо что вы знаете армянский язык .вот у вас слово "Крак" -огонь на армянском . так вот на лезги рак - дверь,проход.дальше больше прежде чем стать армянином вы прошли курс молодого боца у нас -лезгин . т.е вы довольно молодая нация ..... только без обид . с уваженим  !!!

Опять не понимаю... причем тут крак (огонь) и рак (проход)? Это к чему? И почему ты сравниваешь крак со словом рак а не, например, со словом рагъ (солнце)? Арег по арм солнце созвучно с рагъ и яраг (солнесный свет), слово ножницы мкрат и мукрат у нас одно и то же, но я опять же не пойму к чему эти сравнения.

Прежде чем стать армянином я прошел курс молодого бойца у лезгин?! 

Возможно армяне довольно молодая нация, но Гаос (предок армян) был старшим братом Лека (предка лезгин).

П.С. я на самом деле не понимаю что ты хочешь до меня донести


Цитировать          
Комментарий #10, дата: 02 мая 2016 18:13

Хайи_Тор. эти вопросом интересовался лет 45 назад . на вопрос Бедирхан ба ведь нигде не говорят что у нас с армянами были кровопролитные войны . Вот что он мне ответил: - Туран дагъваяр хьанач ,анжах мецин дягъвайар хьана .мечи не оголялись .но йазыки воевали . Мецен дагъва хьна . Вы понимаете что такое Мецен дагъва ,  когда то бывало и такое  Хорошо что вы знаете армянский язык .вот у вас слово "Крак" -огонь на армянском . так вот на лезги рак - дверь,проход.дальше больше прежде чем стать армянином вы прошли курс молодого боца у нас -лезгин . т.е вы довольно молодая нация ..... только без обид . с уваженим  !!!


Цитировать          
Комментарий #9, дата: 02 мая 2016 11:29

Цитата: легбар
Инжиклу жемир. не приглашал вас ни на какие лигвинистические споры и в этом не было необходимости тем боле вы  Хайи  Тор. Береги свое имя. второе: правильно было бы даже А-Г-Ван-К это название точно характеризовал государство по много язычности  и это по Лезгински 

Хурметли Легбар, я обращался к тебе "на Ты" по одной единственной причине - потому что мы равны, как к равному, никто не ниже и не выше.

По лезгински я понимаю плохо, т.к. я армянин и я так понимаю что перевел Хайи Тор с лезгинского языка как Родное Имя, а надо было с армянского как Внук Армянина)

По поводу А-Г-Ван-К не понял.

Сагърай 


Цитировать          
Комментарий #8, дата: 29 апреля 2016 21:20

Инжиклу жемир. не приглашал вас ни на какие лигвинистические споры и в этом не было необходимости тем боле вы  Хайи  Тор. Береги свое имя. второе: правильно было бы даже А-Г-Ван-К это название точно характеризовал государство по много язычности  и это по Лезгински 


Цитировать          
Комментарий #7, дата: 29 апреля 2016 20:51

Хайи_Тор.Свою точку зрения свое видение реалий обстановки и перспективы в этом регионе изложено на сайте.никто вам не скажет что стало причиной и какие обстоятельство побудили формирование этого государства Агванк-Аг -ван-к ... Возможные причины развала  ,одно из причин это к вам обрашаюсь на Вы ,а ко мне на ты. На счет погибших нужно признать они граждане этого государства  и у них свое отношение к государству и здесь они к нам относятся на ты ,т.е как аккупанты .Да вернутся к истокам нужно. Вы знаете грузины пригласили греков потом еле избавились от них и мы наступили на эти же грабли пригласив турка.................... 


Цитировать          
Комментарий #6, дата: 29 апреля 2016 12:00

Цитата: легбар
Хайи_Тор.Если лезгияр не знали что их ожидает впереди может быть вы и были правы . к сожалению знаем больше чем сами тюрки о себе,поэтому не можем цензура. поступаем  пока +. ша-мах-шемах-шемахи ..чабан махи .кара махи-тропа контрабандистаи т.д....да понимаю я слышал как женшина говорила мой отец был лакец она аз-ка.если вас это интер-ут найдите деньги съездим к ней .проблема общая одних съели очередь за другими. на счет дорог если кто нибудь профинансирует можно провести научный семинар на тему и с участием самоучек -историков .лигвинистов и если меня пригласят то ознакомил бы всех почему дорога так и по другому называют ,лакцы ,евреи ,русские ,туркмены ..... все обосновано и научно . вы не задумывались почему деспоты стремились к нам в горы ,там и брать то нечего .....

Я не до конца понял то, что ты написал, но я не ставил целью разворачивать лингвистические споры, я лишь хотел умерить пыл людей которые перетягивают одеяло на себя, будь то лезгины или лакцы... Агванк (Алпан/Албания) это государство где проживали 26 "племен" и не все говорили на 'лезг/агул/рутул/табасаран...'/лакском... По культуре это были люди сродне грузинам и армянам. Вы заметили, что ЗА ВСЮ ИСТОРИЮ Агванк (Алпан/Албания) никогда не воевал с Арменией и с Грузией?! Напротив вместе с Грузией и Арменией бились с персами, с арабами и с другими пришельцами....

П.С. в новостях пишут что за пару дней на границе Арцаха и Азербайджана погибли 21 солдата Азербайджана лезгинского происхождения... Не знаю насколько это правда, но если так то меня это очень огорчает. 

 

 

 


Цитировать          



Назад 1 2 Вперед