Еще одна жемчужина Восточного Кавказа
О значимости включения памятников Шеки в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО
Несколько мимо внимания широкой общественности прошло включение исторического центра города Шеки в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Решение об этом было принято в июле в Баку на 43-й сессии Комитета всемирного наследия.
Это очередное свидетельство того, что историко-культурные объекты Восточного Кавказа привлекают к себе внимание и получают признание на самом высоком мировом уровне.
На сайте Центра всемирного наследия ЮНЕСКО отмечается, что исторический центр Шеки, восстановленный после разрушения в результате селей в XVIII веке, характеризуется традиционным архитектурным ансамблем домов с высокими остроконечными крышами. «Расположенный вдоль важных исторических торговых путей город был построен под влиянием сефевидских, каджарских и русских архитектурных традиций. Ханский дворец, расположенный на северо-востоке города, а также ряд купеческих домов отражают богатство Шеки, порожденное шелководством и торговлей шелковыми коконами с конца XVIII по XIX века».
История
Шеки был одним из важных центров, расположенных на ответвлении Шелкового пути, который в древности представлял собой целую паутину торговых контактов. К 18-19 векам Шеки стал международным центром производства шелка.
Как и вся северная, гористая часть, это один из самых живописных уголков Азербайджанской Республики. Город примечателен своей атмосферой подлинной старины, которую формируют мощеные улицы и средневековая архитектура.
Несмотря на свое богатое культурное наследие, Шеки в значительной степени был обделен вниманием большинства туристов, но теперь ситуация может измениться. Статус объекта, находящегося под защитой ЮНЕСКО, просто так не станут давать, а значит, в Шеки действительно есть на что посмотреть, что и затянет туда туристов.
Одним из шекинских объектов, внесенных в список ЮНЕСКО, стал местный Караван-сарай. Здесь, у подножия высоких лесистых гор Кавказа, проезжающие мимо торговцы и их нагруженные товарами животные останавливались по пути в Тбилиси или Баку и ночевали в одном из пяти городских караван-сараев.
В былые времена торговцы и путники, а в наше время уже туристы, могут остановиться в номерах отеля Юхари Каравансарай. На полпути вверх по улице М. Ф. Ахундова в Старом городе Шеки стоит мини-крепость, а вход в отель ведет через внушительный оригинальный деревянный дверной проем.
Внутри находится двухуровневая аркада из арок вокруг тихого центрального двора, в котором когда-то были привязаны верблюды торговцев, ныне усеянный деревьями и местами для сидения.
Дворец шекинских ханов
В нескольких шагах вверх по холму находится главная достопримечательность Шеки. Это Летний дворец шекинских ханов, правивших этими местами с 1743 по 1819 год. Построенное в конце 18 века двухэтажное здание имеет потрясающий, богато украшенный интерьер и внешний вид.
В конструкцию этого живописного сооружения вошло русское дерево, французское стекло, османская керамика и иранская зеркальная работа. Фасад покрыт в значительной степени мозаикой из разноцветного стекла, установленной в деревянной решетке, называемой «шебеке» – она построена без гвоздей или клея. Примеры мастерства шебеке можно найти по всему Шеки.
Внутри дворца шесть комнат полностью покрыты сложными фресками, изображающими цветы, фауну, сражения и сцены охоты. Как и Дербент, Шеки имеет долгую историю религиозного разнообразия, в округе находится множество мечетей и церквей. В нескольких километрах к северу от города находится церковь в селе Киш, население которого вплоть до 19 века осознавало себя удинами – народом лезгинской группы.
Важно подчеркнуть, что история Шекинского края тесно и напрямую связана с судьбой народов лезгинской группы. С древних времен здесь жили автохтоны Кавказа, племена Кавказской Албании, которые являются предками современных народов лезгинской группы. Их потомки и ныне населяют обширные территории в северной части Азербайджанской Республики, к которой относится Шекинский район.
Следует упомянуть, что корни династии шекинских ханов по одной из популярных версий берут свое начало среди народов лезгинской группы.
Так, по найденной в 1909 году рукописи 19 века «Родословная шекинcких ханов и их потомков», автором которой является уроженец г. Шеки 1795/96 года рождения Сеид Хаджи Абдулхамид эфенди, род шекинских ханов происходил от принявшего Ислам христианского священнослужителя по прозвищу Кара-Кешиш.
Таким образом, родоначальником династии с высокой вероятностью мог быть удин. Сама династия шекинских ханов берет начало в 1444-1445 годах (848-й год по Хиджре), в период, когда город еще сохранял коренную христианскую общину. Шеки долгое время оставался одним из центров христианства в восточном Закавказье. Есть упоминания о том, что шекинский епископ принимал участие в соборах Албанской церкви.
Корреспондентский корпус ФЛНКА
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.